Выводы Детский психолог – это специалист, помогающий детям и их родителям гармонизировать отношения, преодолеть жизненные трудности и невзгоды, нормализировать поведение и эмоциональное состояние ребенка.
Зачем идти к детскому психологу?
Кто как не любящие родители замечают малейшие перемены в настроении своего ребенка и тут же бросаются ему на помощь? И часто достаточно одной любви, ласки и терпения, чтобы помочь малышу. Но в жизни бывают такие ситуации, когда одной родительской любовью не обойтись, и тогда на помощь приходит детский психолог.
- Когда ребенок маленький и беспомощный, родители с удовольствием общаются с ним: берут на руки, разговаривают, стараются вызвать ответную улыбку.
- Каждое новое умение малыша вызывает восторг.
- Вот ребенок начал держать головку, тянется к погремушке, пытается встать на ножки, у него появляется первый интерес к близким людям и предметам.
В этот период самая трудная обязанность родителей — это уход за ребенком, и кажется, что нет важнее задачи на свете, как вовремя покормить малыша, поменять подгузник и побольше гулять с ними. Но вот маленький человечек делает первые шаги, говорит первые слова.
Кончаются бессонные ночи, ребенок начинает приобретать навыки самообслуживания, переходит к «взрослой» пище. Мама чувствует себя спокойнее и увереннее в обращении с ним. Ребенок растет, становится самостоятельнее день ото дня — и перед нами уже человечек со своим особым внутренним миром, с собственными желаниями, привычками, вкусами, нередко упорно утверждающий свою самостоятельность.
При этом он, конечно, еще очень зависим от близких. И тут появляются другие трудности — с воспитанием. Малыш мало похож на взрослого, ведь он чувствует и мыслит иначе. Чувства его могут быть сильны, но чаще они не стойки: то, что его сегодня увлекло, завтра может быть забыто.
Ребенок семимильными шагами движется вперед в своем развитии. Как это происходит? Что творится в его внутреннем мире? На эти и другие вопросы отвечает детская психология. Она изучает закономерности психического развития ребенка. Детский психолог помогает ребенку становиться взрослым, безболезненно преодолевать естественные трудности в развитии личности, учит умению общаться с другими людьми и тому, как полнее раскрыть свои потенциальные возможности, гармонично развить мышление, память, воображение, учитывая неповторимую индивидуальность каждого.
Конечно, в семье родители в большинстве случаев могут и сами правильно оценить состояние и поведение ребенка, помочь ему лучше использовать его природные возможности, найти лучшие способы взаимодействия с ним. Мало найдется родителей, которые в определенные моменты воспитания ребенка не задавали себе вопрос: «Что происходит? Почему мой малыш не слушается, почему сердится, почему вдруг плачет или смеется, почему сейчас он такой послушный, а через некоторое время начинает упрямиться; почему сегодня не хочет идти в сад или в школу, а завтра бежит туда с удовольствием?» Список вопросов может быть бесконечным — ведь это наша жизнь вместе с самым родным существом на свете! Как ответить на все эти вопросы, как помочь ребенку, как не повредить тот хрупкий внутренний мир, который в нем закладывается? Для многих мам и пап в некоторые периоды эти вопросы встают особенно остро.
Зачем нужна детская психология?
Что лечит детский психолог? — Детские психологи оказывают помощь в:
Преодолении типичных возрастных проблем Определении индивидуальных особенностей и способностей ребенка (в том числе его характера) Налаживании отношений со сверстниками, родителями и близкими
Поддержка психолога актуальна в случае, если ребенок страдает от:
Ночных страхов Плохого аппетита Беспокойного сна Смены настроения Задержек развития (в том числе нарушений речи) Боязни общения Вредных привычек (грызет ногти, сосет пальцы и др.) Боязни темноты и др.
Психологи занимаются устранением и ряда других проблем.
Для чего нужны занятия с психологом?
Работа детского психолога может включать в себя: — Психодиагностика Психолог владеет довольно большим набором психодиагностических средств и методик. Специалист может попросить ребенка что-то нарисовать, может поиграть с ним в увлекательную игру. На самом же деле с помощью этих процедур выявить необходимые данные.
Развивающие занятия С помощью психологических игр специалист поможет развить у ребенка необходимые навыки и качества. Внимание, память, усидчивость, логическое и образное мышление – в арсенале детского психолога развивающие игры для самых разных возрастов. Детская психотерапия При наличии у ребенка серьезных эмоциональных или личностных трудностей может потребоваться психотерапевтическая работа.
Это могут быть занятия на снятие тревожности, страхов, агрессивных тенденций, а также на повышение самооценки. Игра, рисунок, сказка – все знакомые и интересные для ребенка предметы и занятия становятся в руках специалиста мощным средством помощи. Семейное консультирование Для решения проблемы ребенка зачастую достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации, окружающей ребенка.
- Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной психологической работы с самим ребенком.
- Визит к психологу поможет разобраться с объективной ситуацией, с эмоциональным состоянием ребенка, выявить причины трудностей.
- Для этого вовсе не нужно дожидаться критической ситуации, психологическая профилактика не менее важна, чем медицинская.
Рекомендуем также прочитать:
Зачем изучать детскую психологию?
Зачем родителям изучать детскую психологию? — Маме и папе изучать детскую психологию нужно, чтобы лучше понимать своего ребенка и помогать ему оптимально развиваться. Родители активно читают книги и статьи о том, как малыш развивается физически: про нормы роста и веса, зубки, грудное вскармливание, прикорм, приучение к горшку, когда дети начинают переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, держать ложку и т.п.
- А вот знания о том, как развивается психика ребенка, стремятся получить не так часто.
- В результате думают, что ребенок — это такой же человек, как взрослый, только меньшего размера.
- И предъявляют к его поведению нереалистичные требования.
- Когда ребенок может понять мысль «папа пошел на работу»? Не раньше, чем начнет овладевать речью.
Мы ведь мыслим словами. Мышление, как его понимают взрослые, появляется только у тех детей, кто уже начал говорить. Рациональное, абстрактное мышление, способность видеть причинно-следственные связи недоступны ребенку до четырех-пяти лет. Примерно до пяти лет отсутствует умение поставить себя на место другого, ведь это сложная мыслительная операция.
- Знания об этом помогают родителям понять, что ребенок чего-то не понимает не назло, а просто в силу возраста.
- Когда вы понимаете, что стоит за поведением ребенка, вы можете по-другому реагировать на сложные ситуации.
- Никому не приходит в голову злиться, когда десятимесячный малыш неуверенно делает первые шаги.
Мы не бухтим: «Почему ты не можешь встать и нормально пойти? Почему ты теряешь равновесие?». Нет, мы умиляемся и фотографируем его. Нам очевидно, что он только учится. В психике ребенка происходит огромное количество изменений, но они не так очевидны. Он не может чего-то понять, долго терпеть, планировать, учитывать последствия не потому, что упрямится или плохо воспитан.
- Он правда еще этого не умеет.
- Для него все непонятно: ни мир предметов вокруг, ни сфера человеческих отношений.
- И пока он учится, ему нужны терпение и поддержка родителей.
- Представьте, что вы учитесь нырять с аквалангом.
- Вы всецело доверяете инструктору, потому что ничего не знаете о том, как вести себя в новой сфере.
А инструктор ворчит: «Что вы мне задаете дурацкие вопросы, что тут непонятного? Это же очевидно. Вы меня уже пять раз об этом спрашивали. Вы слышали вообще, что я вам говорил? Что, так трудно запомнить?!». Как быстро вы освоите новое? С таким отношением вы, может, вовсе передумаете погружаться под воду.
- Ребенок не может передумать расти.
- Но ему очень важно, чтобы родитель, который является его проводником в большом мире, понимал его и поддерживал.
- От того, насколько бережно, терпеливо, внимательно проводник относится к «ученику», зависит скорость освоения мира, желание этот мир осваивать, уверенность в себе и любознательность.
Знания о том, как развивается и формируется ребенок на каждом этапе детства, помогают родителям быть спокойными, адекватными, разумными, зрелыми. Если вы не понимаете причины детского поведения, можете придумать себе мотивы, которых у ребенка нет, становиться раздражительными, нетерпеливыми.
Каким детям нужен психолог?
3. Возрастные кризисы — Психолог PROFI.RU Оксана Ерёмина : «В психологии выделяется несколько возрастных кризисов. Первый — кризис 3 лет, когда ребёнок начинает проявлять самостоятельность („я сам»). Но тут психолог скорее будет работать с родителями. Следующий сложный момент — поступление в школу, когда творческая и игровая активность сменяется школьной строгостью.
- Далее следует переход из младшей в среднюю школу, когда вместо одного учителя, с которым выстроены отношения, появляется несколько — каждый со своими требованиями.
- Подростковый возраст (с 11–12 до 14–15 лет) можно целиком рассматривать как кризисный период, но пик приходится на 13–14 лет, когда дети обесценивают родителей и проявляют псевдовзрослость через курение, употребление нецензурной лексики и так далее».
С возрастными кризисами часто совпадают изменения социального окружения: поступление в школу, переход в старшие классы, когда учеников из параллели «перетасовывают» в зависимости от профиля. В некоторых ситуациях помощь психолога нужна при определении готовности ребёнка к школе.
- В целом же задача родителей сводится к наблюдению за тем, насколько успешно ребёнок адаптируется к изменениям.
- Психолог PROFI.RU Алексей Кравченко : «В норме эмоции и детей, и взрослых должны находиться в определенных пределах: нормально испытывать грусть, если она не переходит в депрессию.
- Замечательно, когда человек испытывает радость без перехода в манию.
Родители должны быть внимательны к эмоциональным проявлениям ребёнка и периодически задаваться вопросом, не чрезмерно ли выражено у него то или иное переживание, соответствует ли оно тому, что должно быть. Ориентироваться стоит на свой жизненный опыт, наблюдения за другими детьми.
- Обязательно обращайтесь к специалисту при любых сомнениях».
- Еще один сложный момент — выбор профессии.
- Сейчас во многих школах есть психологи, которые проводят профориентацию, проходят уроки по выбору профессии.
- Но не лишним будет спросить, уверен ли ребёнок в своем выборе, предложить дополнительную профориентацию.
Визит к психологу точно нужен, если школьник не может выбрать профильный класс, не понимает, какие у него склонности. В 7–8 классе проводится предпрофильная ориентация, в первой-второй четверти 8 класса консультация по выбору профессии. Итак, помощь психолога обычно требуется в трех случаях: если ребенок сильно отличается от сверстников (как в плюс, так и в минус), пережил травмирующее событие (даже в качестве свидетеля) или проходит через возрастной кризис.
Что может Детский психолог?
Какие услуги предоставляет детский психолог? — Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.
В чем заключается работа психолога с детьми?
Понедельник: 8.00 — 15.42 Вторник: 8.00 — 15.42 Среда: 10.00 — 17.42 Четверг: 8.00 — 15.42 Пятница: 8.00 — 15.42 Перерыв: 12.00— 12.30 |
Что делает педагог — психолог в детском саду? Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом — это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи.
В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение. Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса — педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей.
Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку. Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.) Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям.
Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов — это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе. Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка,
Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
- Выявление причин нарушений эмоционально — личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
- Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно — развивающих программ
- Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
- Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
- Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
- Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
- Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
- Повышение психолого — педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.
Деятельность педагога — психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях: Деятельность педагога — психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно — образовательного процесса:
Оказание психологической помощи детям:
- Психологическая диагностика
- Коррекционно — развивающая работа
- Психологическое сопровождение ребенка
Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
- Консультирование по проблемам развития
- Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно — развивающей работы
- Психологическое просвещение по вопросам воспитания и развития детей
Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
- Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
- Психологическое просвещение
- Взаимодействие с другими специалистами
Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
В ДОУ функционирует 12 групп: 10 групп общеразвивающей направленности и 2 группы компенсирующей направленности для детей с ОНР Что же делает психолог в ДОУ?
Возрастная группа | Что делает педагог — психолог? | ||||||||||||||
группа раннего развития (I младшая) (2 — 3 года) |
|
||||||||||||||
II младшая группа (3 — 4 года) |
|