Есть несколько совершенно определенных «надо» и «не надо», о которых нужно помнить, разговаривая с детьми. Чтобы сделать общение с ребенком простым и полезным опытом для вас обоих, старайтесь следовать этим советам.1. Слушайте внимательно. Это особенно важно, если вы обсуждаете что-то серьезное.
Выключите телефон, телевизор и все остальные гаджеты. Недавние исследования показывают, что дети прекрасно осознают, когда родители игнорируют их, залипая в телефоне. Не общайтесь с детьми на ходу, минимизируйте посторонний шум и найдите тихое и спокойное место, чтобы поговорить.2. Говорите, когда они слушают внимательно.
Прежде, чем начать разговор, убедитесь, что вы поймали взгляд ребенка и что вы оба достаточно внимательны.3. Задавайте конкретные вопросы. На вопрос «Как у тебя школе?», вы, скорее всего, услышите в ответ: «Нормально». Попробуйте вместо этого спросить, что было для ребенка сегодня самым интересным, дурацким, важным.
Ответ, скорее всего, будет гораздо подробнее и не ограничится одним словом.4. Не игнорируйте и не срывайтесь. Мы все это делали: давали происходить тому, что нас раздражает и задвигали решение трудности в дальний ящик, потому что и так происходит куча всего. Проблема в том, что игнорирование проблем только ухудшает дело.
А так как мы, родители, всего-навсего люди, мы в конце концов можем спустить на ребенка все свое накопившееся раздражение. Чтобы не допустить такой неприятности, старайтесь преодолевать трудности как можно раньше, пока вы в состоянии держать себя в руках — спокойно, вдумчиво, бесконфликтно все обсудить и предложить решение.5.
Не читайте нотаций и не говорите слишком подробно. Высказывайтесь кратко и просто, особенно в случае с детьми помладше.6. Не нависайте над ребенком. Когда вы физически находитесь выше ребенка и смотрите сверху вниз, вы создаете дисбаланс, который пугает, особенно если вы расстроены, раздражены или злитесь.
Спуститесь на его уровень и поговорите с ним спокойно и наравне, даже если вы чем-то недовольны и собираетесь призвать ребенка к порядку.7. Не ссоритесь. Не угрожайте и старайтесь не быть агрессивным. Дети лучше воспримут вас, если вы предложите обсудить проблему и постараться найти решение вместе.8.
- Не критикуйте и не оскорбляйте.
- Пусть ваши слова будут в целом позитивны.
- Услышав, как вы ругаете его, ребенок в следующий раз не поделится тем, что у него на уме – ни трудностью, ни радостью.
- Свое мнение важно формулировать с уважением, даже если вы не согласны и мнение ребенка кажется вам глупым.9.
- Сохраняйте терпение.
Возьмите себя в руки перед тем, как начинать разговор с ребенком. Если вы злитесь, постарайтесь сперва успокоиться, а потом уже беседовать. Крик — это неуважение, он учит вашего ребенка, что агрессия — это нормально. Кроме того, он теряет со временем свою действенность.10.
Как начать знакомство с ребенком?
Будущие приемные родители имеют право встретиться с ребенком, только имея на руках направление, выданное органом опеки и попечительства или оператором банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и обязаны придерживаться правил детского учреждения.
Необходимо соблюдать режим, согласовывать свои действия с администрацией и воспитателями. Задача потенциальной семьи — это сотрудничество со взрослыми, которые заботятся о ребенке и несут за него ответственность. Даже в том случае, если семье многое не нравится, не стоит вступать в конфликт. Когда персонал детского дома расположен к семье, он охотнее и подробнее предоставит информацию о ребенке, в том числе неформальную.
Не нужно ждать от первой встречи слишком много, ваша задача — показать ребенку, что вы не опасны, наладить контакт, и найти темы для общения. Не нужно обещать лишнего и сразу сообщать ребенку, что его возьмут в семью. Это можно делать только тогда, когда вы абсолютно уверены, что берете его, и когда положительно решены все юридические вопросы.
Поэтому адекватный вариант знакомства — представиться ребенку по имени, и сказать, что хотите с ним познакомиться. На его вопросы отвечайте прямо и просто. Если ребенок спросит: «Зачем?» — то вы можете сказать, что он понравился, и вы хотите с ним познакомиться и подружиться. Расскажите немного о себе, чем занимаетесь, о своей семье, покажите фотографии дома, домашних животных.
И узнавайте больше про ребенка — что он любит, чем интересуется, с кем дружит. При знакомстве важно учитывать возраст ребенка. Чем он старше и чем сильнее травмирован, тем больше понадобится времени на знакомство и формирование доверия. Рассмотрим особенности установления контакта с детьми разного возраста.
- Младенцы и дети раннего возраста.
- Когда родители хотят принять в семью младенца из дома ребенка, часто у них нет возможности многократно посещать его, потому что дом ребенка является медицинским учреждением с соответствующими правилами.
- Однако собрать информацию о ребенке и те факты, которые известны о его родителях, достаточно важно.
Это может понадобиться как для последующей работы с историей жизни ребенка, так и для понимания особенностей, которые могут проявляться у детей с возрастом. Хорошо, если есть возможность получить разрешение у администрации прийти хотя бы несколько раз, чтобы посмотреть, как малыш спит, как его пеленают, кормят.
- Это даст возможность привыкнуть к ребенку, почувствовать его особенности.
- У детей в учреждениях мало впечатлений, слишком яркая, необычная одежда и украшения, резкие запахи могут разволновать и напугать его.
- Одеться лучше как можно проще, чтобы было удобно сесть рядом с ребенком на пол, или брать его на руки.
Подарки не должны быть дорогими или сложными, самым маленьким лучше привезти погремушки или прорезыватели. Для малышей от двух лет подойдут игрушки, которые можно надеть на палец, и говорить от их имени, они помогут вам познакомиться с ребенком. Маленькие дети сильно реагируют на физическое состояние взрослых — как они дышат, двигаются, разговаривают.
Как поддержать разговор с ребенком?
4. Понять и принять. — Часто еще с детского возраста родители говорят детям – «ты мальчик, перестань плакать» или «ты девочка, перестань орать и носиться». Если ребенок боится войти в темную комнату, ему говорят, что там нет ничего страшного, просто иди и все. Но дело в том, что это в нашем возрасте в темной комнате нет монстров. Это мы, взрослые мальчики и девочки, можем пережить обиду без слез и обойтись без беготни от счастья (и то не всегда). В детстве, когда вы сами жаловались, что боитесь спать в темной комнате, вам бы очень помогло, если б ваша мама сказала – хорошо, я не буду закрывать дверь, и тебе не будет страшно. Оставьте открытой дверь для своего ребенка. Выслушайте его. Вспомните себя.
- Скажите, что это вообще-то нормально, что нельзя любить вообще все-все.
- Подумайте вместе, как быть.
- Может быть, вы найдете преподавателя, который поможет полюбить то, что еще вчера казалось ужасным.
- Главное – откройте сердце навстречу страхам и проблемам ребенка.
- Чтобы наладить отношения с ребенком и поддерживать их, поставьте разговоры на самое важное место.
Искренне интересуйтесь жизнью детей, подробно обсуждайте разные события, эмоции и чувства, держитесь доброжелательного тона и не давите без лишней необходимости. Вы увидите, на какие чудеса способны простые человеческие разговоры! Главное – старайтесь не идти на поводу у эмоций, лучше попробуйте встать на сторону ребенка. Вероятнее всего, на многие вещи вы сможете взглянуть другими глазами.
Можно ли сюсюкать с ребенком?
Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка — «сюсюкать» с ним. Тем самым Вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение.
Можно ли говорить ребенку рот закрой?
Ситуация № 4: « Рот свой закрой, кому сказала» Ребенок плачет на улице и не может успокоиться, мать говорит : « Рот свой закрой, кому сказала». — Родителю ни в коем случае нельзя говорить такую фразу ребенку, он ищет поддержки, а его потребность не удовлетворена.