На кортах Национального теннисного центра имени Х.А. Самаранча в Москве 29 августа прошел благотворительный теннисный турнир «Победим вместе». Турнир организовали Президентский центр Б.Н. Ельцина совместно с Федерацией тенниса России. Идея и цель турнира была проста и благородна – собрать средства для помощи детям с особенностями развития.
В Президентском центре Б.Н. Ельцина это постоянная, традиционная часть работы, которая, конечно, будет продолжаться и дальше, но непростые времена заставляют искать новые формы организации. Работа с особенными детьми, это, например, программа «Плавание» для социальной реабилитации инвалидов через физическую культуру и спорт, привлечение людей с ограниченными возможностями здоровья к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
В рамках программы организованы регулярные занятия плаванием для людей с синдромом Дауна, проводится Открытый турнир по этом виду спорта. Большая часть занимающихся по программе – именно дети и молодые люди. На доброе начинание откликнулась и погода – чудесное, уже нежаркое солнце радовало весь день, что позволило участникам играть на открытых кортах.
Здесь уместны несколько слов о самом Центре. Расположен огромный современный комплекс в месте редкой красоты – на берегах поймы Химкинского водохранилища, весь в зелени. Здесь проходят самые значимые для Федерации тенниса России и российского спорта соревнования: первенства России, матчи «Кубка Дэвиса», турниры серии «Челленджер», WTA, командные чемпионаты мира по пляжному теннису, полный список – очень длинный.
Здесь все продумано, играть удобно и приятно. Регламент турнира – и финансовый, и чисто спортивный – был простым. Участник-благотворитель как правило бизнесмен (а в теннисе – любитель), платит взнос и играет в паре с настоящим теннисным мастером, профессионалом.
Имена участников-бизнесменов мы называть не будем, поскольку искренняя благотворительность – не шумная и не громкая, не рекламная. А теннисных мастеров представить надо. Это известные всей стране звёзды российского тенниса разных лет: Евгений Кафельников, Анастасия Мыскина, Елена Дементьева, Надежда Петрова, восходящая звёздочка Диана Шнайдер и чуть менее известные спортсмены.
Если приводить все их спортивные регалии, то перечисление займет очень-очень много места. Другими словами, формат – профессионал/любитель. Но любитель мог не только играть микст, но и пару, поскольку профессионалы были и мужчины, и женщины. Всего в турнире приняли участие 10 (десять) пар.
- Все пары сыграли по четыре матча, а вышедшие в полуфинал и финал – по пять.
- Иными словами – все было по-честному, по-спортивному.
- Теннисные соревнования – это всегда праздничное зрелище, такова природа этого вида спорта: форма, антураж, правила.
- Но на благотворительном турнире спортивный акцент – бились ведь не за рейтинги и призовые – был смещен в сторону красоты самой игры.
Что приносило радость и самим игрокам, и болельщикам. Рубились честно, бескомпромиссно, не жалея сил. А у болельщиков с лиц не сходили улыбки, настроение на трибунах было на редкость доброжелательным.
Как понять что ребёнок особенный?
Особые дети Таким термином принято называть детей, чье развитие сильно отличается от нормы. И от появления в семье особого ребенка не застрахована ни одна семья. Сейчас масс-медиа все чаще привлекают внимание общества к жизни людей с ограниченными возможностями.
Раньше семьи с детьми, страдающими разного рода нарушениями, были во многом предоставлены сами себе, жили замкнутой жизнью, общаясь в основном с врачами. Во многом и сейчас происходит также, но ситуация все же сдвинулась с мертвой точки. Появились инклюзивные детские сады и школы, о проблемах семей, имеющих особенных детей, снимают телепередачи и художественные фильмы.
Появляются волонтеры и фонды, работающие с такими семьями. Да и общество постепенно пересматривает свое ханжески-стыдливое отношение к ним. О том, как распознать одно из самых распространенных нарушений развития — аутизм, и как бороться с этой проблемой, «Мир 24» рассказал психолог инклюзивного детского сада Михаил Игнатов.
Вот как говорят о нем коллеги: «Михаил удивительно умеет наполнить всех позитивом и уверенностью в успехе: родителей, которые не знают, что им делать, и даже педагогов. Он неутомим, очень заинтересован в результатах своей работы и, образно говоря, этой своей убежденностью сдвигает такие скалы, которые, кажется, никому не под силу сдвинуть».
— Михаил, как давно ли вы работаете с детьми с расстройством аутистического спектра? — Я окончил факультет психологии Высшей Школы Экономики по специальности психолог, преподаватель психологии, специализация — консультирование и психотерапия личности. На последнем месте работы, в инклюзивном детском саду я работаю 6 лет. Это такой детский сад, в котором в группу детей условно-возрастной нормы включены несколько детей с ограниченными возможностями здоровья. В младших группах их немного, 1-2 ребенка на группу, в старших бывает по 5-6, но не больше 30% особенных детей в группе.
- Это не только дети с РАС, но и дети с церебральным параличом, с синдромом Дауна, слабослышащие и дети с другими особенностями в развитии.
- Что такое аутизм и откуда он берется? — Аутизм — это нарушение в развитии нервной системы.
- Под этим термином собрано огромное множество смежных нарушений развития ребенка со схожими внешне чертами.
Это нарушение речи: ее либо нет, либо она сильно отстает от положенного по возрасту уровня. Это избегание контактов — нарушение социального взаимодействия, когда ребенок не заинтересован во взаимодействии. Он находится не с вами, и вытащить его из его занятия в общение очень трудно. Это тот специфический набор признаков, который дает повод подозревать аутистический тип развития.
Как мы можем помочь детям с ограниченными возможностями?
Офис фонда «Подари жизнь» — Благотворительный фонд помощи детям с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями. Здесь могут понадобиться средства личной гигиены, постельное бельё, пелёнки, памперсы, лекарства и другое. Не менее важны приятные подарки для детей, которые поднимают юным пациентам настроение — игрушки, конструкторы, раскраски, книги.
Как поддержать маму особенного ребенка?
«Ты не виновата» — Чувство вины – то, с чем очень часто сталкиваются родители при рождении особенного ребёнка. Мамы и папы начинают винить себя в проблемах со здоровьем младенца, искать причины этого и стыдиться своего малыша. От рождения ребёнка с инвалидностью не застрахован никто, но, увы, находятся недоброжелатели, которые подливают масло в огонь и обвиняют родителей в произошедшем. На фото: Елена Садыкова с сыновьями Робертом и Искандером «Мамы детей с особенностями часто винят себя за то, что уже не исправить: за упущенное время, за (как им кажется) недостаточную работу с ребёнком, за то, что их тело не смогло произвести на свет здорового человека.
- Вина – одно из самых токсичных чувств.
- Это попытка самонаказания на психологическом уровне.
- И часто нам необходимо разрешение извне, чтобы его не испытывать», – комментирует психолог Елена Садыкова,
- Более того, иногда на фоне сильного стресса внутри семьи происходят недопонимания и, например, отец может перенести всю ответственность за рождение ребёнка с особыми потребностями на маму.
В этой ситуации лучшее, что могут сделать окружающие – это не задавать вопросов типа «а почему так?» и «что случилось?». Оставьте своё любопытство при себе. Поверьте, родителям и так очень непросто и зачастую они сами не понимают, «почему так» и «почему именно они».
Кто работает с особенными детьми?
Тьюторы в детском саду появились недавно. Эти специалисты занимаются с детьми -аутистами в ресурсных группах.
Какая главная задача педагога с особенными детьми?
Задачи : -способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка. -проводить психолого-педагогическую коррекцию отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, поведенческом, мотивационном, эмоциональном, волевом, двигательном и пр.)
Для чего рождаются больные дети?
Как показывает статистика в большинстве случаев рождаются здоровые дети. Но как всегда во всех правилах есть исключения и иногда могут родиться дети с самыми разными патологиями, что конечно же вызывает сильное волнение у родителей. Патологий на сегодняшний день есть очень много и перечислить их все просто нереально, но стоит вспомнить о тех, которые встречаются чаще всего.
- Различия между родовыми травмами и патологиями.
- Родовыми травмами называют проблемы со здоровьем у ребенка, которые произошли из-за тяжелых родов, ошибок медицинского персонала или самой мамы.
- Повреждения могут быть любыми и разной тяжести, от гематом до вывиха плеча.
- Патологией новорожденных считаются более глубокие повреждения, которые диагностируются не сразу.
Причинами таковых могут быть совершенно разные факторы. Одними из таких можно отметить проблемы с центральной нервной системой, с развитием органов и систем, хромосомные мутации. Если рассматривать классификацию подобных патологий, то можно выделить те, которые произошли из-за генетических нарушений, и те, которые были приобретены.
Хромосомная патология плода. Одним из самых распространенных патологий считается синдром Дауна. Случаев рождения больных детей в последнее время становится все больше и больше. К сожалению, профилактических мер от этой болезни нет. Нередко у здоровых родителей рождаются больные дети, и ученые до сих пор не могут точно сказать, почему такое происходит.
Однако узнать об этой патологии новорожденных детей можно еще в первой половине беременности. Для этого делается скрининг. После того как женщина узнает об этом, она может сделать выбор: оставить ребенка или же избавиться от него. Это личное решение каждой девушки, поэтому осуждать за это не стоит.
Обязательно, если есть такие-то предпосылки к проблемам, изучается материн анамнез. Патологии новорожденных иногда передаются по наследственному фактору. У девочек может развиваться болезнь Шерешевского-Тернера. Это заболевание присуще только девочкам. Нередко находят его в 10 лет. Сопровождается тем, что развивается легкая степень отсталости, а также бесплодие.
Болезнь характеризуется отсутствием одной хромосомы типа X. Патология новорожденных мальчиков — болезнь Клейнфелтера. Проявляется высоким ростом и отсутствием возможности иметь детей. Характеризуется наличием 47-й хромосомы. Кроме этих болезней, есть еще целый ряд заболеваний, которые развиваются из-за проблем с хромосомами, однако описанные встречаются чаще всего.
Профилактика от хромосомных проблем. Есть два варианта, которые позволят вам не иметь больных детей. Первый из них — консультация специализированного врача до беременности. Второй вариант — это скрининг в определенный срок беременности. Затягивать нельзя, так как, после того как время закончится, ответы будут неверными.
Поэтому исследование надо делать строго тогда, когда скажет врач. После этого вы можете решить, что делать с ребенком, если окажется, что он больной. «Приобретенные» патологии. Врачи уже устали каждой женщине повторять, что они должны готовиться к своей беременности.
Как называют особенных детей?
Аутисты – это особенные дети или люди, которые ограждают себя от воздействия общества и им абсолютно все равно на мнение окружающих. Как и откуда начинается данное нарушение в мозге точно пока никому не известно.
Кто такие дети с особенностями развития?
К детям с особенностями психофизического развития относят детей: с интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха; нарушениями зрения; с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; трудностями в обучении; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм), тяжелыми и (или) множественными нарушениями.Почему так важно обеспечить детям с особенностями в развитии доступ к специальному, особым образом организованному и построенному, образованию? Дело в том, что ребенок с особенностями в развитии — это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями, есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения.
Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений.
Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.
По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации — является метафора Л.С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности — «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член — рука или нога — выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами.
- Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка — это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган» (Л.С.Выготский, 1995).
- Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Ключевым понятием для определения целей и задач реабилитации через образование является понятие «особые образовательные потребности».
Что понимается под особыми потребностями детей?
Е.Л. Гончарова Ленинградский государственный университет им.А.С. Пушкина, Санкт-Петербург О.С. Никольская ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва О.И. Кукушкина Ленинградский государственный университет им.А.С. Пушкина, Санкт-Петербург «Ребенок с особыми образовательными потребностями» – относительно новый, но уже достаточно устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.
Лексема вытеснила из широкого употребления ранее используемые термины «аномальный ребенок», «ребенок с нарушениями в развитии», «ребенок с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их специальные термины («аутист», «даун», «спастик», «алалик», «дизартрик» и пр.), которые с конца ХХ века воспринимаются обществом как слова с отрицательной коннотацией.
В современном понимании ребенок с особыми образовательными потребностями – это ребенок, нуждающийся в специальных условиях обучения и воспитания для его максимально возможного развития, образования, введения в культуру сообщества и семьи. Фиксируя отказ законодателя и общества разделять людей на полноправное большинство и ограниченное в правах меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике названных детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы к фиксации их особых социальных и образовательных потребностей.
- Новое определение подчеркивает ответственность законодателя и общества за выявление и реализацию этих потребностей.
- Термин «ребенок с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в профессиональном и научном контекстах.
- В профессиональном контексте данный термин важен потому, что ориентирует специалистов на выявление особых образовательных потребностей и определение путей их удовлетворения по отношению ко всем категориям и группам детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом диапазона вариантов их развития.
В научном контексте данный термин важен и потому, что указывает на «проницаемость» границ между науками о детях с нормативным и отклоняющимся развитием, так как особые образовательные потребности могут быть обусловлены не только ограничениями здоровья, но и социокультурными факторами.
Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в США и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»). Осваивая новый термин, российская научная школа определила его содержание, основываясь на классическом заложенном Л.С.
Выготским понимании «аномального» ребенка как ребенка с вторичными нарушениями развития, нуждающегося в «обходных путях» культурного развития, обучения и воспитания, специальных условиях образования. Российская научная школа выделяет особые образовательные потребности:
- общие для всех детей с ограниченными возможностями здоровья;
- специфичные для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья;
- индивидуальные образовательные потребности, определяемые уникальной историей жизни, воспитания и образования конкретного ребенка;
К общим для всех детей с ограниченными возможностями здоровья можно отнести следующие особые образовательные потребности:
- Время начала обучения – потребность в максимально раннем (на первых годах жизни ребенка) выявлении трудностей развития и немедленном развертывании психолого-педагогической помощи, учитывающей особые потребности ребенка.
Когда у ребенка появляется сознание?
1. Ранний возраст —
- Осознание границ своего тела — 1 год.
- Формирование у ребёнка способности к самостоятельным действиям с предметами.
- От года до трёх лет зарождается самосознание. Примерно в 2 года ребёнок начинает себя узнавать в зеркале, что является простейшей формой самосознания.
- Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребёнок называет себя по имени в третьем лице.
- К трём годам появляется местоимение «Я», появляется первичная самооценка — осознание не только своего «Я», но и того, что «Я — хороший», «Я очень хороший». Подобное завышение самооценки связано с потребностью в безопасности и носит эмоциональный характер, а также сильно зависит от близких взрослых.