Как отвечать ребенку на оскорбления — советы психологов — Очень часто маленькие дети произносят оскорбительные слова, не осознавая их смысл. В этом случае бывает достаточно просто донести до них, что эти слова неприличные и их лучше всего убрать из своего лексикона. Некоторые родители убеждены, что самым доходчивым ответом на оскорбление является сила. Ударил обидчика, и всякое желание нападать у него пропадет. Ничего подобного, не стоит забывать, что агрессия порождает еще большую агрессию. Затаив обиду, противник может напасть «со спины».
- И в этом случае словесная баталия перерастет в физическую агрессию.
- Психолог Наталья Науменко : Важно донести до ребенка простую мысль: если кто-то говорит о тебе гадости, это не твоя проблема, а его.
- Научить ребенка правильно реагировать на оскорбления, не бросаясь в бой по каждому поводу, быстро не получится.
Это кропотливая работа, на нее нужно месяца три-четыре. И иногда бывает нужно изъять ребенка из среды, где его травят. Если нет принятия среды — нельзя работать над самооценкой. Можно забрать ребенка на семейное обучение, на экстернат и вернуть его в школу позднее.
- Часто бывает, что в травле виноват не ребенок, а среда.
- Например, классический вариант сказки о гадком утенке — одаренный ребенок в школе в социально неблагополучном районе.
- Мы, взрослые, можем выбирать для себя среду — можем уволиться с работы, где нас унижают.
- У детей такой возможности нет.
- Но мы можем им помочь, подыскав среду, где их будут принимать Психолог Элина Жилина : Школа может и должна не допускать травли детей, появления в классах изгоев.
Напротив, она может помочь детям развить их лучшие качества, отрабатывать хорошие принципы общения: ведь именно в школе происходит основная тренировка навыков социального взаимодействия. Очень важно, чтобы учителя пресекали травлю на начальных стадиях и не давали ей закрепиться; от атмосферы в школе многое зависит.
- У ребенка всегда большой соблазн ответить силой на силу.
- Его можно учить не отвечать, физически уходить, игнорировать обидчика.
- А если отвечать — то на другом уровне.
- Это трудно, потому что требует довольно высокого уровня самосознания и уверенности в себе.
- Но можно с раннего возраста учить ребенка видеть, что стоит за поступками другого человека, понимать его мотивы и порой даже пожалеть: ты несчастный, раз так бесишься.
Это полезно, особенно если удается добиться не гордой, презрительной жалости, а искреннего сочувствия: как же ему тяжело живется, что из него такая пакость лезет. Психолог Арсений Павловский: Учителя часто, не разбираясь, в чем дело, наказывают того, кого травят.
Что сказать в ответ если тебя обзывают?
Если обзывается приятель или друг — Начнем с наиболее простого варианта. Если обзывается человек, с которым у вас были или есть неплохие отношения, то, скорее всего, произошло недоразумение, и он возвращает вам полученный ранее негатив. Обидчик наверняка так не считает, просто хочет обидеть, и завтра или уже через полчаса он будет жалеть о сказанных словах.
Как правильно ответить на агрессию?
Еще несколько возможных ответов на бурное выражение эмоций — — Никогда об этом не думал в таком ключе. — Возможно, вы в чем-то правы. — Не знаю, как вы это переносите. — Да уж, ужасно. — Спасибо, что обратили на это мое внимание. — Уверен, вы что-нибудь придумаете.
- Важно следить за своим тоном, чтобы наши слова не показались собеседнику саркастичными, уничижительными или провокационными.
- Вам случалось когда-нибудь заблудиться, путешествуя на машине? Вы не знаете, где вы и что вам делать.
- Остановиться и спросить дорогу? Развернуться? Ехать дальше? Вы в недоумении, вы беспокоитесь и не знаете точно, куда ехать.
Используйте в этом разговоре такой же тон — недоуменный. Вы не понимаете, что происходит и почему ваш собеседник бросается ложными обвинениями. Говорите медленно, мягким тоном, но в то же время четко и по делу. Этим вы не «угодничаете», не «подлизываетесь» и не «даете одержать верх».
Как разговаривать с ребенком если он грубит?
Ни в коем случае, не отвечайте резкостью на резкость, криком на крик, грубостью на грубость. Наоборот, если ребенок пытается грубить, немедленно прекращайте разговор и предлагайте ему успокоиться, только после этого продолжайте общение. Если ребенок сказал вам: «Уходи! Я тебя ненавижу!», «Ты плохая!», «Ты дура!» и т.
Почему ребенок грубит маме?
Итак, вот причины появления грубости родителям у детей: —
Влияние темперамента (например, холерики чаще высказываются более грубо, чем флегматики). Постоянная стрессовая ситуация (адаптация к детскому саду, конфликт в школе) Неумение решать возникающие проблемы («Ой, ты запнулся о стульчик? Сейчас мы этот стульчик накажем!», «Не получается? Сейчас мама сама все сделает!») Маленький опыт спокойного, вежливого поведения (слишком много мультиков с грубыми выражениями, или постоянным пример такого поведения в семье). Нарушение стиля воспитания (чересчур авторитарный, контролирующий или жестокий стиль воспитания или наоборот, слишком вседозволяющий). Семейные стрессы и конфликт (родители постоянно ссорятся, или бабушка изводит своими претензиями маму, или мама оскорбляет папу)
Если вдруг ребенок начал грубить вам, родителям, в первую очередь попробуйте понять, что изменилось в ваших с ним отношениях.
Почему ребенок хамит маме?
В гостях и школе ребёнок вроде бы ведёт себя спокойно и вежливо, а дома грубит родителям и не слушается бабушку. Кажется, будто это два разных человека. Но у такого поведения обычно есть вполне объяснимые причины. Психолог Анастасия Резникова рассказывает, в каких случаях детская агрессия направлена только на близких родственников. Вопрос, Мальчику 12 лет, и он совсем не уважает взрослых из своей семьи. Постоянно кривляется в ответ — что родителям, что бабушке или брату. Недавно бабушка не выдержала и наорала на него, хотя никогда не повышает голос на детей. Ребёнок не понимает: «Зачем вы мне всё объясняете, пытаетесь мне что-то сказать? Лучше бы отлупили сразу, мне бы стало тогда понятно, что так делать нельзя».
Но в семье на него никто руку не поднимал, только отец мог толкнуть в запальчивости. С чужими взрослыми он ведёт себя нормально. Почему он не понимает слов и просит его отлупить и так обращается с родственниками? Ответ, События, которые могли привести к такой реакции, сводятся к нехватке эмоциональной близости между ним и родителями.
Она выражается не в том, что мы говорим и делаем, а в том, как, Представьте диалог: — Не хочу суп, хочу блины. — Хорошо, я сделаю тебе блины. Последнюю фразу можно произнести с видом: «Да сделаю я, только отстань». А можно спросить, почему у ребёнка такое настроение, рассказать о своих чувствах, обменяться переживаниями, обнять, поцеловать, испечь блины вместе.
- Чтобы наладить контакт, нужно говорить не о ребёнке, а с ребёнком.
- И не о том, что он должен или не должен делать, а о том, что его интересует.
- Нужно дать понять, что вам это небезразлично, и находить как можно больше поводов для совместных занятий.
- Игнорирование — один из сильнейших видов эмоционального насилия Если ребёнок постоянно испытывает отчуждённость, чувствует, что никому из многочисленных родственников он, по сути, не интересен, то он будет привлекать внимание любыми способами.
Если он не может получить одобрение, то будет вызывать гнев, раздражение, обиду. Это тоже чувства. Они многим лучше, чем равнодушие. Сначала он будет вызывать их намеренно. Потом это станет привычной моделью поведения и будет происходить само собой, даже если он не хотел себя так вести.
- Тогда логично, что направлено такое поведение на значимых людей, потому что к посторонним у ребёнка нет претензий.
- Почему ребёнок не испытывает эмоциональной близости, зависит от ситуации в семье.
- Например, такое происходит, если родители ребёнка фокусируются только на карьере и передоверяют его воспитание бабушкам или няне.
В этом случае они могут столкнуться с несколькими подводными камнями. Родители начинают откупаться от ребёнка дорогими подарками, потому что испытывают чувство вины: они понимают, что нужны ребёнку, но не могут уделять ему достаточно внимания. Они покупают их не для ребёнка, а для себя, и пытаются тем самым доказать окружающим: мы — хорошие родители.
Что может быть за оскорбление?
(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ) 1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, — (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 513-ФЗ) (см.
- Текст в предыдущей редакции ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. (в ред.
- Федерального закона от 30.12.2020 N 513-ФЗ) (см.
текст в предыдущей редакции ) 2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации либо совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, — (в ред.
Федерального закона от 30.12.2020 N 513-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до семисот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 513-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) 3. Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», — (в ред.
Федерального закона от 30.12.2020 N 513-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 513-ФЗ) (см.
текст в предыдущей редакции ) 4. Оскорбление, совершенное лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей), — влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года.
Часть 4 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 513-ФЗ) 5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет.
(часть 5 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 513-ФЗ)
Как правильно отвечать на хамство?
Что делать, чтобы не терять самоуважение? — Первое : действовать в границах. Для этого нужно четко осознавать, где они. То пространство, которое отдает вам близкий друг, намного больше территории малознакомого человека. Бывает, что из-за неадекватной оценки своей значимости для другого мы позволяем себе лишнего.
Неуместные комментарии, слишком личные вопросы, захват времени, критика, даже просто общение могут восприниматься как навязчивое поведение, если вам эту территорию не отдали. И такие действия оттолкнут от вас человека. Учиться видеть границы — необходимое условие для экологичной коммуникации. Второе : понимать метапослание хама.
Что на самом деле стоит за этим выпадом? Нужно научиться видеть этот глубинный уровень, иначе до вас не будет доходить истинный смысл сообщений. Например, приятельница язвительно замечает: «Что-то вы уже год как женаты, а детей нет, плохо стараетесь, видимо?» На поверхностном уровне она, кажется, спрашивает о детях.
- Но внутри послания — желание вас задеть.
- Чтобы вы ни ответили — начали всерьез рассуждать о половой жизни, отшутились, нахамили в ответ, — все это пройдет мимо.
- Ведь вы отвечаете на поверхностное сообщение, а метапосыл был другой.
- Универсальная формула ответа на хамство заключается в том, что вы отвечаете на реальное послание, лежащее в мотиве коммуникации.
Как можно ответить: «Дорогая, признаться, твои слова ранят меня. Вероятно, я когда-то задела или обидела тебя, раз тебе захотелось сделать мне больно. Ты дорога мне. Давай поймем, что между нами произошло, ведь я не хочу терять наше общение». Такая искренняя реакция попадет в сердце.
- Это и есть ответ на истинный запрос вашей приятельницы, а именно: мне было больно, и я хочу сделать больно тебе в ответ.
- Вскрыв этот нарыв, вы получите возможность разрешить ситуацию.
- Иначе такие «покусывания» со стороны приятельницы будут продолжаться.
- Ведь ее изнутри продолжит съедать обида.
- Смыл метакоммуникации в том, чтобы говорить на глубинном уровне.
Уходить на глубину стоит, если вам важно сохранить общение с человеком. Если же вы сталкиваетесь с хамством от незнакомых людей — игнорируйте. Любые попытки выбить извинения, а также ответная агрессия унизят вас и приведут к уменьшению вашей фигуры в коммуникационном поле, привлекательности, значимости.
Как правильно наказывать подростков?
Как наказывать подроста с пользой для формирующейся личности —
- В основе наказания должны лежать правила, выработанные совместно с ребенком и принятые им. Это своеобразный «договор» между родителями и ребенком.
- Среди форм наказания должны отсутствовать все варианты насилия.
- Наказание, по возможности, должно следовать сразу же за провинностью. Отсрочка возможна в случае болезни подростка, его пребывания в стрессовом и других неблагоприятных эмоциональных состояниях.
- За один проступок нельзя наказывать дважды.
- Наказание должно быть соизмеримо проступку.
- Если родитель предупредил о наказании за проступок, то надо придерживаться выбранной линии.
- Наказывая, демонстрируйте искренние эмоции, но не давайте подростку повода думать, что теперь вы стали любить его меньше, чем любили до проступка.
Как показывает практика, чаще всего непослушание наблюдается в семьях, где нарушен эмоциональный контакт между родителем и ребенком. Это возможно в семьях с гипоопекой, где подросток чувствует себя нелюбимым и ненужным, предоставлен сам себе, и своим неподобающим поведением он привлекает внимание значимых взрослых.
- Что бы чувствовал я, если бы меня наказывали подобным образом?
- Понимает ли подросток, за что именно его наказывают?
- Пойдет ли наказание на пользу ребенку?
Только после этого принимайте взвешенное решение. Имейте в виду: частое использование наказаний обесценивает их. Подросток уже не ребенок, ему многое понятно и доступно, потому самое действенное наказание – это понимание содеянного, угрызения совести. Маргарита Логвинова Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете. Пройти тест
Почему нельзя кричать на подростков?
Психологи предупреждают: грубые высказывания и крик в адрес подростка со стороны родителей не помогут сделать его послушнее – напротив, это может затруднить общение ребенка с окружающими в будущем и вызвать проблемы в школе Психологи предупреждают: грубые высказывания и крик в адрес подростка со стороны родителей не помогут сделать его послушнее – напротив, это может затруднить общение ребенка с окружающими в будущем и вызвать проблемы в школе.
Вариантов родительского гнева, выливающегося на подростков, много – от простого крика до навешивания ярлыков. Ученые из Мичиганского университета в процессе исследований обнаружили, что, если в раннем подростковом возрасте родители использовали грубое воспитание, это оказывало разрушающее воздействие на последующее поведение ребенка.
Такие дети к 14 годам чаще страдают от депрессии, плохо ведут себя в школе, врут родителям, занимаются воровством или дерутся. «Враждебный настрой родителей увеличивает риск проступков со стороны ребенка из-за того, что гнев пересиливает существующие запреты, растет раздражительность и воинственность», – говорят психологи.
Как реагировать на оскорбления подростка?
Как справиться с хамством взрослеющего ребенка? — Дайте подростку право на эмоции. К бурным эмоциям со стороны подростка нужно относится как к норме. Для кризисного возраста характерно, что ребенок начинает предъявлять себя более резко и хамовато. Подросток будет конфликтовать, провоцировать, подвергать сомнению авторитеты – всё это часть процесса отделения от родителей, приобретения самостоятельности и независимости.
- Эта важная для подросткового возраста задача реализуется через болезненные взаимоотношения и противостояние.
- Признавайте право подростка на эмоции.
- Он может злиться и высказывать свое недовольство, и очень часто это проявляется вполне здоровым способом.
- Например, абсолютно допустимо, если ребенок не всегда хочет вас слушать, закатывает во время разговора глаза, хлопает дверьми, запрещает вам входить в его комнату или говорит: «Не твоё дело, я сам разберусь».
Всё это нужно переживать сдержанно и с пониманием. Скорее, у родителя должно вызывать тревогу то, что ребенок в подростковом возрасте такого не делает и ведет себя покладисто, ведь это означает, что процесс сепарации по каким-то причинам не начался. Не позволяйте подростку переходить границы.
Несмотря на то, что мы должны относится к хамству как к норме, держать границу необходимо. Вы должны показать подростку, что, даже если он растет и его ощущение себя меняется, вы в семье главный по праву статуса, и ваше место в иерархии непоколебимо. Вы просто понимаете, что ребенок взрослеет, и позволяете ему иногда себе дерзить, однако всему есть предел, и об уважении к родителям забывать не стоит.
Недопустимо, чтобы подросток позволял себе нецензурную брань и оскорбительные слова в ваш адрес, «посылал» вас в присутствии третьих лиц (например, в гостях, в школе, в общественных местах и т.д.). Не делайте вид, что ничего не произошло. Пресекать такие попытки нужно сразу же.
Очень медленно, спокойным внушительным тоном, глядя прямо в глаза, нужно объяснить подростку, что это недопустимо ни при каких обстоятельствах, даже если он очень раздражен. Не срывайтесь на крик вроде: «Да как ты смеешь так разговаривать с матерью (отцом)!». Тем самым вы показываете свою слабость и демонстрируете неспособность справиться с ситуацией,
Читайте также И конечно же, не обзывайте ребенка сами. Не только потому, что это также проявление слабости, да и вообще не допустимо в общении с детьми любого возраста, но и потому, что оскорбления, унижение достоинства и умаление умственных способностей («Ты совсем бестолковый!», «Как можно быть такой дурой?!», «Где твои мозги?!» и т.д.) очень сильно ранит подростка и необратимо влияет на его самооценку.