Какие комплексы из детства?

Какие комплексы из детства
Произнося «комплексы из детства», мы чаще всего имеем в виду недостаток чего-то: любви, внимания, одобрения. А влияет ли на взрослую жизнь избыток этого? Моя подруга Даша, по идее, — счастливый человек. У нее есть муж и два чудесных сына, все, тьфу-тьфу, здоровы.

Еще у нее стабильная работа в банке и машина. С детьми помогают мама и свекровь. Жить вместе со старшим поколением Даша не хочет, поэтому родители снимают им квартиру на краю большого парка. Но это если посмотреть на Дашину жизнь со стороны. А если послушать Дашины рассказы, рисуется совсем другая картина.

Замуж Даша вышла, потому что все подруги повыходили, Не развелась, потому что забеременела. С сыном тяжело, а с двумя тяжелее в два раза. Муж мало зарабатывает, приходится самой трудиться. Служба в банке ей в тягость, дорога до работы занимает целый час — хоть на машине в пробке, хоть на метро в толпе.

  1. Квартира маленькая и далеко от центра.
  2. От мужа поддержки нет, мама ее не понимает, свекровь назло все не то говорит, дети не слушаются Нет счастья в Дашиной жизни, и завидует она более удачливым подругам: на кого ни кинь взгляд — у всех жизнь лучше устроена.
  3. Ее уж и приглашать в гости перестали — как-то неловко с ней радостями делиться.

Что не так с Дашей? Почему не ценит того, что имеет? Ей мешают комплексы из детства. Когда мы говорим «комплексы», часто имеем в виду «недостаток»: любви, внимания, одобрения. А я смотрю на подругу и вижу избыток,

Откуда у ребенка комплексы?

Теги: Рекомендации специалистов 0-1 год 1-3 года 3-7 лет 7-12 лет подросток дети в семье семейные отношения

Когда-то Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что все мы родом из детства. Именно в самом нежном возрасте закладываются многие установки, характер, а также жизненные сценарии, некоторые особенности поведения и, конечно же, комплексы, которые способны влиять на дальнейшую судьбу.

Что же такое комплексы? Откуда они берутся? Что влияет на их формирование? Комплексы – это искаженное восприятие себя, своих личностных качеств или физических особенностей Чаще всего комплексы формируются в детском возрасте, когда ребенок очень уязвим и не имеет необходимого жизненного опыта, сформированного критического мышления и способности противостоять намеренной или непроизвольной критике взрослого, который является авторитетом для ребенка.

Комплексы делятся на:

​ физические – относящиеся к нашему телу, его физическим особенностям: росту и весу, форме носа и ушей и другим внешним данным; ​ ментальные – относящиеся к психологическому состоянию: комплекс жертвы, вины, неполноценности и подобные им.

Как появляются комплексы?

Комплексы – это психологические фрагменты, которые стали самостоятельным явлением в психике человека. Из-за чего они появляются? В результате травматичного опыта или особенностей воспитания. Это может быть непроработанная психологическая травма, страх, боль, агрессивные действия или насилие.

Я не просто так использовала фразу «самостоятельное явление»: комплексы существуют как отдельная маленькая реальность в нашей голове. Они заставляют человека поступать так, как он не хочет, вынуждают действовать по заученному механизму, даже когда сама персона осознает, что это нерациональное поведение и он/она хотели бы поступить иначе.

Кстати, комплексы всегда заставляют чувствовать нас такими, какими мы не являемся на самом деле – они искажают наше представление о самих себе. Мы кажемся слишком виноватыми, слишком плохими или слишком красивыми/страшными, слишком обязанными или слишком неуспешными.

Какие могут быть психологические травмы?

Основные сведения — Наибольшее распространение понятие «психологическая травма» получило в рамках теории посттравматического расстройства и возникшей в конце 1980-х годов кризисной психологии. Психологическая травма — переживание особого взаимодействия человека и окружающего мира, сильное потрясение.

В позитивистских теориях ( нормативная психология, нормативный психоанализ и нормативный менеджмент ) на основе тождества законов мышления и деятельности в типичности организации интеллекта выделяются виды психологических травм. По интимно-личностным последствиям психологические травмы делятся на биологические и личностно-разрушительные, приводящие к психосоматическим заболеваниям, неврозам, реактивным состояниям,

Наиболее яркими примерами психологических травм являются унижение и угроза жизни и здоровью. Психологические травмы на фоне тяжёлого стресса кодируются по МКБ 10 — F43 (острая реакция на стресс), При развитии неврастении им присваивают код F48.0, Разрушительная сила психической травмы зависит от индивидуальной значимости травмирующего события для человека, степени его психоэмоциональной защищённости (силы духа) и устойчивости к тем или иным факторам.

Причиной психологической травмы может стать даже единожды перенесённое физическое (в том числе сексуальное ) насилие. Травма зачастую имеет отсроченные, но весьма серьёзные последствия для жертвы. Многие жертвы страдают от посттравматического стрессового расстройства, для некоторых это заканчивается пособием по нетрудоспособности,

Одним из последствий травмы является неспособность жертвы доверять другим людям и обществу в целом. Последствия травмы могут усугубиться, если, пережив насилие, жертва сталкивается с недоверием окружающих, которые встают на сторону агрессора ( виктимблейминг ).

  1. Психологические травмы нарушают здоровую психику и могут приводить к психическим расстройствам,
  2. На пограничном уровне могут появляться как временные ощущения дискомфорта, так и устойчивые состояния с наличием изменённых образований, которые ослабляют иммунитет, работоспособность и адаптивные способности мышления.

Массированные (катастрофические), внезапные и острые травмы могут приводить к клиническим состояниям, при которых появившиеся изменённые состояния ( посттравматический эффект с обоснованием) могут приносить вред здоровью, вызывать уход от соблюдения норм социальной жизни человека ( социальный престиж, возможность самоутверждения, уважения окружающих людей и т.п.).

Как понять что у тебя детская травма?

Что на самом деле можно считать детской травмой? Как реагировать родителям в тех ситуациях, когда ребенок на их глазах переживает серьезный стресс или приступ панического страха? Семейный психолог Алена Прихидько в новом выпуске «Психологии» рассказала о четырех признаках детской травмы и объяснила, как ее распознать.

  1. Здравствуйте.
  2. Меня зовут Алена Прихидько, я семейный психолог.
  3. Живу в США, в штате Флорида.
  4. И сегодня я расскажу вам о том, что такое детская травма и почему неправильно у нас толкуют это понятие вообще, и почему то, что травмой часто называют и чего родители боятся, на самом деле травмой может и не являться.
Читайте также:  Что делать если травля в школе?

Сейчас я слышу часто от мам, особенно от тех, кто занимается детьми в русле теории привязанности: «Ах, я не могу не уложить ребенка спать вечером сама. Если я этого не сделаю, то я могу нарушить привязанность» и так далее. И мамы часто боятся, что они любым своим чихом могут детей своих травмировать.

Вот я хочу всех мам сейчас успокоить, сказать, что травмировать ребенка на самом деле не так легко, как нам кажется. Одним каким-то окриком ребенка вы, скорее всего, не травмируете и даже, может быть, шлепком вы его не травмируете. Поэтому я хочу рассказать сегодня о том, что такое травма, и когда она возникает.

У детской травмы есть четыре ключевых признака. Это онемение, такое оцепенение, гипервозбуждение, сжатие и диссоциация. Я вот поясню, что это такое, чтобы было понятно, когда с ребенком что-то происходит, что потенциально может вызвать травму, чтобы вы обращали внимание на то, есть это или нет, и могли понять, травмирован он или нет, и что дальше с этим делать.

Когда ребенок травмирован, он, как правило, невербально, то есть на уровне тела, очень меняется. Предположим, ребенок очень сильно оказался испуган — на него бросилась собака. Вдруг ни с того, ни с сего, вы шли с ребенком по улице, гуляли — и откуда ни возьмись большая собака бросилась на вашего ребенка.

И вы видите, что ребенок замер, то есть он оцепенел, он замер. Вы видите, что он смотрит непонятно куда, он как будто в прострации, после этого он может начать вести себя гипервозбужденно, как-то хаотично. И при этом бывает так, что у него может возникнуть вот эта диссоциация, это когда он говорит вам потом: «Я как будто видел себя со стороны».

  1. Самая главная реакция, которая потенциально ведет к травме, — это оцепенение, замирание.
  2. И эта реакция — замирание — на самом деле, мы ее унаследовали от животных.
  3. Потому что животные в ситуации опасности, в ситуации угрозы могу что делать — они могут убегать, какая-нибудь косуля убегает, какое-нибудь другое животное, не косуля, может нападать на того, кто потенциальную угрозу представляет, также животные могут замирать.

И часто они замирают, притворяются мертвыми, чтобы потом, когда хищник отвлекся, убежать куда-то. Так вот человек от животных отличается тем, что он часто замирает в травмирующей ситуации, но потом никак не размораживается. И вот как говорит Питер Левин, исследователь травмы, эта замороженная энергия как бы застывает где-то и потом, не будучи размороженной, дает последствия негативные.

В каком возрасте появляются комплексы?

Что такое комплексы и откуда они берутся — В бытовой жизни под словом «комплекс» мы понимаем ощущение уязвимости, социальной незащищённости. В зависимости от возраста разные группы людей могут сильнее повлиять на появление комплексов у ребёнка. Для малыша до семи лет центром вселенной являются родители.

  • В это время ребёнок ещё не способен критически относиться к их словам и действиям.
  • Поэтому любое эмоционально неграмотное повторяющееся действие со стороны мамы или папы может привести к появлению того или иного комплекса, который ребёнку будет трудно перерасти.
  • Когда ребёнок идёт в школу, в его жизни появляется ещё одна авторитетная фигура — учитель.

Его слова и действия начинают играть такую же важную роль в формировании самооценки школьника, как и семья. Это связано с тем, что в первом классе ребёнок включается в новую деятельность — учебную. Он начинает сравнивать себя с одноклассниками и ассоциировать себя со своими успехами.

  1. В этом возрасте человек может начать чувствовать, что он в чём-то не дотягивает до уровня сверстников.
  2. А резкие слова об этом от учителя только усугубят сомнения в себе.
  3. В средней школе становятся важными иерархические отношения и социальные статусы.
  4. Если в более раннем возрасте для ребёнка главными авторитетами были взрослые, для подростков значимым становится мнение сверстников — именно их слова могут ранить сильнее всего.

Подростковый возраст также тесно связан с перестройкой организма. Тело начинает меняться, и именно в возрасте 12–16 лет появляется большинство комплексов, связанных с внешностью.

Откуда появляется комплекс неполноценности?

Комплекс неполноценности – это комплекс психологических и эмоциональных болезненных переживаний человека, которые выражаются в чувстве собственной ущербности и превосходства окружающих. Комплекс неполноценности может возникнуть из-за психологических травм, дискриминации, неудач и по ряду других причин. Какие комплексы из детства

Что такое душевная травма?

Душевная травма, или, как говорят психологи, психическая травма, — это состояние, которое возникает вследствие тяжелого экстремального стрессового события. Такое событие обязательно предполагает угрозу для жизни или физической целостности как самого индивида, так и других людей, например его родственников.

Что такое эмоциональная травма?

Какие комплексы из детства Психологическая травма (эмоциональная травма) – это вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или стрессовых воздействий на его психику. Часто бывает связана с физической травмой, угрожавшей жизни, либо нарушающей ощущение безопасности. Эмоциональная травма может быть вызвана:

Читайте также:  В каком возрасте ребенок начинает общаться с другими детьми?

Одноразовым событием, таким как несчастный случай, физическая травма, стихийное бедствие или насилие. Постоянным, неустанным стрессом: жизнь в неблагоприятном районе или обществе, борьба с опасным для жизни заболеванием. Упущенными причинами, такими как операция, внезапная смерть близкого человека, распад значимых отношений, унизительный опыт.

Восстановление от психологической травмы может занять несколько недель и даже месяцев. Но если прошло много времени, а симптомы не исчезают, вам может понадобиться профессиональная помощь. Ищите ее в том случае, если вы:

страдаете от страхов или депрессии ;
не в состоянии налаживать близкие, доверительные отношения с другими людьми;
используете алкоголь и сигареты, чтобы чувствовать себя лучше;
избегаете всего, что напоминает вам о травмирующем событии;
чувствуете безысходность и беспомощность;
ощущаете, что не способны контролировать ни один аспект своей жизни;
обвиняете себя и ощущаете стыд;
становитесь замкнутым.

Травмирующие события могут пошатнуть уверенность в себе и своей безопасности, что приводит к приобретенной беспомощности и паранойе. Но при этом не все люди реагируют на одно и то же событие одинаково: на психике одного человека оно может отразиться разрушительно, в то время как второй интерпретирует его, как досадное недоразумение своей жизни.

  • Психологическая травма наносит серьезный урон всем аспектам жизни.
  • Она способна испортить физическое здоровье (а также физиологию), отношения с окружающими, снизить самооценку и развить убеждение, что теперь человек не сможет справиться с подобными жизненными вызовами.
  • Важно также отличать психическую и психологическую травму.

Психическая травма – это повреждение психики, приводящее к заметному нарушению ее нормального функционирования. При психологической же травме нарушений значительных нет, а значит, есть возможность ее поправить и успешно адаптироваться к среде. В том случае, если психологическую травму пережил ваш ребенок, важно заметить симптомы.

Регрессия. Многие дети возвращаются на более ранние стадии развития, когда они чувствовали себя в безопасности, что может кардинально изменить их поведение.
Мысли о том, что травмирующее событие – его вина.

Сколько длится психологическая травма?

24 сентября 2014 Какие комплексы из детства Автор фото, Getty Підпис до фото, Одно из возможных психологических последствий — синдром выжившего Как бороться с психологическими травмами людей, вернувшихся из зоны боевых действий, и что нужно делать их родным — об этом в интервью ВВС Украина рассказал психотерапевт Евгений Тычковский, который оказывает психологическую помощь 200 бойцам АТО.

  1. ВВС Украина: Что нужно знать о психологическом состоянии людей, которые возвращаются из зоны боевых действий? Евгений Тычковский: Пребывание даже в течение одного дня, не говоря уже о нескольких днях, в зоне боевых действий, а тем более в плену — уже является психологической травмой для человека.
  2. Глубина этой травмы зависит от того, на сколько человеку хватит сил с этой ситуацией справиться.1/3 людей справляются с травмами самостоятельно.

Им хватает их внутренних ресурсов. А 2/3 — не могут справится. Им нужна помощь, иначе их травмы могут иметь хронические последствия. Первой реакцией на травму может быть как реакция оцепенения, так и наоборот — состояние психо-моторного возбуждения. В таких случаях важно быть рядом с человеком и оказывать ему помощь — говорить утешительные слова, успокаивать, создавать атмосферу доверия и безопасности.

Этого будет достаточно, чтобы дать возможность человеку выйти из острого периода травмы и не дать ей перейти в хроническую форму. В остром периоде нужно быстрее вернуть человека к состоянию реальности «здесь и сейчас». Период острого реагирования на травму может длиться 3-4 недели. Этот месяц важно не потерять — в этот период человеку можно предоставить «ресурс», чтобы он не только восстановился, но и осознал свой прошлый опыт.

Сделал мощный рывок вперед. Последствия периода острой травматизации не так страшны. Больше следует бояться хронических последствий травм. ВВС Украина: Какими могут быть хронические последствия этих травм? Евгений Тычковский: Одно из возможных психологических последствий — «синдром выжившего».

Например, когда человек испытывает чувство вины за то, что он выжил, а собратья умерли. Возможен также «синдром насильника» — боец знает, что друга взяли в плен и издевались над ним. У него возникает постоянное стремление мести. Также хроническими последствиями травм могут быть — посттравматическое стрессовое расстройство, тревожные расстройства, депрессии, клиническая депрессия, алкоголизм, наркозависимость, у некоторых — религиозная зависимость, нарушения пищевого поведения — отказ от пищи или наоборот переедание.

ВВС Украина: Какую нужно оказывать помощь людям с такими симптомами? Евгений Тычковский: Лучше всего сразу обратиться к психологу. При этом специалист должен быть не просто психологом. Он должен специализироваться на терапии, то есть иметь соответствующую подготовку.

Что такое психологическая травма?

Многие психические расстройства, проблемы в общении с людьми и даже заболевания, связанные с физиологией, появляются из-за психотравм, нанесенных человеку в детстве. «Афиша Daily» с помощью психотерапевтов составила список типичных психотравм, которые влияют на отношения человека с миром уже во взрослом возрасте.

— Александра Меньшикова Клинический психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук, член Американской психологической ассоциации Анфиса Белова Психолог, психоаналитик Дороти Берман Врач-психиатр, психотерапевт клиники «Преображение» Екатерина Василевская Психотерапевт Наталия Феоктистова Психоаналитик, кандидат психологических наук Психотравма — это результат переживания сильного стресса или совершенного по отношению к человеку насилия.

Она может нарушить организацию психики и привести к пограничным или клиническим состояниям, неврозам, психосоматическим заболеваниям. Последние бывает сложно распознать без участия психиатра, потому что они проявляются на физиологическом уровне. Чаще всего жертвами физического или психологического насилия становятся дети, потому что они зависят от взрослых и не способны защитить себя.

Также именно в детском возрасте происходят самые сложные психотравмы — и они, как правило, связаны с насилием в семье. Психотерапевт Екатерина Василевская говорит, что у 90% процентов ее клиентов проблемы начались из-за детских травм. «Труднее всего скорректировать те, которые связаны с игнорированием ребенка», — добавляет она.

Исследования показывают, что дети, подвергшиеся насилию, в будущем страдают от тревоги, депрессии, низкой самооценки, симптомов ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство. — Прим. ред.) и суицидальных наклонностей, причем последствия эмоционального насилия по воздействию равны последствиям физического и сексуального или даже превышают его.

Тот факт, что детская травма влияет на физическое здоровье человека во взрослом возрасте, также доказан, Психиатр Дороти Берман говорит, что последствия психотравмы могут выходить на физиологический уровень: «Это такие психосоматические болезни, как нейродермит, стенокардия, инфаркт миокарда или язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта».

По словам Берман, такие последствия появляются из-за того, что психотравма не прожита, гештальт не завершен и эмоции продолжают давить на человека. Психотерапевт Александра Меньшикова считает, что психотравма оказывает влияние на мозг, вследствие чего люди теряют способность адаптироваться к стрессу и получают повышенный уровень тревожности и депрессивности.

  • Люди с психотравмой в течение всей жизни переживают процесс ретравматизации, постоянно возвращаясь в одно и то же событие.
  • Меньшикова приводит такой пример: если ребенка в детстве били родители, то в будущем он может построить семью, где по отношению к нему тоже будут применять физическое насилие.
  • К тому же травма не бывает одна: если происходило физическое насилие, значит, вместе с ним и эмоциональное.

Специалисты подчеркивают, что постоянно повторяющееся насилие намного тяжелее пережить, чем единичные случаи.

Как справиться с травмой отвержения?

Эмоциональная холодность родителей травмирует ребенка. Во взрослой жизни эта травма мешает человеку выстраивать близкие отношения с другими. Люди с травмой отвержения рассказали «Снобу», через что им пришлось пройти в детстве и как их недоверие к миру портит им жизнь, а психологи — как прожить негативные чувства, простить родителей и научиться любить, чтобы исцелиться.

«Я не умею выстраивать здоровые отношения с людьми»: А нна, 31 год Мой папа — невротичный и жесткий, а мама — замкнутая и эмоционально холодная. У них обоих были сложные отношения со своими родителями. Папу родители тиранили и унижали лет до 20. Мама вообще не знала ласки и любви: ее родители пили и дрались, мать била.

Когда маме было восемь лет, ее мать зарезали в пьяной драке. Дедушка женился, и мачеха тоже била маму. Потом мама долгое время жила у своих теток и была предоставлена сама себе. Я росла под гиперконтролем. Папа бил меня в наказание за проступки, а мама никогда не заступалась.

Пару раз я убегала из дома, потом возвращалась и получала еще. Я старалась быть хорошей девочкой, пока в какой-то момент мне не стало безразлично, накажут или нет. Я просто делала то, что считала нужным, и получала за это. Меня это не останавливало. Став взрослой, я съехала от родителей. Они чуть-чуть переросли свои собственные травмы, и на расстоянии я получала от них больше тепла.

В моей душе по-прежнему жила боль и обида на родителей, но со временем эти чувства вытеснились: всякий раз, когда меня отвергали или критиковали, я понимала, что мне должно быть неприятно, но ничего не чувствовала. Два с половиной года назад у меня начались панические атаки, и я пошла к психологу.

  • Мы стали углубляться в мое прошлое и прорабатывать травмы.
  • По заданию психолога я решила поговорить с родителями.
  • Не помню точно, как начала разговор.
  • Сказала, что отношения у нас были непростыми и мне крайне важно услышать от них, что они меня любят.
  • Родители сказали это, поплакали чуть-чуть.
  • На время мне полегчало: месяц-два я ходила радостная, а потом все вернулось на круги своя.

Обида никуда не ушла. Сейчас я почти не общаюсь с родителями: время от времени звоню маме, но давно уже не приезжаю в родительский дом. Я не умею выстраивать нормальные здоровые отношения с людьми. Меня пугает их теплое отношение ко мне. Никому не доверяю, думаю, что меня хотят обмануть или просто обращаются со мной хорошо из вежливости, и я так же вежливо держу дистанцию, никому ничего не рассказывая о себе.

  1. Я перестала говорить о своих чувствах с мужем, потому что это бесполезно.
  2. Любой брак, на мой взгляд, обречен на угасание в нем любви и нежности.
  3. Я разочаровалась в отношениях и не ищу их.
  4. Когда недавно влюбилась, просто отогнала чувства как ненужные, понимая, что все закончится и мне будет больно.
  5. Пусть лучше мне будет больно сейчас, чем потом, когда все зайдет слишком далеко.

Сейчас у меня переходный период: заново учусь открываться и доверять людям, но это дается мне очень тяжело. За травмой отвержения лежит глубокий дефицит любви, но без проживания эмоций, которые сопровождали эту травму, невозможно исцелиться.