Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации. Учащийся имеет право на:
- Свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений; взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
- Свобода информации.
- Свобода мысли, совести и религии.
- Уважение человеческого достоинства.
- Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме.
- Обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам в порядке, определяемом уставом ОУ.
- Получение дополнительных платных образовательных услуг.
- Открытая оценка знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
- Заблаговременное уведомление о сроках и объеме контрольных работ в соответствии с графиком; в течение дня может быть проведена только одна контрольная работа,
- Дополнительная бесплатная помощь преподавателя в приобретении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы ОУ и преподавателя.
- Участие в культурной жизни ОУ, организуемых в нем мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
- Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.
- Участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом ОУ.
- Льготы и материальная помощь в соответствии с действующими нормами.
- Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.
- Создание различных общественных объединений, если они не противоречат Уставу ОУ.
- Использование права экстерната, домашнего обучения, досрочной сдачи экзаменов, индивидуальных образовательных программ, в 10-11 классе – индивидуального учебного плана. По заявлению родителей (лиц, их заменяющих) и решению педагогического совета, учащиеся 11 классов могут быть освобождены от посещения во втором полугодии занятий по отдельным предметам (либо иметь один свободный день учебной недели).
- Отсутствие домашнего задания на понедельник в классах с 1 -го по 6-й включительно, а также отсутствие задания на каникулы для учащихся всей школы, кроме чтения художественной литературы.
- Открытое высказывание своего мнения о качестве образовательного процесса на Совете ОУ, Уполномоченному по правам участников образовательного процесса.
- Внесение предложений об изменениях в образовательной деятельности ОУ в утвержденном порядке.
- Использование для выступлений средства массовой информации ОУ — стенды: «информации», «школьная жизнь», издание газет.
- Право знать о проставленных ему оценках — как за устные, так и за письменные работы.
- Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.
- Право на ходатайство о перенесении сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.
- Право быть выслушанным.
- Право создать общественную организацию по защите прав учащегося в составе учителей, родителей, учеников.
Общие правила поведения
- Дисциплина и порядок в ОУ поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов и других работников школы.
- Применение методов психического и физического насилия по отношению к окружающим не допускается.
- Права и обязанности учащихся ОУ определяются Уставом ОУ и другими предусмотренными Уставом локальными актами.
- Учащиеся обязаны выполнять Устав ОУ, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников ОУ и выполнять внутреннего распорядка:
- Соблюдать расписание занятий (уроков, факультативов), не опаздывать и не пропускать занятий без уважительной причины;
- Соблюдать чистоту в училище и школьном дворе;
- Беречь школьное здание, оборудование, имущество;
- Бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений во время дежурства по классу, по училищу;
- Соблюдать порядок и чистоту в столовой, раздевалках, туалете;
- Уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих;
- Принимать участие в коллективных творческих делах класса и училища;
- Учащийся приходит в училище за 10-15 минут до начала занятий, чистый и опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает свое рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
- Нельзя приносить на территорию училища с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.
- Нельзя без разрешения педагогов или медицинской сестры уходить из училища и с ее территории в урочное время.
- Выйти из училища можно, лишь предъявив записку от преподавателя, медицинского работника дежурному охраннику.
- В случае пропуска занятий до трех дней, учащийся должен предъявить справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях.
Что ученик не имеет права делать?
Неотъемлемой составляющей образования является воспитание — педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит подтверждение в практике работы образовательных учреждений Российской Федерации.
- Современная школа строит свою деятельность, опираясь на права и свободу человека и гражданина, которые закреплены в международных и правовых документах.
- В Корпусе сложилась самобытная воспитательная система.
- В ее основе лежит комплекс педагогических идей, системообразующей деятельности, своеобразной структуры.
Ядром, этой системы стал спаянный коллектив детей, родителей и педагогов, использующий в своей работе демократические формы управления. В их основе лежит изучение прав и основных свобод человека. Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание личной свободы и ответственности, способность разрешать споры и конфликты правовыми способами — вот что в настоящее время составляет основу правовой культуры граждан.
- Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям). Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, определяются Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей. Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. Право быть выслушанным. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Право на свободу мысли, совести и религии. Право на уважение человеческого достоинства. Право на помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы. Право на получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с Уставом школы. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями. Право на заблаговременное уведомление в проведении контрольных работ в соответствии с графиком. Право знать о количестве контрольных работ в течении дня и в неделю в соответствии с санитарными нормами. Право знать о поставленных ему оценках за устные ответы и письменные работы. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу. Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами. Право на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время. Право на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.
- В некоторых школах внутренние регламенты запрещают пользоваться телефонами в течение урока или даже иметь их при себе.
- В целом устанавливать понятные правила и требовать их соблюдения — это намного конструктивнее, чем пытаться отобрать телефон всякий раз, когда учитель сочтёт нужным.
- Возникает резонный вопрос: а что же делать, если учитель, невзирая на аргументы, просто берёт и выталкивает опоздавшего ученика из класса, забирает телефон в карман или выставляет незаслуженную оценку? В такой ситуации принято, что родители идут к учителю и ищут варианты, как договориться с ним.
- Если учитель один раз накричал на ученика и извинился, то, скорее всего, никаких последствий для педагога не будет.
- Когда педагог кричит постоянно, то ученики могут и должны рассказать об этом администрации школы.
- Тогда со всех участников конфликта возьмут объяснительные и педагогу оформят административное взыскание.
Что запрещено ученику в школе?
Учащимся запрещается : — бегать по лестницам, вблизи оконных приемов и в других местах, не приспособленных для игр; — толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу; — употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать отдыхать другим; — курить в здании школы и на её территории.
Что мы обязаны делать в школе?
Обязанности обучающихся добросовестно учиться бережно относиться к имуществу учреждения уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.
Что будет учителю за оскорбление ученика?
Учитель унижает учеников. — Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с хамством учителя? В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования.
Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами. Право на уважение человеческого достоинства Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья ( статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» ).
Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений ( статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ» ).
Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.
Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика? В соответствии со ст.45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения.
Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда. Вы как родитель имеете право требовать прекращения таких действий со стороны учителя. Конкретные шаги зависят от личных особенностей данного учителя, директора и общей ситуации в школе.
Шаг первый. Если учитель в целом адекватный, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми. Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства и просить привлечь к дисциплинарной ответственности.
Что будет если ученик нарушает закон?
7. «Имеет ли право учитель забрать телефон, если он просто лежит на парте?» —
В правовом отношении у учителя и ученика нет какого-то особого статуса в такой ситуации. Этот вопрос можно переформулировать как «может ли один гражданин забрать у другого гражданина телефон, если он просто лежит на столе?» Конечно же, нет. Формально, если ребёнок нарушает нормы, установленные законом и уставом школы, учитель вправе сделать устное замечание и потребовать устранить нарушение, привлечь к решению вопроса родителей ученика, школьного психолога, администрацию школы и так далее.
Это не единственный и не всегда эффективный вариант. Говоря деловым языком, это изначально слабая переговорная позиция. По большому счёту учитель в этой ситуации уже показал некомпетентность в части знания прав ученика или своё нежелание «играть по правилам».
Директор школы. Напишите заявление — просто изложите ситуацию своими словами с просьбой разобраться в ситуации, оставьте свои контакты. Занесите заявление секретарю, обязательно заберите свою копию с отметкой о вручении. Если директор на месте и готов с вами поговорить, всё равно заберите свою копию с отметкой и попросите дать ответ по ситуации письменно. Если опасаетесь субъективности администрации школы, обратитесь сразу в районный отдел образования, это можно сделать прямо в электронном виде у них на сайте. Также можно обратиться в комитет по образованию — опять же это можно сделать в электронном виде.
Можно ли выгнать ученика с урока?
Можно ли выгнать ученика с урока? Учитель имеет право выгнать ученика с урока? Добрый день! Учитель не имеет права выгонять ученика с урока или не пускать на урок ни при каких обстоятельствах. В Уставе каждой школы должно содержаться положение о том, что учителя и администрация школы несет ответственность за жизнь, здоровье и психическое состояние учеников во время занятий.
Соответственно, выгоняя вас с урока, учитель уже не выполняет свою обязанность гарантирования охраны здоровья. Более того, юридически не допуск к занятиям расценивается, как физическое и психическое насилие над ребенком, запрещенное конвенцией ООН о правах ребенка, а также, как нарушение права гражданина России на получение образования.
Михаил Красильников, специалист
Что делать если учитель кричит на меня?
Какая ответственность лежит на педагоге? — Как минимум административная и гражданская. Если педагог кричит на ученика, он нарушает трудовой кодекс, потому что неэффективно исполняет свои трудовые обязанности. Если педагог кричит на одного и того же ученика постоянно, то можно заподозрить его в психологическом насилии.
После следующего взыскания педагога уволят. Если ученик напишет заявление в полицию, то педагога может ждать судебное разбирательство. При доказанности, что педагог оскорблял личность ученика, первому грозит административная ответственность, то есть штраф.
Что является нарушением прав ребенка?
УДК 343.97 Беляева Лариса Ивановна Larisa I. Belyaeva доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовной политики Академия управления МВД России (125171, Москва, ул.З. и А. Космодемьянских, 8) doctor of sciences (law), professor, professor of the department of anti-crime policy Academy of management of the Ministry of internal affairs of Russia (8 Z.
And A. Kosmodemyanskiy st., Moscow, Russia, 125171) E-mail: beliaeva_055@mail.ru Нарушения прав ребенка и их социальные последствия Violations of the rights of the child and their social consequences В статье в свете Декларации прав ребенка, Конвенции о правах ребенка, других международных документов, посвященных этому вопросу, анализируются ситуации, связанные с нарушениями прав ребенка в школе, семье, средствами массовой информации, и социальные последствия этого.
Предлагаются меры по предупреждению нарушений прав ребенка. Ключевые слова: права ребенка, Декларация прав ребенка, нарушение прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, защита прав ребенка, неблагополучные семьи, комиссии по делам несовершеннолетних, насилие в отношении детей, жестокое обращение, асоциальное, правонарушающее поведение детей, развитие личности.
In this article situations related to violations of the rights of a child in school, in the family, the mass media and their social consequences are analyzed from the viewpoint of the Declaration of the rights of the child, the Convention on the rights of the child, and other international documents on this issue.
Measures are proposed to prevent violations of the rights of a child. Keywords: child’s rights, the Declaration of the rights of the child, the violation of the rights of a child, the Convention on the rights of the child, the protection of the rights of a child, problem families, juvenile commissions, violence against children, ill-treatment, asocial, delinquent behavior of children, personality development.
В традициях каждого народа бережное и внимательное отношение к детям, забота о них и любовь к ним. Однако в истории каждого народа находятся страницы, где дети — предмет торга, жертва преступления, объект насилия, унижения, безразличия и бездушия, что в общем-то противоестественно, поскольку все живое на земле заботится о своем потомстве — оно продолжает жизнь, род, семью.
Принимая во внимание эти обстоятельства, международное сообщество признало необходимым обеспечить гарантии и защиту прав ребенка совместными усилиями. Это выразилось в принятии сначала Женевской декларации прав ребенка, а затем Декларации прав ребенка 1959 года,
Декларация исходит из того, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе, надежной правовой защите. Это положение нахо- © Беляева Л.И., 2017 дит развитие в Конвенции о правах ребенка, которая направлена на защиту прав ребенка силой государства и права. Законодательство большинства стран мира предусматривает ответственность, в том числе уголовную, за нарушения прав ребенка.
Нарушение права ребенка — термин собирательный, в общем и целом означающий посягательства на права и интересы ребенка.