Кому подчиняется опека — Начнем с того, что на общероссийском уровне никаких органов опеки и попечительства нет. Все они либо органы исполнительной власти субъекта федерации, либо местного самоуправления. Это сразу помогает понять, куда обращаться в случае недовольства деятельностью органов опеки.
Кто контролирует органы опеки и попечительства?
Согласно пункту 5.9. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 885, контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан осуществляет Рособрнадзор.
Кто руководит опекой?
О́рган опе́ки и попечи́тельства (орган опеки ) в России — орган государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по опеке и попечительству.
Какой орган выступает в качестве органа опеки и попечительства?
1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами,
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ ) (см. текст в предыдущей редакции ) Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ) Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
- Абзац введен Федеральным законом от 24.04.2008 N 49-ФЗ) 2.
- Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.3.
Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.
Какой государственный орган имеет статус органа опеки и попечительства в отношении совершеннолетних лиц в Московской области?
Министерство социального развития Московской области
Как подать жалобу на органы опеки?
В России более двух миллионов детей до 14 лет ежегодно страдают от домашнего насилия со стороны близких родственников — мам, пап, бабушек, дедушек, братьев или сестер. Соседи, которые зачастую становятся невольными свидетелями происходящего, сталкиваются со множеством вопросов: стоит ли вмешиваться в дела семьи? Не окажется ли, что их участие только навредит? Не заберет ли тогда опека ребенка из семьи? «Такие дела» выяснили, как предлагают действовать в таких случаях благотворительные организации и сами органы опеки.
- Смерть от истощения и горы мусора С начала 2019 года произошло несколько резонансных случаев, когда погибли или пострадали маленькие дети, оставленные без присмотра на несколько дней.
- В конце января в Санкт-Петербурге от истощения умер годовалый мальчик.
- Его мать ушла из дома на несколько дней и намеренно оставила ребенка без еды и воды.
Ранее ее лишили родительских прав на старшего сына 14 лет. Последний раз органы опеки проверяли семью в 2017 году. В Кирове 20 февраля в одной из квартир города нашли тело трехлетней девочки. Мать на неделю заперла ее дома одну без еды и перекрыла краны с водой.
- Соседи рассказали журналистам, что девочка не раз оставалась дома одна, но в полицию или в органы опеки они не обращались.10 марта в Москве сотрудники МВД и МЧС спасли пятилетнюю девочку из квартиры, заваленной мусором.
- Ее также оставила на несколько дней мать.
- Девочка была истощенной, в грязной одежде, не разговаривала, а в шею ей вросла пластиковая резинка.
Спецслужбы вызвали соседи, которые услышали громкий плач ребенка.8 апреля в Мытищах подмосковные органы опеки забрали у местной жительницы четверых детей — у троих из них не было свидетельств о рождении, потому что мать родила их прямо в квартире. Оказалось, что семья жила в антисанитарных условиях и питалась объедками с помойки, которые приносила бабушка.
За помощью в органы опеки вновь обратились соседи, потому что давно не видели детей на улице. Как заметить, что с ребенком плохо обращаются дома? Первое, что сразу должно привлечь внимание соседей к ребенку, — грязная и неопрятная одежда, припухшие, заспанные или заплаканные глаза и другие признаки запущенности, перечислила президент межрегиональной общественной организации по содействию семьям с детьми в трудной жизненной ситуации «Аистенок» Лариса Лазарева.
У детей, страдающих от домашнего насилия, часто бывают дурные привычки, они реже смеются, хуже успевают в школе. Это могут заметить не только соседи по дому, но и учителя в школе. Но опять же, подчеркнула эксперт, плохой внешний вид ребенка — не повод приходить к однозначному выводу, что родители жестоко с ним обращаются.
- Возможно, семья просто попала в тяжелую жизненную ситуацию.
- «Для начала можно по-доброму расспросить самого ребенка, все ли хорошо дома.
- Нужно помнить, что совсем маленькие дети, бывает, фантазируют, поэтому важно не перегнуть палку, общаясь с ними», — отметила Лазарева.
- Она также добавила, что тревожным сигналом должны стать ожоги, синяки и следы побоев на теле ребенка.
Но и здесь нужно разграничивать — синяки могут быть и от того, что ребенок занимается спортом, просто гиперактивен, часто падает и ударяется.
В чем разница между опекой и попечительством?
Запрос «Опека» перенаправляется сюда; см. также другие значения, Запрос «Опекун» перенаправляется сюда; см. также другие значения, Опе́ка — один из видов семейного устройства малолетних (до 14 лет), оставшихся без попечения родителей, а также форма защиты прав и интересов гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства,
Попечительство — вид семейного устройства несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, оставшегося без попечения родителей, либо форма защиты гражданских прав и интересов совершеннолетнего лица, признанного судом ограниченно дееспособным (например, вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами либо вследствие психического расстройства ), также может устанавливаться в отношении лиц, которые в силу физических недостатков ( слепота, глухота ) не могут самостоятельно осуществлять дееспособность,
В широком смысле, попечительство — постоянная забота о ком-либо или чём-либо, Целью введения попечительства, как института права, является защита прав и интересов граждан не полностью дееспособных и несовершеннолетних, Опекун осуществляет от имени подопечного сделки, в некоторых случаях лишь с согласия органов опеки и попечительства,
- В обязанности опекуна входит забота о здоровье и имуществе подопечного, а также воспитание и образование несовершеннолетнего подопечного.
- В некоторых частных ситуациях семьи школа может являться временным опекуном ребёнка, при требовании одного из родителей.
- Попечительство отличается от опеки тем, что попечитель не совершает от имени подопечного сделки, а лишь даёт согласие на их совершение.
При этом сделка совершается самим подопечным, Остальные обязанности опекуна несовершеннолетнего ребёнка ( воспитание, образование, содержание ребёнка) лежат и на попечителе. В этой части опека над несовершеннолетним ребёнком ничем не отличается от попечительства.
Какая зарплата у работников органов опеки?
В связи с публикацией на сайте издания «Проект» о работе органов опеки и попечительства сообщаем. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы выражает признательность автору статьи за интерес к этой теме и привлечение внимания к существующим проблемам в сфере охраны прав детей.
- Однако для объективности в оценке изложенных в статье сведений просит учесть следующую информацию.
- Сообщения о фактах жестокого обращения с детьми в семье Хачатурян из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отдел социальной защиты населения, исполняющий полномочия по опеке, не поступали.
Сестры Хачатурян и их мама с жалобами на условия жизни с отцом и воспитания им дочерей в органы опеки также не обращались. Впервые информация о семье поступила в отдел социальной защиты населения 27 февраля 2017 г. из школы, сообщавшей о неоднократных пропусках сестрами Хачатурян учебных занятий.
- В рамках своих полномочий специалисты по опеке вышли по месту жительства семьи с целью проведения обследования условий жизни несовершеннолетних.
- В связи с отсутствием доступа в жилое помещение отец был приглашен на прием в отдел.
- Однако на приглашение он не отреагировал, от контактов с органами опеки уклонялся.
Сведения о семье в установленном порядке были направлены отделом в районную комиссию по делам несовершеннолетних для рассмотрения вопроса о привлечении родителей сестер к административной ответственности. Также в статье обсуждается роль органов опеки в ситуации с семьей Хомских, которые взяли с собой на акцию трех несовершеннолетних детей.
- Подчеркиваем, что с заявлением в суд о лишении родительских прав супругов обратилась прокуратура.
- Именно по этой причине специалисты органов опеки провели проверку по месту проживания семьи, по итогам которой представили в суд заключение об отсутствии оснований для применения к родителям данной крайней меры ответственности.
Суд принял решение не лишать Хомских родительских прав. Дополнительно сообщаем, что в Москве последовательно реализуются меры, направленные на совершенствование деятельности органов опеки. В эти службы принимают на работу только людей с высшим профильным образованием, успешно прошедших диагностику на профпригодность.
Сотрудники органов опеки регулярно повышают свой профессиональный уровень. Для их обучения разработаны специальные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки: «Работа органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних» и «Профессиональная деятельность специалиста органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних».
Обучение по этим программам прошли уже более 70 % специалистов. Средняя заработная плата специалиста органов опеки в текущем году составляет около 78 тысяч рублей. Приоритетом в работе органов опеки является защита прав ребенка с акцентом на раннее выявление семейного неблагополучия и создание условий для воспитания ребенка в кровной семье, а в случае, когда того требуют его интересы, — в замещающей семье.
В чем заключается работа органов опеки?
Функции отдела по опеке и попечительству: В соответствии со ст.7 Федерального Закона №48-ФЗ от 24.04.2008 года « Об опеке и попечительстве » к компетенции работы отдела опеки и попечительства Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Васильевский относится:
- защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
- надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а так же организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью недееспособные граждане;
- контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, или иные организации, в том числе для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отдел в соответствии с возложенными на него задачами:
- Проводит обследование жилищно-бытовых условий и условий воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите и лиц, изъявивших желание стать опекунами (попечителями), усыновителями. Приемными родителями;
- организовывать ведение учета граждан Российской Федерации, проживающих на территории Муниципального образования Муниципального округа «Васильевский» Санкт-Петербурга, изъявивших желание быть опекунами (попечителями), усыновителями. Приемными родителями, и давать заключение об их возможности выполнять эти обязанности;
- осуществлять подготовку документов и устройство детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для воспитания, а приемную семью, на усыновление, а при отсутствии такой возможности – в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и другие учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- организовывать работу по передаче в региональный банк данных сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, по установленной форме, в случае выявления несовершеннолетнего, подлежащего передаче на усыновление, которому не удалось подобрать кандидатов в усыновители на территории муниципального образования муниципального округа Васильевский.
- готовить материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного, приемных детей, о распоряжении их текущими доходами и управлении имуществом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- осуществлять контроль за условиями жизни подопечных и приемных детей и за состоянием их здоровья в случае необходимости подготовить проекты распорядительных документов об освобождении, отстранении опекунов (попечителей) от выполнения возложенных на них обязанностей;
- осуществлять контроль, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за условиями жизни, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, другие учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществлять подбор лиц и давать заключения об их способности к выполнению обязанностей опекунов (попечителей), усыновителей, приемных родителей; готовить проект договора о передаче ребёнка (детей) в приемную семью;
- оказывать помощь опекунам (попечителям), усыновителям, приемным родителям в воспитании, организации отдыха, лечении, трудоустройстве и социальной защите приемных детей, подопечных, усыновленных;
- подготавливать заключения для органов судебной власти об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребенка, отмене усыновления;
- по доверенности от Администрации принимать участие в разбирательстве дел в судах всех инстанций, связанных с опекой и попечительством;
- подготовить заключения и проекты постановления Главы Администрации о целесообразности раздельного проживания попечителя и подопечным, достигшим 16-и летнего возраста;
- подготавливать заключения и проекты постановления Главы Администрации о возложении объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) при достижении им 16-и летнего возраста;
- подготавливать проекты постановления Главы Администрации о снижении брачного возраста для лиц, достигших 16-и летнего возраста;
- подготавливать документы для возбуждения в суде дел о лишение родительский прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных статьёй 21 Семейного кодекса Российской Федерации; подготавливать заключения по данным вопросам;
- подготавливать заключение по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их имущественных и личных прав и охраняемых законом интересов;
- подготавливать проекты договоров о доверительном управлении имуществом подопечных;
- подготавливать проекты распорядительных документов о разрешении, либо согласии на отчуждение и передачу имущества ребенка в дар, обмен жилой площади, совершение сделок, не влекущих нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, проживающих на территории муниципального образования муниципального округа Васильевский;
- подготавливать проекты соглашений о порядке участия родственников в воспитании ребёнка;
- участвовать в исполнении решения судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- рассматривать спорные вопросы между родителями о воспитании детей;
- представлять интересы несовершеннолетних детей, давать заключения по вопросам о назначении представителя для защиты прав и законных интересов ребенка в случае установления противоречий между интересами родителей и детей;
- рассматривать вопросы, подготавливать проекты распорядительных документов о присвоении и изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; рассматривать предложения, заявления, жалобы, запросы и иные обращения физических и юридических лиц по вопросам опеки и попечительстве и принимать по ним необходимые меры в пределах своих полномочий;
- вести в установленном порядке документацию, хранить все материалы, связанные с опекой и попечительством в сейфе до передачи их в архив, соблюдать сроки хранения документации, нести персональную ответственность за сохранность документов, связанных с опекой и попечительством;
- подготавливать заключения и проекты документов об установлении опеки и попечительства, назначении опекунов и попечителей, об освобождении и отстранении опекунов (попечителей) от выполнения возложенных на них обязанностей;
- подготавливать заключения о помещении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения, в том числе в психоневрологические дома-интернаты на полное государственное обеспечение;
- принимать меры по защите жилищных прав приемных детей и подопечных;
- подготавливать заключения и проекты распорядительных документов на отчуждение, обмен жилой площади, совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав;
- подготавливать заключения и проекты постановления Главы Администрации об установлении попечительства в форме патронажа и назначении попечителей (помощников) над несовершеннолетними дееспособными лицами;
- подготавливать заключения и проекты постановлений Главы Администрации о прекращении попечительства в форме патронажа;
- вести учет лиц, в отношении которых установлены опека, попечительство, патронаж;
- вести приём граждан в помещении Администрации по вопросам опеки и попечительства.
Каким органом устанавливается опека?
Другой комментарий к Ст.145 Семейного кодекса Российской Федерации — 1. Согласно ст.31 ГК РФ, опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания.
- Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются ст.150 СК РФ (см.
- Комментарий к ней).2.
- Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.3.
- Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.4.
Опека устанавливается над малолетними (несовершеннолетними в возрасте до 14 лет), при этом опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (п.2 ст.32 ГК РФ).5. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно, оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (ст.33 ГК РФ).6.
В соответствии с п.2 ст.121 СК РФ, п.1 ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей. Согласно п.1 ст.35 ГК РФ, опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.
При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.
Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.7. В ст.39 ГК РФ установлены основания и порядок освобождения и отстранения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления.
Что не имеет право делать опекун?
Родители ребенка или лица, их заменяющие, утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством.
Права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством. Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Заботится о содержании подопечных (т.е. предоставлять им питание, одежду и т.п.). Обеспечивать подопечного уходом и лечением. Заботиться о воспитании ребенка (о его психическом, духовном и нравственном развитии) (опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства). Обеспечить получение ребенком основного общего образования; опекун или попечитель имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования. Заботиться о здоровье ребенка и о его физическом развитии. Заботиться об общении ребенка с его родственниками и регулировать порядок общения. Представлять и защищать права и интересы ребенка.
Это фактические действия, которые в соответствии со статьей 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязаны совершать опекуны и попечители несовершеннолетних. Юридические действия опекунов (попечителей) направлены на защиту прав и охраняемых законом интересов подопечных. Опекуны и попечители обязаны защищать интересы подопечных, а, следовательно, имеют право и обязаны:
- Подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пособий, пенсий; Подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного; Принимать меры по защите прав собственности подопечного (подавать иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности и прочие); Опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного подопечному; Обращаться в лечебные, учебные и иные учреждения с целью получения подопечным медицинских, образовательных и прочих услуг как на безвозмездной, так и на возмездной основе; Защищать жилищные права подопечного путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, подачи заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.; Обращаться с заявлением ко всем другим гражданам, организациям, органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам в случаях нарушения прав подопечного или при угрозе такого нарушения.
- Или воспитательница детского сада обнаружила подозрительные синяки на теле ребенка.
- Или врачу в больнице показалось, что малыш слишком тощий.
- Опека обязана реагировать на все сигналы.
- Цель проверяющих – защитить детей, или убедиться, что их жизни и здоровью ничто не угрожает.
- Если они не заберут ребенка, а он потом пострадает, их обвинят в недосмотре.
- В рамках своих полномочий специалисты по опеке вышли по месту жительства семьи с целью проведения обследования условий жизни несовершеннолетних.
- В связи с отсутствием доступа в жилое помещение отец был приглашен на прием в отдел.
- Однако на приглашение он не отреагировал, от контактов с органами опеки уклонялся.
- Сотрудники органов опеки регулярно повышают свой профессиональный уровень.
- Для их обучения разработаны специальные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки: «Работа органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних» и «Профессиональная деятельность специалиста органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних».
Какие права у органов опеки?
Полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства закреплены в ст.77 и ст.121 Семейного кодекса РФ, а также в Главе 2 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Согласно п.1 ст.121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства:
- выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей соответствии с Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.2015 № 101, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей ( ст.123 Семейного кодекса РФ ), осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается, Также, согласно ст.77 Семейного кодекса РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка, в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
Что касается непосредственно деятельности по опеке и попечительству, то согласно ст.5 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» она осуществляется в соответствии со следующими принципами: 1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей; 2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству; 3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.
Сколько видов полномочий у органов опеки?
Раздел содержит материалы:
Перечень полномочий органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» Статья: О.А. Теплякова «Правовой статус и функции органов опеки и попечительства» Статья: Сапожникова Т.Н., Цымбал Е.И. «Актуальные вопросы повышения эффективности правового регулирования опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних»// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция с.41- 56 Обзор: С.О. Красикова «Об урегулировании споров, связанных с воспитанием детей (подготовлен для системы КонсультантПлюс) Статья: Тарасова Анна Евгеньевна, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Южно-Российского института управления — филиала РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук «Правовые проблемы реформы организаций для детей-сирот: новые стандарты, семейное воспитание, квартирный тип проживания» Круглый стол: Тарасова Анна Евгеньевна, кандидат юридических наук «Правовое значение предварительного разрешения органов опеки и попечительства на сделки с имуществом несовершеннолетних» Статья: М.А. Хватова «Проблемы приобретения несовершеннолетними гражданской дееспособности при вступлении в брак»
Перечень полномочий органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Специалисты отмечают, что круг полномочий органов опеки и попечительства весьма обширен. Полномочия органов опеки и попечительства определены в значительном количестве федеральных законов, предусматривающих комплекс полномочий органов опеки и попечительства, которые раскрываются и конкретизируются в законодательстве субъектов РФ и муниципальных нормативных актах, в случае их наделения соответствующими полномочиями.
В настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт, определяющий полномочия органов опеки и попечительства. Так, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» устанавливает 13 полномочий данных органов, однако не закрепляет весь их перечень, указывая, что иные полномочия могут быть установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьи, регулирующие полномочия органов опеки и попечительства, содержатся в кодексах — Гражданском, Семейном, Трудовом. Таким образом, с научной точки зрения возникает необходимость дать классификацию функций и полномочий органов опеки и попечительства, а с практической — обобщить перечень полномочий данных органов.О.А.
Теплякова «Правовой статус и функции органов опеки и попечительства» Данная статья интересна с точки зрения проходящей сейчас дискуссии о реформировании органов опеки Органы опеки и попечительства — это органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органы местного самоуправления, если им переданы указанные полномочия.
Передача полномочий органов опеки и попечительства на уровень субъектов Федерации вызвана необходимостью обеспечивать права детей, что является государственно важной задачей. До 2008 г. органами опеки и попечительства были органы местного самоуправления.
Как работают органы опеки и попечительства?
Почему она приходит — Сотрудники органов опеки могут прийти с проверкой в дом, где проживают несовершеннолетние, если они получили сообщение об угрозе для жизни и здоровья детей. Например, соседи рассказали, что из квартиры несколько часов подряд доносились истошные крики.
А если они заберут ребенка без достаточных оснований, их обвинят в превышении полномочий. Угрозой для жизни и здоровья ребенка считается, в частности, отсутствие ухода, соответствующего его возрасту и состоянию здоровья. Например, если родители не кормят младшеклассника или оставляют младенца одного в квартире.
Какая зарплата у работников органов опеки?
В связи с публикацией на сайте издания «Проект» о работе органов опеки и попечительства сообщаем. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы выражает признательность автору статьи за интерес к этой теме и привлечение внимания к существующим проблемам в сфере охраны прав детей.
Однако для объективности в оценке изложенных в статье сведений просит учесть следующую информацию. Сообщения о фактах жестокого обращения с детьми в семье Хачатурян из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отдел социальной защиты населения, исполняющий полномочия по опеке, не поступали.
Сестры Хачатурян и их мама с жалобами на условия жизни с отцом и воспитания им дочерей в органы опеки также не обращались. Впервые информация о семье поступила в отдел социальной защиты населения 27 февраля 2017 г. из школы, сообщавшей о неоднократных пропусках сестрами Хачатурян учебных занятий.
Сведения о семье в установленном порядке были направлены отделом в районную комиссию по делам несовершеннолетних для рассмотрения вопроса о привлечении родителей сестер к административной ответственности. Также в статье обсуждается роль органов опеки в ситуации с семьей Хомских, которые взяли с собой на акцию трех несовершеннолетних детей.
Подчеркиваем, что с заявлением в суд о лишении родительских прав супругов обратилась прокуратура. Именно по этой причине специалисты органов опеки провели проверку по месту проживания семьи, по итогам которой представили в суд заключение об отсутствии оснований для применения к родителям данной крайней меры ответственности.
Суд принял решение не лишать Хомских родительских прав. Дополнительно сообщаем, что в Москве последовательно реализуются меры, направленные на совершенствование деятельности органов опеки. В эти службы принимают на работу только людей с высшим профильным образованием, успешно прошедших диагностику на профпригодность.
Обучение по этим программам прошли уже более 70 % специалистов. Средняя заработная плата специалиста органов опеки в текущем году составляет около 78 тысяч рублей. Приоритетом в работе органов опеки является защита прав ребенка с акцентом на раннее выявление семейного неблагополучия и создание условий для воспитания ребенка в кровной семье, а в случае, когда того требуют его интересы, — в замещающей семье.
Какое образование нужно для работы в органах опеки?
Возраст ребёнка: 0 Какое образование необходимо для работы в органы опеки и попечительства? Добрый день! Я хотел устроится на работу в органы опеки и попечительства, но возьмут меня или нет не знаю? Подскажите пожалуйста, какое надо закончить образование, чтобы устооится на работу в органы опеки и попечительства? Просто в нашем городе очень труднонайти работу по своей специальности (экономист, бухгалтер), вот я и подумал может тогда переобучится, чтобы затем устроится на работу в органы опеки и попечительства.
Педагогическое образование является обязательным требованием в этой профессии. Юридическое – желательным. Хотя именно знание правовой базы, законодательства (практически во всех сферах: земельное законодательство, трудовое, семейное право и уголовный кодекс, не говоря о конкретных законах в сфере опеки и попечительства) является основой этой профессии. Кроме того, необходимо уверено разбираться в судебной системе, знать процедуры подачи исковых заявлений, апелляций, кассаций, обжалований, отзывов и т.д. Понимать структуру судебного процесса, как в уголовных, так и в гражданских делах. Знания психологии и педагогики необходимы для работы с результатами экспертиз, заключений, выдаваемых узкими специалистами нашим клиентам. По той же причине необходимо иметь базовый набор знаний о психиатрии, для работы с психически больными людьми, уметь различать симптоматику и степень выраженности заболевания, чтобы грамотно привлекать к дальнейшей работе социального работника, либо врача-психиатра. Бумажная работа – весомая часть функционала специалиста отдела опеки. Уверенное владение Microsoft Office, 1С в разы сокращает время, отведенное на составление документов и отчетов.
Максим Дюканов, юрист, специалист по семейному праву