Почему ребенок застенчивый?

Почему ребенок застенчивый
Кто виноват? — Некоторые дети изначально предрасположены к застенчивости, у других она может развиться «на ровном месте» под влиянием определенных обстоятельств. Психологи указывают на следующие причины ее возникновения. Биологическая предрасположенность,

Некоторые дети от природы более чувствительны к критике и негативным ситуациям в общении. Обычно у таких детей один или оба родителя страдают от болезненной застенчивости или социофобии, Стрессовые события в жизни, Часто застенчивость развивается вслед за травматичным событием, обычно связанным с публичным унижением ребенка.

Также таким событием может быть переезд в другой город, переход в новую школу или же серьезные проблемы в семье, например, развод родителей. Негативное общение в семье, Часто причина застенчивости ребенка в том, что родители критикуют его по поводу и без повода, стыдят (тем более при посторонних), стараются контролировать все аспекты его жизни.

При этом постоянная критика не уравновешивается теплотой и похвалами. Также причиной может быть и отсутствие внимания родителей: когда ребенка в семье просто игнорируют, и все, что от него требуется — «вести себя тихо». Травля в школе, Негативная, конкурентная атмосфера способствует застенчивости многих детей.

Особенно если их выбирают для систематической травли другие дети. Часто ребенка травмируют учителя, когда публично унижают за неудачи, игнорируют или даже поощряют травлю со стороны одноклассников.

Откуда берется застенчивость?

Природа застенчивости — На вопрос: «почему мы застенчивы?» разными специалистами выдвигаются различные варианты ответов:

С точки зрения нейробиологов, застенчивость вызвана нарушением обмена нейромедиаторов в головном мозге (дефицит серотонина, дофамина и т.д.), то есть это состояние всегда связано со слабой центральной нервной системой. Патологическая застенчивость в основном свойственна для расстройств личности из кластера C (по классификации DSM-IV), и для акцентуаций характера этого же круга. Люди с гипертимным психотипом не проявляют такого качества, как стеснительность. Сильная застенчивость, если она является устойчивым свойством личности, а не ситуативным проявлением, и мешает нормальной жизни, может потребовать вмешательства психолога или врача-психотерапевта, которые помогут таким людям обрести уверенность в себе. Врачи также относят застенчивость к симптоматике хронического отравления ртутью — меркуриализму, Бихевиористы полагают, что застенчивым просто недостаёт социальных навыков, необходимых для полноценного общения с другими людьми. Психоаналитики говорят, что застенчивость — это не что иное, как симптом выражения на сознательном уровне бушующих в бессознательном глубинных психических противоречий. Социологи и некоторые детские психологи считают, что застенчивость можно понимать в аспекте социальных установок: мы смущаемся, когда речь заходит о соблюдении общественных приличий. Социопсихологи утверждают, что застенчивость даёт о себе знать с того момента, как человек говорит себе: «Я застенчив». Исследователи личности (такие как Рэймонд Кэттелл ) убеждены, что застенчивость передаётся по наследству, точно так же, как умственные способности или рост человека.

Современная версия теории врожденной застенчивости принадлежит Рэймонду Кэттеллу. Он уверен, что личность индивидуума складывается из набора основных качеств, которые можно определить, систематически проанализировав ответы человека на вопросы теста. Ответы коррелируются, затем они сопоставляются с ответами родителей или детей, и таким образом выясняется, передана черта «по наследству» или нет.

Когда появляется стеснение у детей?

Откуда берется застенчивость и зачем она нужна — Все мы видели, как маленькие дети ведут себя в присутствии незнакомых людей: они цепляются за родителей, плачут в новой обстановке и даже пытаются отгородиться от окружающих физически: втягивают голову в плечи, зажмуривают глаза, отодвигаются или отворачиваются. Для дошкольников определенная доля застенчивости — возрастная норма, которая не должна пугать родителей. «Начиная с 8-месячного возраста у детей начинает проявляться так называемая сепарационная тревожность, — рассказывает психолог Александра Слаутина.

  1. Когда мама пропадает из поля зрения, ребенок, с одной стороны, уже понимает, что она не исчезла насовсем, и может ее подождать.
  2. Но при этом страх, что мама не вернется, все равно присутствует.
  3. Из-за этой тревожности меняется и реакция на посторонних.
  4. Если раньше, находясь на руках у родителей на улице или в другом общественном месте, он проявлял интерес к другим людям, то теперь он начинает плакать, искать защиты, утыкаться в маму или папу, пытаясь спрятаться».

Негативная реакция на посторонних — признак того, что у ребенка сформировалась крепкая эмоциональная связь со значимыми взрослыми, необходимая для его нормального развития. Все дети разные, они отличаются друг от друга характерами, реакциями, поведением в сложных ситуациях.

В чем разница между скромностью и застенчивостью?

Жизнь христианина
Христианин

Благодать Рождение свыше Крещение Покаяние Исповедь Причащение Венчание Монашество Церковь Священство Каноническое право Грех Смерть Ученичество

Христианские добродетели

Вера Благочестие Любовь Милосердие Смирение Скромность Искренность Кротость Терпение Молитва Гостеприимство

Христианское богословие

Троица Библия Грехопадение Спасение Иисус Христос Искупительная жертва Христианское богослужение Вселенские соборы Эсхатология

Портал «Христианство»

Скромность — умение держать себя в рамках, быть умеренным, сдержанным, спокойным. Под скромностью понимают черту характера и образ жизни человека, выражающихся в следующем:

умеренность во всех требованиях; равнодушие к роскоши и излишествам; отсутствие властолюбия, стремления первенствовать, показывать себя; соблюдение рамок приличия ; порядочность и степенность в общении с другими людьми.

Скромность также может выражаться в смирении и послушливости — непротивлении указаниям представителей какой-либо формы власти, В одежде скромность человека может проявляться в выборе недорогих, неярких и не вычурных моделей простого покроя, а также в стыдливости — то есть стремлении одеваться строго, с сокрытием наготы и формы тела.

Как понять что человек стеснительный?

Скажи, чтобы я тебя увидел Сократ, древнегреческий философ Общение – одна из форм активности, в которой человек может проявить свою личность: темперамент, характер, способности, мировоззрение, ценности, отношение к себе и другим людям, потребности и многое другое.

Поэтому в процессе общения мы действительно можем увидеть, кто перед нами. Но человек может иметь такую черту характера, которая мешает ему общаться и свободно проявлять себя, включаться в активную социальную жизнь. Речь идёт о застенчивости. Она проявляется в смущении в присутствии других людей и связана с беспокойством о том, какое впечатление человек производит на других, с чувством дискомфорта, переживанием своей застенчивости.

Встречаются люди, которые имеют определённую потребность и знают, как её удовлетворить, но сдерживаются от любых действий. Они идут на танцы, умея танцевать, но что-то внутри мешает им пригласить кого-то на танец или принять такое предложение. Встречаются ученики, которые знают правильный ответ, но что-то мешает им поднять руку и ответить. Наблюдается своеобразное внутреннее раздвоение: в застенчивом будто живут два человека, один из которых пытается принять участие в социальной жизни, а другой смотрит со стороны на первого и жёстко его критикует, заставляя отказаться от проявления себя. Внутренне застенчивые находятся в более выгодном положении: скрывают свои чувства, маскируя их с помощью хорошо усвоенных навыков общения, раскованности (даже грубости), знают, что нужно сделать, чтобы быть признанными, повысить своё положение, а потому могут достигать успеха, хотя никто и не догадается, чего им стоит их внутренняя борьба.

Однако застенчивость имеет и положительные стороны, поскольку её часто связывают с чувствительностью и впечатлительностью, которыми отличаются люди художественные и вообще одарённые. Застенчивый человек более разборчив в контактах с другими, может отгородиться, чтобы быть более осмотрительным. Никто не будет считать его надоедливым или агрессивным.

Он легко избегает конфликтов, его ценят как внимательного слушателя. И всё же, застенчивость скорее является отрицательной чертой характера, ибо сопровождается ощущениями стыда и вины, страха, тревоги, при которых появляется непреодолимое желание убежать, спрятаться от людей, избегая даже простой беседы.

Читайте также:  Что учителя не имеют права?

Как называют особенных детей?

Мы редко видим на улицах людей с инвалидностью. Если это происходит, чаще всего не знаем, как вести себя. Кто-то бесцеремонно смотрит во все глаза, кто-то, наоборот, старается не обращать внимание и проходит мимо. На дворе 21 век, мы живём в информационную эпоху.

  1. В то же время представления о людях с особенностями у большой части общества застряли где-то между древним временем и средневековьем.
  2. Одна собеседница автора этого интервью на днях в разговоре серьёзно заявила, что надо разрешить умерщвлять тяжело больных детей.
  3. Своё мнение эта взрослая дееспособная дама объяснила соображениями гуманности.

О том, с какими проблемами сталкиваются люди с особенностями развития и как они меняют общество, мы беседуем с руководителем областного отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ), многодетной мамой Лилией Щеглачёвой. – Сначала предлагаю определиться с терминами.

По вашему мнению, как нужно правильно называть людей с инвалидностью? Какие слова мы можем использовать, чтобы название было корректным? – Даже в официальной переписке я считаю неуместным использовать слова «инвалид» или «ребёнок-инвалид», которыми часто пользуются. Более корректно говорить о человеке с инвалидностью или ребёнке с инвалидностью.

В первую очередь мы называем человека, а уже потом его особенность. Сейчас готовятся изменения в законодательство, по которым должно уйти из обихода понятие «ограниченные возможности здоровья». Предполагается новая формулировка – «особые образовательные потребности», если говорить о человеке в образовательном поле.

Почему ребенок не может говорить?

1. Причины физиологического характера — Малыш может молчать вследствие недоразвития речевого аппарата и низкого тонуса мышц, отвечающих за артикуляцию. Это может быть связано с особенностями строения, физиологического развития, а также наследственности. Речевое развитие ребенка тесно связано с его двигательной активностью,

  • Двигательное развитие в начале жизни является своеобразным «локомотивом», который запускает в дальнейшем многие когнитивные процессы, в том числе речь.
  • Если малыша ограничивали в движении, или по каким-то причинам (болезни, особенности строения опорно-двигательного аппарата, мышечное недоразвитие и т.д.) он не мог активно физически и моторно развиваться, то это скажется в дальнейшем на формировании его речи.

Недоразвитие мелкой моторики также влечет за собой трудности в говорении.

Как помочь ребенку научиться общаться со сверстниками?

Консультация для родителей — Известно, что полноценное развитие ребёнка во всех его проявлениях очень сильно зависит от отношения малыша со своими друзьями. И, конечно, мама с папой могут научить ребёнка знакомиться и дружить, помочь ребенку разобраться в этом замечательном и сложном чувстве, понять с кем ему интересно и весело общаться и играть.

  1. Чем в более раннем возрасте начать учить ребенка дружбе, тем легче и быстрее он сможет в дальнейшем общаться с другими детьми и заводить друзей.
  2. Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством, следует неустанно внушать ему общеизвестный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Объясните ему, что общение должно сводиться к диалогу. Как часто мы, взрослые, заменяем его монологом. Беседуя, мы вроде бы слушаем друг друга, но слышим ли? Так вот, давайте прежде всего учить свое дитя именно слышать другого, быть внимательным к настроению, желаниям, чувствам собеседника.

Помогите ребенку усвоить следующие правила, необходимые ему для общения со сверстниками: — Играй честно. — Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего. — Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы. — Если у тебя попросят что-нибудь — дай, если попытаются отнять — защищайся.

— Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя. — Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего постыдного. — Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты. — Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить. — Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься.

  1. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется», — почаще напоминайте ребенку слова этой известной песенки. Объясните ребёнку, что знакомиться нужно с улыбкой и дружелюбием, если подойти с хмурым и сердитым видом с ним вряд ли захотят общаться. В самом деле, стоит вашему чаду сменить настороженность на доброжелательность, застенчивость на заинтересованность, и сверстники в ответ станут гораздо отзывчивее.
  2. Приучите ребенка смотреть в глаза собеседнику — по мнению психологов, люди с «бегающим» взглядом не вызывают у окружающих доверия.
  3. Посоветуйте ребенку интересоваться другими детьми. Специалисты утверждают, что именно невнимательность к окружающим, зацикленность на собственных ощущениях нередко приводят ребенка к изоляции. Порой дети так сосредотачиваются на своей персоне, что не могут даже описать внешность постоянного партнера по играм! Чтобы отучить ребенка от забывчивости, предложите ему время от времени рисовать своих приятелей (пусть и схематично) — это сделает его более наблюдательным к окружающим.
  4. Делиться своим имуществом — еще один шаг навстречу другим.

    Как защитить ребенка от обидчиков?

    Скорая психологическая помощь — Проявите ненавязчивое участие в жизни ребенка. Говорите с ним, обсуждайте, как прошел его день, старайтесь проводить больше времени вместе. Но не будьте чрезмерно настойчивы, не устраивайте допрос с пристрастием и не давайте преждевременную оценку ситуации.

    1. Поговорите с классным руководителем вашего ребенка.
    2. Пусть педагог понаблюдает за поведением вверенного ему класса.
    3. Не обвиняйте ребенка.
    4. Унизительная оценка его способностей и манеры поведения в коллективе не принесет пользы.
    5. Фраза: «Ты – робкий и пугливый, поэтому тебя обижают» под запретом.
    6. Вы должны стать ребенку другом и добрым советчиком, критики ему хватает и в школе.

    Не устраивайте очных ставок с жертвой моббинга и обидчиками. В присутствии взрослых хулиганы не станут проявлять агрессию, а вот за вашей спиной наверняка наверстают упущенное с удвоенным энтузиазмом. Не культивируйте в ребенке отрицательные качества. Некоторые родители, узнав, что их отпрыска обижают в школе, советуют ему дать сдачи.

    1. Лучше обсудите с ребенком, как решить конфликт мирно.
    2. Повышайте самооценку ученика.
    3. Мальчиков, которые не способны дать сдачи обидчикам, можно записать в спортивную секцию.
    4. Он узнает, как постоять за себя и заведет новых друзей.
    5. Отправьте ребенка на консультацию к детскому психологу.
    6. Некоторые дети не могут поведать родителям о своих проблемах, а вот незнакомым людям выкладывают все до мельчайших подробностей.

    Практически каждого из нас дразнили и унижали в детстве. А некоторые взрослые страдали от моббинга на работе. Расскажите ребенку, как вы справились с обидчиками. Пример близкого человека вдохновит обиженного. Порой детская травля приводит к необратимым последствиям – нередки случаи, когда жертвы моббинга кончали жизнь самоубийством.

    Если ситуация вышла из-под контроля, и ребенку невыносимо оставаться в этом ученическом коллективе, задумайтесь о переводе его в другую школу. Бывает, и не редко, что в самой школе существуют причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные унизительные высказывания в адрес ученика, а иногда учитель даже специально создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.

    Как должен поступить родитель гонимого ребёнка или ребенка-гонителя в отношении школы? Обозначьте учителю свое видение ситуации, которую определите, как моббинг. Учитель может с вами не согласиться или же выдвинет доводы, обвиняя вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся»), оправдывая обижающих, и снижая значимость проблемы («это переходный возраст, ну что вы хотите»).

    • Настаивайте на своей позиции и аргументируйте.
    • Договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время.
    • Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя – зрелые личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.
    • Часто таким человеком бывает учитель какого-то второстепенного предмета: трудовик или библиотекарь.

    Директор может задействовать их. В распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры были направлены на ликвидацию причины, побудившей детей к травле.

    Как помочь ребенку научиться общаться со сверстниками?

    Консультация для родителей — Известно, что полноценное развитие ребёнка во всех его проявлениях очень сильно зависит от отношения малыша со своими друзьями. И, конечно, мама с папой могут научить ребёнка знакомиться и дружить, помочь ребенку разобраться в этом замечательном и сложном чувстве, понять с кем ему интересно и весело общаться и играть.

    1. Чем в более раннем возрасте начать учить ребенка дружбе, тем легче и быстрее он сможет в дальнейшем общаться с другими детьми и заводить друзей.
    2. Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством, следует неустанно внушать ему общеизвестный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

    Объясните ему, что общение должно сводиться к диалогу. Как часто мы, взрослые, заменяем его монологом. Беседуя, мы вроде бы слушаем друг друга, но слышим ли? Так вот, давайте прежде всего учить свое дитя именно слышать другого, быть внимательным к настроению, желаниям, чувствам собеседника.

    • Помогите ребенку усвоить следующие правила, необходимые ему для общения со сверстниками: — Играй честно.
    • Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.
    • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.
    • Если у тебя попросят что-нибудь — дай, если попытаются отнять — защищайся.

    — Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя. — Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего постыдного. — Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты. — Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить. — Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься.

    1. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется», — почаще напоминайте ребенку слова этой известной песенки. Объясните ребёнку, что знакомиться нужно с улыбкой и дружелюбием, если подойти с хмурым и сердитым видом с ним вряд ли захотят общаться. В самом деле, стоит вашему чаду сменить настороженность на доброжелательность, застенчивость на заинтересованность, и сверстники в ответ станут гораздо отзывчивее.
    2. Приучите ребенка смотреть в глаза собеседнику — по мнению психологов, люди с «бегающим» взглядом не вызывают у окружающих доверия.
    3. Посоветуйте ребенку интересоваться другими детьми. Специалисты утверждают, что именно невнимательность к окружающим, зацикленность на собственных ощущениях нередко приводят ребенка к изоляции. Порой дети так сосредотачиваются на своей персоне, что не могут даже описать внешность постоянного партнера по играм! Чтобы отучить ребенка от забывчивости, предложите ему время от времени рисовать своих приятелей (пусть и схематично) — это сделает его более наблюдательным к окружающим.
    4. Делиться своим имуществом — еще один шаг навстречу другим.

      Почему я застенчивый?

      Бихевиористский подход — Бихевиористы считают, то застенчивость может возникнуть вследствие следующих причин:

        Нехватка коммуникативных навыков для полноценного общения с другими людьми. Самоуничижение из-за своей неадекватности (в т.ч. и мнимой). Предчувствие своего неадекватного поведения, тревога по этому поводу. Проще говоря, человек боится сделать что-то не то, и не делает ничего. Наличие негативного опыта общения в прошлом.

      Здесь мы не можем не согласиться, ведь эти причины на самом деле оказываются достаточно вескими, и вследствие их вполне могут возникнуть страх, дискомфорт и прочие признаки застенчивости.

      Как защитить ребенка от обидчиков?

      Скорая психологическая помощь — Проявите ненавязчивое участие в жизни ребенка. Говорите с ним, обсуждайте, как прошел его день, старайтесь проводить больше времени вместе. Но не будьте чрезмерно настойчивы, не устраивайте допрос с пристрастием и не давайте преждевременную оценку ситуации.

      • Поговорите с классным руководителем вашего ребенка.
      • Пусть педагог понаблюдает за поведением вверенного ему класса.
      • Не обвиняйте ребенка.
      • Унизительная оценка его способностей и манеры поведения в коллективе не принесет пользы.
      • Фраза: «Ты – робкий и пугливый, поэтому тебя обижают» под запретом.
      • Вы должны стать ребенку другом и добрым советчиком, критики ему хватает и в школе.

      Не устраивайте очных ставок с жертвой моббинга и обидчиками. В присутствии взрослых хулиганы не станут проявлять агрессию, а вот за вашей спиной наверняка наверстают упущенное с удвоенным энтузиазмом. Не культивируйте в ребенке отрицательные качества. Некоторые родители, узнав, что их отпрыска обижают в школе, советуют ему дать сдачи.

      1. Лучше обсудите с ребенком, как решить конфликт мирно.
      2. Повышайте самооценку ученика.
      3. Мальчиков, которые не способны дать сдачи обидчикам, можно записать в спортивную секцию.
      4. Он узнает, как постоять за себя и заведет новых друзей.
      5. Отправьте ребенка на консультацию к детскому психологу.
      6. Некоторые дети не могут поведать родителям о своих проблемах, а вот незнакомым людям выкладывают все до мельчайших подробностей.

      Практически каждого из нас дразнили и унижали в детстве. А некоторые взрослые страдали от моббинга на работе. Расскажите ребенку, как вы справились с обидчиками. Пример близкого человека вдохновит обиженного. Порой детская травля приводит к необратимым последствиям – нередки случаи, когда жертвы моббинга кончали жизнь самоубийством.

      Если ситуация вышла из-под контроля, и ребенку невыносимо оставаться в этом ученическом коллективе, задумайтесь о переводе его в другую школу. Бывает, и не редко, что в самой школе существуют причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные унизительные высказывания в адрес ученика, а иногда учитель даже специально создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.

      Как должен поступить родитель гонимого ребёнка или ребенка-гонителя в отношении школы? Обозначьте учителю свое видение ситуации, которую определите, как моббинг. Учитель может с вами не согласиться или же выдвинет доводы, обвиняя вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся»), оправдывая обижающих, и снижая значимость проблемы («это переходный возраст, ну что вы хотите»).

      • Настаивайте на своей позиции и аргументируйте.
      • Договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время.
      • Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя – зрелые личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.
      • Часто таким человеком бывает учитель какого-то второстепенного предмета: трудовик или библиотекарь.

      Директор может задействовать их. В распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры были направлены на ликвидацию причины, побудившей детей к травле.