Что умела делать девочка 100 лет назад?

Что умела делать девочка 100 лет назад

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной. К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности.

Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать. Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872) Как строился процесс обучения? Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.

  1. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся.
  2. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее.
  3. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.
  4. Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет.

С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета.

Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить» Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта. «Бабий кут». Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить.

Что умел делать крестьянский ребенок в 7 8 лет?

Первые навыки — Уже в первую семилетку с трёх-четырёх лет мальчик начинал постигать основы крестьянского труда. Он мог ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле. Овладев этими нехитрыми премудростями, маленький человек обучался самым простым ремёслам. Крестьянские дети в поле. Источник: gfom.ru Детские хозяйственные обязанности делились и по половому принципу. Ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом – это забота девочек, а вот пахать и молотить – это уже «мужицкая» работа. В 7-9 лет дети начинали подрабатывать «в людях».

Чем занимались дети в старину?

Спрос с него был большой, но по-настоящему взрослый спрос с ребенка начинался с 14 лет. Итак, с семи лет начинался самый настоящий детский труд. Мальчики помогали отцам пахать, боронить, удобрять землю, молотить, пасти скот, ухаживать за скотиной — кормить, убирать навоз, чистить животных.

Что умели делать мальчики 100 лет назад?

«Отец сына не на худо учит» — Василий Максимов «Мальчик-механик» (1871) Возрастные критерии для детей были очень четкими, и, соответственно, так же четко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дите», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.

Во вторые семь лет наступало отрочество: ребенок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха. Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества.

Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери. Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники.

Словом, настоящие мужья и отцы. В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, теплыми, непромокаемыми.

Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи, и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком. Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причем они приобретали четкое половое разделение.

  • Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сестрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжелой работе девочек не привлекали.
  • Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату.

К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец. Работа на земле Владимир Маковский «Пастушки» (1903) В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряженную в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведет борозду».

Читайте также:  Нужно ли учить ребенка давать сдачи?

Чем занимались дети в Древней Руси?

Занятия детей в Руси особенно не отличались от занятий детей в остальной Европе. В совершенно раннем возрасте они не делали ничего. Со временем у них появлялись обязанности. В то время была огромная рождаемость и старшие дети ухаживали за младшими. Они помогали матери: убирали помещения, помогали принести воду, приготовить пищу.

Что умела девочка на Руси в 10 лет?

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной. К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности.

Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать. Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872) Как строился процесс обучения? Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.

По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения. Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет.

С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета.

  • Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил.
  • Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить» Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта. «Бабий кут». Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить.

Что должна уметь делать девушка в 13 лет?

Что должен знать и уметь делать тринадцатилетний ребёнок? — Что умела делать девочка 100 лет назад Prostock-studio/Shutterstock.com В 13 лет подросток умеет:

  1. Следить за порядком в доме, своей комнате без напоминаний.
  2. Самостоятельно заботиться о своём внешнем виде, соблюдать гигиену.
  3. Помогать взрослым (домашние дела, уход за младшими детьми в семье).
  4. Обращаться с деньгами.
  5. Готовить простые блюда.
  6. Культурно общаться с ровесниками и старшими.
  7. Правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
  8. Ориентироваться на местности в своём городе (районе).

Что делали дети в 19 веке?

Детский труд на фабриках (заводах), шахтах был обычным явлением во многих промышленно развитых странах Европы и Америки в XIX веке. Дети трудились наравне со взрослыми до 14-18 часов в сутки (иногда с 5-6-летнего возраста), причём им платили за это в несколько раз меньше.

Как в старину наказывали детей?

Как наказывали детей на Руси: Розги, горох, ложкой по лбу и другие методы, за которые сегодня лишили бы родительских прав На Руси детей воспитывали строго. За проступки и шалости принято было наказывать, причём порой достаточно жестоко.

Как наказывали детей в средние века?

Традиционное наказание — Со времён Древней Руси наказание детей воспринималось как благо. Ребёнка били и держали в строгости из любви к нему. Способы наказания на Руси сохранились в народной памяти через пословицы. «Дать бы тебе ума с заднего двора» — высечь.

  • «Такую заушину дам, что троё суток в голове трезвон будет» — дать подзатыльник.
  • «С черта вырос, а кнутом не стёган» — о пробелах в воспитании.
  • «Жену учи до детей, а детей без людей» — о времени и месте проведения воспитательной работы.
  • «Кого журят, того и любят» — о выборе тех, кого нужно наказывать.
  • «По дважды и Бог за одну вину не карает» — о количестве наказаний за одну провинность.

Похвала ребёнка считалась опасной: «Хвала в очи хуже порчи». Хвалящий якобы рисковал оговорить ребёнка, поэтому суеверная мать должна была после положительных слов трижды плюнуть. Эта боязнь дошла до наших дней во фразе-предупреждении «не перехвали». С распространением православия к наказаниям как необходимой мере добавились религиозные установки об изначальной греховности человека Воспитательные наказания готовили детей не только к земной, но и к небесной жизни.

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его, — гласят Притчи Соломоновы в Библии. — Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт». В самом известном своде правил средневековой России — Домострое — наказанию детей были отведены отдельные пункты и несколько строк.

Домострой, XV–XVI века. Перевод В.В. Колесова: «А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей, кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить.

Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей». Рекомендовалось «сокрушать ему рёбра» и «бить жезлом». Под «жезлом» понимался прут. От его ударов ребёнок «не умрёт, но здоровее будет», и его душа точно спасётся. Строгое воспитание в будущем «мужественного» человека подкреплялось, в частности, отсутствием улыбок во время игр.

Процедура наказания в семьях была спрятана от посторонних глаз. В школах при монастырях и церквях дети могли «получить» не только от отцов и старших братьев Неотъемлемость жёстких мер для контроля за обучением даже попала в первый московский иллюстрированный печатный букварь. Что умела делать девочка 100 лет назад Азбука Василия Бурцева, 1637 год

Читайте также:  Как сдержать крик на ребенка?

Как на Руси называли мальчика среднего возраста?

В старину на Руси молодого человека часто называли отрок, а сейчас употребляют термин подросток. Данный термин распространился в Древней Руси и использовался жителями государства для того, чтобы описать мальчика в возрасте от 9 до 15 лет. До этого его называли ребенком, а после подростком.

Как жили дети в средние века?

Дети в Средневековье не были ценностью для семьи, а их жизнь и смерть полностью зависели от воли отца. Младенцами в условиях голода, бедности и отсутствия гигиены часто пренебрегали. Историки отмечают случаи детоубийства, когда ребенок в большой и бедной семье становился обузой.

Как жили крестьянские дети в 19 веке?

Крестьянские дети в 19-м веке жили невесело, их эксплуатировали с детства. С самого раннего детства они должны были работать и помогать своим родителям-крестьянам в полях или в домах господина. Также детям давали несложную работу, например, выпас скота, лошадей.

Как воспитывали детей в старину?

Дети из простых семей чаще всего воспитывались родителями или иногда «дядьками». Детей передавали на воспитание дяде, брату матери, в то время как отец занимался воспитанием детей сестры. Если родного дядьки у ребенка не было, его воспитывали соседи.

Как на Руси называли маленьких детей?

Философия. Культурология 66 Вестник Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2011, № 3 (23), с.66-71 УДК 316.37 ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ © 2011 г.С.А. Ганина Российский новый университет (Орехово-Зуевский филиал) svetla3@yandex.ru Поступила в редакцию 7.06.2011 Рассматриваются проблемы конструирования феномена детства на примере древнерусской и средневековой культуры.

  1. В частности, затрагиваются проблемы периодизации детства, положение ребенка в социальной иерархии общества, его права и обязанности, особенности социализации детей различных социальных слоев.
  2. Ключевые слова: феномен детства, периодизация детства, история детства, ребёнок и общество, социализация.
  3. Осмысление феномена детства приобретает чрезвычайную актуальность в контексте кризисного состояния современной действительности.

Антропный кризис, процессы глобализации, модернизационные процессы в мире в социальной и культурной сферах, в политике, экономике, а также системные трансформации мирового сообщества — всё это требует нового углубленного осмысления сущности детства с позиций понимания настоящего и прогнозирования будущего.

В современных гуманитарных, в том числе социальных, науках детство рассматривается как сложный, многомерный феномен, который, имея биологическую основу, тем не менее, опосредован огромным количеством социальноисторических, культурных, экономических, мировоззренческих, психологических, педагогических и других факторов.

Хорошо известно, что тот уровень психического развития, которого достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества, не одинаковый, хотя биологические предпосылки остаются абсолютно идентичными. Детство — это период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека — продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, опре- деляющих его развитие.

Как писал французский историк и демограф Ф. Ариес, одним из первых начавший детально разрабатывать проблему истории детства, «то, как общество воспринимает и воспитывает своих детей, — одна из главных характеристик культур в целом», Предки древних славян, как и все народы Земли, тысячелетиями создавали особенный уклад жизни в рамках первобытнообщинной социально-экономической формации, земледельческого хозяйства.

Как в старину называли ребенка?

В одном из старых азбуковников (так назывались очень популярные на Московской Руси XVI — XVII вв. книги, нечто вроде наших энциклопедических словарей), говорится: «Первых родов и времен человеци до некоего времени даяху (то есть давали) детем своим имена, якоже отец или мать отрочати (ребёнка) изволят: или от взора и естества (то есть по виду и природным свойствам дитяти), или от вещи, или от притчи.

Такожде и словене прежде их крещения даяху (то есть давали) имена детем своим сице (вот как): Богдан, Божен, Первой, Второй, Любим и ина такова. Добра же суть и та (то есть: „и эти имена были недурны»)». Эту выдержку из азбуковника приводит в своей книге «Ты и твоё имя» известный писатель Л.В. Успенский,

Древнерусские имена были разнообразны. Имя могло отражать внешность, физические особенности ребёнка (Малыш, Черныш, Кудряш, Круглец, Беляй, Косой, Рябой), его место в семье (Первуша, Второй, Третьяк и так далее), черты характера и особенности поведения (Храбр, Добр, Молчан или Плакса, Умник или Дурак).

Читайте также:  Что делать если сверху шумят дети?

Были имена, отражавшие время и обстоятельства рождения: ребёнка, который появился на свет в сильный мороз, так и называли — Морозом, а родившийся весной получал имя Вешняк, от слова «вешний» — весенний, отсюда и фамилия Вишняков, а вовсе не от вишни. Такие имена, как Томило, Истома, указывали на тяжёлые роды: мать истомилась, производя на свет младенца.

Наконец, в именах отражались родительские чувства по отношению к ребёнку (Любим, Милуша, Ждан, Неждан, Нечай). Такая простая классификация долгие годы была на вооружении у лингвистов, занимавшихся русской антропонимикой (наукой о человеческих именах).

Считалось даже, что имена давали не только младенцам, но и взрослым, отсюда группа «профессиональных» имён: Мельник, Кузнец, Кожемяка и т.п. Но, оказывается, дело обстоит значительно сложнее. Имена давались детям не только «от взора и естества, или от вещи, или от притчи», но и по другим причинам, с другими целями.

Возьмём, например имя мальчика — Черныш или девочки — Чернава. Такие имена часто встречались в Древней Руси, недаром среди наших современников так много Чернышёвых, Черновых, да и Чернавины тоже встречаются. Чернышом могли назвать действительно смуглого, темноглазого, темноволосого младенца, но могло быть и по-другому: чёрный цвет для наших предков был связан со злом (всем известны выражения «чёрная зависть» или «чёрное дело»), поэтому имя Черныш, возможно, значило «плохой», «злой», «гадкий».

Зачем же называть так собственного ребёнка? — спросите вы. Имена, означавшие что-то плохое, непривлекательное были в ходу у всех народов: это имена-обереги, призванные защитить детей от нечистой силы. Такие имена, как Косой и Рябой, давались не по внешности, а для того, чтобы отпугнуть злых духов: их добычей скорее станет какой-нибудь Милок или Красавчик, а на Косого или Рябого духи не позарятся.

То же и с именами, данными «по чертам характера». Храбр, Добрыня, Умной, Удалец — это типичные имена-пожелания: «Стань таким, как я хочу!» А Негодяй, Болван, Дурак, Неудача — без сомнения, имена-обереги.

Какие обязанности были у детей в крестьянских семьях?

Еще до семи лет мальчиков уже учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также делать нехитрые, но нужные дома поделки: игрушки младшим, да и себе самому тоже, плести корзины и короба, ну и, конечно, лапти.

Чему учили детей крестьяне?

Детей с раннего возраста приучали к ответственности и систематическому труду, поскольку это было и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Важно отметить, что подход к своим наследникам в народной среде был очень строгим. Авторитет матери и отца был непререкаем, и дети не считались равными родителям.

  1. А те обычно сходились во взглядах на воспитание чада, а если даже в чем-то и возникали разногласия, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.
  2. Ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря.

Обычно поручения между домочадцами распределялись отцом в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. Возрастные критерии для детей были очень четкими, и, соответственно, так же четко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые 7 лет — детство или «младенчество».

  1. Малышей называли «дитё», «младень».
  2. Затем наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам — длинная девичья рубаха.
  3. Третья семилетка — юность.
  4. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества.

Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка — полноценной помощницей матери. Несмотря на всю строгость воспитания, за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчеркивая, что он принёс пользу всей семье.

Возможно, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными. Так что же 100 лет назад умел 14-летний мальчик? Требования к мальчикам были гораздо строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие кормильцы и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

Уже в период младенчества мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также — основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти.

  1. Многие 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей.
  2. Таким образом, пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.
  3. Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись четкие хозяйственные обязанности.

Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Как жили крестьянские дети в 19 веке?

Крестьянские дети в 19-м веке жили невесело, их эксплуатировали с детства. С самого раннего детства они должны были работать и помогать своим родителям-крестьянам в полях или в домах господина. Также детям давали несложную работу, например, выпас скота, лошадей.

Какой была власть родителей над детьми в древности?

Власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям. Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (iusvitae ас necis), которое оставалось в силе весь классический период (17 год до нашей эры — 235 год нашей эры).