Как избавится от буллинга?

Как избавится от буллинга
Как можно предотвратить буллинг? — 1. Чаще приглашать одноклассников ребенка в гости, и особенно тех, кому он симпатизирует. Если у вас есть какое-то необычное хобби, интересное детям, можно рассказать о нем сверстникам ребенка. Ведь если вы можете часами говорить о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть вам в рот и после этого вряд ли тронут пальцем вашего ребенка.2.

  1. Создать ему «буферную зону».
  2. Научить не бояться одноклассников, у которых не меньше проблем, чем у него.
  3. Помогать ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить в школу «за знаниями» или же по принуждению родителей.
  4. Помните, что ребенку-изгою важны не только сторонние наблюдатели, но и люди, не дающие его в обиду.

Наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, составляющая своеобразную буферную зону. А так как акты насилия в школе происходят чаще всего не на виду у учителей, а на переменах, в школьном дворе и на игровых площадках, то такая «буферная зона» детей сможет помочь ему в подобных ситуациях.3.

Призывать не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону друзей. Не показывать слабости и страхи перед насильниками и вместо рыданий и просьб о помиловании набрасываться на преследователей, озадачивая их неожиданными вопросами или хотя бы знанием нелестных фактов о них самих.4.

Вырабатывать адекватную самооценку. В случае завышенной самооценки объяснять, что у любого человека есть ахиллесова пята, и тот, кто преуспевает в математике, может отставать по физкультуре, и наоборот, победитель в соревнованиях по легкой атлетике может с трудом справляться с математикой.

Что делать если вас травят?

8. СООБЩИ В ПОЛИЦИЮ! — Если речь идет об очень серьезной травле, то может потребоваться обращение в полицию. Ты можешь сам(а) позвонить в полицию по телефону экстренной помощи 112 или попросить родителей или учителя позвонить в полицию вместо тебя. Не надо стыдиться обращения в полицию – это важный способ отстаивания своих прав!

Как буллинг влияет на психику человека?

Последствия буллинга для жертвы — Жертвы буллинга постоянно чувствуют себя в опасности. Даже если над ними не издеваются прямо сейчас, им кажется, что это может начаться в любую минуту. В книге «Предотвращение буллинга» жертвы травли описывают свой опыт так: «Чувствуешь себя неправильным.

Изолируешься от коллектива и даже не пытаешься найти друзей. Замыкаешься в себе и постоянно злишься». По мнению норвежских учёных, жертвы буллинга постепенно начинают верить, что с ними действительно что-то не так. Они чувствуют себя одинокими, но не пытаются найти новые хобби или завести друзей. Им сложно доверять людям.

Травля также провоцирует конкретные физиологические симптомы. По данным Американской организации «Нет буллингу», у ребёнка возникают проблемы со сном. Может развиться энурез. Болит голова или живот, хотя медицинских причин для этого нет. Постоянный стресс влияет на иммунную систему и негативно воздействует на когнитивные способности.

Почему происходит травля?

Жертвы травли в школе — Жертвами травли в школе чаще всего становятся :

  • двоечники ;
  • круглые отличники ;
  • любимчики учителей;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • ябеды ;
  • дети учителей;
  • страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
  • не имеющие современных и модных новинок в области электроники и одежды, или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;
  • вундеркинды ;
  • дети с нетривиальным, отличающимся от стандартного, мировоззрением («белые вороны»);
  • дети плохо обеспеченных (бедных) родителей;
  • представители национальных меньшинств;
  • представители сексуальных меньшинств,

Есть случаи, когда жертвами травли становились учителя, Объединяет всех жертв одна черта: чаще всего объектами издевательств становятся дети и подростки, обладающие повышенной чувствительностью, показывающие свою «слабость» (страх, обиду или злость).

  1. Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров, рождая искомое ощущение превосходства,
  2. Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьной травли.
  3. Методы травли отличаются в зависимости от пола жертвы: мальчиков чаще бьют, а про девочек одноклассницы, как правило, распускают порочащие слухи,
  4. По мнению педагога-психолога Людмилы Петрановской, «это иллюзия, что для надо быть каким-то особо ненормальным.

В общем и целом причина травли — не в особенностях жертвы, а в особенностях группы, Один и тот же ребёнок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за короткий срок, скажем, после смены классного руководителя»,

Большую роль в школьной травле играет гендерный надзор — действия, направленные на принуждение к следованию предписанным гендерным нормам (для девочек — быть женственными, для мальчиков — быть мужественными). Во многом в связи с тем, такие действия не носят явно выраженного антисоциального характера, а напротив, связаны с доминирующими в обществе установками, «травящие» во многих случаях не получают реального осуждения со стороны взрослых.

Гендерный надзор тесно связан с гетеронормативностью, Травля мальчиков, вне зависимости от их реальной сексуальной ориентации, как правило, активно сопровождается гомофобными оскорблениями. Среди оскорблений девочек преобладают слатшейминговые,

Какие бывают виды Буллинга?

Буллинг – пьеса с плохим концом — Сегодня о буллинге написано множество статей, защищены десятки диссертаций, даны сотни рекомендаций родителям и педагогам, однако, проблема от этого не становится менее острой. В исследовании PISA, проведенном в 2015-ом году, приводятся такие цифры: 27% школьников в России становились жертвами физической, вербальной или социальной агрессии, при этом 9,5% школьников становились объектами травли систематически.

К 2018-му году по данным мониторинга PISA этот показатель вырос еще на 10% и составил 37%. Почему в одних школах буллинг – распространённое явление, а в других – исключение из правил? Как уклад школьной жизни влияет на взаимоотношения между учениками? Как взрослым взаимодействовать с каждым участником сложной ситуации? Предлагаем вам вместе поразмышлять и ответить на эти вопросы.

Буллинг — новомодный синоним слова «травля», это намеренное систематическое причинение вреда человеку или группе людей другим человеком или группой людей. Это социальное явление родилось задолго до появления интернета, телевидения, травля существует ровно столько, сколько существует общество.

  • Выделяют различные виды буллинга: физический (толчки, пинки, избиения), социальный (очный — прямые оскорбления и унижения, игнорирование, заочный – без присутствия жертвы, распространение заведомо ложных сплетен, слухов, включает в себя и кибербуллинг).
  • Чем отличается буллинг от других проявлений агрессии (унижения, причинение боли, оскорблений и пр.)? Признаками буллинга являются: повторяемость ситуации; способы травли могут включать различные проявления агрессии; неравное положение жертвы и обидчика; буллинг проявляется только в присутствии других людей; переживание жертвой чувства беспомощности.
Читайте также:  Какие слова нельзя говорить детям?

Таким образом, буллинг – это ситуация, в которую оказывается втянут весь класс и эта ситуация является для всех стрессовой. Как распределяются роли в ситуации буллинга? На что обратить внимание взрослым при взаимодействии с каждым из её участников? Психология жертвы Психологи отмечают, что жертвой буллинга может стать любой, для этого не обязательно принадлежать к другой расе или иметь особенности внешности.

  1. Существует миллион причин, которые могут вызвать ненависть со стороны другого.
  2. Чаще всего объектами травли становятся неуверенные дети с повышенным уровнем тревожности, дети, имеющие трудности в обучении, дети с ОВЗ, с хроническими заболеваниями, обучающиеся из семей с низким социально-экономическим статусом, иноязычные дети, дети, не имеющие опыта общения со сверстниками.

Дети и подростки, подвергающиеся буллингу, попадают в психологические ловушки. Первая из них — ребенок начинает переживать свою вину, ему кажется, что, если бы он выглядел по-другому или вел себя иначе, он был не стал объектом нападок. Порой этому способствует даже близкое окружение, дающее советы вроде «Сбрось пару килограмм», «Подкачайся» и пр.

Что делать если подростка травят в школе?

Ребенок не хочет идти в школу, не приглашает в гости одноклассников и не гуляет с ними. Он неохотно разговаривает об учебе, приходит домой не в настроении, плохо учится. Причин такого состоянию у школьника может быть много. Зачастую бывает, что все это — реакция на психологическую травлю ребенка одноклассниками.

  • Как вовремя заметить, что ребенок стал изгоем в классе, что делать и куда обращаться, расскажет, специалист семейного центра «Планета Семьи» Валерия Чубова.
  • История москвички В семейный центр «Планета Семьи» обратилась Екатерина В.
  • Со своей дочерью.
  • Даша в последнее время стала нервной, у нее снизилась мотивация к учебе.

Девочка закрылась и перестала делиться с родными. Мама сначала списывала изменения в поведении дочери на начинающийся подростковый возраст, но ситуация только ухудшалась. Екатерина решила серьезно поговорить с девочкой. С трудом удалось выяснить, что у нее не складываются взаимоотношения в школе.

  • По характеру Даша тихая и спокойная, и ее новая подруга Вера стала манипулировать чувствами девушки.
  • Она рассорила Дашу со всеми прежними приятелями, начала настраивать против нее одноклассников.
  • В результате девочка стала объектом насмешек.
  • А Вера продолжала интриговать: то «дружила», то отталкивала.
  • Весь класс отвернулся от Даши, дети издевались над ней.

Какие дети могут стать изгоями

Дети с необычными манерами поведения, стилем одежды. Дети с особенностями (вес, заболевание, рост, изъяны во внешности). Психологически слабые, не умеющие постоять за себя.

Что нужно делать родителям Обозначить проблему в школе. В первую очередь нужно переговорить с учителями, посоветоваться со специалистами. Школьный психолог должен провести беседу с ребенком и, если нужно, семейную консультацию. Кроме того, разобрать ситуацию и проработать проблемы в классе.

Конечно, не всегда стоит идти напролом. Действовать нужно осторожно, потому что можно навредить ребенку агрессивным вмешательством. Ведь ко всему прочему школьник становится «ябедой» и «доносчиком». Поэтому в каждом конкретном случае нужно подходить к проблеме индивидуально и проводить работу мягко. Родители должны поддерживать школьника.

Ребенок, подвергшийся травле, очень раним. Он начинает видеть себя ущербным, не доверяет людям, ждет от них подвоха, не чувствует себя достойным любви. Зачастую такие дети начинают воровать, врать и связываются с плохими компаниями. В этот период очень важна помощь и понимание близких людей.

  1. Нужно показать ребенку, что он дорог и любим.
  2. Он должен знать, что его всегда поддержат и в любом случае будут на его стороне.
  3. Обратиться за помощью к психологу.
  4. Часто для того, чтобы ребенок смог справиться со своей бедой, необходима помощь специалиста.
  5. Если причина травли — в поступках самого ребенка, нужно проработать эту ситуацию с ним, подсказать, как скорректировать свое поведение.

Если школьник просто слаб и не может постоять за себя, тогда нужно справиться со своими страхами. Существует много способов стать более уверенным в себе, научиться противостоять агрессии и общаться с окружающими людьми.

Почему люди занимаются Буллингом?

Работа над собой — Проблема заключается в том, что дети включаются в травлю неосознанно. Агрессор не осознает, в каком психологическом состоянии он находится. Тому, кто занимается буллингом, нужна эмоция жертвы, он хочет видеть ее слабость, беспомощность, чувствовать свое превосходство.

А окружающие еще больше «топят» его в этом состоянии, читая лекции, осуждая и наказывая. В результате ребенок потерян. Хорошо, если его отведут к психологу, который полюбит и примет его. У детей большая проблема с эмоциональным интеллектом, им не помогают его развивать, концентрируясь на оценках в дневнике, как необходимом условии успеха в жизни.

В школах необходимы программы, которые бы развивали в первую очередь эмоциональный интеллект и навыки общения, чтобы ребенок мог понимать себя и других, правильно реализовывать свои способности и таланты. Это два архиважных направления, которыми нужно заниматься в школах, чтобы привить детям толерантность.

  1. Без этого они живут неосознанно, и процветает буллинг.
  2. Мы с коллегами проводим групповые занятия с детьми, которые занимаются травлей, и показываем, что общаться можно спокойно, без давления и унижения.
  3. Мы переключаем этих детей на позитивную, созидательную деятельность, поскольку у них на самом деле большой потенциал.

На тренингах мы с детьми делаем упражнение: пишем в двух колонках плюсы и минусы, если ребенок будет делиться своими переживаниями. Колонка с негативными последствиями обычно длинная, дети боятся, что над ними будут смеяться или родители пойдут в школу, станут разбираться, а ребенку будет еще хуже.

Дети боятся, что их не поймут, не примут, накажут. Формулируя это, ребенок понимает, почему он боится делиться своими чувствами. Во второй колонке мы помогаем сформулировать, почему хорошо и полезно говорить о своих переживаниях. Например, у ребенка будет поддержка, его поймут, либо кто-то еще расскажет такую же историю, и это поможет объединиться.

Читайте также:  Почему нельзя кричать на ребенка комаровский?

Нужно обязательно стимулировать детей делать этот список длиннее. Главное правило противодействия буллингу – научиться не скрывать эмоции, а проявлять их и говорить о том, что чувствуешь. Так должны вести себя родители, им нужно учить своих детей открывать и делиться.

Как доказать Буллинг?

Как доказать буллинг в Украине — Для начала разберемся, что может быть буллингом. Законодательство Украины отмечает следующие явления как буллинг: Читайте также: На Херсонщине ученицу обвинили в буллинге учителей

словесная травля — насмешки, обидные шутки, прозвища, оскорбления, неприятные дразнилки; распространения слухов и сплетен о ребенке; бойкот со стороны сверстников; физическое воздействие — как касательно ребенка, так и касательно его личных вещей; унижение ребенка в социальных сетях (кибербуллинг).

Если ребенок терпел физические издевательства, то обязательно нужно снять побои. Доказательством буллинга может быть фото или видеофиксация, слова свидетелей. Читайте также: На Херсонщине ученица колледжа устроила буллинг учителям Чтобы обидчика привлекли к ответственности, нужно доказать, что ребенка травили, и что это происходило/происходит систематически.

В качестве доказательств можно предъявить вещи, которым причинили вред, или скриншоты переписок/комментариев, если травля происходила online. Бывают такие формы проявления агрессии, которые трудно доказать. Например, сплетни, обзывательства, бойкот. Чтобы это доказать, нужно найти свидетелей или приложить видеодоказательства.

Доказательством также считается заключение психолога (школьного или внештатного) о том, что ребенку была нанесена моральная травма.

Почему жертвы буллинга молчат?

В одном из исследований ученые задали школьникам, подвергшимся буллингу, вопрос: «Как вы считаете, из-за чего вас травили?» — 44 процента считали, что это происходило из-за внешности; 16 процентов думали, что причина — в их расовой принадлежности; 14 процентов полагали, что их дразнят из-за подозрений в гомосексуальности; 12 процентов считали, что причина — их бедность; семь процентов полагали, что их травили из-за инвалидности. Для абсолютного большинства подростков это слишком чувствительные темы, чтобы обсуждать их с кем-либо. Многие не говорят о травле, потому что боятся еще больше ухудшить свое положение. Хулиганы часто крупнее и сильнее своих жертв, кроме того, их может быть больше.

Ребенок предпочитает пережить проблему в одиночестве, а не нарываться на неприятности, рассказывая о травле. Иногда дети говорят о ситуации взрослым, но только просят никому об этом не рассказывать и ничего не предпринимать. Когда родители обнаруживают, что ребенка травят, первое побуждение — немедленно разобраться с этой ситуацией.

Представьте себе, многие дети молчат, потому что боятся, что родители закатят скандал, пойдут по инстанциям, расскажут обо всем в соцсетях, будут ругаться с обидчиками и их родителями, — в общем, привлекут всеобщее внимание к ситуации. А дальше смотри пункт номер один.

Ваш ребенок может попросить вас не вмешиваться — уважайте его желания. Составьте вместе план: как мы планируем выйти из этой ситуации? Что мы будем делать? Пусть это будет совместно разработанная стратегия. Если не произошло драки, порчи вещей или какого-либо иного нарушения закона, вполне можно попытаться решить проблему без привлечения к ней излишнего внимания.

Часто булли — популярные и влиятельные личности. Ребенок может терпеть буллинг, чтобы сохранить свое социальное положение. Дети жаждут принятия от тех людей, которые над ними измываются. Школьник годами может терпеть подлости и фальшивую дружбу, лишь бы не лишиться социальных связей совсем.

  • Половина детей, перенесших буллинг в возрасте от 12 до 18 лет, говорили, что их обидчики обладали социальным влиянием на группу, в которой все происходило.
  • А 31 процент пострадавших от травли указывали, что у их мучителей было больше денег.
  • Часто травить сверстников начинают не какие-нибудь маргиналы, а вполне популярные, хорошо учащиеся, занимающие высокое социальное положение дети.

И они выбирают в качестве цели тех, у кого много проблем, кто плохо занимается, прогуливает или был пойман на чем-то неприглядном.

Чем опасен буллинг?

Каждый третий ребенок в России сталкивается с буллингом в школе, Буллинг — это агрессивное поведение, которое повторяется постоянно. Он затрагивает всех: жертв, самих агрессоров и свидетелей издевательств, а последствиями травли становятся расстройства пищевого поведения, ментальные проблемы и зависимости.

Каковы последствия буллинга?

Не секрет, что буллинг, это явление, которое вызывает тревогу учителей и родителей, а также влияет на положение и самочувствие жертвы и буллера (так называют агрессора, зачинщика конкретной ситуации. — Однако ошибочно винить его в сложившихся обстоятельствах и искать единственный способ прекратить буллинг в наказании или исключении буллера из школьного коллектива).

  • Однако не всегда очевидно, что ситуация буллинга оказывает влияние на наблюдателей, на учителей и также вносит вклад в домашние отношения участников.
  • Буллинг» — кажется, что это такое иностранное слово, которое где-то далеко и к нам не относится.
  • Но его можно заменить гораздо более привычным, к сожалению, словом «травля».

Часто буллинг незаметен. Можно думать «У меня такого не было. И у моего ребенка тоже в школе всё хорошо». Но травля может случиться везде, не зависимо от привилегированности учебного заведения и благополучия родительского сообщества. Школьники могут много лет находиться в позиции жертвы или наблюдателя и не до конца понимать, что происходит.

Буллинг — это про дразнилки, байкот, драки, дёрганье за косички, атаки комментариями в соцсетях, украсть пенал и «подставить перед учителем». А по статистике около трети школьников никому не рассказывают о буллинге. Буллинг это всегда насилие. Насилие не проходит бесследно, оно оставляет отпечаток разной силы.

Можно сказать, что у буллинга есть два страшных последствия: 1) Возможные личные проблемы всех участников системы: низкая самооценка, проблема с доверием, невозможность справляться с собственной агрессией, тревожность, проблемы со здоровьем (ухудшение памяти, головные боли, нарушения аппетита и работы ЖКТ).

А значит сложнее выстроить отношения, работать, отдыхать. Всё это мешает жить уже взрослым людям. И очень сложно предсказать какая ситуация «забудется» благодаря гибкости психики, а какая будет влиять на всю жизнь (даже если человек был наблюдателем травли).2) Второе последствие может быть не столь очевидно, но гораздо масштабнее — ситуация насилия становится нормальной.

То в чём ты долго находишься, сколь ужасное оно не было постепенно начинает интерпретироваться нашей психикой как «обычное». Буллинг поддерживает культуру агрессии и запугивания, может принимать открытые криминализированные формы или скрыто вредит участникам уже другого коллектива.

Читайте также:  Почему ребенок не общается с одноклассниками?

Классный руководитель, школьный психолог могут оказать поддержку и совместно решать эту проблему. Травли.нет: здесь можно узнать больше о буллинге, найти алгоритм действий для родителей Центр психологической работы с подростками «Перекресток» Телефоны доверия. Например, 8-800-2000-122 — Детский телефон доверия для детей, подростков и родителей

автор: Изабелла Гурджа, психолог проекта «Добрая школа», БФ «Реликт»

Почему важно бороться с Буллингом?

Проблема буллинга в подростковой среде не нова, но до недавнего времени в нашей стране к ней не относились серьезно. С каждым годом этот вопрос все больше обостряется и принимает новые формы. Буллинг или конфликт? В первую очередь мы должны понимать, что буллинг – это не просто конфликтная ситуация.

Конфликт сам по себе – вещь хорошая и нужная. Только в конфликтах укрепляется личность, ребенок вынужден учиться справляться со сложными ситуациями: анализировать, учитывать мнение другого человека, принимать решения, согласовывать их со своей совестью и т.д. Но в конфликте нет ничего угрожающего сломом личности, а в буллинге есть.

Как отличить? При буллинге всегда одна из сторон ощущает свое превосходство, а другая – чувствует себя беспомощной и униженной. Ни о каком равноправии позиций в случае буллинга речи не идет. У жертвы травли просто нет возможности самостоятельно уменьшить дисбаланс.

Если есть возможность отстоять себя, такого явления не возникнет. Буллинг – это целенаправленное, повторяющееся, регулярное действие с целью унижения и причинения страданий, при котором причина травли не в поведении жертвы. Нужно понимать, что для его прекращения (буллинг нельзя разрешить, только прекратить) нужно работать с агрессором: это в нем проблема, а не в жертве.

И единственный вариант разрешения этой проблемы – вмешательство третьей, взрослой, стороны. Что происходит По статистике, на первом месте по частоте встречаемости – словесная травля (оскорбления, злые и непристойные шутки, словесные провокации, обзывания и т.д.), на втором месте – бойкот, на третьем – физическое насилие, на четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство.

  1. Каждый вид травли оставляет неизгладимый след в душе ребенка или подростка, который подвергается этим издевательствам.
  2. Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе.
  3. Также это негативное явление может стать причиной возникновения разной тяжести психических отклонений, психосоматических заболеваний и даже явиться причиной самоубийства.

Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же ощущение собственной «крутости», безнаказанности. В дальнейшем это приводит к еще большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность, качеств, девиантному поведению и, как следствие, постановке на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

  1. Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.
  2. И конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга.
  3. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.
  4. Профилактика работает Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где авторитетом выступает сам учитель.

Он может эффективно пресекать проявления насилия. Необходимо проводить классные часы, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Социально-психологическая служба должна проводить тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.

Куда обращаться по поводу Буллинге?

Если ребёнок стал жертвой буллинга или кибербуллинга, в первую очередь он должен обратиться за помощью к родителям, учителям или школьному психологу. Однако именно на родителях лежит обязанность защиты прав ребёнка, если он является несовершеннолетним. Именно они должны обратиться в органы опеки, сообщив о травле.

Куда обратиться за помощью при Буллинге в школе?

К сожалению, травля в школе (или буллинг) – явление более распространенное, чем кажется. В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за школьную травлю. Однако пока такой статьи нет.

  1. Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя привлечь к ответственности,
  2. Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят в школе.
  3. Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление на жертву, это могут быть как угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с эмоциональной травлей на уровне закона значительно труднее.

Одно из главных препятствий, мешающих наказать агрессоров, — это их возраст. Согласно законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию.

Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила силу. Зато осталась статья «Клевета», которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют про вашего ребенка лживые слухи. Если вы сможете доказать это в суде, то ответственность за клевету понесет администрация школы или же родители или иные законные представители виновного.

Если же вашему ребенку угрожают, а угрозы могут быть самыми разными, нужно постараться оценить их реальность и незамедлительно поставить в известность классного руководителя или того, кто его заменяет. Привлечь к ответственности несовершеннолетнего за угрозы практически невозможно, но это не повод для бездействия со стороны учителей,

Именно на школу возлагается обязанность не только по обучению, но и по формированию соответствующего климата и атмосферы. Если угрозы носят откровенно жестокий и опасный характер, не лишним будет уведомить школьного психолога (при его наличии), и руководство учебного заведения. Бездействие с их стороны строго наказывается, то есть в случае, если учителя и администрация и школы не устранят конфликт, их можно будет привлечь к ответственности.

Если вы не можете у администрации школы найти поддержку при разрешении подобных ситуаций, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции (департамент или управление образование, региональное министерство образования) и даже в прокуратуру, однако вы должны быть готовыми к тому, что вам придется доказывать свою правоту и предоставлять факты, свидетельствующие о бездействие директора и учителей.