Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в школах и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
Буллинг — травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении. Норвежский исследователь буллинга Дэн Олвеус определяет буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени неоднократно сталкивается с намеренным причинением вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в контексте «диспропорциональных «властных» отношений».
Буллинг — систематическое злоупотребление властью (силой) со стороны человека или группы людей для подавления, унижения, оскорбления (Ригби, Росс, Смит). По определению И.С. Кона, буллинг — это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе,
Можно выделить некоторые особенности буллинга: 1) буллинг асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой — пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц; 2) буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью; 3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство; 4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит; 5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
При буллинге всегда есть жертва, которая не может себя защитить. Он всегда носит систематический характер. Наиболее распространенные акты буллинга: • негативные разговоры о ком-то за его спиной; • распространение слухов и лживых сведений; • обзывание и придумывание обидных прозвищ; • выставление в смешном виде; • унижающие и обесценивающие взгляды и жесты; • передразнивание; • объявление глупым («дураком»); • непозволение сказать свое слово, ответить; • изоляция от остального классного сообщества (бойкот); • отбирание, прятание, повреждение школьных принадлежностей и/или других вещей, одежды; • необоснованные обвинения; • пинки, удары; • шантаж, вымогательство; • сексуальные домогательства; Прямой, активный буллинг Основные действия: • дразнить • угрожать • обесценивать • оскорблять • унижать • компрометировать • преследовать, причинять неприятности, мучить Непрямой, пассивный буллинг Основные действия: • изолировать • вредить репутации • распространять слухи • отбирать личные вещи и портить их Особо жестокий буллинг • Физическое насилие, заставляющее жертву страдать.
Что это такое буллинг?
Что такое буллинг (травля)? — Буллинг — английский аналог слова «травля». В это понятие входит намеренная, постоянная травля, при которой явно прослеживается неравенство сил обидчика и агрессора; террор любого вида: психологический, физический, открытый и незаметный.
Последний — опасней всего, поскольку синяки, ссадины, пропавшие или испорченные вещи, чрезвычайно быстрое исчезновение карманных денег родителю заметить легко, а вот если видимых признаков нет, то узнать, что ребёнка в школе травят одноклассники или старшеклассники, будет гораздо сложнее. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев дети не признаются, что у них в школе есть конфликт.
Ситуации, которые замалчивает ваш ребёнок, могут быть разными: его обижают, дразнят, задирают, оскорбляют или запугивают, заставляют делать что-то неприятное, отбирают или портят его вещи, угрожают или унижают. Для буллинга характерны три признака: намеренность, повторяемость, неравность сил.
Что такое Скулшутер?
Социология УДК 316.4:004.891 КАРПОВА Анна Юрьевна — доктор социологических наук, профессор школы базовой инженерной подготовки Национального исследовательского Томского политехнического университета (634050, Россия, г. Томск, пр-кт Ленина, 30; belts@tpu.ru) МАКСИМОВА Наталия Геннадьевна — старший преподаватель школы инженерного предпринимательства Национального исследовательского Томского политехнического университета (634050, Россия, г.
Томск, пр-кт Ленина, 30; nata8720@tpu.ru) СКУЛШУТИНГ В РОССИИ: ЧТО ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ? Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования скулшутинга в России с применением метода case study; триангуляции данных из различных источников информации; прототипов, разработанных междисциплинарной проектной группой ТПУ для интеллектуального анализа данных социальных сетей.
На основе сформулированной в обобщенном виде категории скулшутинга и существующей в России правоприменительной практики сформирована выборка исследования, включающая 23 случая. Все случаи маркированы по трем типам (исходя из зарубежной практики типологии одиночек): скулшутер, массовый убийца, террорист.19 случаев однозначно определены как скулшутинг.
Выявлены типы подражания и разработана схема взаимосвязей; обозначены значимые признаки; проведен анализ динамики случаев; представлены примеры предупреждающих знаков, которые скулшуте-ры оставляют в Интернете; обозначены основные и дополнительные мотивы скулшутеров; представлены результаты изучения социальных связей скулшутеров в онлайн-среде.
Ключевые слова: скулшутер, школьный стрелок, массовый убийца, преступник-подражатель, Колумбайн, молодежь, радикализация, экстремизм, терроризм Введение Трагедии, связанные с инцидентами скулшутинга в России, в последнее время усилили общественное внимание к попыткам понять динамику и факторы, которые лежат в основе таких событий.
- Скулшутинг — феномен насильственных инцидентов с расстрелами школьников или стрельбой в школах (англ.
- School shooting).
- Феномен возник в начале ХХ в., но получил распространение в конце ХХ в.
- В связи с Колумбайн-эффектом — массовой волной подражающих инцидентов в результате широкого и интенсивного освещения в СМИ,
Поскольку не существует единого определения того, что квалифицируется как школьная стрельба, авторы исследования предлагают следующую интерпретацию: скулшутинг — это планирование, организация, совершение вооруженного нападения в/на территории образовательного учреждения (любого уровня) одним или несколькими учащимися с целью массового убийства.
Скулшутинг необходимо рассматривать как стохастическое явление, при котором злоумышленники статистически предсказуемы, но индивидуально трудно предсказуемы, мотивированы одной идеей или одной проблемой, а не широкой идеологией, умысел зачастую не конкретизирован, применение насилия считают оправданным и единственно возможным средством достижения цели.
Это растущий феномен, который вызывает опасения во всем мире. Такого рода насильственные инциденты не относятся к преступлениям террористического характера, но имеют веские основания для включения, поскольку обладают схожими механизмами и требуют усиления правоприменительной практики в отношении лиц, совершающих такого рода преступления.