- Брать на себя ответственность Это стоит делать обоим партнёрам.
- Не избегать проблем Часто мы хотим избежать конфронтации, поэтому игнорируем проблему.
- Не критиковать друг друга
- Общаться друг с другом
- Позволить друг другу сохранить достоинство
- Быть готовым идти на жертвы
- Смириться с тем, что разногласия будут всегда
Как правильно вести себя в конфликтной ситуации памятка?
При возникшем конфликте сохраняйте спокойствие и дайте возможность оппоненту высказаться. Не перебивайте и не комментируйте его выска- зывания. Терпеливо выслушайте все его претензии и заявления. После этого спадет внутреннее напряжение обоих участников, и можно перехо- дить к следующей стадии.
Почему молчание дает возможность выйти из конфликтной ситуации?
С.Е. Полякова S.E. Poliakova МОЛЧАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ SILENCE AS A STRATEGIC FUNCTION OF CONFLICT RESOLUTION IN А POLITICAL DISCOURSE В статье разграничиваются понятия «стратегия молчания» и «тактика молчания».
Особое внимание уделяется выявлению и описанию причин использования «стратегии молчания» в политическом дискурсе. The article delineates the concepts of a «strategy of silence» and «tactics of silence.» Special attention is given to the identification and description of the reasons for using a «strategy of silence» in a political discourse.
Ключевые слова: теория речевых актов, речевая стратегия, речевая тактика, стратегия молчания, тактика молчания, политический дискурс. Keywords: theory of speech acts, speech strategies, speech tactics, strategy of silence, tactic of silence, political discourse.
Развитие теории речевых актов послужило толчком к исследованию речевых стратегий и тактик в области коммуникативной лингвистики. Однако до настоящего момента не существует единого мнения о том, что можно считать речевой стратегией. Исследователи предлагают различные подходы к определению и типологии речевых стратегий (В.З.
Демьянков, Е.И. Шейгал и др.). За основу принимается классификация О.С. Иссерс. Сначала нужно отграничить понятия стратегии молчания и тактики молчания. «Одно и то же средство, может служить и принципом, и стратегией, и тактикой речевого поведения», Согласно взглядам большинства учёных, главным критерием для определения речевой стратегии является достижение целей коммуникации, связанное с оказанием воздействия на адресата.
Стратегия — это сверхзадача, идущая от адресанта, направленная на достижение коммуникативной или практической цели и рассчитанная на определенный перлокутивный эффект. На речевой стратегии говорящего отражаются его взгляды, ценности, убеждения.О.С. Ис-серс относит стратегию к области когнитивных измерений, говоря, © Полякова С.Е., 2012 что «речевые стратегии — это специфические способы речевого поведения», осуществляемые под контролем «глобального намерения»,
Под коммуникативной тактикой понимают «совокупность приемов ведения беседы и линию поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора», Являясь инструментом стратегии, тактика должна отвечать за практическое решение коммуникативных задач. Тактика, в отличие от стратегии, — это ближайшее употребление.
- Другой критерий, являющийся эффективным для разграничения понятий стратегии и тактики, предлагает Е.В. Клюев.
- Он рассматривает эти понятия через оппозицию «теория/ практика».
- По мнению автора, коммуникативная стратегия — это «совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели»,
Под тактикой предлагается понимать «совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия», В свою очередь, «в качестве инструмента реализации той или иной тактики выступают коммуникативные приемы более низкого порядка — коммуникативные (речевые ходы) ходы»,
Какие стадии развития конфликта существуют?
1. Стадии конфликта: предконфликтная ситуация; сам конфликт; критическая точка; разрешение конфликта. Пример: двое дизайнеров соперничают за получение выгодного заказа.Когда заказ достается одному из них, другой обвиняет его, что руководитель фирмы является его родственником и действует из этих соображений.
- Критическая точка — скандал этих сотрудников в присутствии новых клиентов и руководителя.
- Разрешение — руководитель не хочет терять второго ценного работника и следующий хороший заказ отдает ему.2.
- Стратегии поведения в конфликте: избегание, откладывание, переговоры, посредничество, арбитраж.
- Лучше всего — переговоры или использование посредника, так проще выявить претензии сторон и прийти к какому-либо завершению.3.
Посредник полезен тем, что позволяет сторонам высказать свои требования, претензии, пожелания в случае, когда сами они по личным причинам не могут и не хотят взаимодействовать. Он может аргументированно, без лишних эмоций донести взгляды субъектов конфликта друг другу.