Избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, но бороться с ними необходимо. Родители и педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача педагога пресечь появление и использование обидных прозвищ в классе.
Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить классный час на эту тему. С пострадавшим надо обсудить, почему другие обзываются (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?). Бывает, ребенок не понимает, что говорит, или не осознает, что произносит очень оскорбительные и обидные слова. Следует объяснить ему, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих и употреблять такие слова неприлично.
Подросткам можно сказать, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов, и помочь им изменить отношение к сложным ситуациям. Например, одна учительница предложила своим пятиклассникам использовать вместо общепринятых ругательств названия динозавров или цветов.
- Можно обозвать наступившего на ногу одноклассника диплодоком или кактусом.
- Это прозвучит также эмоционально, но значительно менее грубо и с юмористической окраской.
- Полезно поиграть с ребятами в ассоциации — по очереди говорить о том, с какими предметами, животными, временами года и т.д.
- Они друг у друга ассоциируются.
Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть в центральной роли. Можно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация. Эта игра помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих.
Родителям, если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывание. Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания). Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например: «Заяц, заяц!» — зовет одноклассник.
Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?» Отреагировать нестандартно. Обзывающий ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию.
- Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю».
- Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».
- Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии, придумывают прозвища.
Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, попробовать вместе составить из фамилии новую, определить, кто придумает более оригинальную, необычную, вместе посмеяться. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников — он будет готов к этому. Объясниться.
Что делать если ребенок грубит?
Поделиться Наш консультант: Елена Шамова, детский психолог Ситуация 1.10-летний мальчик смотрит мультфильм. Обещал через час сесть за уроки. Время прошло, мама напоминает ? никакой реакции, второй раз ? снова никакой, в третий раз она выключает телевизор.
Сын грубит, говорит, что родители его не любят, и замахивается на мать. Совет. Идет борьба за власть между родителем и ребенком. Мама пытается одержать верх над подростком, мальчик сопротивляется и, не находя других аргументов, начинает грубить. Грубость в данном случае ? защитная реакция. Для мамы вместо демонстрации превосходства гораздо эффективнее было бы по-дружески обратиться к сыну и предупредить заблаговременно:,
Ситуация 2.11-летний ребенок пообедал и не убрал за собой со стола. Мама напоминает ему об этом один раз, два, три? Потом не выдерживает и начинает отчитывать. Мальчик срывается: Это бред собачий, Совет. Избегайте решать проблему, предъявляя встречное обвинение.
И никаких наказаний! Они могут послужить ребенку оправданием для последующей агрессии. Не оставляйте за собой последнее слово любой ценой. Для вас важно решить, что именно вы положите конец войне, именно вы будете первым, кто прекратит вымещать обиду. Если вы выбираете мир, то вспомните пять основных качеств, за которые вы любите своего ребенка, это поможет вам преодолеть злость.
Ситуация 3. Дочка учится в 7-м классе. Пропускает занятия, получает двойки. Мама решается на крайнюю меру ? запретить заниматься в секции по туризму. Девочка вызывающим тоном говорит: Ты хоть и взрослая, но ничего не понимаешь ! Совет. Если дети перестают вас слушаться и вы никак не можете на них повлиять, то нет смысла искать ответ на вопрос: Что я могу сделать, чтобы взять ситуацию под свой контроль? Попросите помощи у ребенка, скажите ему: Я понимаю, что ты считаешь, что нужно сделать так-то и так-то.
Поделиться Ситуация 4. Мальчику 10 лет. На предложение помочь по дому говорит маме: Отстань от меня! ? Что значит отстань? ? Я сказал, отвали! Захочу ? буду делать, не захочу ? не буду, На попытки поговорить с ним, выяснить причину такого поведения он грубит или замыкается в себе. Совет. Ребенок может сделать все, но только тогда, когда решит сделать это сам, без давления со стороны взрослых.
Как правильно реагировать на хамство?
Приоритет — отношения — В целом все наши эксперты сходятся в одном: вербальная агрессия как ответ на хамство — это крайний и не лучший выход. И действует он только в ситуациях, которые не включены в нашу повседневную жизнь. Поставив на место невоспитанную официантку или хама в метро, мы на мгновение можем почувствовать себя удовлетворенными — и больше никогда не увидим обидчика.
- Но в ситуации длительных отношений — с коллегами или родственниками — подобные методы неконструктивны.
- Нужно понимать, что конфликтная ситуация всегда означает плохое взаимопонимание.
- В таком случае нужно на время отойти в сторону, чтобы осознать его причины.
- Постарайтесь почувствовать, что именно стоит за этим хамством «Если вам важно наладить общение, стоит показать человеку, что вы понимаете его, перейдя из Детской (обиженной) позиции во Взрослую (здравомыслящую), — советует Анна Мстиславская.
— Вы хотите продемонстрировать партнеру, что так вести себя с вами недопустимо? Но задайте себе вопрос: вы на самом деле хотите, чтобы он изменил свое поведение, или вам просто обидно, что он нагрубил? Если вас захлестывают эмоции, скажите, что обижены, а не «наезжайте» на человека в ответ».
- Постарайтесь почувствовать, что именно стоит за этим хамством, почему близкий вам человек так груб.
- Вероятно, вы раскроете глубинные причины его поведения, которые касаются не просто отдельной ситуации, а отношений в целом.
- А дальше спросите: «Ты, наверное, знаешь, как я мог бы исправить ситуацию, чтобы тебе не хотелось мне хамить.
Скажи, чего ты ждешь от меня?» Таким образом мы сделаем шаг к открытому диалогу. Надежда Казаринова, социолог, автор исследования «Хамство и оскорбления как коммуникативные практики». Елена Петровская, философ, главный редактор журнала «Синий диван». Анна Мстиславская, психолог-консультант, специалист по транзактному анализу. Екатерина Дубовская, социальный психолог. Источник фотографий: Getty Images
Что делать чтобы не кричать на ребенка?
Полезное — Когда родители кричат, дети пугаются. Они воспринимают крик как нападение, поэтому либо бросаются в бой (огрызаются и кричат на нас), либо убегают, стараясь физически либо эмоционально уйти подальше от крика. Дети учатся коммуникации, имитируя нашу манеру общения.
Если мы намеренно кричим на ребенка, чтобы заставить его делать то, что нам нужно, это называется запугиванием. И дети учатся кричать на других, чтобы принуждать их делать требуемое. Если взрослые кричат на ребенка ненамеренно, значит, они потеряли контроль над собой. И малыш понимает, что кричать на других — это вполне приемлемый способ справиться со своим плохим настроением.
Проблему крика можно устранить и снизить причиняемый им эмоциональный вред. Новые навыки: Скажите ребенку, что вы постараетесь справиться с собой, чтобы перестать кричать на него, и попросите помочь вам в этом. Дайте ему разрешение прерывать вас, когда вы начинаете кричать.
- Предложите своего рода пантомиму — зажимать ладонями уши.
- Кроме того, крик можно прервать словами: «Ты кричишь на меня, а это мне неприятно» или «Пожалуйста, поговори со мной спокойно, ведь ты любишь меня».
- Отреагируйте на это напоминание, прибегнув к «перемотке, наладке и повторному запуску».
- Пример: -«Перемотка»,
«Спасибо за напоминание, я забыла об этом, поскольку была расстроена. — «Наладка», «Прости, ты не заслужил, чтобы на тебя кричали. То, что ты сделал, нехорошо, но и кричать на тебя тоже не следует». -« Повторный запуск», «Давай начнем все сначала. Я огорчена, потому что ты не соглашаешься со мной».
Почему это важно для нас и детей: — дает им силу, чтобы защититься от крика, не вступая в борьбу (не спасаясь бегством); — оберегает их чувство собственного достоинства, потому что дает им понять, что они не заслуживают такого обращения; — укрепляет взаимосвязь, так как мы выказываем уважение к их потребностям и чувствам.
Источник: Пэм Лео «Как создать теплые отношения с детьми». Советы от родителей: 1. «По возможности уделять себе хотя бы час в день: побаловаться в это время маской для лица, чтением, любимым хобби. В общем, уделить внимание себе любимой, это успокаивает и возвращает радость.» 2.
- «Один мой знакомый вместо того, чтобы кричать или ругаться говорит нараспев: «Ну, что-о это такое?» Без всякого повышения голоса.
- И выговаривается, и не шумит « 3.
- «Если вы не можете сдержаться, чтобы не обозвать ребенка, то хотя бы оставьте при себе всякие «дурак» и «бестолочь».
- Придумайте свое ругательство.
Например, скажите ему: «Ух ты, барабулька конопулька!». Еще можно, вместо того чтобы повышать голос на ребенка, скорчить рожицу или разыграть пантомиму. Можно, разозлившись, зарычать или захрюкать Вообще, лучшее средство от гнева — юмор!» 4. «Все дело в мамином самочувствии.
Можно ли учить ребенка давать сдачи?
Обучая ребенка ‘ давать сдачи ‘, мы, по сути, вручаем ему взрослый инструмент самозащиты, а это совершенно несправедливо, ведь, во-первых, не должен ребенок такого возраста сам защищать себя, а во-вторых, точно не его ответственность регулировать поведение других детей.
Что делать если вашего ребенка обижают в школе?
Действия родителей, если ребенка обижают в школе — Даже если у вас сложилось подкрепленное фактами мнение о том, что в школе допустили травлю, не нужно действовать сгоряча. Допустившие травлю взрослые могут встать в защитную позицию вместо того, чтобы помочь ребенку и всему детскому коллективу справиться с ситуацией.
Договоритесь о встрече с классным руководителем лично. Будьте сдержанны, не обвиняйте никого ни в чем заранее. Во время беседы спокойно сообщите о фактах, которые вас беспокоят: у вашего ребенка появились травмы и ссадины, у него пропадают личные вещи и т.п. Все то, что вы замечаете сами и что вам рассказал ребенок. Скажите, что вас беспокоит нежелание ребенка идти в школу и его тревожность. Попросите классного руководителя рассказать о том, что он видит и знает об отношениях детей в коллективе, об отношениях детей к вашему ребенку. Подчеркните, что вы хотите вместе с классным руководителем понять, что происходит на самом деле и как взрослые могут повлиять на ситуацию. Вы не требуете наказать обидчика. Ваша задача помочь всем участникам конфликта и трудной ситуации справиться с ней. Ведь буллинг вреден не только для одного конкретного ребенка. Он вызывает страх у других детей, которые боятся стать жертвой.
Если классный руководитель встает в защитную позицию и отвергает все ваши подозрения и конструктивные идеи и утверждает, что все в порядке, у вас есть несколько путей. Можно обратиться в психологическую службу школы, если она есть и действует. Хороший школьный психолог владеет техниками разрешения конфликтов и может поработать с детским коллективом грамотно в игровой форме, чтобы помочь детям всем вместе справиться с ситуацией и наладить отношения в классе.
- Имеет смысл обратиться к внешнему наставнику, который будет системно работать с ребенком и менять его установки по жизни.
- Задача школьного психолога — уладить конфликт в школе.
- Но заниматься самооценкой и эмоциональным состоянием вашего ребенка, помогать ему проработать последствия психологической травмы — это не его работа.
Наставник, который не зависит от школы, будет работать именно на ребенка и его будущее. Важно, чтобы взрослый был наставником для ребенка, помогал ему не застревать в переживаниях и горе, а находить способы изменить свою жизнь. Если вы встречаете стену холодности и равнодушия в школе и слышите, что ребенок сам виноват, а вам надо поменьше лезть в его жизнь, имеет смысл задуматься о смене школы и выбрать ту, где у ребенка есть хоть один друг, например, с кружка или из семейного круга.
- Стоит ли громко заявлять о травле и обращаться в вышестоящие инстанции или полицию — каждый решает для себя сам.
- Нужно быть готовым к тому, что вам и ребенку придется много говорить о ситуации с посторонними людьми — к этому не все готовы до того, как разберутся с последствиями насилия и буллинга при поддержке психолога.
В остром психологическом состоянии и вы, и ребенок можете испытать дополнительный стресс, общаясь с инстанциями, для которых вы просто «один тревожный родитель» и «проблема», а не люди с личными переживаниями в тяжелой жизненной ситуации.
Почему дети обзывают друг друга?
Некоторые взрослые верят, что нужно позволять детям обзывать друг друга. Вроде как если будет все очень серьезно, то они обязательно вмешаются, а пока дело ограничивается парой слов, то никакого вреда нет. По их мнению, это даже полезно, потому что «закаливает характер», «учит быть сдержанным и терпеливым» (что надо не обращать внимания), что «дети есть дети, они так играются». Когда дети дразнятся, родителям это НЕЛЬЗЯ игнорировать. Повторяющиеся обзывательства, которые сильно ранят ребенка – это уже ничто иное, как травля. Пример — история героини фильма «Чучело», которую блестяще сыграла Кристина Орбакайте. Этот фильм – яркий пример того, как навязывание ярлыков может испортить жизнь детям, и что очень важно вовремя оказывать помощь.
Проявляют агрессию. Осознанно желают сделать неприятно, разозлить, обидеть. Стремятся обратить на себя внимание сверстников, взрослых или того, кого дразнят. Считают обзывания развлечением, способом повеселить окружающих. Утверждаются за счет другого, завоевывают в глазах сверстников лидерские позиции. Хотят отомстить за что-то, завидуют, пытаются манипулировать или «поставить на место». Не осознают, что другому человеку может быть неприятно от произнесенных слов. Например, в семье или кругу общения агрессора принято давать друг другу клички.
Избежать дразнилок в детском коллективе трудно, но правильно реагировать на их появление необходимо. Опасно оставлять ребенка наедине со своей проблемой. Детские переживания могут плохо сказаться на обучении, формировании самооценки и даже на здоровье. С точки зрения психотерапии, ребенок, которого постоянно дразнят сверстники, в запущенной ситуации подвержен крайностям:
замыкание в себе, внутренние переживания, развитие комплексов;
развитие серьезной депрессии (и обострения вплоть до суицидальных мыслей); поиск нестандартных методов успокоиться (например, членовредительство – когда физическая боль заглушает психологическую); чрезмерная агрессия (ребенок начнет защищаться от всех подряд).
Особенно опасно, когда объектом обзывательств выступает ребенок с расстройством – аутист, эпилептик, ребенок с биполярным расстройством, депрессией, посттравматическим синдромом, ОКР и пр. Нападки со стороны сверстника могут только спровоцировать обострение и привести к очень плачевным последствиям.
Задача родителей ребенка, который подвергается нападкам сверстников – попытаться объяснить, как не обижаться на обидчиков, предложить варианты поведения в той или иной ситуации. Вмешаться тоже будет порой полезным – конечно, устраивать разборки с детьми не стоит, но вот поговорить с учителями и родителями обидчиков может быть весьма полезным.
Слушайте своего ребенка! Если же вы заметили, что ребенок подавлен, его состояние ухудшается, все советы не обращать внимания на обзывательства не помогают – значит, пора обратиться за помощью к специалисту.
Нужно ли вмешиваться в конфликты детей?
Дети в группе ссорятся? Из-за чего могут происходить конфликты (игрушки, ссоры, место-территория) Попробуем разобраться в том, как разрешать детские конфликты. Но не стоит думать, что конфликт – это плохо. Детские конфликты – естественное явление. Благодаря им ребенок учится общаться, дружить, совершенствовать отношения, и при этом не ущемлять интересы другого.
- Сейчас рассмотрим типичные конфликтные ситуации и как урегулировать неизбежные конфликты.
- Вещи: свои и чужие ( что можно сделать, чтобы меньше было конфликтов ) Нужно приучать детей к тому, что у каждого и у него самого есть: · личные вещи, которые никому нельзя трогать без разрешения хозяина (шкафчик, вещи, игрушки, одежда, даже стульчик) · общие вещи, которыми могут пользоваться все.
Объясните ребенку, что такое общие игрушки. Кстати, если в доме появился малыш, поговорите со старшим ребенком, какие вещи (одежду, игрушки) он готов отдать маленькому Учите ребенка: 1. Правильно просить Подскажите малышу, что крик и скандалы в просьбах совсем не помогают.
Лучше подойти к другу/подруге, посмотреть в глаза, обнять и вежливо попросить: «Имя, можно я посмотрю твою игрушку (?)? Я буду очень-очень аккуратен и обязательно тебе все верну».2. Делиться игрушками Иногда конфликт рассасывается сам собой, если вы скажете своему ребенку что-нибудь вроде: «Вот ты не даешь (имя) фломастеры, а он тебя так хочет с тобой играть.
Дай ему порисовать фломастерами, он обязательно тебе их вернет и скажет «спасибо».3. Соблюдать очередность 3. Соблюдать очередность Если дети хотят кататься на качелях, объясните им, что одновременно все не могут кататься – нет места, качели не выдержат и т.д.
- Предложите установить: · очередь Очередность учит детей терпению и компромиссам.
- · новые роли Один качает, «он будет водителем», а другой качается, «он будет пассажиром».
- Потом можно поменяться ролями.
- Роли помогают развивать игру и стимулируют к сотрудничеству.
- Ссоры и перепалки Многие психологи считают, что вмешиваться в детские конфликты нужно тогда, когда дело доходит до рукоприкладства.
Но вряд ли чему-то можно научить детей, смирно сидя и слушая их ругань. Поэтому если вы видите, что дети ссорятся, не пускайте ситуацию на самотек, а попытайтесь их помирить. И лишь после того, как все успокоятся, можно разрешать вопросы. Игры мирилки. Важно жалеть как обиженного, так и обидчика.
Обидчику помощь нужна еще больше, ведь он знает, что обидел брата, а значит, чувствует себя плохим. После того как все успокоились и восстановили душевное равновесие, убедились в том, что воспитатель к ним хорошо относится, помогите детям объяснить взаимные обиды и помириться окончательно. Драки Если вы стали свидетелем противоборства с применением силы, например, один ребенок толкает, кусает или бьет другого, сразу же прекратите эти действия, чтобы не допустить обострения ситуации.
Если завязалась нешуточная драка, не расталкивайте, а лучше поставьте перед ними руку и твердо скажите, что драться никому не позволите. Самому агрессивному можно даже удержать руки, не давая ударить другого ребенка и вас.
Как разговаривать с ребенком если он хамит?
Ни в коем случае, не отвечайте резкостью на резкость, криком на крик, грубостью на грубость. Наоборот, если ребенок пытается грубить, немедленно прекращайте разговор и предлагайте ему успокоиться, только после этого продолжайте общение. Если ребенок сказал вам: «Уходи! Я тебя ненавижу!», «Ты плохая!», «Ты дура!» и т.
Почему ребенок хамит маме?
В гостях и школе ребёнок вроде бы ведёт себя спокойно и вежливо, а дома грубит родителям и не слушается бабушку. Кажется, будто это два разных человека. Но у такого поведения обычно есть вполне объяснимые причины. Психолог Анастасия Резникова рассказывает, в каких случаях детская агрессия направлена только на близких родственников. Вопрос, Мальчику 12 лет, и он совсем не уважает взрослых из своей семьи. Постоянно кривляется в ответ — что родителям, что бабушке или брату. Недавно бабушка не выдержала и наорала на него, хотя никогда не повышает голос на детей. Ребёнок не понимает: «Зачем вы мне всё объясняете, пытаетесь мне что-то сказать? Лучше бы отлупили сразу, мне бы стало тогда понятно, что так делать нельзя».
Но в семье на него никто руку не поднимал, только отец мог толкнуть в запальчивости. С чужими взрослыми он ведёт себя нормально. Почему он не понимает слов и просит его отлупить и так обращается с родственниками? Ответ, События, которые могли привести к такой реакции, сводятся к нехватке эмоциональной близости между ним и родителями.
Она выражается не в том, что мы говорим и делаем, а в том, как, Представьте диалог: — Не хочу суп, хочу блины. — Хорошо, я сделаю тебе блины. Последнюю фразу можно произнести с видом: «Да сделаю я, только отстань». А можно спросить, почему у ребёнка такое настроение, рассказать о своих чувствах, обменяться переживаниями, обнять, поцеловать, испечь блины вместе.
Чтобы наладить контакт, нужно говорить не о ребёнке, а с ребёнком. И не о том, что он должен или не должен делать, а о том, что его интересует. Нужно дать понять, что вам это небезразлично, и находить как можно больше поводов для совместных занятий. Игнорирование — один из сильнейших видов эмоционального насилия Если ребёнок постоянно испытывает отчуждённость, чувствует, что никому из многочисленных родственников он, по сути, не интересен, то он будет привлекать внимание любыми способами.
Если он не может получить одобрение, то будет вызывать гнев, раздражение, обиду. Это тоже чувства. Они многим лучше, чем равнодушие. Сначала он будет вызывать их намеренно. Потом это станет привычной моделью поведения и будет происходить само собой, даже если он не хотел себя так вести.
Тогда логично, что направлено такое поведение на значимых людей, потому что к посторонним у ребёнка нет претензий. Почему ребёнок не испытывает эмоциональной близости, зависит от ситуации в семье. Например, такое происходит, если родители ребёнка фокусируются только на карьере и передоверяют его воспитание бабушкам или няне.
В этом случае они могут столкнуться с несколькими подводными камнями. Родители начинают откупаться от ребёнка дорогими подарками, потому что испытывают чувство вины: они понимают, что нужны ребёнку, но не могут уделять ему достаточно внимания. Они покупают их не для ребёнка, а для себя, и пытаются тем самым доказать окружающим: мы — хорошие родители.
Что делать если ребенок обзывается?
Как научить ребёнка не обзываться — Дети постепенно усваивают нормы и правила, которые существуют в обществе. Задача взрослых – помочь им в этом. Чаще всего ребёнок проявляет по отношению к родителям агрессию, когда испытывает негативные эмоции: злость, гнев, раздражение.
Это совершенно нормальные человеческие эмоции, каждый из нас их испытывает. Ни в коем случае нельзя запрещать проявление негативных эмоций и чувств. Что будет, если запрещать ребёнку проявлять агрессию. Если эти эмоции и чувства не будут «выливаться», они будут накапливаться и однажды произойдёт взрыв.
Но при этом обзываться, драться или замахиваться для ребёнка тоже недопустимо. Родители должны помогать избегать социально неприемлемого поведения. То есть агрессию малыша важно принять, признать её наличие и предложить малышу социально приемлемый способ выражения агрессии.
- Нужно проговорить чувства ребёнка и признать их существование. Например, когда он не получил желаемое, вы можете сказать: «Ты злишься, потому что я не дала тебе конфеты. Знаешь, я тоже иногда злюсь, когда не получаю то, что хочу. Так бывает. Если бы я могла, я бы купила тебе целую гору конфет. Но так не получится. Много конфет есть вредно». Таким образом вы принимаете малыша с его чувствами. Это очень важно для него.
- Когда ребёнок обзывается или дерётся, важно обозначить границы: «Нельзя бить животных и людей. Можно бить подушки, грушу, колотить пустыми бутылками (пластиковыми) по полу». Обязательно говорите о том, что насилие в вашей семье недопустимо: «Я не бью папу и тебя, папа не бьёт тебя и меня. Ты не будешь бить нас. Я не разрешаю тебе бить людей».
Малышу потребуется некоторое время, чтобы усвоить эти правила, это нормально. Главное — не ругайте. Рассмотрим ещё один пример: «Сыну почти 3 года. И вот какая проблема – ребёнок дерётся, бьёт дедушку, бабушку, папу, может обозвать, в том числе и матом, со мной себе такого не позволяет».
Мы попросили ответить на вопрос двух наших экспертов. Большинство детей двух-трёх лет по тем или иным причинам обзывают и бьют родителей. Они могут решать разные задачи этим способом. Обязанность родителей — в любом случае физически не допускать неприемлемого поведения. Но также важно понять, чего хотел добиться малыш, и предложить допустимые способы поведения.
Это поможет удовлетворить потребности, которые стоят за гневом, протестом, обидой. В описанной ситуации помощь состоит в том, чтобы дать название чувствам, которые испытывает ребёнок:
- Ты сердишься.
- Ты злишься, что пора убирать игрушки.
- Тебе досадно, что пора заканчивать игру.
Иногда самого обозначения достаточно, чтобы овладеть собой. Пока я не понимаю, что со мной, на обуревающие чувства накладывается тревога, но стоит дать состоянию имя, как пугающая неизвестность проходит, и остаётся только исходная эмоция. Бывает, что переживание слишком сильное. Тогда уместно выражение сочувствия, поддержки и настойчивость в сохранении границ:
- Жаль, что время на игры закончилось.
- Бывает очень досадно, что пора идти спать.
- Тебе трудно закончить бегать.
Нужно ли отвечать на грубость?
Нужно ли реагировать на оскорбительное поведение — Здесь нужно понять одну вещь: что бы вы ни сделали в ответ на оскорбление, это уже реакция. Даже если вы промолчали, отвернулись, встали и ушли. Все это – определенный вид реакции. И в некоторых случаях он вполне уместен.
Но многие ситуации требуют иного типа реагирования, конкретного ответа на грубость. Дело в том, что человек подобен не гладкой поверхности стекла, с которой все стекает и скатывается, а пористой губке. Все, что было «послано» в ваш адрес, так или иначе проникает в ваше сознание и оседает в нем. А значит, любая грубость и негатив в вашу сторону оставят свой след.
Психологи считают, что если на удар не ответить, то будет запущен механизм аутоагрессии. Фигурально выражаясь, негатив «прилипнет» к вам изнутри, провоцируя на саморазрушение в разных формах: от психологического (моральные самобичевания, неврозы, депрессии) до физического (вредные привычки и другие формы саморазрушающего поведения).
В чем заключается грубость?
Грубость — социально-психологическая черта человека, различные проявления жесткости в отношениях, неучтивости, черствости, невежливости, своего рода душевной близорукости, неуважения, излишней правдивости, несоблюдения социальных норм или этикета групп, культуры.
В чем проявляется хамство?
Ха́мство (по имени сына Ноя — Хама) — тип поведения человека, отличающийся грубым, наглым и резким способом общения. Человек использует хамство в общении с целью явной демонстрации своего превосходства, более высокого социального статуса, осознавая при этом свою полную безнаказанность.