Какие конфликты могут быть в школе?

Какие конфликты могут быть в школе
Конфликты в школе

  • Виды конфликтов в школе Конфликт «Ребёнок – класс» Конфликт «Ребёнок – учитель» Конфликт «Учитель – родители» Конфликт «Родитель – родитель»
  • Способы решения конфликтов в школе

Что такое конфликт в школе?

Чем конфликт отличается от травли — Травля, или буллинг, — это глубокая и систематическая проблема, она проявляется в виде агрессии одних детей против других. В буллинге всегда неравенство сил. Однако травля не всегда выражается в физических нападениях — насилие может быть и психологическим.

  • ‍ Конфликт — это противостояние, в котором нет систематического насилия, но зато присутствуют разногласия и противоречия между сторонами.
  • Конфликты в школе случаются не только между учениками — бывают задействованы и родители, и учителя.
  • Причины конфликтов в школе могут варьироваться от банальной детской обиды до разногласий по поводу образовательной программы.

Мы рассмотрим примеры развития событий и дадим подсказки, как действовать родителю и как помочь ребёнку в случае столкновения интересов.

Что может стать причиной конфликта 6 класс?

Зарождается повод для взаимного спора, разногласий, и раздражения. В основе конфликта чаще всего лежат противоположные интересы или предпочтения. Причинами конфликтов являются смысловые барьеры в общении, основанные на том, что одно и то же событие при абсолютно одинаковом значении имеет разный смысл.

Что такое конфликт и примеры?

Что такое конфликт? — Конфликт — это столкновение интересов, идей, ценностей, мнений разных людей и конкуренция за удовлетворение своих потребностей. Ассоциации, которые несет слово «конфликт», окрашены в оттенки негатива: это агрессия, ссора, выяснение отношений, бессилие, стресс, ярость.

  1. Но, как у каждой медали, у конфликтной ситуации есть две стороны: темная и светлая.
  2. Светлая сторона – это умение извлекать пользу и опыт из некомфортной ситуации.
  3. В конфликтной ситуации происходит обмен энергией, поэтому для нее нужны как минимум двое.
  4. Пока спор или столкновение происходит на «нейтральной полосе», конфликт не возникает.

Как только начинают звучать фразы «ТЫ меня не так понял», «ТЫ неправ», «ТЫ поступил неправильно», граница конфликта смещается на сторону менее опытного оппонента. Нападающий проявляет агрессию, второй – оправдывается или старается уйти от неприятной ситуации.

Жизнь без конфликтов – это иллюзия, Даже те люди, которые называют себя бесконфликтными, постоянно попадают в неприятные ситуации, но предпочитают смолчать, уйти, прекратить ссору нервным смехом, направить агрессию на самого себя. Терапевты, разбирающие на практике конфликт в психологии, утверждают: поведение в сложных ситуациях заложено в нас с детства.

Чтобы выходить из конфликтных ситуаций без потерь для собственного достоинства, можно разработать собственную тактику поведения. Но сперва — разобраться в их классификации. Пройти тест на характер человека

Что такое конфликты и их виды?

Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон. Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Когда возникает конфликт?

Классификация конфликтов —

Признак классификации Виды конфликтов
По действию на функционирование группы/организации
  • Конструктивные (функциональные)
  • Деструктивные (дисфункциональные)
По содержанию
  • Реалистические (предметные)
  • Ценностные конфликты, когда участники имеют несовместимые ценности
  • Нереалистические (беспредметные)
По характеру участников
  • Внутриличностные
  • Межличностные
  • Между личностью и группой
  • Межгрупповые
  • Социальные

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений, Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

  1. Проблема решается таким путём, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к её решению.
  2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
  3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
  4. Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчинёнными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать своё мнение, отличающееся от мнения старших по должности.
  5. Улучшаются отношения между людьми.
  6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:

  1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
  2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
  3. Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
  4. Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
  5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
  6. Чувство обиды, неудовлетворённость, плохое настроение.

Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Какие социальные конфликты вы знаете?

Типы социальных конфликтов — Ральф Дарендорф предлагает следующую классификацию социальных конфликтов: 1. По количеству участников конфликтного взаимодействия:

  • внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов, стремлений и могут вызвать аффекты;
  • межличностные — разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;
  • межгрупповые — происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;
Читайте также:  Что ученик должен делать в школе?

2. По направленности конфликтного взаимодействия: горизонтальные — между людьми, не находящимися в подчинении между собой; вертикальные — между людьми, находящимися в подчинении между собой; смешанные — в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-85 % от всех конфликтов; 3. По источнику возникновения:

  • объективно обусловленные — вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;
  • субъективно обусловленные — связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;

4. По своим функциям:

  • созидательные (интегративные) — способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;
  • разрушительные (дезинтегративные) — дестабилизирующие социальные системы;

5. По длительности протекания:

  • кратковременные — вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;
  • затяжные — связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;

6. По своему внутреннему содержанию:

  • рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;
  • эмоциональные — в которых участники действуют на основе личной неприязни;

7. По способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными: 8. По учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют экономические, политические, семейно-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, экологические, идеологические и другие конфликты.9.

Какие причины могут привести к конфликту?

1.Существует множество причин возникновения конфликтов между людьми. Это может быть оскорбительное слово, несовпадение точек зрения, любовный треугольник, недостойное поведение человека И если люди не нашли компромисс, конфликт развивается.2.Причиной конфликта может быть человек.

  1. Так в повести А.С.
  2. Пушкина «Капитанская дочка» одной из тем является любовный конфликт.
  3. Дочь капитана Миронова – коменданта Белогорской крепости – оказалась причиной столкновений между молодыми людьми – Алексеем Швабриным и Петром Гриневым.
  4. Швабрин делал предложение Маше, но был отвергнут.
  5. Конфликт между мужчинами нарастал постепенно.

Петру Гриневу не нравились колкие замечания Швабрина о Маше. Причиной серьезной ссоры и последующей дуэли между молодыми людьми стало недостойное поведение Швабрина, который оговорил честную девушку, сказав, что по личному опыту знает, что Маша Миронова за «пару серег» может встречаться с молодыми людьми.

Петр назвал его лжецом и не отказался от дуэли, когда Швабрин предложил поединок. В ситуацию «любовного треугольника» вторглись военные события – Пугачевское восстание, и конфликт усугубился. Конфликт стал серьезнее и глубже, потому что жизненная позиция молодых людей разная. Отец воспитывал Петра Гринева по принципу «береги честь смолоду».

О воспитании Швабрина ничего неизвестно. Причиной же неприязненного отношения Гринева к нему было не столько недоразумения «любовного треугольника», сколько коварство Швабрина по отношению к Маше и его предательство. Петр Гринев – по натуре добрый человек, поэтому он не мстил Швабрину и не радовался его неудачам.

  • А когда он увидел его на следствии, даже пожалел его.
  • Таким образом, А.С.
  • Пушкин показал отношения между молодыми мужчинами, которые вначале были похожи на дружеские, а потом переросли в конфликтные.
  • А военные события усугубили конфликт.3.Традиционный, ярко выраженный семейный конфликт между свекровью и снохой показал драматург А.Н.

Островский в пьесе «Гроза», Этот конфликт писатель связал с появлением людей, мыслящих по-другому, стремящихся к свободному проявлению личности, выступающих против закабаления, тирании, жестокости вообще в жизни и в частности в семейной. Купчиха Марфа Кабанова стремится сохранить патриархальный быт.

Она считает, что все в семье должны подчиняться старшим. Она не намерена выслушивать сына и сноху. По ее мнению, жена должна беспрекословно слушаться во всем мужа, повиноваться ему. Драматург изобразил Марфу Игнатьевну Кабанову не только как представителя купцов-самодуров, но и как семейного тирана. С появлением Катерины в семье купчихи Кабановой назрел между ними конфликт, который разрешился трагически – смертью снохи.

Драматург А.Н. Островский представил читателям ситуацию не только семейного конфликта. Он хотел показать конфликт между устаревшими традициями и желаниями свободолюбивой личности, пытавшейся жить в «темном царстве» по своим сложившимся принципам – быть искренней, быть по-настоящему любимой, не хитрить и не лицемерить.

Как педагогу распознать конфликт?

Как учитель может распознать конфликт Важно, чтобы учитель мог распознать наличие конфликта по косвенным признакам, например: вы почему-то не хотите идти на урок в этом классе, вам некомфортно находиться в нем; часто повисает неловкая пауза; у вас появляется ощущение, что ученики стараются что-то от вас скрыть.

Какие бывают конфликты 6 класс?

Урок обществознания в 6 классе Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях» Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения. Задачи урока:

  • предметные : сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения;
  • метапредметные : на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
  • личностные : сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Планируемые результаты: Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

  1. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
  2. Коммуникативные : участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
  3. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Читайте также:  Чем заняться в 14 лет?

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Методы и формы обучения: Методы : технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая. Тип урока: усвоение новых знаний Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция. Дата: Оборудование: Учебник Обществознание 6 кл., под ред.Л.Н. Боголюбова.М., Просвещение, 2015. – 111 с.

План:

  1. Понятие «конфликт»
  2. Основные стадии (этапы) конфликта
  3. Виды конфликтов
  4. Способы поведения в конфликтной ситуации.

Ход урока.I. Организационный момент. Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на уроке обществознания. Один ни кому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми средствами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление.

Кто решает соц конфликты?

Разрешение социальных конфликтов — Помочь разрешить и предотвратить социальный конфликт может социальная политика государства. Предотвратить все конфликты невозможно, зато можно предвидеть и предотвратить глобальные, локальные и региональные конфликты. Способы решения социальных конфликтов:

  • компромисс — соглашение на основе взаимных уступок;
  • переговоры — обмен мнениями обеих сторон;
  • посредничество — использование третьей стороны;
  • арбитраж (третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти;
  • применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы одной из сторон.

Условия, которые необходимы для успешного разрешения конфликта:

  • определить причину конфликта;
  • определить цели и интересы конфликтующих сторон;
  • стороны конфликта должны хотеть преодолеть разногласия;
  • определить пути преодоления конфликта.

Три пути выхода из конфликта:

  1. Реставрация — возвращение общества к доконфликтному состоянию. Ситуация изменяется, но все прежние социальные институты продолжают функционировать.
  2. Невмешательство (выжидание) — стороны конфликта затягивают его решение, при этом не принимают никаких активных действий.
  3. Обновление — активный выход из конфликта через отказ от старого и развития нового.

Какие причины могут привести к конфликту?

1.Существует множество причин возникновения конфликтов между людьми. Это может быть оскорбительное слово, несовпадение точек зрения, любовный треугольник, недостойное поведение человека И если люди не нашли компромисс, конфликт развивается.2.Причиной конфликта может быть человек.

  • Так в повести А.С.
  • Пушкина «Капитанская дочка» одной из тем является любовный конфликт.
  • Дочь капитана Миронова – коменданта Белогорской крепости – оказалась причиной столкновений между молодыми людьми – Алексеем Швабриным и Петром Гриневым.
  • Швабрин делал предложение Маше, но был отвергнут.
  • Конфликт между мужчинами нарастал постепенно.

Петру Гриневу не нравились колкие замечания Швабрина о Маше. Причиной серьезной ссоры и последующей дуэли между молодыми людьми стало недостойное поведение Швабрина, который оговорил честную девушку, сказав, что по личному опыту знает, что Маша Миронова за «пару серег» может встречаться с молодыми людьми.

  • Петр назвал его лжецом и не отказался от дуэли, когда Швабрин предложил поединок.
  • В ситуацию «любовного треугольника» вторглись военные события – Пугачевское восстание, и конфликт усугубился.
  • Конфликт стал серьезнее и глубже, потому что жизненная позиция молодых людей разная.
  • Отец воспитывал Петра Гринева по принципу «береги честь смолоду».

О воспитании Швабрина ничего неизвестно. Причиной же неприязненного отношения Гринева к нему было не столько недоразумения «любовного треугольника», сколько коварство Швабрина по отношению к Маше и его предательство. Петр Гринев – по натуре добрый человек, поэтому он не мстил Швабрину и не радовался его неудачам.

  • А когда он увидел его на следствии, даже пожалел его.
  • Таким образом, А.С.
  • Пушкин показал отношения между молодыми мужчинами, которые вначале были похожи на дружеские, а потом переросли в конфликтные.
  • А военные события усугубили конфликт.3.Традиционный, ярко выраженный семейный конфликт между свекровью и снохой показал драматург А.Н.

Островский в пьесе «Гроза», Этот конфликт писатель связал с появлением людей, мыслящих по-другому, стремящихся к свободному проявлению личности, выступающих против закабаления, тирании, жестокости вообще в жизни и в частности в семейной. Купчиха Марфа Кабанова стремится сохранить патриархальный быт.

Она считает, что все в семье должны подчиняться старшим. Она не намерена выслушивать сына и сноху. По ее мнению, жена должна беспрекословно слушаться во всем мужа, повиноваться ему. Драматург изобразил Марфу Игнатьевну Кабанову не только как представителя купцов-самодуров, но и как семейного тирана. С появлением Катерины в семье купчихи Кабановой назрел между ними конфликт, который разрешился трагически – смертью снохи.

Драматург А.Н. Островский представил читателям ситуацию не только семейного конфликта. Он хотел показать конфликт между устаревшими традициями и желаниями свободолюбивой личности, пытавшейся жить в «темном царстве» по своим сложившимся принципам – быть искренней, быть по-настоящему любимой, не хитрить и не лицемерить.

Какие бывают внутриличностные конфликты?

Конфликты. Понятие, типы, причины, пути разрешения. — На заметку безработному гражданину КОНФЛИКТЫ понятиетипыпричины пути разрешения (часть 1) Слово «конфликт» в переводе с латинского языка означает разногласие, спор, противоречие, несовпадение. Конфликт можно трактовать как борьбу двух противоположных сторон, активно защищающих свои интересы.

  • Но в психологии единого понятия «конфликт» не существует.
  • Например, в психологическом словаре А.В.
  • Петровского конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия».
  • В книге Дэвида Майерса «Социальная психология» конфликт трактуется как «вос­принимаемая несовместимость целей и действий».
Читайте также:  Что такое буллинг шейминг?

* * * Одним из оснований для типологии конфликтов является принадлежностьконфликтующей стороны к тому или иному субъекту конфликтного действия. В связи с этим выделяются следующие типы конфликтов: внутриличностные конфликты, межличностные конфликты, межгрупповые конфликты.

  1. Внутриличностные конфликты Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение двух противоположно направленных целей (потребностей, мотивов, интересов) у одного и того же человека.
  2. Как было уже сказано выше, ситуация временной незанятости может вызвать негативные переживания, которые влекут за собой внутриличностный конфликт.

У некоторых людей наблюдается переживание утраты смысла жизни. В этой ситуации социальный работник должен помочь человеку справиться с внутренними конфликтами, преодолеть переживаемое состояние профессиональной или общей жизненной неопределенности, научить справляться с возникшими проблемами, помочь сформировать более устойчивую позицию по отношению к незанятости.

  1. Специалист центра занятости может посоветовать безработному обратиться к профконсультанту или психологу, но при этом не допускать принуждения.
  2. Существуют различные виды внутриличностных конфликтов : мотивационный, нравственный, ролевой и адаптационный.
  3. Мотивационный конфликт характеризуется, например, отсутствием у человека возможности заработать некоторые материальные средства, повысить свое благосостояние.

Нравственный конфликт характеризуется возникновением негативных последствий, обусловленных не только материальными факторами, но и изменением внутреннего состояния человека, ростом психологической напряженности в семье, узким кругом общения с другими людьми.

Ролевой конфликт характеризуется часто стремлением безработного найти работу, которая повышает его статус и определяет принадлежность к желаемой социальной группе. Адаптационный конфликт характеризуется, обострением чувств неуверенности, тревожности, мешающих человеку адаптироваться к новым жизненным условиям.

Например, клиенту службы занятости предлагают подходящую для него работу (по уровню образования и другим параметрам), но он не уверен, что сможет справиться со своими должностными обязанностями. Межличностные конфликты Для них характерны ситуации противоречия, разногласия, столкновения между людьми.

В чем заключается конфликтная ситуация?

Понятие о конфликтной ситуации в педагогике Взаимодействие учащихся с преподавателем происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создаёт преподаватель. И нередко они могут носить конфликтный характер. Конфликтная ситуация – это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои не совпадающими с другими цели, интересы и объект конфликта.

Оппоненты (противники в споре) отличаются друг от друга позицией, «силой» или рангом. Ранг оппонента – это социальная характеристика человека. Объект – это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию. Обычно под объектом конфликта подразумеваются противоречие, проявляющееся в несоответствии взглядов учащихся и педагога, неоптимально выработанные и несогласованные с учащимися критерии оценивания результатов учебной деятельности, отсутствие у преподавателей педагогических умений и навыков, педагогической этики и такта.

Таким образом, конфликтная ситуация включает в себя оппонентов, объект, цели и отношения между ними. Среди потенциально конфликтных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений. Ситуации деятельности могут возникать по поводу выполнения учащимся тех или иных заданий, успеваемости, учебной и внеучебной деятельности.

  • Конфликтные ситуации здесь могут возникнуть в случаях отказа учащегося выполнять задание.
  • Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание преподавателя.
  • Ситуации поведения возникают, как правило, в связи с нарушениями учащимися правил поведения.

Такие ситуации могут приобретать характер конфликтных в случаях, если преподаватель, не выяснив мотивов, сделает ошибочный вывод о поступках кого-либо из учащихся. Преподаватель не всегда знает обстоятельства жизни учащегося, не всегда представляет отношения между учащимися, поэтому ошибки при оценке поведения или завышенные требования вызывают конфронтацию его действиям со стороны учащихся.

Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и преподавателей в процессе общения или деятельности. Она возникает в тех случаях, когда деловые отношения подменяются межличностными. Грань, разделяющая поведение человека и поведение должностного лица, очень тонка, почти незаметна.

Поэтому конфликтная ситуация может перейти из сферы деловых отношений в сферу чисто личностную. Конфликтная ситуация – это сигнал о каком-то нарушении. Чтобы возник конфликт, одной конфликтной ситуации недостаточно. Она может существовать задолго до того, как произойдёт прямое столкновение оппонентов.

  • Стили поведения в ситуациях разногласия Находясь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо учесть природу конфликта и выбрать определённый стиль поведения.
  • Педагогу предстоит определить стиль поведения, который наиболее ему подходит, чтобы вооружиться наиболее эффективной стратегией разрешения конфликта.

Всего стилей поведения в ситуациях разногласий, по мнению учёных, пять: 1) соперничество (конкуренция) – наимение эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах; 2) избегание (уход) – рекомендован в случае не спровоцированных партнёром «пожаров»; 3) приспособление – возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав; 4) сотрудничество – оптимально почти всегда; 5) компромисс – вполне приемлем в ряде случаев.