Кто является основателем психологии как науки?

Кто является основателем психологии как науки
XIX век — XIX век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук, Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.

Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства, Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт, Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции,

Этот год считается годом рождения психологии как науки.

Кто стоял у истоков психологии?

Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с учениями Платона (427—347 года до нашей эры) и Аристотеля (384—322 года до нашей эры).

Что сделал Аристотель для психологии?

Аристотель. — Особый вклад в построение предмета психологии принадлежит Аристотелю. Вершиной античных психологических изысканий считается его трактат О душе – первое систематическое исследование по проблеме души. Впервые здесь дается исторический обзор мнений предшественников по этому вопросу.

  1. Сам Аристотель, будучи учеником Платона, отвергает идею отделенности идей от вещей, он исходит из того, что каждая вещь является единством формы и материи.
  2. Душа – форма живого органического тела, она заставляет тело осуществлять программу, заложенную в организме как цель его развития: растение стремится быть растением, животное – животным.

Тело и все его органы – инструменты на службе у души, она – суть, причина и цель действий тела. Аристотель выделял два начала души – душа как энтелехия, т.е. первопричина тела, уничтожающаяся при его разрушении, и душа как проявление божественной сущности, приходящей в тело и выходящей из него в момент смерти.

  1. Орган нахождения души в человеке – сердце.
  2. Суммируя известные к тому времени точки зрения о функциях и проявлениях души, Аристотель дал собственное истолкование их в систематической форме в виде учений о познании, эмоциях и характере.
  3. Общие положения его систематики можно обнаружить и в современном психологическом знании (в учении о психических функциях).

В учении о познании Аристотель выделяет следующие процессы – ощущение, которое происходит через уподобление воспринимаемому объекту посредством пяти органов чувств; общее чувство – восприятие общих качеств и объединение ощущений в образ. Орган общего чувства – душа.

  1. Было выделено и три вида памяти: низшая, сохраняющая копии предметов; собственно память, присоединяющая к образам предметов временные характеристики и высшая память – воспоминание, в котором участвуют умозаключения.
  2. Из воспоминаний складывается опыт, на основании которого воображение образует представления.

Функция мышления – составление суждений на основании постижения общего в понятиях. Общее – это то, что есть всегда и везде. Орган мышления – нус – часть души, свойственна только человеку и не прикреплена ни к какому органу. Существует низшее мышление (мнение или предположение) и три вида высшего мышления: логическое, интуитивное и мудрость.

  1. Существуют два вида ума – теоретический (его задача – поиск истины о вещах), и практический, направленный на осуществление деятельности.
  2. Чувства Аристотель рассматривал в тесной связи с общей активностью.
  3. Аффекты, считал он, сами по себе не являются ни добродетелями, ни пороками.
  4. О человеке судят по его делам, а в аффекте сказывается лишь манера поведения.

Он не видел смысла в подавлении аффекта, т.к. без них невозможны и героические поступки, и наслаждение искусством. Страстям и аффектам противостоит по Аристотелю устойчивость характера, который выражает сущность человека. Аристотель ввел представление о катарсисе – очищении в страдании, которое мы испытываем при воздействии искусства трагедии.

Что послужило становлению психологии как науки?

Зарождение психологии как науки — Становление психологии и начало ее развития в качестве самостоятельной науки происходило, как считается, с 1879 года, когда немецким физиологом, философом и психологом Вильгельмом Вундтом (1832- 1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория при Лейпцигском университете.

  • Спустя 2 года на основе данной лаборатории формируется Институт экспериментальной психологии, в стенах которого проходили обучение многие выдающиеся мировые психологи, включая российских ученых В.М.
  • Бехтерева, Г.И.
  • Челпанова, Н.Н. Ланге.
  • В этот же период Вундт основал первый психологический журнал и провел в Париже в 1889 году первый международный психологический конгресс с учреждением научного психологического сообщества.

Становление психологии как самостоятельной науки связано с развитием ее предмета, который, по представления Вундта, уникален и заключается в непосредственном опыте субъекта. Этот опыт он постигает через самонаблюдение, интроспекцию, то есть особую процедуру наблюдения субъекта за процессами, происходящими в сознании.

После определения «простейших элементов сознания» в форме ощущений и элементарных чувств, Вундт за основную задачу психологии принял установку связи между элементами и «законами» душевной жизни. Американский психолог Эдвард Титченер (1867-1927) создал структурную психологию, развивая концепцию интроспективной психологии Вундта.

За основной метод изучения ученый принял аналитическую интроспекцию, особенность которой состояла в том, что испытуемые давали результаты самонаблюдения терминами элементов структуры сознания, а не понятиями предметов внешнего мира или стимулами. Элементы сознания, по мнению Титченера, включали ощущения, представления и простейшие чувствования.

Из них, как из кирпичиков, формировалось все разнообразие душевной жизни человека. Другим последователем Вундта, немецким психологом и философом Освальдом Кюльпе (1862-1915), была основана Вюрцбургская школа. Эта школа развивала интроспективный метод, который отличался от методов Вундта и Титченера. Они одновременно рассматривали собственно сознательный опыт и процесс наблюдения за содержательной стороной данного опыта.

Систематическая же интроспекция Кюльпе обладала больше ретроспективным характером, ведь испытуемые решали предложенную задачу, впоследствии подробно описывая ход психических процессов при ее решении. Здесь основной объект исследования представлял собой процесс мышления, а не его результат.

Читайте также:  Что дают за убийство кошки?

Как появилась психология?

Психология как рациональное познание души человека зародилась в античности в недрах философии на основе созданной в этот период геоцентрической картины мира, ставившей человека в центр мироздания. Античная философия восприняла от предшествовавшей мифологии понятие души.

Когда появилась психология как наука?

XIX век — XIX век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук, Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.

  1. Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства,
  2. Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт,
  3. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции,

Этот год считается годом рождения психологии как науки.

Кто изучал психику?

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2021 года; проверки требуют 25 правок,

Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону ( Россия ), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения, Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. ( март 2022 )

Пси́хика (от др.-греч. ψῡχικός «душевный, жизненный») — сложное понятие в психологии и медицине, которое в зависимости от областей знаний и направлений наук определяется как:

  • Совокупность мыслительных процессов и явлений ( ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой,
  • «Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию»,
  • Системное свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности,
  • Внутренний мир человека,

Психика животных — субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т.п. Психика характеризуется такими качествами, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т.д.

Почему Аристотеля называют отцом науки?

Он был первым, кто осознал тот факт, что физика существует только благодаря некой системе правил. С их помощью добываются знания о природе. Аристотеля считают родоначальником физики. Ведь ему принадлежит разработка многих физических гипотез и теорий.

Что такое Бог у Аристотеля?

— Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Биография Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагире (Фракия). Отец Аристотеля — Никомах — был представителем рода Асклепидов, в котором врачебное искусство было наследственным.

В 15 лет Аристотель осиротел. Когда философу исполнилось 17 лет, он переезжает в Афины, чтобы стать учеником Платоновской Академии, где и проводит последующие 20 лет жизни. Высказываются различные предположения о причинах его отъезда: одни говорят о том, что философ не был избран преемником Платона, другие упоминают войну между македонцами и афинянами, которая началась в 359 г.

Но фактом остается то, что вместе с Ксенократом Аристотель переезжает в Ассису и женится там на Пифиаде, приемной дочери тирана Гермия. У них рождается дочь — Пифиада младшая. Правитель Гермий был не только тестем, но и учеником философа. После смерти своей жены Пифиады Аристотель живет с Герпилис; у них рождется сын Никомах, которому философ адресует трактат по этике («Никомахова этика»).

  • В 343 г. до н.э.
  • Филипп Македонский приглашает Аристотеля стать наставником тринадцатилетнего сына Филиппа — Александра.
  • После вошествия Александра на престол (336 г.
  • До н.э.) Аристотель возвращается в Афины. В 335 г. до н.э.
  • Аристотель основывает философскую школу, Ликей.
  • Школа называлась перипатетической, поскольку Аристотель обычно проводил занятия, прогуливаясь со своими учениками(«перипатео» по-древнегречески — «прогуливаться»).

Возглавляет школу на протяжении 12 лет. Смерть Александра усилила ненависть афинян к македонцам. Обвиненный в безбожии, Аристотель был вынужден переселиться в Халкиду на о.Эвбея, «чтобы афиняне еще раз не погрешили против философии», где и умер в 62 года.

Главные произведения Трактаты по логике — «Органон» («Категории», «Аналитика», «Топика» и др.), «Риторика», «Физика», «Метафизика», «О душе», «Никомахова этика», «Большая этика», «Политика» и «Поэтика». Основные идеи О философии Аристотель различает первую и вторую философии. Первая философия, или метафизика, относится ко всему тому, что пребывает над природой.

Физика, или природа, составляет вторую философию. Природа не совпадает с сущим, так как сущее стоит выше природы. Предмет первой философии — «сущее как таковое». Она изучает в общем причины и начала всего сущего. Аристотель называет эти причины высшими, а начала первыми.

О причинах Рассматривая «сущее как таковое» в аспекте его причин, Аристотель выделяет четыре первоначала или высшие причины: форму, материю, начало движения (движущую причину) и цель. Эти четыре начала определяются исходя из более общих понятий возможности и действительности, двух основных состояний сущего.

Материя и начало движения выражают понятие возможности, а форма и цель — понятие действительности. О Боге Бог Аристотеля — философский Бог. Аристотель не пантеист, у него Бог не растворяется в природе. И хотя Аристотель говорит о Боге, что «Бог — живое существо» и что жизнь, бесспорно присуща ему, но под жизнью Бога Аристотель понимает исключительно деятельность его разума — божественное мышление.

Какую теорию основал Аристотель?

Детство и юность — Аристотель родился в городе Стагира, который расположен в греческой колонии Фракии. Из-за названия родного города впоследствии Аристотеля часто называли Стагирским. Он происходил из династии врачевателей. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Мать Фестида имела благородное происхождение. Кто является основателем психологии как науки Портрет Аристотеля. Художник Франческо Айец / Gallerie dell’Accademia Так как в семье лекарское искусство передавалось из поколения в поколение, Никомах собирался сделать врача и из сына. Поэтому с детских лет обучал мальчика основам медицины, а также философии, которая у греков считалась обязательной наукой для каждого лекаря.

Читайте также:  Как понять что у тебя пассивная агрессия?

Но планам отца не суждено было исполниться. Аристотель рано осиротел и вынужден был покинуть Стагир. Сначала 15-летний юноша отправился в Малую Азию к опекуну Проксену, а в 367 году до н.э. обосновался в Афинах, где стал учеником Платона. Аристотель изучал не только политику и философские течения, но и мир животных и растений.

В общей сложности он пробыл в академии Платона около 20 лет. Сформировавшись как мыслитель, Аристотель отверг учение наставника об идеях бестелесных сущностей всего сущего. Молодой философ выдвинул собственную теорию – первичности формы и материи и неотделимости души от тела. Кто является основателем психологии как науки Платон и Аристотель (фрагмент фрески «Афинская школа») / Музей Ватикана В 345 году до н.э. Аристотель уезжает на остров Лесбос, в город Митилену, из-за казни его друга Гермия, также бывшего ученика Платона, который затеял войну против персов. Через 2 года Аристотель отправляется в Македонию, куда его пригласил царь Филипп, чтобы воспитывать наследника – 13-летнего Александра.

Кто ввел в научный оборот термин психология?

Гоклениус ввел в научный оборот термин « психология » в 1590 году.

Что такое психология как наука?

Психология (греч. psyche — душа; logos — учение) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как формы жизнедеятельности человека и животных. Душа в древнегреческой мифологии называлась психея.

Какой научный метод являлся основным С начала возникновения психологии как науки?

Лекция по психологии: «Становление психологии как науки» Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Но собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а подлинно научная психология начала складываться и того позднее – на рубеже XIX-XX вв.

  1. Условно выделяют четыре основных этапа становления психологии как науки.
  2. I этап (IV в. до н.э.
  3. Середина XVII в.н.э.) психология как наука о душе.
  4. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими умениями (например, удачей в охоте), смерть и т.п.

На этом этапе психология была донаучной, так как она не имела своих собственных методов исследования, а пользовалась философским методом логических рассуждений. Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности.

  1. Общая черта первичных взглядов на психические явления заключалась в неизменном придании им таинственности, сакральности.
  2. Другая важнейшая характеристика этих взглядов – анимизм – вера в то, что каждый объект не только живой, но и неживой природы непременно обладает душой и, кроме того, души могут существовать независимо от объектов и представляют собой особые существа.

Учение о душе исходно складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. В философии древней Греции душа (при сохранении взгляда на нее как на нечто, дающее возможность движения, ощущений, мышления, переживаний) часто предстает как некое начало, родственное определенной стихии, или ее воплощение.

  • Успехи, достигнутые античными философами и медиками в развитии учения о душе, послужили фундаментом всех дальнейших разработок психологического знания, которые на этом этапе в основном сводились к расширению круга рассматриваемых феноменов.
  • Так начиналась психология, так были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом? Так сформировался исторически первый предмет психологии – душа как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.

Теперь мы минуем много столетий и обратимся к Новому времени, к европейскому XVII веку. Конечно, это не означает, что ученые средневековья и раннего Возрождения не размышляли о природе души; однако именно в XVII веке, в работах ведущих философов сложились концепции нового типа, пытавшиеся рационально, т.е.

на основе разума (и веры в его могущество) сформулировать представления о мире и человеке; к этому же времени принадлежат и развернутые попытки создания системы обоснованных (не только на уровне формальной логики) правил, методов рассуждения в науке. II этап (середина XVII в., — середина XIX в.) – психология как наука о сознании.

Возникает в связи с развитием естественных наук.

Когда и где появилась психология как самостоятельная наука?

Становление психологии как самостоятельной научной дисциплины Обзор литературы провел Резидент КазНМУ Гасанов А. Началом развития психологии как самостоятельной науки принято считать 1879 год, в котором В. Вундт — немецкий психолог, физиолог и философ — открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете.

Спустя два года на базе этой лаборатории был создан институт экспериментальной психологии, в котором учились многие выдающиеся психологи мира, в том числе и из России — В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов, Н.Н. Ланге. В этом же году Вундт основал первый психологический журнал. Благодаря усилиям Вундта в 1889 г.

в Париже был проведен Первый международный психологический конгресс и учреждено научное психологическое сообщество. Согласно представлениям Вундта психология имеет уникальный предмет — непосредственный опыт субъекта, постигаемый только путем самонаблюдения, или интроспекции, — особой процедуры наблюдения субъекта за процессами в своем сознании, требующей длительной тренировки.

  • Выделив «простейшие элементы сознания» — ощущение и элементарные чувства, — Вундт считал основной задачей психологии установление связей между элементами и «законов» душевной жизни.Э.
  • Титченер, американский психолог и создатель структурной психологии, развил идеи интроспективной психологии Вундта, предложив в качестве основного метода изучения сознания метод аналитической интроспекции.
Читайте также:  Что дают личные границы?

Особенность этого метода заключалась в том, что испытуемый давал результаты самонаблюдения в терминах элементов структуры сознания, а не в понятиях предметов внешнего мира или стимулов. Под элементами сознания Титченер понимал ощущения, представления и простейшие чувствования, из которых как из кирпичиков, складывалось все разнообразие душевной жизни человека.

Другой последователь Вундта — немецкий психолог и философ О. Кюльпе — основал Вюрцбургскую школу. В отличие от интроспективных методов Вундта и Титченера, в которых одновременно разворачивались собственно сознательный опыт и процесс наблюдения за содержанием этого опыта, систематическая интроспекция Кюльпе носила ретроспективный характер: испытуемый решал предложенную задачу, а потом в подробностях описывал ход психических процессов при ее решении.

При этом в качестве основного объекта исследования выступал сам процесс мышления, а не его результат. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты Доступ к документам и консультации от ведущих специалистов Вы можете купить этот документ Как купить документ? 150 тг

Сколько видов психологии?

Психология в ее практическом применении подразделяется на возрастную, детскую, зоопсихологию, клиническую, криминальную, судебную, медицинскую, социальную, нейропсихологию, сексологию, характерологию и некоторые другие.

Кто из известных ученых является основателем психоанализа?

Зигмунд Фрейд (1856–1939) — австрийский врач, основатель психоанализа. В 1881 году закончил медицинский факультет Венского университета. В 1886 году начал частную практику, используя различные способы лечения нервнобольных и выдвинув свое понимание происхождения неврозов. В начале ХХ столетия развил провозглашенные им психоаналитические идеи. На протяжении последующих двух десятилетий внес существенный вклад в теорию и технику классического психоанализа, написал и опубликовал многочисленные работы, посвященные уточнению его первоначальных представлений о бессознательных влечениях человека и использовании психоаналитических идей в различных отраслях знания. Автор работ: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена» (1907), «Воспоминание о Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916–17), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого я» (1921), «Я и Оно» (1923),«Торможение, симптом и страх» (1926), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) и других. Получил международное признание, дружил и переписывался со многими выдающимися деятелями науки и культуры: А. Эйнштейном, Т. Манном, Р. Ролланом, А. Цвейгом, С. Цвейгом и другими. В 1922 году Лондонский университет и Еврейское историческое общество организовали чтение цикла лекций о пяти знаменитых еврейских философах, в числе которых наряду с Филоном, Маймонидом, Спинозой и Эйнштейном оказался и Фрейд. В день своего 70_летия получил поздравительные телеграммы и письма со всех концов мира. В 1930 году ему присудили литературную премию имени Гёте. К 80_летию Фрейда ему был вручен поздравительный адрес, в котором стояло около 200 подписей известных писателей и деятелей искусств, включая В. Вульфа, Г. Гесса, C. Дали, Дж. Джойса, П. Пикассо, Р. Роллана, С. Цвейга, О. Хаксли, Г. Уэллса и других. По случаю юбилея Т. Манн выступил с докладом «Фрейд и будущее». Фрейд был избран почетным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества, Британской Королевской медико-психологической ассоциации.
Йозеф Брейер (1842–1925)— австрийский врач. Осуществлял частную практику в Вене, имел репутацию специалиста высокой квалификации и пользовался авторитетом среди ученых. Внес вклад в изучение физиологии дыхания, описал рефлекс регуляции с участием блуждающего нерва. В 1894 году был избран членом-корреспондентом Австрийской академии наук. На протяжении ряда лет оказывал материальную помощь З.

Что является предметом изучения психологии как науки?

Предметом психологии является изучение психики человека. Однако психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Следовательно, объектом психологии является не только человек. В ней всегда учитывается общность психики животных и человека.

Какое место занимает психология в системе наук?

Место психологии в системе наук — Психология как область научного знания гуманитарного направления тесно связана с множеством наук. Это обусловлено тем фактом, что она находится в промежуточном положении между философскими, естественными, социальными и техническими науками.

Этот факт обусловлен там, что человек, как предмет исследования, рассматривается с различных точек зрения. Человек может выступать в качестве исследования как биологический объект, социальное существо, как носитель сознания. Уникальность человеческой личности состоит в том, что она является неповторимой.

Именно это разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена является источником возникновения значительного количества наук, которые занимаются изучением человека.

Сколько этапов развития психологии как науки вы знаете?

Историю развития психологии можно условно разделить на четыре этапа. На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения.

Как психология связана с другими науками?

Психология не может развиваться, не опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками. Так, философия, социология и другие общественные науки дают психологии возможность правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.