Конфликт «Ребёнок – класс» — Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.
Новенький
Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль. Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением.
Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов. Такое встречается в первом классе школы, когда его ядро составляет группа детского сада. Эти дети с самых малых лет вместе, они прекрасно знают друг друга. Появление новичка кажется чем-то разрушающим их внутренний, устоявшийся мирок.
Здесь огромную роль играет правильное поведение преподавателя. Ему тоже нелегко: он и сам в этом коллективе новичок. Поэтому к первым школьным учителям предъявляют столь высокие требования: им сразу, с самого начала надо разобраться в отношениях в коллективе, понять детей, стать для них хорошим наставником и советчиком, вовремя выявить возможные конфликтные вопросы. Особенно ярко разногласия между учениками проявляются в подростковом возрасте. Преподавателям средней школы надо внимательно наблюдать за своим классом, когда в него вливается новый ученик. Здесь, в отличие от начальных классов, роли распределены более определённо, личные симпатии и антипатии проявляются строже.
Новенькому приходится постараться, чтобы влиться в подростковый коллектив, который может встретить его довольно сурово. Для подростков нет полутонов, они рассматривают мир в чёрно-белом варианте, с позиции «нравится – не нравится». Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений.
Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей.
«Неправильное» поведение
Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива. Пример конфликта между детьми: мальчик Ваня пришёл в первый класс вместе со своими сверстниками, которых он знает по группе детского сада.
Какие причины могут привести к конфликту?
1.Существует множество причин возникновения конфликтов между людьми. Это может быть оскорбительное слово, несовпадение точек зрения, любовный треугольник, недостойное поведение человека И если люди не нашли компромисс, конфликт развивается.2.Причиной конфликта может быть человек.
- Так в повести А.С.
- Пушкина «Капитанская дочка» одной из тем является любовный конфликт.
- Дочь капитана Миронова – коменданта Белогорской крепости – оказалась причиной столкновений между молодыми людьми – Алексеем Швабриным и Петром Гриневым.
- Швабрин делал предложение Маше, но был отвергнут.
- Конфликт между мужчинами нарастал постепенно.
Петру Гриневу не нравились колкие замечания Швабрина о Маше. Причиной серьезной ссоры и последующей дуэли между молодыми людьми стало недостойное поведение Швабрина, который оговорил честную девушку, сказав, что по личному опыту знает, что Маша Миронова за «пару серег» может встречаться с молодыми людьми.
Петр назвал его лжецом и не отказался от дуэли, когда Швабрин предложил поединок. В ситуацию «любовного треугольника» вторглись военные события – Пугачевское восстание, и конфликт усугубился. Конфликт стал серьезнее и глубже, потому что жизненная позиция молодых людей разная. Отец воспитывал Петра Гринева по принципу «береги честь смолоду».
О воспитании Швабрина ничего неизвестно. Причиной же неприязненного отношения Гринева к нему было не столько недоразумения «любовного треугольника», сколько коварство Швабрина по отношению к Маше и его предательство. Петр Гринев – по натуре добрый человек, поэтому он не мстил Швабрину и не радовался его неудачам.
А когда он увидел его на следствии, даже пожалел его. Таким образом, А.С. Пушкин показал отношения между молодыми мужчинами, которые вначале были похожи на дружеские, а потом переросли в конфликтные. А военные события усугубили конфликт.3.Традиционный, ярко выраженный семейный конфликт между свекровью и снохой показал драматург А.Н.
Островский в пьесе «Гроза», Этот конфликт писатель связал с появлением людей, мыслящих по-другому, стремящихся к свободному проявлению личности, выступающих против закабаления, тирании, жестокости вообще в жизни и в частности в семейной. Купчиха Марфа Кабанова стремится сохранить патриархальный быт.
- Она считает, что все в семье должны подчиняться старшим.
- Она не намерена выслушивать сына и сноху.
- По ее мнению, жена должна беспрекословно слушаться во всем мужа, повиноваться ему.
- Драматург изобразил Марфу Игнатьевну Кабанову не только как представителя купцов-самодуров, но и как семейного тирана.
- С появлением Катерины в семье купчихи Кабановой назрел между ними конфликт, который разрешился трагически – смертью снохи.
Драматург А.Н. Островский представил читателям ситуацию не только семейного конфликта. Он хотел показать конфликт между устаревшими традициями и желаниями свободолюбивой личности, пытавшейся жить в «темном царстве» по своим сложившимся принципам – быть искренней, быть по-настоящему любимой, не хитрить и не лицемерить.
Что такое конфликт и почему он возникает?
Общее определение — Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
Почему может возникнуть конфликт между ребенком и преподавателем?
Причины конфликтов учащихся и учителей — Поводом для ссоры может быть что угодно, но можно выделить несколько ситуаций, которые чаще других становятся яблоком раздора. #1 Низкая успеваемость, Если учителю кажется, что класс недостаточно старается, он может высказывать это, не подбирая слов: «Тупицы, как вы будете экзамены сдавать?!».
- Неаккуратно поданная критика воспринимается детьми болезненно.
- #2 Одарённость,
- Когда ребёнку скучно на уроках, он отвлекается сам и отвлекает других, спорит с учителем и критикует его методы.
- Порой преподаватель в ответ не сдерживает эмоции, и возникнет взаимная неприязнь: «Если ты такой умный, выйди к доске и сам расскажи тему урока».
#3 Отношение к правилам. Учителя, которым важна субординация, часто недолюбливают учеников, пренебрегающих правилами. А свободолюбивые подростки воспринимают требования дисциплины как ущемление своих прав. #4 Несоответствие учебной программы возможностям школьника.
Некоторые дети требуют специального подхода в обучении, но несмотря на это, они посещают обычную школу, и учителя вынуждены предъявлять к ним требования, которые те не в состоянии выполнить. Рано или поздно это приводит к конфликту. «Ребёнок с СДВГ заперся в туалете и ни с кем не хотел говорить, ругался.
Мы писали ему письма на листочках и просовывали под дверь. Рисовали на листках солнышки. Вскоре ребёнок вышел и продолжил нормально общаться с группой и преподавателями». Алина Чекмарёва, преподаватель английского языка #5 Субъективные причины. Например, ребёнку не нравится предмет или учитель, и он не видит причин это скрывать.
Либо учителя раздражает что-то в ученике — внешний вид, манеры или другие особенности. Квалифицированный преподаватель должен уметь справляться с эмоциями, но не всегда это удаётся. #6 Борьба за авторитет. В отдельных случаях школьники с яркими лидерскими качествами вступают в противостояние с преподавателями, пытаясь завоевать уважение класса.
Например, подбивают одноклассников сорвать урок. «Были ситуации на грани конфликта: подросток стремится найти любой изъян в работе преподавателя. Не так говорит (неважно при этом, что именно), а вот у того исследователя иначе, с какой стати после этого вам верить?! Из этих ситуаций удавалось выйти, приглашая ученика к сотрудничеству.
Он же явно стремится получить внимание, утвердиться в собственной значимости». Ольга Евсеева, преподаватель литературы #7 Проблемы в семье. Если у ребёнка напряжённая ситуация дома, он может транслировать негативные эмоции на учителей. Порой это выражается в агрессии: он может хамить, нарываться на ссору, не зная, как ещё можно справиться со стрессом.
Не каждый учитель способен увидеть в таких действиях призыв о помощи. Многие начинают вести себя агрессивно в ответ. «Однажды случился мини-конфликт прямо на уроке. Девочка просто подняла руку и спросила меня, за что я её так не люблю. Самое страшное было то, что этот вопрос прозвучал при всём классе и стал для всех полнейшей неожиданностью.
Что может стать причиной конфликта 6 класс?
Зарождается повод для взаимного спора, разногласий, и раздражения. В основе конфликта чаще всего лежат противоположные интересы или предпочтения. Причинами конфликтов являются смысловые барьеры в общении, основанные на том, что одно и то же событие при абсолютно одинаковом значении имеет разный смысл.
Что можно считать началом конфликта?
Стороны конфликта — Главные участники конфликта — противодействующие стороны, которых в конфликте минимум две. Зачастую в литературе именуются «противостоящими сторонами», изредка «конкурентами», «соперниками» или «противниками». Последнее относится к конфликтам, которые протекают в острой форме: взаимодействие сторон напоминает борьбу.
Сторонами конфликта могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы, организации, в том числе более масштабные социальные общности (государства, коалиции государств). Для возникновения конфликта важными являются интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их индивидуальные особенности.
Конфликтное взаимодействие берет свое начало с действия одного из участников, он на начальном этапе считается инициатором. Сторона, которая проявляет инициативу на всех этапах конфликта, называется активной, а другая пассивной. Для успешного разрешения конфликта необходим учет интересов всех участников конфликта, в том числе и тех, кто не принимал участие в конфликте, но чьи интересы так же могут быть затронуты.
Что является основой любого конфликта?
Конфликт это всегда противодействие нескольких индивидов или групп, происходящий при взаимодействии, причины которого несовпадение интересов, желание овладеть одним и тем же материальным благом или властью, взаимная неприязнь. Основание любого конфликта – противоречие.
Что составляет основу конфликта?
Причины конфликтов Таким образом, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
Почему возникают конфликты с одноклассниками?
Конфликт «Ребёнок – класс» — Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.
Новенький
Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль. Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением.
- Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.
- Такое встречается в первом классе школы, когда его ядро составляет группа детского сада.
- Эти дети с самых малых лет вместе, они прекрасно знают друг друга.
- Появление новичка кажется чем-то разрушающим их внутренний, устоявшийся мирок.
Здесь огромную роль играет правильное поведение преподавателя. Ему тоже нелегко: он и сам в этом коллективе новичок. Поэтому к первым школьным учителям предъявляют столь высокие требования: им сразу, с самого начала надо разобраться в отношениях в коллективе, понять детей, стать для них хорошим наставником и советчиком, вовремя выявить возможные конфликтные вопросы. Особенно ярко разногласия между учениками проявляются в подростковом возрасте. Преподавателям средней школы надо внимательно наблюдать за своим классом, когда в него вливается новый ученик. Здесь, в отличие от начальных классов, роли распределены более определённо, личные симпатии и антипатии проявляются строже.
Новенькому приходится постараться, чтобы влиться в подростковый коллектив, который может встретить его довольно сурово. Для подростков нет полутонов, они рассматривают мир в чёрно-белом варианте, с позиции «нравится – не нравится». Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений.
Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей.
«Неправильное» поведение
Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива. Пример конфликта между детьми: мальчик Ваня пришёл в первый класс вместе со своими сверстниками, которых он знает по группе детского сада.
Какие виды конфликтов выделяют ученые?
Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту: внутренние (личностные конфликты ); внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).
Что порождает социальные конфликты?
Субъективные причины — Субъективные причины социальных конфликтов заключаются в определенных чертах мировоззрения, ментальности, характера (психология), уровня интеллекта социальных субъектов. Более конкретно эти субъективные характеристики субъектов проявляются в определенных чувствах, убеждениях, интересах, идеях, под влиянием которых действуют субъекты и начинается социальный конфликт.
Чувства, убеждения, интересы, идеи. Психические побуждения субъектов к деятельности представляют собой чувства, убеждения, интересы, идеи, в которых в единстве сопряжены эмоции и цели. Цель – это представление о предполагаемом результате действия, указывающее, ради чего оно совершается. Цель всегда предполагает план (программу) ее реализации.
Эмоция – это душевная (психическая) и физическая энергия, с помощью которой субъект осуществляет действия. Чувства представляют собой психологические состояния субъекта, в которых целеполагающая и эмоциональная составляющие социального действия слиты воедино.
- Субъект осуществляет действия под влиянием эмоций зависти, страха, агрессивности, мести в какой-то степени нерационально, нерасчетливо, непродуманно.
- Чувственный порыв к социальному действию, вызванный обидой, страхом, завистью, местью, ненавистью, часто становится причиной социальной напряженности и социального конфликта.
Южные народы в силу своей эмоциональности более конфликтогенны, чем северные народы. Субъективными причинами социальных конфликтов могут быть чувство страха, любовь, негодование, ненависть, гордость и т.п. Убеждения представляют собой идейно-психологическое состояние субъекта, включающее:
- знание о чем-то, которое субъект считает истинным (правильным);
- знание, которое субъект может аргументировать себе и другим;
- знание, вызывающее положительные эмоции (и тем самым превращающееся в форму веры), которым субъект руководствуется в своей деятельности.
Социальный конфликт часто возникает из-за столкновения разных убеждений субъектов, разных взглядов (знаний) по одной и той же проблеме: производственной, экономической, политической, территориальной, религиозной и т.п. Например, до сих пор существует конфликт между католической и православной церковью по проблеме бога, обрядов и т.п., конфликт между коммунистами и либералами по вопросу справедливости, демократии, политического устройства.
Интерес – это интеллектуально-психическое стремление (влечение) субъекта к предметам, являющимся для него ценностями (благами). В зависимости от этих благ выделяют интересы материальные (пища, одежда, жилье и т.п.), экономические (деньги, драгоценности, акции и т.п.), политические (власть, статус, служебное положение и т.п.), религиозные (бог, коммунистическая идея и т.п.), моральные (добро, долг, честь, справедливость и т.п.), эстетические (красота, комическое, трагическое и т.п.).
Интересы включают:
- цель деятельности, т.е. представление о необходимом субъекту благе (материальном, экономическом, политическом и т.п.) в сознании субъекта;
- план (программа) действий и операций, направленных на ее достижение (реализация цели);
- эмоционально-волевое стремление (влечение) субъекта к предмету интереса.
Что может стать причиной конфликта в организации?
9 главных причин из-за которых возникают конфликты в организации В любой организации наступает момент, когда в коллективе возникают конфликты. Однако учеными было признано, что полное или частичное отсутствие конфликтов внутри организации – условие не только невыполнимое и невозможное, но и крайне нежелательное.
- Ограниченность ресурсов, которые подлежат распределению, а именно финансовые, материальные и человеческие ресурсы;
- Недостаток или искажение информации: неполная информация или же неточные факты приводят к появлению слухов, что в свою очередь приводит к неправильному восприятию ситуации, а затем и к конфликтам;
- Недостаточная сплоченность трудового коллектива, несовместимость сотрудников;
- Низкая заработная плата;
- Неточное описание руководителем своему подчиненному должностных обязанностей;
- Навязывание взглядов, советов и рекомендаций человеку, когда он в них не нуждается;
- Расхождение целей компании и с ценностями и целями сотрудников. Возникновение противоречий и различий в целях.
- Поведенческие причины, а именно уровень образования, стиль поведения, круг общения, жизненный опыт.
- Причина, по которой происходит «давление» авторитета или лидера. Чаще всего такой фактор зацепляет чувство собственного достоинства человека, создает комплекс неполноценности и ведет к конфликтам.
Перечислены самые основные причины, по которым может вспыхнуть конфликт в рабочей атмосфере. Однако поводов для появления конфликтной ситуации может быть масса. На практике случается так, что предпосылок для конфликта более чем достаточно, но конфликт не происходит.
В данном случае люди не идут на конфликт, так как понимают, что потенциальная выгода от сложившейся ситуации будет незначительная. Как показывает опыт, чаще всего конфликт ассоциируется с агрессией, враждебностью, угрозами и спорами. Именно поэтому нужно не только избегать конфликтных ситуаций, а крайне необходимо научиться управлять конфликтами и немедленно решать, как только он возникнет.
Также смотрите статьи по темам: — Конфликт в коллективе — действия руководителя