В каком возрасте дети начинают интересоваться другими детьми?

В каком возрасте дети начинают интересоваться другими детьми
Быть родителем – тяжелая работа, которую мамы и папы выполняют, зачастую не имея специальных навыков и подготовки. И если справиться с проблемами маленьких детей, которые возникают в семейном кругу, еще как-то получается, то сохранить рассудок и правильно среагировать на переживания ребенка, например, из-за отсутствия товарищей в детском саду, на улице или в школе иногда не выходит.

Так, большинству родителей жизнь их чада кажется успешной и счастливой, когда сын или дочь в кругу друзей и близко общается со своими сверстниками. Но стоит услышать фразы «почему приятель со мной не водится», «никто не хочет со мной дружить», «не пойду на улицу, мне там грустно», как возникает чувство беспомощности и отчаянья, злости на других детей, их родителей и собственного ребенка, вплоть до самообвинений.

Ведь детсадовская или школьная компания – это упрощенная модель общества и в ней отрабатывается навык взаимоотношений с окружающими, а реакция на ребенка сверстников формирует его представление о себе и отношение к своей личности. Вместе с тем перед тем как делать выводы и предпринимать активные действия, стоит разобраться, что ребенок вкладывает в понятие «дружба», попытаться вникнуть, почему он не может занять желаемое положение в детском коллективе, найти себе товарища и/или поддержать с ним отношения.

И решение этого вопроса требует огромной деликатности. Что же такое дружба? Определений этому слову огромное множество. Но если обобщить их и применить к взаимоотношениям между детьми, то дружба – это близкие и добровольные отношения, являющиеся для ребенка источником эмоциональной поддержки и сопереживания.

Впервые интерес к контакту с другими детьми возникает у 2–3-летнего ребенка, который скорее поделится совочком и ведерком со знакомым мальчиком или девочкой, чем с неизвестным ему, даст машинку и куклу сверстнику, а не взрослому. Становясь старше, дети 3–6(7) лет будут дружить с теми, кто предложит поиграть со своими игрушками или угостит конфетами, не ябедничает, не плачет и не бьется.

  • И так как практически треть дошкольников дружит с кем-нибудь, слово «друг» прочно закрепляется в детском словаре на 3–5-м году жизни,
  • Дружба для 3–6-летнего ребенка – это возможность ходить в гости, играть вместе, веселиться, защищать от обидчиков и жалеть друга, а также прощать товарища и извиняться перед ним.

Вместе с тем практически все дружеские отношения в этот период строятся на принципе «добро – за добро, зло – за зло». В 6(7)–9(10)-летнем возрасте огромное значение для детей приобретает учеба. Младшие школьники чаще дружат с верными и сообразительными сверстниками, дающими списывать, делящимися школьными принадлежностями, и того же пола, что и они.

В каком возрасте ребенку нужно общение со сверстниками?

Вас консультирует педагог — психолог Злотницкая Людмила Владимировна. Общение детей раннего возраста со сверстниками В возрасте до 1 года малышу достаточно общения с взрослыми, но когда он подрастает, ему необходимо общаться с другими детьми. В первый год жизни ребенка все его окружение — это родители, бабушки и дедушки, если есть братья и сестры.

  1. Ребенку достаточно этого.
  2. С ним играют, его окружают вниманием и заботой.
  3. Но примерно с 1,5 лет ребенок тянется к другим детям.
  4. И чем старше он становится, тем больше потребность в общении с ровесниками.
  5. Как общаются малыши? Общение детей раннего возраста со сверстниками происходит с помощью различных действий, анализ которых позволил выделить 4 основные категории: 1.

Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и к взрослому, и даже к неодушевленным предметам.2. Действия со сверстником как с игрушкой.

  1. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью.
  2. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, похлопать по лицу.
  3. Эта форма уже не встречается в общении с взрослыми.3.
  4. Наблюдение за другими и подражание им.
  5. Здесь дети смотрят глаза в глаза, дарят улыбки, вербальные формы общения (характерна для общения как с детьми, так и с взрослыми).4.

Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом. Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.

Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки. К концу второго года жизни дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие.

На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения – «яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность и непосредственность». Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.Т.е. если для детей 1, 5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику как к объекту действий, то ближе к 3 годам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотношениях с ровесником.

Как ребенку объяснить что такое дружить с другим человеком?

Home / «Помогите ребенку научиться дружить». / Записи / Страничка педагога-психолога / «Помогите ребенку научиться дружить».

21.03.2018 Дружба, Конечно, это слово довольно часто звучит в нашей жизни, и мы, взрослые, думаем. что абсолютно все нам с этим словом понятно. Разумеется, у каждого человека есть друзья; мы, взрослые. не мыслим свою жизнь без дружбы, Но не каждый родитель догадывается, что ребенка нужно научить дружить,

Мы, родители, конечно же, не задаем себе вопрос, зачем нужны друзья нашему малышу. Мы даже не сомневаемся в том, что дружба – это нечто необходимое и очень важное. Но далеко не все родители знают, что в становлении этого самого представления наших детей о дружбе мы должны принять самое активное участие.

Мы должны помочь ребенку стать хорошим другом! Детей нужно учить дружить, А понятие дружбы очень обширное, Это и умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, и уважение к мнению других людей, умение сочувствовать и сопереживать, и желание приходить на помощь, быть добрым и щедрым, внимательным и заботливым.

Нельзя забывать о том, что умственное, психическое, социальное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка тесно связано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Важно понимать, что социально-личностное развитие вашего малыша как раз и начинается с обычного умения дружить, Конечно, необходимо помнить, что ребенок, как губка, впитывает модели родительских отношений,

Поэтому, чтобы ребенку было понятнее, кто такой друг (или подруга, на собственном примере показывайте, что у вас тоже есть верные друзья. Рассказывайте истории из жизни, когда вам очень помогли друзья, и как выручали друзей вы. Расскажите ребенку, что жизнь без друзей скучна и однообразна, что без друзей трудно прожить в одиночку.

Хотя, в большинстве случаев, дети быстрее знакомятся, чем взрослые. Стоит в песочнице детворе обменяться ведерком или лопаткой, как вы можете услышать : » Мама, этот мальчик- мой друг!» Не стоит скептически к этому относиться. Просто нужно объяснить своему малышу, что такое дружба и кто такой друг, Нужно объяснить, что не стоит путать обычные знакомства с дружбой,

Ведь знакомых может быть много, а настоящих друзей, как правило, несколько. Расскажите ребенку, кто такой друг, что дружат с кем-то не из-за какой-то выгоды, а просто так, расскажите, что с другом очень весело, друг может помочь в трудную минуту, Беседуя с ребенком о дружбе, можно обсудить детские пословицы : «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Друга ищи, а нашел – береги», значение слов известной детской песенки «Без друзей меня чуть-чуть, с друзьями – много»,

Читайте ребенку сказки, там мы всегда найдем множество примеров дружбы между сказочными героями. Читайте ребенку больше стихов, рассказов о дружбе вообще, о дружеских отношениях между детьми. Смотрите мультфильмы на подобную тематику. Обсуждайте прочитанное и увиденное. Дружбе ведь тоже надо учить : выбирать друзей, беречь, ценить, понимать их, помогать им,

Учите ребенка не конфликтовать с детьми, не быть жадным, развивайте в нем зачатки великодушия.

Читайте также:  Как можно отобрать ребенка у матери?

В каком возрасте дети начинают общаться друг с другом?

Около двух лет дети начинают испытывать интерес друг к другу. Этот интерес в большой степени инициируют сами родители, обращая внимание малыша на играющих рядом сверстников. Играя в одной песочнице, дети находятся рядом, но не вместе, а их контакты непрочны и мимолетны.

Как понять что ребенок особенный?

Особые дети Таким термином принято называть детей, чье развитие сильно отличается от нормы. И от появления в семье особого ребенка не застрахована ни одна семья. Сейчас масс-медиа все чаще привлекают внимание общества к жизни людей с ограниченными возможностями.

Раньше семьи с детьми, страдающими разного рода нарушениями, были во многом предоставлены сами себе, жили замкнутой жизнью, общаясь в основном с врачами. Во многом и сейчас происходит также, но ситуация все же сдвинулась с мертвой точки. Появились инклюзивные детские сады и школы, о проблемах семей, имеющих особенных детей, снимают телепередачи и художественные фильмы.

Появляются волонтеры и фонды, работающие с такими семьями. Да и общество постепенно пересматривает свое ханжески-стыдливое отношение к ним. О том, как распознать одно из самых распространенных нарушений развития — аутизм, и как бороться с этой проблемой, «Мир 24» рассказал психолог инклюзивного детского сада Михаил Игнатов.

  • Вот как говорят о нем коллеги: «Михаил удивительно умеет наполнить всех позитивом и уверенностью в успехе: родителей, которые не знают, что им делать, и даже педагогов.
  • Он неутомим, очень заинтересован в результатах своей работы и, образно говоря, этой своей убежденностью сдвигает такие скалы, которые, кажется, никому не под силу сдвинуть».

— Михаил, как давно ли вы работаете с детьми с расстройством аутистического спектра? — Я окончил факультет психологии Высшей Школы Экономики по специальности психолог, преподаватель психологии, специализация — консультирование и психотерапия личности. На последнем месте работы, в инклюзивном детском саду я работаю 6 лет. Это такой детский сад, в котором в группу детей условно-возрастной нормы включены несколько детей с ограниченными возможностями здоровья. В младших группах их немного, 1-2 ребенка на группу, в старших бывает по 5-6, но не больше 30% особенных детей в группе.

Это не только дети с РАС, но и дети с церебральным параличом, с синдромом Дауна, слабослышащие и дети с другими особенностями в развитии. — Что такое аутизм и откуда он берется? — Аутизм — это нарушение в развитии нервной системы. Под этим термином собрано огромное множество смежных нарушений развития ребенка со схожими внешне чертами.

Это нарушение речи: ее либо нет, либо она сильно отстает от положенного по возрасту уровня. Это избегание контактов — нарушение социального взаимодействия, когда ребенок не заинтересован во взаимодействии. Он находится не с вами, и вытащить его из его занятия в общение очень трудно. Это тот специфический набор признаков, который дает повод подозревать аутистический тип развития.

Почему ребёнок не хочет общаться со сверстниками?

Почему ребенок не может найти друзей? — В большинстве случаев проблема кроется в его родителях. Среди распространенных причин — гиперопека, ограничение общения со сверстниками, отсутствие условий для самоутверждения ребенка или отрицательное отношение родителей к его самостоятельным действиям.

  1. Все это может привести к психологической неготовности ребенка к общению с другими детьми.
  2. Помимо причин, вызванных воспитанием родителей, проблемы с налаживанием контактов могут быть связаны и с личностными особенностями ребенка, например, в тех случаях, если он слишком замкнут или застенчив.
  3. Третьим источником проблем с социализацией может являться само детское сообщество, которое нередко бывает довольно жестоким.

Современные дети обычно проводят время, играя в одиночестве, зачастую — за компьютером. Это приводит к тому, что мальчики и девочки не знают обычных для нас способов знакомства. Кроме того, у них не так сильно развита способность к эмпатии, им сложно поддерживать друг друга и разговаривать на важные темы. Взрослые должны начать работу над развитием доброжелательного отношения к близким и сверстникам у ребенка начиная примерно с 2-3 лет. Побуждать эмоциональную отзывчивость в детях можно через чтение сказок: ребенок должен понимать, что герои испытывают те или иные чувства, к которым нужно бережно относиться.

Читайте также:  Кто защищает права несовершеннолетних?

Почему у моего ребенка нет друзей?

Почему у ребенка нет друзей? — Хорошо развитые коммуникативные навыки — ценное сокровище, которое не раз выручает нас в жизни. Учиться общению нужно с детства, поэтому тревога родителей, чьи дети предпочитают одиночество, вполне понятна. Вот основные причины, объясняющие, почему малыш проводит время без друзей.

Ребенок не привык идти на компромисс. Ему тяжело осознать, что на свете существуют люди с иными точками зрения. Малыш не умеет договариваться, слишком настойчиво отстаивает собственные интересы. Сосредоточен на внутреннем мире. Дружба требует отзывчивости и внимательности к окружающим: если ребенок не участвует в разговоре, не запоминает детали жизни собеседника, ничего удивительного, что друзей у него мало. Ребенок не умеет начинать разговор. Иногда в детском коллективе нужно проявлять инициативу, быть активным, чтобы собрать вокруг себя будущих друзей. Неформальным лидерам это удается с легкостью, но если ребенок не обладает лидерскими качествами, вполне можно научиться находить новых приятелей. Малыш никак не проявляет индивидуальность, не занимается самопрезентацией в группе. Друзья притягиваются, когда видят наши сильные стороны, потому что могут предположить сферу общих интересов. Есть особенности психики, мешающие выстраивать долговременные взаимоотношения. Например, причиной может стать повышенная стеснительность, агрессия. В этом случае нужно работать с детским психологом. Физические особенности, к сожалению, тоже влияют на общение. Дети настороженно относятся к человеку, не похожему на большинство. Ребенок никак не может найти друзей? Возможно, он немного старше или младше остальных членов группы. В детском возрасте незначительная для зрелых людей разница в возрасте (1-1,5 года) может стать критической. Возможно, одногруппники или одноклассники однажды обидели ребенка, и он замкнулся в себе, чтобы это не повторилось.

Конечно, дружба детей (особенно дошкольников) и дружба взрослых людей — явления, которые сильно отличаются друг от друга. Малыши вкладывают в слова «Я дружу с ним (с ней)» иной смысл. Для детей эта фраза означает начало игры, кратковременного сотрудничества, хорошего отношения. В каком возрасте дети начинают интересоваться другими детьми Дружить по-настоящему дети начинают в старших группах детского сада и в начальной школе. В ваших силах подсказать малышу, как вести себя, чтобы найти друзей и правильно взаимодействовать с ними.

Как научить ребенка делать выбор?

Мы живем в мире большого выбора и разнообразных возможностей. Но вместо того, чтобы чувствовать себя более удовлетворенными, часто запутываемся в избыточном количестве информации и страдаем от мук выбора. Особенно сложным принятие решений является для ребенка, ведь ему просто не хватает опыта, чтобы сделать осознанный выбор.

  • В результате, он может вообще отказаться его делать.
  • И если в детском возрасте, за него могут все решать родители, то во взрослой жизни это может стать большой проблемой.
  • Именно поэтому так важно помочь малышу овладеть этими навыками с детства.
  • Как это сделать — предлагаем узнать в нашей статье.
  • Зачем нужно умение выбирать? Психологи из Университета Восточного Мичигана отмечают, что для детей возможность выбора является основополагающим фактором развития и укрепляет такие стороны личности: 1.

Чувство контроля Всем людям нужно чувствовать, что они контролируют себя и свою жизнь. Конечно, маленькие дети не могут быть полностью независимы. Однако, после первого года жизни ребенок должен решить конфликт между автономией, стыдом и сомнением. Дети, которые автономию не развивают, остаются зависимыми от взрослых или сверстников,

А это приводит к неуверенности в своих силах и к нежеланию осваивать новые знания, ведь это всегда риск неудачи, за которую накажут. К тому же такие дети склонны чувствовать неприязненные чувства к взрослым, которые слишком ограничивают их свободу выбора.2. Самооценка Дети способны пережить неудачу или последствия неправильного выбора вполне спокойно, но только если они положительно воспринимают самих себя.

Тогда они могут сделать что-то неправильно, оценить последствия, переосмыслить ситуацию и сделать новый выбор. Это возможно, только если вы не будете критиковать ребенка за то, что он что-то сделал самостоятельно не так. Пролил сок из пакета мимо чашки на пол? «Ничего.

  1. Я принесу тряпку и мы вытрем вместе».
  2. Этого достаточно для того, чтобы ребенок попробовал сделать то же самое по-другому, делая свой выбор.
  3. Если же мы будем критиковать ребенка, его самооценка будет заниженной, он будет не уверен в своих силах и будет считать, что принимать самостоятельные решения — слишком рискованно.3.

Развитие познавательных способностей Столкнувшись с проблемой выбора ребенок создает новые уникальные комбинации мыслей и идей. До того, как научиться принимать мудрые решения, у детей должно развиться конвергентное мышление: линейное и поэтапное выполнение задач, которое предполагает знание правильного ответа или ожидаемого результата, а потом и дивергентное — творческое мышление, способность видеть многообразие решений.4.

    К примеру, в детском саду София так увлеклась игрой в «кухонном» уголке, что не нарисовала открытку с блестками. Когда пришло время собираться домой, она расстроилась, что не сможет принести домой красивый рисунок. Воспитательница могла бы предложить ей выполнить работу наспех, но она сказала: «София, ты выбрала игру в „кухонном» уголке, поэтому у тебя не осталось времени на рисунок, сейчас мы уже убрали бумагу и фломастеры.

    Почему детям важно общаться?

    Для полноценного развития человека, уже с самого раннего возраста, очень важна социализация его личности. Общение с людьми – это одна из самых необходимых вещей, наравне с приемом пищи. Если ребенок в детстве не попадает в социум, в дальнейшем ему предстоит преодолеть немало трудностей.

    • Почему дошкольникам полезно общаться? Дети дошкольных лет общаются много, будь то с родителями, родственниками или другими детьми со двора или детского сада.
    • Но обязательным является общение с ровесниками.
    • Только в таком случае развитие ребенка будет полноценным.
    • До поступления в школу дети обычно посещают детские сады, дошкольные занятия и различные секции.

    Но есть и исключения, кому не доводилось бывать в обществе сверстников. Такому ребенку, как правило, сложнее вступать в новые коллективы и заводить знакомства. Они испытывают различные психологические проблемы при общении с детьми и учителями, а в дальнейшем с коллегами и руководителями.

    Ребенок, контактируя с людьми, активно развивает в себе: 1) навыки, 2) умения, 3) речь, 4) социальный опыт. Также, начинает формироваться его личная система ценностей и потребностей. Прямое влияние на социализацию ребенка оказывают взрослые. В первую очередь – это самые близкие, родители. Далее идут няни, воспитатели, руководители детских групп.

    Общение детей со взрослыми более эмоционально насыщенное и информативное, нежели со сверстниками. Общение в коллективе учит детей многому. К примеру, ставить себя на место собеседника во время разговора. Помогают ребенку в этом воспитатели детской группы.

    Решая различные конфликты, они учат детей думать не только о себе, но и о чувствах другого ребенка. Это безусловно один из самых полезных навыков для человека, который способен помочь ему в будущем. Как развивает детское общение? Формирование личности человека основывается на опыте, который он получает от первых в его жизни отношений.

    Ребенок, общаясь со сверстниками, становится раскованным и более эмоциональным. Проявляются мимика и выразительность, по которым можно понять его эмоциональное состояние, будь то сочувствие, радость, негодование. Могут возникнуть конфликты, порой приводящие даже к дракам.

    Важно отметить, что общение между детьми дает возможность развивать нестандартное поведение и открытость. Дети не могут себе позволить совершать необдуманные и неожиданные действия со взрослыми людьми, соблюдая нормы поведения. Со сверстниками же этого не требуется. Детям дошкольного возраста присущи индивидуальность, свобода мышления, раскованность.

    Именно общение с ровесниками развивает и сохраняет эти черты. Отличительным признаком детского общения является развитие чувства преимущества собственных высказываний над ответными. Из-за этого возникает несогласованность сторон, что нередко приводит к конфликтам.

    Какая форма общения характерна для детей от трех до пяти лет?

    Общение влияет на все достижения дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного самосознания,

    1. Депривация потребности в общении, узость и ограниченность контактов со взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в развитии познавательной сферы (нарушается формирование обобщений, классификации, опосредования памяти, произвольности внимания, развития речи ).
    2. Дети, воспитывающиеся в условиях интернатного типа, отличаются сниженной эмоциональностью, скупостью выражения своих переживаний, агрессивностью и тревожностью, неспособностью к сопереживанию.

    Это показано в исследованиях И.А. Залысиной, Ю.В. Егошкина, Т.Н. Счастной, Е.О. Смирновой. В дошкольном возрасте одним из условий развития общения является развитие сюжетно ролевой игры ребенка. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме.

    С токи зрения Д.Б. Эльконина, игра – это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. Сюжетные игры могут оказывать влияние на рост коммуникативных навыков, эмоциональное понимание, принятие социальной перспективы и развитие сопереживания. Еще одним условием развития общения является развитие произвольности поведения, умения действовать по правилу,

    Условием успешного развития общения являются определенные особенности познавательной сферы. Способность понимать намерения, чувства, желания другого человека связана с преодолением эгоцентризма и определяет успешность коммуникации. Общение дошкольника отличается внеситуативным характером.М.И.

    Лисина выделяет две основные формы общения со взрослыми. В период от 3 до 5 лет появляется внеситуативно познавательная форма общения ребенка со взрослым. Мотив общения – познавательный, то есть ребенок воспринимает взрослого как источник знаний об окружающей действительности. Ведущая потребность, которую ребенок стремится удовлетворить через общение – потребность в уважении взрослого.

    Главным средством общения становится речь. В конце дошкольного возраста формируется внеситуативно личностная форма общения. Содержанием общения становится взаимоотношения, нормы и правила сосуществования людей, то есть мотив общения – личностный. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно личностного общения.

    Ведущие средства – речевые. В дошкольном возрасте продолжает свое развитие и общение со сверстниками, С 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Причина заключается в том, что самосознание в дошкольном возрасте формируется через сравнение себя со сверстниками в процессе общения.М.И.

    Лисина, Е.О. Смирнова доказали, что сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности. В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится более адекватной.

    Что делать если ребенок боится других детей?

    Шаг второй: помогаем и развиваем самостоятельность — Конечно, ребенок нуждается в помощи. Но помните, что дети тонко чувствуют, когда ему действительно доверяют, а когда делают вид. Страх взрослого тут же передается ребенку, и он начинает паниковать даже в самых простых ситуациях.

    Лучше всего стать соратником своему ребенку. Если малыш боится общаться с другими детьми, то станьте на время его помощником, начните играть с ним в песочнице или на горке и при первой возможности приглашайте весело играть с вами других детей. В ходе общей игры ненавязчиво, как бы для всех, повторяйте правила поведения на площадке.

    Ребенку легко начать общение с другими, чувствуя поддержку, но со временем, при условии нормального взаимодействия, нужно найти повод выйти из игры. В первое время нужно тактично включаться в конфликты детей, но не для прямой защиты, а для демонстрации правильного поведения.

    1. Малыш должен понимать, что достигать цели можно с помощью слов, мимики и жестов, он будет получать важный опыт поведения.
    2. Страх ребенка перед другими детьми будет постепенно уходить, а уверенность в себе возрастать.
    3. Вам, родителям, нужно будет определить, в каких случаях ребенок будет справляться сам, а в каких ему будет нужна ваша поддержка.

    Сделать это непросто, так как родительский инстинкт буквально толкает на защиту. Но будьте внимательны к ребенку, читайте в его действиях то, что он пытается показать, не допускайте его бегства от проблем в вашу сторону, так как это является трусостью и не уйдет от внимания других детей.

    • предложите детям попить;
    • спросите у ребенка, не жарко ли ему;
    • принесите детям новую игрушку;
    • отвлеките детей.

    Ваше присутствие и привлечение внимания всех детей на площадке разрядит обстановку и придаст силу вашему малышу. Ребенок перестанет бояться других, когда поймет, что у него есть два защитника: он сам и его близкие. Но, прежде всего, он сам.