В каком возрасте появляются личные границы?

В каком возрасте появляются личные границы
Как формируется личное пространство у ребенка? — Личное пространство малыша формируется на протяжении нескольких возрастных этапов. Начиная с младенческого возраста, человек имеет право на личное пространство. Очевидно, что в случае с грудным ребенком оно минимально: малыш беспомощен, полностью зависит от физического присутствия матери и отца. В каком возрасте появляются личные границы По мере взросления растет самостоятельность, автономность. Маленькому члену семьи требуется время, которое можно посвятить исследованию себя и окружающего мира. Всплеск развития индивидуального мышления приходится на 3-летний возраст : ребенок сталкивается с психологическим кризисом, который протекает под девизом «Я сам!» Дети этого возрастного периода чувствуют границы личности и тела, начиная понимать, что способны существовать без постоянной поддержки родителей.

  • Возникает желание разобраться в устройстве предметов, экспериментировать с ними.
  • В этот момент ребенку пора привыкать к наличию личного пространства.
  • Родители должны поддерживать формирование личности, не забывая о безопасности ребенка.
  • К 6-7 годам ребенок с помощью взрослых начинает обращать внимание на пространство других людей: воспитывается уважение к личности другого человека.10-12 лет — начало подросткового возраста, отрицания авторитетов.

Подросток изо всех сил отстаивает права, требует независимости, бунтует. Взросление приносит понимание того, что отношения с окружающими строятся на компромиссах.

Что будет если у ребенка нет личного пространства?

«Стучаться ли в закрытую дверь? Личное пространство подростка» —

психолог отделения для несовершеннолетних Полежаева С.В. Личное пространство – право, которое закреплено за каждым человеком. Лишаясь личного пространства, человек лишается самого себя, так как развитие человека происходит по сценарию других людей. Если до 10 лет у ребенка так и не появилось своего личного пространства, то самое время родителям задуматься на эту тему, так как цель подросткового возраста – это психологическое отделение от родителя.

  • Раньше ребенок воспринимал родителя как сильного взрослого, который во всем прав и родитель был для него основным проводником в этот мир, человеком, который показывает, как этот мир устроен и по каким правилам надо в этом мире жить.
  • Теперь задача ребенка сделать очередной важный шаг к самостоятельной жизни, а именно отделиться от взрослого и понять свою индивидуальность.

Когда родители организуют ребенку отдельную комнату, они тем самым помогают ему понять что-то о себе, построить свой личный мир. Мир, в котором ребенок может спрятаться от всех проблем, побыть наедине сам с собой, отдохнуть, набраться сил, поругаться на всех, поплакать, в общем, не боятся проявлять себя.

В своей комнате ребенок может создать свой личным мир и жить там по своим правилам. Возможно, многих родителей это напугает, а вдруг он станет неуправляемым, если будет жить по своим правилам. Вдруг у него там будет беспорядок, он перестанет нас слушаться. Послушный ребенок — мечта многих родителей. Но только мы забываем, что когда ребенок вырастет, ему придется самостоятельно жить в этом непростом мире.

И если он будет очень послушным, то сможет только выполнять указания других, им будет легко манипулировать, то есть управлять, и он никогда не сможет принимать самостоятельные решения, всегда будет зависимым от чужого мнения. Личная комната — это первое пространство, которое подросток учится структурировать, он сам решает, где у него, что будет находиться и тем самым решает важную личную задачу: становление своих приоритетов.

Что важнее, для него как для личности: музыка или школа, футбол или компьютер. Организуя свое пространство, подросток отвечает сам себе на важнейшие задачи личности. Как я хочу жить в этом мире? Какой я? Как я смогу жить один, без родителей? Часто родители обеспокоены беспорядком в комнате ребенка, и даже отказываются ему ее выделять, ссылаясь на то, что подросток не способен ухаживать сам за собой, куда уж ему справиться с комнатой.

Но хозяин своих вещей, как правило, знает, где у него что находится, таким образом, у него своеобразный порядок. Подростковый возраст — это так же бурный гормональный всплеск, сопровождающийся активным ростом и созреванием внешних половых признаков. Тело постоянно меняется, развивается сексуальность.

Как определить свои личные границы?

Для чего нужны личные границы и как их защищать. Советы психолога Личные границы — это черта, которая проходит между отдельными личностями, окружающими их людьми и более крупными социальными системами. Они нужны для того, чтобы мы ясно могли ощущать: где я, а где не я; где мои собственные эмоции, поступки, убеждения и мысли, а где — чужие.

  1. И если эти эмоции и мысли мои, то я за них отвечаю и их контролирую.
  2. Границы также охраняют наш внутренний мир от посягательств извне.
  3. Они могут быть похожими на пятиметровый каменный забор с колючей проволокой и автоматчиками на башнях.
  4. А могут отсутствовать вовсе — все двери будут открыты нараспашку.

Границы могут видоизменяться в зависимости от контекста и окружения, становиться прочными для одних людей и быть абсолютно размытыми для других. Личные границы могут быть открыты для «импорта», когда мы с радостью принимаем чужую помощь, ресурсы, время, деньги и т.д., или для «экспорта» — наших собственных ресурсов.

Нужно ли ребенку личное пространство?

У взрослых и детей, должно быть собственное пространство, то место, куда никто не может попасть. Часто родители лишают ребенка такого пространства, думают, что лучше быть всегда рядом и не оставлять в одиночество, забывая, что свое пространство важно чувствовать с раннего возраста.

Как понять что твои личные границы нарушены?

Как понять, что ваши личные границы нарушены — Как только нарушаются границы, мы испытываем агрессию. Это один из самых явных признаков, когда их нужно восстанавливать. Мы становимся раздражительными в отношениях с конкретным человеком, недовольны ситуацией и злимся больше обычного.

Часто на себя, а не на человека, который топчется на нашей территории. Мы хотим сказать «нет», но соглашаемся в чем-либо. Делаем неудобные для себя вещи. Оправдываемся, когда не провинились особо. Когда мы провинились, но испытываем чувство вины гиперболизированно. Соглашаемся с мнением большинства, а не стремимся заявить о себе.

Чужие желания важнее наших собственных. Когда мы остаемся с собой наедине, испытываем страх. Вы продолжаете общаться с людьми, которые разрушают вас. Не стремитесь отстоять себя и границы.

Можно ли не любить своих родителей?

Когда задается такой вопрос, то становится ясно, что в этом месте много боли. Слишком много. Порой, даже соприкасаться с этой темой человеку настолько тяжело, что идет полное отрицание родства с близкими. Бывает так же, что человек отторгает только кого-то одного из родителей – эта история подходит сюда же.

Итак, в чудесной книге «Шатнарам» есть такая цитата: «Любовь нельзя убить. Её не убьёшь даже ненавистью. Можно задушить внутри себя влюблённость, нежность и даже влечение. Ты можешь убить всё это или превратить в прочно застывшее, свинцовое сожаление, но саму любовь ты всё равно не убьёшь», И речь идет ведь не только о любви между мужчиной и женщиной.

Мы говорим о любви в целом. Данное утверждение подходит и к отношениям родитель-ребенок. Получается. Что мы можем любить и ненавидеть одновременно. Появляясь на свет, мы получаем первые и самые важные объекты в нашей жизни – это родители (какими бы они и были).

В первые три года ребенок даже не отличает себя от матери, а когда в отношения входит объект отца, то он воспринимается ребенком аки всемогущий персонаж. На том этапе развития у нас отключено «рацио» и мы воспринимаем маму и папу, как идеальные фигуры, объекты для подражания и безусловной любви. То есть, вначале нашей замечательной жизни у нас БЫЛА как данность любовь к родителям.

Так, что м ы не можем не любить своего родителя. В процессе развития человека, происходит разрушение иллюзий, мы наталкиваемся на «неидеальность» наших родителей и сильно ранимся об это. Этот момент может произойти раньше, если родитель был совсем плохим.

  1. Вот тут-то и наступает момент внутреннего конфликта, когда человек, которого я люблю, делает мне больно.
  2. Дабы не травмироваться, психика защищается и блокирует чувство любви к абьюзеру.
  3. Итак, на первый план выходит злость, ненависть, обида.
  4. И соприкасаться, даже мысленно, с чувством любви в этом месте невероятно больно.
Читайте также:  В каком случае могут выгнать из школы?

Вот так возникает «нелюбовь» к родителям, появляется желание отречься и отказаться от них, может быть неприятна даже сама мысль, что между вами есть родство. Но радостная новость в том, что для полноценной жизни очень важно простить всех наших обидчиков.

  1. То чувство любви, которое мы отвергаем, является частью НАС самих.
  2. Это как если бы вам не нравился ваш большой палец, и вы пошли и отрезали б его.
  3. Жить можно, но проще принять его и быть целостным.
  4. Вы ведь никогда не знаете, где вам может пригодиться ваш большой палец.
  5. И да, путь принятия часто лежит через боль: чтобы простить родителей, нужно вспомнить ту боль, которую они причинили, отреагировать обиду, выразить злость, и отпустить все это.

А после наступает момент освобождения, благодарность и любовь. Это надо для того, чтобы соединиться и примириться с внутренними образами ваших родителей. И только, когда вы прошли эти этапы, вы обретаете душевный покой. Далее нет никакой необходимости с кем-либо бороться, нет траты энергии на ненависть и злобу, а есть спокойное принятие жизни.

Что такое токсичный родитель?

В каком возрасте появляются личные границы «Кроме права на физическую заботу, дети имеют право на заботу эмоциональную: на уважение их чувств, на адекватное обращение, при котором они могли бы развивать и культивировать чувство собственного достоинства», — пишет психотерапевт Сьюзан Форвард. Токсичные отношения с родителями, напротив, выводят из равновесия, заставляют детей презирать самих себя и жить с постоянным чувством вины.

Разбираемся в том, как устроены такие отношения и что чувствует ребёнок токсичных родителей. Как понять, что родители токсичные? Токсичные родители — это люди, рядом с которыми плохо, и которым плохо самим. Они не в состоянии справиться со своей болью и вываливают её на ребёнка в виде угроз, манипуляций, обесценивания.

По сути токсичное общение — это попытка адресовать свою боль другому человеку, но поскольку чувства не осознаются, то и послание получается двусмысленным. Маленькие дети не понимают подтекст, но очень хорошо считывают эмоциональный заряд фразы. Чаще всего токсичные родители сами в детстве были жертвами психологического насилия и «по цепочке» передают искажённые представления о том, как выглядят забота, поддержка и любовь.

  1. К сожалению, они не умеют иначе и редко готовы что-то менять.
  2. По тому, как родители взаимодействуют со своими детьми, можно увидеть их собственную психологическую историю.
  3. За токсичными фразами всегда скрываются травмы, защиты, искажённые установки и внутренние конфликты самих родителей.1.
  4. Взрослые не позволяют ребёнку принимать решение и делать выбор.

Они не уважают его границы: входят без стука, проверяют переписку, запрещают дружить с «неподходящими» детьми. Что чувствует взрослый? Страх потерять контроль. Такой человек ощущает уверенность и собственную ценность, только подавляя тех, кто слабее. Любое проявление самостоятельности воспринимается как угроза авторитету.

Что происходит с ребёнком? Он живёт с ощущением, что его мнение и желания не имеют значения. Часто такие люди вырастают безвольными, не готовыми отвечать за собственный выбор. Они не умеют слышать свои желания, не доверяют себе.2. Родитель всегда знает лучше. Что чувствует взрослый? Страх одиночества и желание контролировать хотя бы одну сферу своей жизни.

Такой взрослый не чувствует собственных границ и часто находится в созависимых отношениях. Матери кажется, что она лучше знает, чего хочет ребёнок, она стремится угодить и предвосхитить его желания. Последствия такого обращения лучше всего описаны в анекдоте «Мама, а я замёрз или проголодался?» Что происходит с ребёнком? У ребёнка крадут собственное «я».

Кто нарушает личные границы?

Психологические границы — это понимание собственного «я» как отдельного от других, а также осознание других людей такими же носителями отдельного «я» субъектами. Иначе также называются личными границами. Они зависят от структуры и содержания Я-концепции,

Личные границы определяют возможности человека, его желания и отношения с другими людьми. Если к физическим границам человека относится его тело, то к психологическим — когнитивная, волевая и эмоциональная сферы, отделяющие его от других людей. Часто в психологии речь идет о нарушении личных границ. Нарушение личных границ имеет место в том случае, если человек пренебрегает границами других людей.

Примером может послужить человек, который навязывается другим с просьбами или жалобами, хвастовством, упреками и др., не слишком заботясь о том, что это может быть неприятно другим. Доверительная граница — это психологическое расстояние, на которое человек готов подпустить к себе другого.

  1. Доверительные границы индивидуальны и устанавливаются в личном контакте с другим человеком.
  2. Например, с одним коллегой я предпочитаю общаться только по рабочим поводам, а с другим могу обсуждать искусство и политику,
  3. В психологии доверительные границы относятся к личностным психологическим защитным границам.

(Тема защитных границ рассматривается в психоанализе ). Психологические границы бывают двух типов: определяющие и защитные. Определяющие границы связаны с нашими ценностями, установками и нормами, они определяют нашу личность. Определяющие границы служат для идентификации личности,

Благодаря этому типу границ личность определяет для себя и сообщает окружающим о том, кем она является. Защитные границы служат для того, чтобы оберегать собственное «Я» человека от болезненных, угрожающих ( самооценке или ценностям) впечатлений, По определению можно заметить сходство защитных границ с защитными механизмами, однако, защитный механизм — это процесс, направленный на минимизацию негативных переживаний.

Читайте также:  Как проявляется буллинг?

Граница — это не процесс, а данность (ощущение). Кроме того, границы вполне могут быть осознанными, тогда как защитные механизмы — неосознаваемые психические процессы. Установление защитных границ делает отношения с людьми комфортными и гармоничными. То есть границы — это осознанный способ уберечь себя от эмоционального вреда.

  1. Защитные границы это определённого рода договор с окружающими.
  2. В отличие от определяющих границ, защитные границы более подвижны: защитные границы могут быть сдвинуты или ликвидированы в случае исчезновения потенциальной угрозы и установления доверительных отношений.
  3. Психологические границы разных людей могут быть в той или иной степени устойчивыми и иметь в определённой степени жесткие границы, нарушение которых всегда ведет к дискомфорту.

Отдельно следует остановиться на том, что испытывает человек, чьи личные психологические границы нарушаются другими людьми (сознательно или нет-значения не имеет, так как в любом случае это ведёт к дискомфорту и необходимости пресекать такие действия).

Где начинаются личные границы?

Границы личности – это границы, отделяющие человека, его внутренний мир от мира внешнего. Человек обладает физическими, психологическими, ролевыми (включающими поло-ролевые), социальными (горизонтальными и вертикальными) интимно-личностными границами.

Вторжение в любые из них без согласия или разрешения воспринимается личностью как проникновение в ее внутренний мир, насилие. Все границы формируются последовательно, от рождения и до совершеннолетия. Момент жизни, когда заканчивается формирование границ, отделяет период детства от периода взрослости и в архаичных культурах сопровождается ритуалом инициации.

Самые первые границы, которые выстраивает человек, это физические границы – они отделяют тело, физическое пространство личности от окружающего мира, также они включают в себя представление понимание, осознание того, что физически является частью собственной личности, где эта часть заканчивается как зона активного влияния, где начинается общее социальное физическое пространство, о совместном владении которым нужно договариваться, а также представление о том, где начинается личное пространство другого человека, входить в которое можно только с разрешения.

Границы этого пространства начинают формироваться на втором году жизни ребенка. С момента рождения младенец физически не отделяет себя от матери и отца. Родители являются для него продолжением собственного тела: лицо, волосы, колени, не говоря уже о материнской груди – все это он считает продолжением себя, может хватать, тянуть, дергать, пользоваться совершенно свободно, не спрашивая разрешения, не обращая внимания на желания и эмоции «хозяина» на то, нравится или не нравится это родителям, больно им или нет, удобно ли приятно.

Обычно, в ответ на такую инициативу, взрослые совершенно добровольно дают младенцу возможность делать с ними все, что он хочет, просто иногда отводя ручку, или отвлекая, если действия вызывают болевые ощущения, или сильно мешают. После года, возможности физической активности резко увеличиваются: младенец набирает силу, умнеет, осваивает пространство вокруг себя, начинает понимать, что мир не заканчивается за пределами его комнаты.

Желание ребенка, весь посыл его личности в этот момент направлен на освоение а затем и присвоение себе как можно более широко физического пространства. А посыл внешнего мира, в лице родителей, направлен на то, чтобы не дать малышу расширить его до беспредела, структурировать, гармонизировать и ввести в разумные рамки его бушующую физическую познавательную активность.

Возникает кризис физических границ: ребенок хочет расширить пространство, которое воспринимает собственным, родители структурировать, но при этом не сузить слишком сильно, а, скорее, направить в нужное русло. Во время этого кризиса члены семьи на практике учат ребенка, договариваться-делить общее пространство дома и спрашивать разрешения на вторжение в их личное.

Почему люди нарушают личные границы?

Комментарий психолога: — — Сложнее всего отказывать или грубить родным, потому что слишком много всего завязано в этих отношениях. В то же время в этом и есть идея отстаивания своих границ, когда не боишься их защищать ради собственного комфорта. Люди нарушают границы, просто потому, что их собеседник не обороняется и они чувствуют, что могут продолжать давить.

  1. Часто бывает достаточно один раз прямо и твердо сказать: «Это только мой личный вопрос, я не хочу его ни с кем обсуждать.
  2. Пожалуйста, перестань мне его задавать».
  3. Здесь не нужно никаких угроз типа «Перестань меня спрашивать, а то я вообще не буду тебе звонить», это выдает слабую позицию, с которой легко манипулировать, проблема только усугубится.

Достаточно твердо сообщить, что вам неприятно об этом говорить, и попросить больше не задавать этих вопросов. Лучше это сделать наедине. Обычно в ответ на такую защиту человек теряется, он же не ожидает получить такую реакцию. Он может в ответ засмеяться или попытаться дальше уколоть в духе «Ой, обиделась, смотрите».

Хотя если разговор будет наедине, то вряд ли это случится. Но если случится, дальше можно не реагировать, чтобы дать понять, что вы тверды в своем намерении отстоять границы. Скорее всего, больше этот человек не станет задавать свой бестактный вопрос. Иногда люди думают, что должны помогать близким, заботиться о них, выручать в разных ситуациях, поэтому соглашаются на любые просьбы, жертвуют отдыхом и увлечениями.

А потом чувствуют, как внутри растет ощущение раздражения. Это сигнал, что его границы нарушены. Муж Ольги смеялся над ее увлечением кулинарными программами. Ольга смотрела их каждый день вместо фильмов, а иногда пыталась готовить по рецептам из них. Получалось не всегда вкусно, а чаще на это не хватало времени из-за работы.

  1. Муж говорил, а зачем ты это смотришь, если ничего не делаешь потом.
  2. Ольга стала смотреть программы, когда мужа нет дома, а если он заходил в комнату, ставила видео на паузу.
  3. Она продолжала что-то готовить, а муж говорил, что это невкусно и не надо обижаться, ведь он говорит честно, так, как есть.
  4. Ольга соглашалась, ну правда, не должен же он врать, но чувствовала, как внутри растет раздражение.

Дополнительные индикаторы нарушенных границ — потеря сил, личных желаний и ощущения себя. Такой человек говорит: «У меня семья, дети, по выходным дача и рыбалка, вроде всё хорошо, но я не знаю, где во всём этом я и чего хочу я». Каждое утро друг Олеси готовил омлет с грибами на завтрак, в обед они брали на работу котлеты из куриной грудки, гречку и салат, а вечером могли поужинать в кафе.

Кафе чаще выбирал ее друг, потому что ему не нравились те, что выбирала она. Когда он спрашивал, что бы ей хотелось на ужин, она пожимала плечами. Через два года они расстались, Олеся сняла отдельную квартиру и поняла, что ей не нравится омлет с грибами и куриная грудка. Всё чаще она стояла в центре магазина и спрашивала себя: «А что из еды люблю я?» Понять, что личные границы нарушены, помогает простое упражнение.

Нужно сесть и задать себе три вопроса:

Читайте также:  Как научить ребенка отстаивать свои интересы?

как я себя чувствую?чего я хочу?есть ли у меня на это силы?

Человек со здоровыми границами может четко ответить на эти вопросы, люди с нарушенными границами обычно теряются.

Почему у подростка должна быть своя комната?

В каком возрасте появляются личные границы Кадр из фильма «Микроб и Бензин» Жить в отдельной комнате, чтобы устроить пространство по-своему, спрятать тайные коллекции, создать свой мир, приглашать друзей, — мечта любого подростка. Но, не все родители могут себе это позволить. Рассказываем, чем полезно отдельное пространство и как его создать.

  • Собственная комната создаёт чувство безопасности.
  • Это микромир, в котором можно жить по своим правилам, а также проводить там время в тишине и спокойствии, заниматься своими делами, быть наедине с собственными мыслями.
  • В ней можно проявить себя в творчестве.
  • Наедине с самим с собой появится возможность фантазировать, что-то написать, нарисовать или сделать.

Комната помогает взрослым показать ценность внутреннего мира подростка. Личное пространство — признание родителями если уж не взрослости, то признак уважения и признание личности ребёнка. Здесь у подростка есть возможность понять свою сексуальность и разобраться в её особенностях.

  • Наедине получится понять, какой стиль одежды выбрать, хочу ли я выглядеть «как все», свою половую идентификацию.
  • Планирование комнаты развивает навыки структурирования пространства.
  • Ребёнок сам определяется и решает, будет у него на полках коллекционные солдатики, исторические книги или что-то ещё.
  • Пока ребёнка нет в комнате, родители всегда могут понять по каким-то деталям, чем он там занимался.

Что практически невозможно, если ребёнок много находится на улице или у друзей. Своя комната помогает формировать привычки к ответственности, гигиене и самостоятельности. В своём личном пространстве ребёнок сам отвечает за порядок и чистоту). «Не стоит возмущаться, если подросток запирается в своей комнате или просит родителей стучаться в дверь детской прежде, чем войти. В каком возрасте появляются личные границы Кадр из фильма «Наука сна»

Нужно ли стучать в комнату подростка?

Правило 1. Не входить без стука — Правило «Не входить без стука» должен соблюдать не только ребенок по отношению к взрослым, но и родители по отношению к ребенку. Стучаться в родительскую спальню. Спальня — это закрытая для ребенка территория, в нее нельзя забегать, врываться, играть в ней со своими игрушками, пока родителей нет дома.

Это правило обезопасит ребенка от сцен, которые он не должен видеть, а с родителей снимет напряжение: не надо всё время беспокоиться, что в комнату может забежать ребенок. В итоге всем там будет проще и спокойнее. Стучаться в детскую. Если ребенка просят стучаться в комнату взрослых, то и взрослые должны стучаться в комнату ребенка.

Это важно по нескольким причинам. Если взрослые стучат в детскую перед тем, как войти, они подают этим пример. Пример всегда действует на детей убедительнее слов. Так что если папа курит и говорит, что это плохо, то ребенок будет скорее верить тому, что видит.

Так же и со стуком в комнату: если родители говорят, что надо стучать, а сами этого не делают, ребенок теряется и не понимает, как всё-таки правильно. Еще стучаться к ребенку важно, чтобы сказать ему: «Смотри, мы просим тебя стучать не потому, что ты маленький, а потому, что в нашей семье так принято, это правило для всех».

И самое главное — у ребенка тоже есть право на уединение, личное пространство и тайну. И если это право уважать, это поможет выстраивать более спокойные и доверительные отношения.

Что будет за нарушение личного пространства?

Наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет,

Что является нарушением личного пространства?

Нарушение личного пространства – это вмешательство в ту территорию, где человек чувствует себя в безопасности. Родители не замечают этого нарушения и считают это мерой предосторожности.

Для чего нужно личное пространство?

Функции индивидуального пространства — Приватность — это одна из частей большого комплекса пространственного поведения человека. На пространственном поведении базируются взаимоотношения людей — как на индивидуальном, так и на групповом и межгрупповом уровнях: человек, как и другие животные, выстраивает вокруг себя пространство, с помощью которого отделяется от других индивидов.

Исследования этого явления у животных начались в классической этологии  Классическая этология — ранний период развития этологии, в центре которого стоят работы австрийского зоолога Конрада Лоренца и голландского орнитолога Николаса Тинбергена, создавших учение об инстинктивном поведении животных и его развитии.

Акцент в своих исследованиях они делали на изучение поведения животных в их естественной среде обитания как адаптации к окружающей среде., еще в начале ХХ века. А уже в середине прошлого столетия американский антрополог Эдвард Холл первым стал исследовать пространственное поведение человека.

Он изучал в том числе особенности, функции и значение персонального пространства человека, которое он оберегает при общении с другим человеком. Расстояние, на которое человек подпускает к себе других, исследователи часто представляют как воздушный пузырь, который постоянно меняет свой объем: кого-то человек подпускает к себе ближе, кого-то дальше.

Для чего служит это персональное пространство человека? У него много функций: это и ограничение социальных и физических контактов, и способ избегания стресса при близком контакте. В целом же сохранение индивидуального пространства позволяет человеку регулировать количество и качество стимулов, которыми обмениваются люди.

Это форма невербальной коммуникации, регулирующая степень свободы человека. Исследователи предлагают различные модели, объясняющие функции персонального пространства. Так, модель равновесия  Эта модель была предложена в работе психологов Майкла Аргайла и Джанет Дин «Визуальный контакт, расстояние и связь» (Argyle M., Dean J.

Eye-contact, distance and affiliation. Sociometry, Vol.28, Issue 3.1965). предполагает, что у каждого человека есть оптимальный уровень допустимой интимности, в соответствии с которой строится персональное пространство человека (в том числе и расстояние, на которое он допускает других людей), а модель Эванса и Говарда  Гари Эванс и Роджер Говард «Персональное пространство» (Evans G.W., Howerd R.B. В каком возрасте появляются личные границы Иллюстрация из атласа «La Сlef des Сhamps» Жака Ле Муана де Морга.1586 год © The Trustees of the British Museum

Почему у подростка должно быть личное пространство?

Дело в том, что у подростка начинается неизбежная фаза сепарации, отделения себя от родителей. Ему больше не нужно постоянное присутствие мамы и папы в его жизни, он должен осознать, кто он и что он, — словом стать индивидуальностью. А тут еще настигающие подростка физиологические и психологические изменения.