В каком возрасте у ребенка формируется самооценка?

В каком возрасте у ребенка формируется самооценка
5 ноября 2015 Самооценка столь же выраженная, как и у взрослых, формируется у ребенка к пяти годам, утверждают психологи из Вашингтонского университета (США). Это особенно важно, так как в большинстве случаев самооценка относительно стабильна в течение жизни человека. Провести это исследование стало возможным благодаря созданию специальной методики, позволяющей измерить уровень самооценки у детей, которые еще не умеют читать. Группа из 234 испытуемых, мальчиков и девочек, стала самой юной с точки зрения возраста из участвующих в подобных исследованиях.

  • В ходе эксперимента детям предложили соотнести то, что относится к ним, с оценкой «хорошо» или «плохо».
  • У взрослых уровень самооценки проверяют подобным образом, однако в случае с детьми тест представлял собой некое подобие компьютерной игры.
  • Детям представили два набора незнакомых флагов, один из которых, по условиям эксперимента, был «их», а другой «не их».

Также им показали, что при нажатии на определенные кнопки будут звучать либо положительные слова (веселый, счастливый, хороший, приятный), либо отрицательные (плохой, чокнутый, жалкий, противный). Сначала младшие дошкольники должны были научиться сортировать флаги на «мои» и «не мои».

А потом их просили с помощью нажатия нужной кнопки соотнести изображение флага с хорошей или плохой характеристикой. В ходе эксперимента дети чаще выбирали положительные характеристики для «своих» флагов. Психологи также неявно проверяли, насколько дети осознают свою половую принадлежность и какую группу (своего пола или противоположного) предпочитают.

Оказалось, что дети с высокой самооценкой и твердым пониманием своей половой принадлежности в большинстве случаев выбирали «свою» группу. При этом девочки по сравнению с мальчиками демонстрировали более высокий уровень осознания своего пола и более сильное предпочтение «своей» группы.

Как формируется самооценка у ребенка?

Развитие самооценки у дошкольников и младших школьников — В каком возрасте у ребенка формируется самооценка Самооценка формируется на основе восприятия личности другими людьми. Поэтому, для того, чтобы ребенок учился адекватно сопоставлять свои возможности, действия и требования к себе самому, важно с первых дней правильно относится к его появлению, взрослению, становлению.

Основная роль при этом отводится родителям и близкому окружению. Любовь родных малыш должен ощущать постоянно. Особенно важно на ночь действиями подтверждать свое отношение, так как темное время суток для ребенка — это нечто неведомое, порождающее страх. Поддержка родителей (сказка на ночь, ритуал укладывания в постель) дают ощущение любви и защищенности.

Чем старше становится ребенок, тем сильнее он осознает свою значимость среди других людей. Основанием для суждений о себе становится его оценка взрослыми. Малышей до трех лет чаще всего постоянно хвалят. У большинства трехлеток формируется слегка завышенная самооценка.

Но не следует пока торопиться что-то менять. Критика для баланса сейчас неуместна и даже опасна. Если занизить самооценку теперь, тяжелее будет справиться с этим позже. Дошкольник нуждается в адекватной оценке его действий и поступков. То есть, необходимо справедливо дозировать похвалу и порицание. Для старшего дошкольника и младшего школьника приобретает невероятную важность то место, которое он занимает в социуме.

Общение со сверстниками очень влияет на самооценку, поэтому задача родителей — не забывать о существовании этой стороны воздействия. Тактичные советы родителей, их любовь и понимание — важнейший потенциал для формирования адекватной самооценки. В этом возрасте важно объяснить, что в жизни могут случаться поражения.

Когда возникает самооценка?

Здравствуйте. Меня зовут Жукова Марина Андреевна. Я клинический психолог, специалист в области психического здоровья детей и раннего сопровождения детей и родителей. Сегодня мне хотелось бы поговорить о самооценке и ее развитии на разных этапах формирования ребенка.

Прежде чем начать разговор, необходимо определить, что такое самооценка. Вообще, в широком плане существует очень много определений, если очень упростить, то это система отношений человека к самому себе в субъективно значимых областях. То есть входить в понятие самооценки будут только те области, которые важны для самого человека.

Самооценка начинает формироваться с первых дней жизни. Кажется, что в подростковом возрасте она появляется, но на самом деле нет. Все начинается с самого рождения. Ребенок, появившись на свет, начинает посылать сигналы родителям с помощью определенных систем.

Ребенок может плакать, может выражать удовольствие и неудовольствие, ребенок ощущает себя через физические ощущения. Если родитель достаточно чутко реагирует на все эти сигналы, то у ребенка формируется представление о собственной компетентности. Он своими сигналами может сделать так, чтобы родитель вмешался и удовлетворил его потребности в еде, воде и так далее.

Получается, что основа адекватной самооценки у малыша – это чуткий родитель. Если родитель отзывчивый, значит ребенок чувствует себя компетентным, и понимает, что он контролирует все, что с ним происходит. По мере того как малыш вырастает и начинает ходить – у всех свой темп, но ориентировочно, где-то в районе 12 месяцев все детки начинают это делать – начинается совершенно иной этап формирования самооценки, когда ребенку нужно активно преобразовывать мир вокруг себя.

Задача родителя – создать такие условия, в которых ребенок мог бы безопасно это делать. Потому что ограничение активности, это, по сути, ограничение возможности для ребенка почувствовать себя той самой самостоятельной компетентной личностью, которая может привнести что-то в этот мир. Ребенку нужно крушить и ломать, но таким образом, чтобы это было безопасно.

Потому что для малыша это важно, чтобы почувствовать себя вот тем самым независимым человеком. Конечно же, в возрасте года ребенок может уже физически отделяться от родителя, что тоже очень важно. И нужно допускать это, не стараться удерживать ребенка у себя.

  • Если он сформировал то самое базовое доверие к миру и представление о том, что весь мир безопасен через чуткого и отзывчивого родителя на ранних этапах, то этот процесс, процесс отделения, он пройдет благополучно.
  • Следующий этап развития самооценки, который мы можем обозначить – дошкольный период (с 3 до 7 лет).3 года это самый любимый психологами возраст, называемый кризис 3-х лет.

Про него уже много сказано, в том числе и мной в предыдущих видео, но кратко напомню, о чем идет речь. Вообще, кризис в психологии – это что-то хорошее. Для родителей это тяжело, для ребенка это хорошо, потому что кризис это просто переломный момент. Это какая-то новая точка в развитии.

Что влияет на самооценку ребенка?

6 — 14 лет — В подростковом периоде ребенок учится трудиться, самовыражаться, строить отношения с окружающими. В этом возрасте на самооценку влияют уже не только близкие люди, но и сверстники. В каком возрасте у ребенка формируется самооценка На самооценку ребенка влияет его окружение. Photo: Freepik Самооценка ребенка формируется в процессе активной деятельности малыша. В раннем возрасте она зависит от того, любят ли его родители, как они хвалят его за успехи и ругают за проступки, сколько времени они проводят с малышом, слушают ли его, учитывают ли его мнение.

В чем причина низкой самооценки?

Причины низкой самооценки У людей с низкой самооценкой всегда присутствуют негативные глубинные убеждения о себе. Они появляются в процессе жизненного опыта – в том числе, если человек сталкивался с большим количеством наказаний, запретов, оскорблений, пренебрежения.

Читайте также:  Как реагировать на удары ребенка?

Что влияет на уровень самооценки?

У некоторых людей самооценка всегда на уровне, им статьи о том, как поднимать самооценку — не актуальны. Что это за люди? Их отличают от всех остальных всего два обстоятельства: реальная жизненная успешность и телесный корсет успешности ​. Первое: реальная жизненная успешность.

  • Вы живете успешно, вы живете достойно, вас на работе ценят, друзья уважают.
  • Создавайте и укрепляйте свою жизненную базу (уютная квартира, любимая дача и машина очень этому способствует), повышайте свое мастерство, становитесь уважаемым профессионалом, живите как порядочный человек, создайте крепкую и счастливую семью, дружите с достойными людьми.

В общем, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, а свобода лучше, чем несвобода. Второе: телесный корсет успешности, Военные и спортсмены проблемой низкой самооценки мучаются редко — почему? Потому что им поставили хорошую осанку, потому что их приучили ходить уверенно, держать голову прямо и смотреть вперед, а не в себя.

Хотите позаботиться о себе — освойте этот навык, он дорогого стоит. Однако есть еще одна категория людей, у которых самооценка падает чаще, чем у всех других, которые могут впасть в самоуничижение даже на фоне реальной жизненной успешности и вполне спортивного тела. Есть ли у вас предположение, что отличает этих людей от всех остальных? Ответ: привычка разыгрывать беспомощность и впадать в состояние Жертвы.

Иногда это игра, идущая из детства: когда я изображу маме, что у меня ничего не выходит и я вот так расстроилась, мама меня всегда пожалеет — так сладко! Ребенок разыгрывает беспомощность, мама его жалеет — получили взрослого человека, склонного вдруг впадать в синдром низкой самооценки: «У меня все плохо, я никто, у меня ничего не получается».

К этому подталкивает и стандарт женского гендера: мужчинам нравятся (якобы) беспомощные женщины, им нравится чувствовать свое превосходство, и женщины усваивают такое поведение: «Ой, я без тебя не справлюсь.» Она получает заинтересованное внимание мужчин, но вместе с этим и проблемный довесок — привычку ощущать свою беспомощность.

Совсем тяжелый случай — если позиция Жертвы накладывается как раз на завышенную самооценку, тут человек начинает страдать всерьез и уже создает проблемы для окружающих. Тем не менее, факторов, так или иначе влияющих на самооценку, очень много, перечислим только основные:

    Статус: место человека в иерархии окружающих людей, их отношение и оценки. У того, кто король по праву рождения, самооценка обычно выше, чем у непоступившего в вуз расклейщика объявлений. Текущие внушения. Если человеку раз за разом говорить, что он свинья, трудно рано или поздно не захрюкать. Феномен внушения еще никто не отменял. Успешность по жизни или в конкретной ситуации. Если в течение месяца молодой человек успешно сдал трудные экзамены в вуз, встретил очаровательную девушку, которая отвечает ему взаимностью, и выиграл в лотерею миллион — скорее всего, его самооценка повысится.

    Кто влияет на самооценку?

    25 января 2021 САМОоценка — человек сам оценивает себя. Но у нас нет такой врожденной функции. Зачем нам себя оценивать? Для кого нужна эта оценка? В чем её смысл? Ведь мы все хороши, рождаемся невинными, действуем из благих намерений. На формирование самооценки оказывают влияние различные факторы:

    • Социальные факторы

    Когда ребёнок только рождается, родители знакомят его с миром, его правилами и законами, стереотипами, традициями. Родители — взрослые, и они «лучше знают», как проявлять себя в жизни, ребёнок впитывает все действия и слова по отношению к нему без критики и фильтров.

    Поэтому так важны первые годы жизни, когда формируется фундамент психологического здоровья. Когда ребёнок поступает в дошкольное, а после в общеобразовательное учреждение, на самооценку начинают влиять воспитатели и учителя, используя свой авторитет перед ним. Даже во взрослом возрасте на нас влияет мнение социально значимых персон.

    Однако большое значение имеют и индивидуальные особенности человека. В целом самооценка в разные возрастные периоды может колебаться, она не устойчивая, часто носит ситуативный характер.

    Личностные факторы

    Как человек воспринимает действительность, критику или комплименты, насколько вообще его психологическое состояние адекватно и какой у человека сформировался темперамент — всё это оказывает непосредственное влияние на самооценку. Уровень самооценки влияет на поведение и поступки человека, его взаимоотношения с близкими и остальным социумом, формирует самокритичность, требовательность к себе, вдумчивое отношение к жизненным победам и поражениям.

    Психологи обычно выделяют 2 вида самооценки: адекватную и искаженную. Адекватная самооценка отражает действительно существующие в реальности способности и качества личности. То есть происходит их объективная оценка. Искаженная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной. Люди с завышенной самооценкой очень хотят казаться лучше других, но на деле глубоко внутри прячется их страх перед неудачей.

    Люди с заниженной самооценкой демонстрируют окружающим свою уязвимость, основанную на комплексах. В любом случае искаженная самооценка очень вредит самому человеку и мешает ему общаться с окружающими, решать проблемы без ненужных конфликтов и добиваться успеха.

    Очень часто из-за проблем с самооценкой человек ведет себя неадекватно ситуации. В структуре самооценки можно выделить два основных компонента: когнитивный и эмоциональный: Когнитивный компонент (от латинского cognition — знания) — это то, что человек знает о себе, о том, какие у него слабые или сильные стороны, что он действительно хорошо умеет делать и что не сможет сделать никогда.

    Искаженная самооценка появляется в тех случаях, когда человек не понимает до конца, что ему ожидать от себя самого Эмоциональный компонент — это отношение человека к себе и к тому, как ему удается показать свою личность окружающим. Люди испытывают по отношению к себе всю палитру эмоций и их бывает сложно понять и принять.

    1. Предлагаю ЗАМЕНИТЬ слово «САМОоценка» на «САМОощущение».

      На чем строится самооценка?

      Интерес ребенка к своему «я» — к своим особенностям, возможностям, способностям – в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. «Я сам!» — говорит трехлетний малыш. И это значит, что он уже выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей.

      Для нас такое отличение самоочевидно, иначе быть не может; но это отнюдь не задано человеку от рождения, а для малыша – это заметный шаг в развитии. «Кто я?», » Каков я?», «Что я могу?» — спрашивает себя подросток; и это – уже совсем иная форма и иной уровень развития самосознания. Самосознание – сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя.

      В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он – и познающий, и познаваемый. Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка. Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой этимологии слова.

      • Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.
      • Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются.

      Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности. Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной (а проще говоря – правильной или ложной), относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.

      Отличительной чертой зрелой личности является диффериенцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый и т.д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

      На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности («Я большой», «Я сильный»), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

      1. Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием факторов, в первую очередь – общения ребенка с окружающими.
      2. Широко известно высказывание Маркса: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека.
      3. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».

      Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

      Как самооценка зависит от родителей?

      В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей». Самооценка, а точнее её формирование, закладывается исключительно в семье с самого раннего возраста ребенка Отношение к себе у ребенка зависит от того, как складываются его взаимоотношения с родителями, и какое место занимает он в этих отношениях.

      • Частое неоправданное захваливание, подчеркивание мнимых или реальных достоинств ребенка, приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний.
      • Если родители с недоверием относятся к проявлению самостоятельности, к возможностям ребенка, категорически подавляют любое несогласие ребенка с их мнением, то это может привести к стойкому ощущению своей слабости, неполноценности.

      У детей самооценка зависит от мнения значимых взрослых и, в первую очередь, от оценки родителей. Адекватная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

      • Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет.
      • Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике.
      • Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения.

      При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми.

      • Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.
      • Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания.

      Они более зависимы. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех. Будучи взрослым, человек с заниженной самооценкой постоянно будет испытывать страх перед каждым начинанием и решится ли начать что – либо вообще — большой вопрос.

      Это будущий неудачник, как правило, которого глубоко в его душе сформировали его же родители. Заниженная самооценка может привести к нарушению поведения ребенка уже в подростковом возрасте. Последствия заниженной самооценки: 1. Снижается эффективность учебы. Оценки и качество работы зави¬сят от того, насколько уверенно или неуверенно чувствует себя под¬росток.

      Если он все время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает ни сил, ни энергии для разрешения встающих перед ним задач.2. Современные психологи сделали вывод: человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе.

      В каком возрасте у ребенка развивается представление о своей ценности и о ценности окружающих?

      Авторы Файлы

      Романова И.О.1 1 Магнитогорский государственный университет Проблема Я становится в наши дни во все большей степени одной из наиболее актуальных. Она прочно связана с потребностью определения степени важности человека, его способности и возможности решать задачи современности, с проблемами ценностей современного человека, и наконец, определения последним себя как части социума.

      • Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе.
      • Проблема самосознания – одна из самых сложных в психологии.
      • Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе – своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям.

      Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности. Не случайно так значимо вырос объем работ, посвященных проблемам Я, и они все более глубоко при расширении познаваемого пространства раскрывают содержательные смыслы этого сложного феномена.

      1. Проблеме изучения Я-концепции было уделено немало внимания в работах отечественных и зарубежных психологов: К.А.
      2. Абульхановой, Б.Г.
      3. Ананьева, А.С.
      4. Арсентьева, Р.
      5. Бернса, А.А.
      6. Бодалева, А.В.
      7. Иващенко, И.С. Кона, К.
      8. Левина, А.
      9. Маслоу, К.
      10. Роджерса, С.А.
      11. Рубинштейна, А.Н.
      12. Славской, Э.
      13. Эльконина и др.
      14. На современном этапе развития психологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира личности человека, стержнем которого является ее Я-концепция.

      Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

      На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста.

      По словам Д.Б. Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни. Таким образом, развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения малыша в активное действие.

      Что такое самооценка и как она формируется?

      Что такое самооценка? — Самооценка — это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с любовью к себе, Человек с кучей комплексов не сможет испытывать это чувство, пока не избавится от них. Самооценка влияет на то, насколько индивиду легко дается общение с другими, выполнять поставленные цели, развиваться.

      • Те, у кого она занижена, испытывают во всех сферах серьезные трудности.
      • Проблема низкой самооценки в том, что ее обладатели отказываются меняться.
      • Зачастую они уверены, что такое отношение к себе сохраняется на всю жизнь,
      • Это ошибочное мнение, ведь на самовосприятие влияет множество факторов; оно не может быть одинаковым на протяжении жизни.

      Пройти тест на самооценку

      В чем проявляется самооценка?

      ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ САМООЦЕНКА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ Мухина Ю.И. Мухина Юлия Игоревна — аспирант, кафедра общей психологии, Международный инновационный университет, практический психолог, клиника доктора Мухиной «Оригитея», г. Москва Аннотация: в статье содержится теоретический анализ зарубежных и отечественных типологий «Я-концепции».

      Представлены и раскрыты уровни самооценки. Самооценка рассматривается как форма проявления самосознания и его отношения к своим способностям, возможностям, качествам, деятельности и т.д. Самооценка характеризуется как основа процесса совершенствования личности и показатель уровня его развития. Ключевые слова: самооценка, активность, сознание, деятельность, Я-концепция, адекватность, устойчивость, самоуважение, достижение.

      Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Под самооценкой понимают особые представления человека о своей важности, о важности личной деятельности в обществе, а также оценивание себя, своих личных качеств, чувств и эмоций, недостатков и достоинств.

      Самооценка занимает в структуре личности центральное образование. Она главным образом определяет, насколько социально адаптирована личность, способна регулировать ее поведение и деятельность, Самооценка является не только оценкой самого себя, собственных достоинств и недостатков, но и оценкой качеств и своего места среди других людей, что, в свою очередь, является одним из важнейших регуляторов поведения личности.

      Важно отметить, что самооценка является настолько непостоянной величиной, что может измениться под влиянием преобладающего у человека в настоящий момент настроения, поэтому сниженная самооценка наблюдается при депрессивных состояниях, повышенная — при маниакальных состояниях.

      В качестве основного критерия, по которому оценивается система личностных смыслов, выступает именно самооценка. Главные функции самооценки -регуляторная и защитная. На основе регуляторной функции происходит решение задач относительно личностного выбора человека, защитная — обеспечивает относительную независимость и стабильность личности.

      От самооценки зависит многое: взаимоотношения личности с окружающими, критичность человека, а также его требовательность к себе. Самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности человека и на дальнейшее развитие его личности, Согласно определению данного понятия в большом психологическом словаре, самооценка является оценкой личности самой себя, своих качеств, возможностей и места среди других людей.

      По мнению А.И. Липкиной, самооценка — есть отношение человека к своим способностям, возможностям, качествам, а также к внешнему облику. В зарубежных исследованиях совокупность представлений индивида о самом себе обозначается термином «Я-концепция». В данной концепции выделяют описательную составляющую, называемую образом «Я», или самоотношением.

      Поведенческие реакции, которые порождаются образом «Я» и самоотношением, формируют поведенческую составляющую концепции «Я».

      Чем характеризуется самооценка дошкольника?

      Развитие самооценки в дошкольном возрасте — Конференция: Современные педагогические технологии Автор: Горошкова Светлана Александровна Организация: МАДОУ Детский сад №8 Населенный пункт: Пермская область, г. Кунгур Дошкольник, становится самостоятельным, более независимым от взрослых.

      Его взаимоотношения с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя и оценить. Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.

      Элементы самостоятельного представления о себе впервые проявляются, в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть самолет», «А зато у меня есть вот что» и т.п.). В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания, сохраняющиеся элементы неотделенности действий от предмета.

      1. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя.
      2. Наблюдения и оценочные рассуждения детей позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в развитии детской оценки и самооценки.

      Они заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», »умный», «неумный». Многие дети среднего, а иногда и старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались.

      • Понятиями «хороший», «умный», «послушный» дети пользуются как тождественными, также как в понятия плохой», «неумный» вкладывают содержание понятия «непослушный».
      • У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей.
      • Данные о возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту ребенка образной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками.

      В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие дошкольники чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую и дифференцированную оценку, нежели дети среднего и младшего дошкольного возраста.

      Сравнение самооценки дошкольника в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень ее объективности («переоценка», «адекватная оценка», «недооценка»). Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности.

      Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений.

      Какой в норме должна быть самооценка ребенка дошкольного возраста?

      Как показала диагностика самооценки дошкольников дети дошкольного возраста имели различный уровень самооценки : 35% – завышенный уровень, 30% – высокий, 25% – средний, 20% – заниженный уровень. Считается нормой, если дети этого возраста оценивают себя высоко.