Чем чревато отсутствие личного пространства у ребенка?

Чем чревато отсутствие личного пространства у ребенка
«Стучаться ли в закрытую дверь? Личное пространство подростка» —

психолог отделения для несовершеннолетних Полежаева С.В. Личное пространство – право, которое закреплено за каждым человеком. Лишаясь личного пространства, человек лишается самого себя, так как развитие человека происходит по сценарию других людей. Если до 10 лет у ребенка так и не появилось своего личного пространства, то самое время родителям задуматься на эту тему, так как цель подросткового возраста – это психологическое отделение от родителя.

Раньше ребенок воспринимал родителя как сильного взрослого, который во всем прав и родитель был для него основным проводником в этот мир, человеком, который показывает, как этот мир устроен и по каким правилам надо в этом мире жить. Теперь задача ребенка сделать очередной важный шаг к самостоятельной жизни, а именно отделиться от взрослого и понять свою индивидуальность.

Когда родители организуют ребенку отдельную комнату, они тем самым помогают ему понять что-то о себе, построить свой личный мир. Мир, в котором ребенок может спрятаться от всех проблем, побыть наедине сам с собой, отдохнуть, набраться сил, поругаться на всех, поплакать, в общем, не боятся проявлять себя.

В своей комнате ребенок может создать свой личным мир и жить там по своим правилам. Возможно, многих родителей это напугает, а вдруг он станет неуправляемым, если будет жить по своим правилам. Вдруг у него там будет беспорядок, он перестанет нас слушаться. Послушный ребенок — мечта многих родителей. Но только мы забываем, что когда ребенок вырастет, ему придется самостоятельно жить в этом непростом мире.

И если он будет очень послушным, то сможет только выполнять указания других, им будет легко манипулировать, то есть управлять, и он никогда не сможет принимать самостоятельные решения, всегда будет зависимым от чужого мнения. Личная комната — это первое пространство, которое подросток учится структурировать, он сам решает, где у него, что будет находиться и тем самым решает важную личную задачу: становление своих приоритетов.

  • Что важнее, для него как для личности: музыка или школа, футбол или компьютер.
  • Организуя свое пространство, подросток отвечает сам себе на важнейшие задачи личности.
  • Как я хочу жить в этом мире? Какой я? Как я смогу жить один, без родителей? Часто родители обеспокоены беспорядком в комнате ребенка, и даже отказываются ему ее выделять, ссылаясь на то, что подросток не способен ухаживать сам за собой, куда уж ему справиться с комнатой.

Но хозяин своих вещей, как правило, знает, где у него что находится, таким образом, у него своеобразный порядок. Подростковый возраст — это так же бурный гормональный всплеск, сопровождающийся активным ростом и созреванием внешних половых признаков. Тело постоянно меняется, развивается сексуальность.

Что будет за нарушение личного пространства?

Наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет,

Нужно ли ребенку личное пространство?

У взрослых и детей, должно быть собственное пространство, то место, куда никто не может попасть. Часто родители лишают ребенка такого пространства, думают, что лучше быть всегда рядом и не оставлять в одиночество, забывая, что свое пространство важно чувствовать с раннего возраста.

Что входит в личное пространство ребенка?

Что такое личное пространство? — Это область, которую человек воспринимает как собственную, как продолжение личности. Нарушение границ пространства оценивается как агрессия, вторжение во внутренний мир. Часто под личным пространством ребенка понимают отдельную комнату или уголок, где малыш может уединиться, побыть в одиночестве.

  • физическое (границы тела, личная территория, прикосновения).
  • психологическое (коммуникация на межличностном уровне).

Нарушение личного пространства проявляется в следующем:

  • резкие прикосновения без предупреждения и согласия;
  • использование чужих личных вещей;
  • вербальное насилие.

Регулярное вторжение в зону личного комфорта делает людей раздражительными, нервными, неуверенными, настороженными. Простой пример — нарушение физических границ в общественном транспорте. В давке пассажиры вынуждены прикасаться к чужим телам, что нарушает чувство безопасности.

  1. Границы могут быть достаточно очевидными, когда человек не позволяет приближаться к себе ни психологически, ни физически.
  2. Другая крайность — полное отсутствие личного пространства (человек не умеет отказывать, живет чужими мыслями и мнениями).
  3. Нужно взращивать в ребенке адекватное восприятие личного пространства: оно может меняться в зависимости от ситуации (например, в кругу семьи или посторонних).

Часто родители неправильно воспринимают понятие личных границ, считая, что малыш еще не способен заботиться о себе самостоятельно, поэтому старшие должны постоянно наблюдать за всеми аспектами жизни ребенка. Это не совсем верно.

Читайте также:  Как можно похвалить ребенка?

Чем важно личное пространство?

Функции индивидуального пространства — Приватность — это одна из частей большого комплекса пространственного поведения человека. На пространственном поведении базируются взаимоотношения людей — как на индивидуальном, так и на групповом и межгрупповом уровнях: человек, как и другие животные, выстраивает вокруг себя пространство, с помощью которого отделяется от других индивидов.

Исследования этого явления у животных начались в классической этологии  Классическая этология — ранний период развития этологии, в центре которого стоят работы австрийского зоолога Конрада Лоренца и голландского орнитолога Николаса Тинбергена, создавших учение об инстинктивном поведении животных и его развитии.

Акцент в своих исследованиях они делали на изучение поведения животных в их естественной среде обитания как адаптации к окружающей среде., еще в начале ХХ века. А уже в середине прошлого столетия американский антрополог Эдвард Холл первым стал исследовать пространственное поведение человека.

  1. Он изучал в том числе особенности, функции и значение персонального пространства человека, которое он оберегает при общении с другим человеком.
  2. Расстояние, на которое человек подпускает к себе других, исследователи часто представляют как воздушный пузырь, который постоянно меняет свой объем: кого-то человек подпускает к себе ближе, кого-то дальше.

Для чего служит это персональное пространство человека? У него много функций: это и ограничение социальных и физических контактов, и способ избегания стресса при близком контакте. В целом же сохранение индивидуального пространства позволяет человеку регулировать количество и качество стимулов, которыми обмениваются люди.

Это форма невербальной коммуникации, регулирующая степень свободы человека. Исследователи предлагают различные модели, объясняющие функции персонального пространства. Так, модель равновесия  Эта модель была предложена в работе психологов Майкла Аргайла и Джанет Дин «Визуальный контакт, расстояние и связь» (Argyle M., Dean J.

Eye-contact, distance and affiliation. Sociometry, Vol.28, Issue 3.1965). предполагает, что у каждого человека есть оптимальный уровень допустимой интимности, в соответствии с которой строится персональное пространство человека (в том числе и расстояние, на которое он допускает других людей), а модель Эванса и Говарда  Гари Эванс и Роджер Говард «Персональное пространство» (Evans G.W., Howerd R.B. Чем чревато отсутствие личного пространства у ребенка Иллюстрация из атласа «La Сlef des Сhamps» Жака Ле Муана де Морга.1586 год © The Trustees of the British Museum

Почему важно уважать личное пространство?

Механизм работы личного пространства — Психологический комфорт — естественное желание, пренебрежение которым приведёт к сильным стрессам. Когда кто-то нарушает личное пространство, ты чувствуешь себя неуютно, что отражается на эмоциональном состоянии. Люди с высоким уровнем потребности в границах начинают выстраивать защитные барьеры, потому что мозг воспринимает ситуацию опасной, а беспардонного собеседника — врагом.

В середине XX века психологи Гари Эванс и Роджер Говард описывали работу пространственного поведения, которое влияет на степень открытости при общении. У него есть два уровня: персональное пространство и стремление ограничить эту территорию. В первом случае ты неосознанно формируешь расстояние, на которое готов подпускать собеседника.

Многое зависит от того, в каких отношениях ты находишься с человеком. Понятное дело, что в большинстве случаев наиболее доверительно мы относимся к родственникам и близким друзьям. А вот готовность подпустить незнакомца зависит от предыдущего опыта, поэтому мы так бдительны, если испытывали ранее негативные эмоции.

В каком возрасте появляются личные границы?

Тема личных границ становится все популярнее в современном обществе. Часто о ней говорят и пары, практикующие осознанное родительство. О том, что представляют из себя личные границы, и как их выстраивать, если у вас есть дети, рассказала член РОО «Ассоциация психологов Бурятии», педагог-психолог улан-удэнского детского сада №87 «Улыбка» Наталья Ераткина.

  • Наталья, поясните, что такое личные границы и почему важно их соблюдать? — Есть короткий анекдот, где школьник говорит: «Моя семья идет на разборки к моему психологу, потому что у меня теперь есть свои границы».
  • Этот анекдот очень точно описывает понятие личного пространства и личных границ.
  • Это настройка каждого человека на то, каким образом можно общаться с окружающими людьми.

Интенсивность развития социальных процессов современного общества диктует определенные требования к личной автономии, ответственности и свободе каждого человека. Границы не могут быть постоянными, потому что человек развивается. Наш опыт, понимание своих ценностей, самочувствия и состояния изменчиво, от того личные границы могут быть гибкими.

  1. Даже возрастные особенности сказываются на личном пространстве.
  2. Какие виды границ существуют? — Границы бывают разные.
  3. Физические подразумевают прикосновения.
  4. Есть люди, которые не переносят обнимашек, а есть те, кто обнимается с удовольствием.
  5. Если вам неприятны прикосновения, можно сообщить об этом, это вполне нормально и естественно.

Можно сказать и наоборот: «я люблю обниматься, мне это нравится, а тебе?». При нарушении эмоциональных границ происходит игнорирование эмоций другого человека. Допустим, если человек нервничает и переживает, а ты обращаешься к нему с какими-то своими вопросами или предложениями, видя, что у него плохое настроение, это и есть нарушение границ.

  • Помимо этого, есть временные границы,
  • Самое дорогое, что есть у каждого человека, это бесценное время.
  • Чтобы эти границы не нарушались, можно объяснить: «у меня есть 30 минут, я бы хотел уложиться в это время, потому что мне нужно заниматься делами».
  • Существует нарушение сексуальных границ – это любые действия, совершающиеся без согласия партнера и нарушение интеллектуальных границ, когда, например, человек просит поговорить с ним, а у его собеседника другие планы.
Читайте также:  Как раскрепостить ребенка?

Здоровые отношения строятся на прямых высказываниях. В последней ситуации можно сказать: «у меня сейчас другие планы, но когда я закончу, мы обсудим твой вопрос». Также есть материальные границы, когда нельзя трогать чужие вещи или входить в чужое пространство, и духовные, когда уважаются разные вероисповедания.

Один мудрый человек сказал, что чужие границы начинаются там, где заканчиваются мои. У нарушителя границ есть целый арсенал инструментов – от криков и угроз до обесценивания мнения или игнорирования эмоций. В данной ситуации важно дать понять нарушителю, что граница охраняется. Допустим, сказать, что «мне неприятно, когда ты говоришь такие слова в мой адрес».

Чтобы чувствовать себя в безопасности, нужно говорить прямо. Защищая личные границы, мы учимся уважать чужие.

В каком возрасте ребенок должен спать в отдельной комнате?

Когда приучать ребёнка спать отдельно — Однако придёт момент, когда отдельная комната для ребёнка станет просто необходимостью. Первым важным вопросом станет самостоятельный сон, подойти к важному моменту рекомендуется всей семьёй, преподнеся возможность быть в отдельной комнате как весёлую игру.

  • При этом никогда нельзя идти против воли ребёнка, необходимо дождаться, чтобы он сам захотел «повзрослеть».
  • Рано или поздно ребёнок поймёт, что в этом нет ничего страшного — даже если он спит в отдельной комнате, его родители находятся в соседней.
  • Данный процесс является эволюционным, прийти к осознанному согласию спать отдельно малыш может между 3 или 4 годами, а может и до 5 лет оставаться спать с родителями.

Однако деткам старше 5 лет уже необходима своя собственная кроватка.

Как понять что твои личные границы нарушены?

Как понять, что ваши личные границы нарушены — Как только нарушаются границы, мы испытываем агрессию. Это один из самых явных признаков, когда их нужно восстанавливать. Мы становимся раздражительными в отношениях с конкретным человеком, недовольны ситуацией и злимся больше обычного.

  • Часто на себя, а не на человека, который топчется на нашей территории.
  • Мы хотим сказать «нет», но соглашаемся в чем-либо.
  • Делаем неудобные для себя вещи.
  • Оправдываемся, когда не провинились особо.
  • Когда мы провинились, но испытываем чувство вины гиперболизированно.
  • Соглашаемся с мнением большинства, а не стремимся заявить о себе.

Чужие желания важнее наших собственных. Когда мы остаемся с собой наедине, испытываем страх. Вы продолжаете общаться с людьми, которые разрушают вас. Не стремитесь отстоять себя и границы.

Почему у подростка должна быть своя комната?

Чем чревато отсутствие личного пространства у ребенка Кадр из фильма «Микроб и Бензин» Жить в отдельной комнате, чтобы устроить пространство по-своему, спрятать тайные коллекции, создать свой мир, приглашать друзей, — мечта любого подростка. Но, не все родители могут себе это позволить. Рассказываем, чем полезно отдельное пространство и как его создать.

Собственная комната создаёт чувство безопасности. Это микромир, в котором можно жить по своим правилам, а также проводить там время в тишине и спокойствии, заниматься своими делами, быть наедине с собственными мыслями. В ней можно проявить себя в творчестве. Наедине с самим с собой появится возможность фантазировать, что-то написать, нарисовать или сделать.

Комната помогает взрослым показать ценность внутреннего мира подростка. Личное пространство — признание родителями если уж не взрослости, то признак уважения и признание личности ребёнка. Здесь у подростка есть возможность понять свою сексуальность и разобраться в её особенностях.

  1. Наедине получится понять, какой стиль одежды выбрать, хочу ли я выглядеть «как все», свою половую идентификацию.
  2. Планирование комнаты развивает навыки структурирования пространства.
  3. Ребёнок сам определяется и решает, будет у него на полках коллекционные солдатики, исторические книги или что-то ещё.
  4. Пока ребёнка нет в комнате, родители всегда могут понять по каким-то деталям, чем он там занимался.

Что практически невозможно, если ребёнок много находится на улице или у друзей. Своя комната помогает формировать привычки к ответственности, гигиене и самостоятельности. В своём личном пространстве ребёнок сам отвечает за порядок и чистоту). «Не стоит возмущаться, если подросток запирается в своей комнате или просит родителей стучаться в дверь детской прежде, чем войти. Чем чревато отсутствие личного пространства у ребенка Кадр из фильма «Наука сна»

Читайте также:  Почему дети должны помогать по дому?

Что такое токсичный родитель?

Чем чревато отсутствие личного пространства у ребенка «Кроме права на физическую заботу, дети имеют право на заботу эмоциональную: на уважение их чувств, на адекватное обращение, при котором они могли бы развивать и культивировать чувство собственного достоинства», — пишет психотерапевт Сьюзан Форвард. Токсичные отношения с родителями, напротив, выводят из равновесия, заставляют детей презирать самих себя и жить с постоянным чувством вины.

  1. Разбираемся в том, как устроены такие отношения и что чувствует ребёнок токсичных родителей.
  2. Как понять, что родители токсичные? Токсичные родители — это люди, рядом с которыми плохо, и которым плохо самим.
  3. Они не в состоянии справиться со своей болью и вываливают её на ребёнка в виде угроз, манипуляций, обесценивания.

По сути токсичное общение — это попытка адресовать свою боль другому человеку, но поскольку чувства не осознаются, то и послание получается двусмысленным. Маленькие дети не понимают подтекст, но очень хорошо считывают эмоциональный заряд фразы. Чаще всего токсичные родители сами в детстве были жертвами психологического насилия и «по цепочке» передают искажённые представления о том, как выглядят забота, поддержка и любовь.

  1. К сожалению, они не умеют иначе и редко готовы что-то менять.
  2. По тому, как родители взаимодействуют со своими детьми, можно увидеть их собственную психологическую историю.
  3. За токсичными фразами всегда скрываются травмы, защиты, искажённые установки и внутренние конфликты самих родителей.1.
  4. Взрослые не позволяют ребёнку принимать решение и делать выбор.

Они не уважают его границы: входят без стука, проверяют переписку, запрещают дружить с «неподходящими» детьми. Что чувствует взрослый? Страх потерять контроль. Такой человек ощущает уверенность и собственную ценность, только подавляя тех, кто слабее. Любое проявление самостоятельности воспринимается как угроза авторитету.

Что происходит с ребёнком? Он живёт с ощущением, что его мнение и желания не имеют значения. Часто такие люди вырастают безвольными, не готовыми отвечать за собственный выбор. Они не умеют слышать свои желания, не доверяют себе.2. Родитель всегда знает лучше. Что чувствует взрослый? Страх одиночества и желание контролировать хотя бы одну сферу своей жизни.

Такой взрослый не чувствует собственных границ и часто находится в созависимых отношениях. Матери кажется, что она лучше знает, чего хочет ребёнок, она стремится угодить и предвосхитить его желания. Последствия такого обращения лучше всего описаны в анекдоте «Мама, а я замёрз или проголодался?» Что происходит с ребёнком? У ребёнка крадут собственное «я».

Что за статья 137?

Об ответственности за незаконное распространение сведений о частной жизни, в том числе посредством сети «Интернет» — Конституция Российской Федерации гарантирует гражданину право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Зачастую в средствах массовой информации, преимущественно через социальные сети в системе Интернет, имеют место случаи умышленного распространения некоторыми лицами фотографий, видеороликов, сообщений информационного характера, содержание которых нарушает право другого лица на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну.

Часто такая информация носит порочащий гражданина характер. Распространяя такие сведения, злоумышленник не задумывается о том, что данные действия являются уголовно-наказуемыми. Статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни.

Предметом преступления являются сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну. К таким сведениям относятся, например, выписки из истории болезни, фотографии, аудиовидеозаписи, иные материалы и документы. Объективная сторона преступления выражается в активной форме поведения путем: 1) незаконного собирания сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия; 2) незаконного распространения таких сведений без согласия лица; 3) распространения этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации.

Собиранием сведений о частной жизни лица понимается любой способ их незаконного получения — подслушивание, опрос лиц, фотографирование, аудиовидеозапись информации, ознакомление с документами и материалами, их похищение, копирование без согласия потерпевшего, а также сбор информации с нарушением процедуры, установленной законом.

  • Распространением сведений является любое незаконное или без согласия лица их доведение до хотя бы одного человека.
  • К незаконному распространению сведений относится: доведение до сведения иных лиц в публичном выступлении (на собрании, лекции, митинге) определенной информации о частной жизни лица, который не давал на это своего разрешения, опубликование сведений, фото, видеоматериалов в средствах массовой информации, в том числе через сеть Интернет.

Собирание и распространение информации, основанное на положениях закона, например уголовно-процессуального, о полиции, об оперативно-розыскной деятельности, о средствах массовой информации, не образует рассматриваемого состава преступления. Состав преступления формальный.