Чем опасен буллинг в школе?

Чем опасен буллинг в школе
Откуда берётся агрессия — Психолог Вера Лыскова замечает, что агрессия свойственна в первую очередь подросткам. С помощью травли они демонстрируют своё превосходство и псевдосилу, чувствуют свою безнаказанность. Обычно ни у родителей, ни у педагогов не хватает времени, чтобы расставить акценты и показать, что это не сила, а слабость, говорит психолог.

  1. Сейчас, когда в интернете можно написать кому угодно, в том числе и анонимно, и тебе никто в ответ ничего не сделает, буллинг получил ещё большее распространение.
  2. С одной стороны, каждый подросток хочет быть индивидуальностью и выделиться чем-то на фоне других, а с другой стороны, у них развито чувство коллективизма, стадности: мы же все, я же не один.

Это перекладывание ответственности на плечи других, неумение, неспособность, нежелание взять ответственность на себя. Но в каждом конкретном случае это разные мотивы, – рассказывает Вера Лыскова. По теме 2422 1 Буллинг в школе может привести к серьёзным душевным потрясениям и психическим расстройствам, вплоть до суицида. – 13 лет – самый опасный возраст в плане суицидальных мыслей, – говорит Вера Лыскова. – Если на человека со слабой нервной системой свалятся такие испытания, это очень тяжело.

Чем опасен Буллинг?

Каждый третий ребенок в России сталкивается с буллингом в школе, Буллинг — это агрессивное поведение, которое повторяется постоянно. Он затрагивает всех: жертв, самих агрессоров и свидетелей издевательств, а последствиями травли становятся расстройства пищевого поведения, ментальные проблемы и зависимости.

Какие дети становятся жертвами буллинга?

Что такое буллинг в школе — Под популярным термином «буллинг» кроется простое русское слово — травля. Эта тема весьма сложная и тяжелая. Согласно статистике в современных школах более 10% учеников подвергаются этому неприятному процессу каждый день. Дети сами по себе бывают крайне жестокими по отношению к сверстникам.

  1. Особенно ярко это начинает проявляться у подростков — ведь им важно самоутвердиться.
  2. И чаще всего это происходит за счет более слабых одноклассников.
  3. В первую очередь буллингу подвергаются те, кто не способен дать отпор, кто физически более слабый или по каким-то причинам «не вписывается» в общую систему.

Другими словами, это могут быть дети из более бедных семей, закрытые и необщительные школьники, слишком умные или наоборот — с более низким интеллектом. При этом травля может начаться с психологической агрессии, после чего — перерасти в физический, сексуальный или так называемый «кибер-буллинг».

И такая травля может выражаться в агрессии, оскорблениях, коллективном бойкоте, вымогательстве денег, порче вещей и так далее. И ведь не всегда буллинг происходит исключительно в стенах школы — бывают ситуации, когда травля продолжается за пределами учебного заведения — например, в интернете. Это и есть кибер-буллинг: ребенку могут присылать сообщения с оскорблениями, неприятные изображения.

И чаще всего, подчеркивают специалисты, именно такая форма оскорблений становится причиной суицида. Фото: Rawpixel / Shutterstock.com

Что делать если ты жертва буллинга?

Чем опасен буллинг в школе Тема буллинга (гонений) в школах, к сожалению, не перестаёт быть актуальной. В литературе события травли описывали многие авторы. Так, например, в 1980-х годах Владимир Железников написал повесть «Чучело», а Людмила Разумовская – пьесу «Дорогая Елена Сергеевна».

  • В 2017 году в свет вышла подростковая драма о школьной травле «13 причин, почему».
  • Сегодня последствия мы читаем и видим совсем не в художественном формате – в новостных сводках.
  • Тёмная сторона души проявляется у всех по-разному.
  • «Неугодным» для социума может стать каждый.
  • Что же есть буллинг на самом деле? Как не стать жертвой травли? Как осознать, что именно я являюсь агрессивным преследователем или наоборот – объектом насмешек? Как нужно реагировать невольным или вольным свидетелям детской травли в школах? Кто должен вмешиваться или следить за моральным состоянием всех участников печальных событий? И какими могут быть последствия буллинга для всех его участников? На эти вопросы ответила Ольга Попкова, педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Лесного.

– Травля – это ненормальное, но естественное явление. Этот процесс возникает вне зависимости от того, являются ли школы «элитными» или «обычными», – говорит Ольга Попкова. – Буллинг представляет собой неоднократные повторяющиеся агрессивные действия в отношении жертвы.

  • Причём, не один раз в месяц, а несколько раз в неделю.
  • Психолог отметила, что школьная травля может состоять как из физического и психологического насилия, так и из их совокупности.
  • Агрессор может быть один, а может поддерживаться последователями.
  • Жертва, как правило, одна.
  • Но пострадавшими от буллинга могут быть и несколько человек, которые, по мнению агрессора, не соответствуют его ожиданиям и стандартам или как-то «неправильно» выделяются.

Буллинг – это явление, при котором физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, завладевая имуществом более слабого. Жертвы чаще всего при этом испытывают стыд и неуверенность в себе, боятся сообщать об издевательствах.

Почему дети травят друг друга?

Чем опасен буллинг в школе Подростковые ссоры затягиваются на несколько недель и даже месяцев, превращаясь в настоящую травлю Редкий человек не ссорился со своими одноклассниками. Порой конфликт решался сразу, многие ребята позже становились лучшими друзьями. Но бывает, что ссора превращается в настоящую травлю.

  1. Цена успеха Сейчас Алина (имя изменено — прим.
  2. Ред.) студентка первого курса.
  3. Глядя на эту жизнерадостную девушку, даже не верится, что несколько лет назад она не хотела жить из-за издевательств одноклассников.
  4.  Я всегда была активисткой.
  5. Хорошо училась в школе, в младших классах занималась в художественной школе, в старших участвовала в предметных олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, где занимала призовые места, — рассказывает Алина.

Однажды всех старшеклассников школы собрали в актовом зале, и завуч предложила им поучаствовать в конкурсе, по итогам которого победители получали путевки во Всероссийский детский центр. Алина сразу загорелась идеей попробовать свои силы, вместе с ней подали заявки на участие ещё 12 одноклассников.

  1.  Конкурс проходил в несколько этапов.
  2. В итоге в финал вышли человек шесть из Курганской области, среди которых была и я, — вспоминает девушка.
  3. Для победы нужно было выполнить последнее задание — снять видеоролик о достижениях своей малой родины.
  4. Я сразу решила, что хочу рассказать о сельском хозяйстве.

Через несколько недель пришли результаты конкурса. И Алина была в числе победителей. Награждали девушку путевкой во Всероссийский детский центр в актовом зале школы в присутствии всех учеников и учителей. Когда Алина уехала, одноклассницы ей часто писали, спрашивали, как она отдыхает.

  •  У меня даже мысли не было, что кто-то хочет меня унизить или обидеть.
  • Рассказывала всё девчонкам и выставляла фото в социальных сетях.
  • Когда вернулась домой, узнала, что мои «подруги» создали группу в социальных сетях, в которой публиковали мои рассказы, гадкие фотожабы и отвратительные демотиваторы, — говорит девушка.
Читайте также:  Чем мужество отличается от смелости?

Мои «подруги» создали группу в социальных сетях, в которой публиковали мои рассказы, гадкие фотожабы и отвратительные демотиваторы. Но это было только началом. Ребята в классе объявили Алине бойкот, и никто с ней не общался. Алина стала находить в своей сумке записки с оскорблениями.

Что делать если подростка травят в школе?

Ребенок не хочет идти в школу, не приглашает в гости одноклассников и не гуляет с ними. Он неохотно разговаривает об учебе, приходит домой не в настроении, плохо учится. Причин такого состоянию у школьника может быть много. Зачастую бывает, что все это — реакция на психологическую травлю ребенка одноклассниками.

  • Как вовремя заметить, что ребенок стал изгоем в классе, что делать и куда обращаться, расскажет, специалист семейного центра «Планета Семьи» Валерия Чубова.
  • История москвички В семейный центр «Планета Семьи» обратилась Екатерина В.
  • Со своей дочерью.
  • Даша в последнее время стала нервной, у нее снизилась мотивация к учебе.

Девочка закрылась и перестала делиться с родными. Мама сначала списывала изменения в поведении дочери на начинающийся подростковый возраст, но ситуация только ухудшалась. Екатерина решила серьезно поговорить с девочкой. С трудом удалось выяснить, что у нее не складываются взаимоотношения в школе.

  • По характеру Даша тихая и спокойная, и ее новая подруга Вера стала манипулировать чувствами девушки.
  • Она рассорила Дашу со всеми прежними приятелями, начала настраивать против нее одноклассников.
  • В результате девочка стала объектом насмешек.
  • А Вера продолжала интриговать: то «дружила», то отталкивала.
  • Весь класс отвернулся от Даши, дети издевались над ней.

Какие дети могут стать изгоями

Дети с необычными манерами поведения, стилем одежды. Дети с особенностями (вес, заболевание, рост, изъяны во внешности). Психологически слабые, не умеющие постоять за себя.

Что нужно делать родителям Обозначить проблему в школе. В первую очередь нужно переговорить с учителями, посоветоваться со специалистами. Школьный психолог должен провести беседу с ребенком и, если нужно, семейную консультацию. Кроме того, разобрать ситуацию и проработать проблемы в классе.

  • Конечно, не всегда стоит идти напролом.
  • Действовать нужно осторожно, потому что можно навредить ребенку агрессивным вмешательством.
  • Ведь ко всему прочему школьник становится «ябедой» и «доносчиком».
  • Поэтому в каждом конкретном случае нужно подходить к проблеме индивидуально и проводить работу мягко.
  • Родители должны поддерживать школьника.

Ребенок, подвергшийся травле, очень раним. Он начинает видеть себя ущербным, не доверяет людям, ждет от них подвоха, не чувствует себя достойным любви. Зачастую такие дети начинают воровать, врать и связываются с плохими компаниями. В этот период очень важна помощь и понимание близких людей.

  1. Нужно показать ребенку, что он дорог и любим.
  2. Он должен знать, что его всегда поддержат и в любом случае будут на его стороне.
  3. Обратиться за помощью к психологу.
  4. Часто для того, чтобы ребенок смог справиться со своей бедой, необходима помощь специалиста.
  5. Если причина травли — в поступках самого ребенка, нужно проработать эту ситуацию с ним, подсказать, как скорректировать свое поведение.

Если школьник просто слаб и не может постоять за себя, тогда нужно справиться со своими страхами. Существует много способов стать более уверенным в себе, научиться противостоять агрессии и общаться с окружающими людьми.

Как доказать буллинг?

Как доказать буллинг в Украине — Для начала разберемся, что может быть буллингом. Законодательство Украины отмечает следующие явления как буллинг: Читайте также: На Херсонщине ученицу обвинили в буллинге учителей

словесная травля — насмешки, обидные шутки, прозвища, оскорбления, неприятные дразнилки; распространения слухов и сплетен о ребенке; бойкот со стороны сверстников; физическое воздействие — как касательно ребенка, так и касательно его личных вещей; унижение ребенка в социальных сетях (кибербуллинг).

Если ребенок терпел физические издевательства, то обязательно нужно снять побои. Доказательством буллинга может быть фото или видеофиксация, слова свидетелей. Читайте также: На Херсонщине ученица колледжа устроила буллинг учителям Чтобы обидчика привлекли к ответственности, нужно доказать, что ребенка травили, и что это происходило/происходит систематически.

  • В качестве доказательств можно предъявить вещи, которым причинили вред, или скриншоты переписок/комментариев, если травля происходила online.
  • Бывают такие формы проявления агрессии, которые трудно доказать.
  • Например, сплетни, обзывательства, бойкот.
  • Чтобы это доказать, нужно найти свидетелей или приложить видеодоказательства.

Доказательством также считается заключение психолога (школьного или внештатного) о том, что ребенку была нанесена моральная травма.

Как ребенку отвечать на буллинг?

2. Побеседуйте с ребёнком так, чтобы ему это помогло — Поддержите ребёнка и скажите, что вы на его стороне. Обязательно расскажите ему, что такое буллинг, и объясните, что он ни в чём не виноват, что жертвой может стать кто угодно. Вместе спланируйте, что делать, ведь ребенок знает ситуацию в школе гораздо лучше.

Почему люди занимаются Буллингом?

Буллинг ― сложная и неприятная тема, особенно для тех, кто с ней встречался. По последним данным практически каждый подросток так или иначе встречался с ситуациями травли, в позиции агрессора, жертвы или просто стороннего наблюдателя. С буллингом также связаны переживания таких неприятных эмоций, как страха, вины, стыда, беспомощности, ненависти, отчаяния, и самое печальное, что эти переживания очень мало обсуждаются.

  • Итак, что же такое буллинг? Буллинг — систематическое целенаправленное агрессивное поведение при условии неравенства сил или власти участников.
  • Ключевые характеристики ― намеренность, регулярность, неравенство силы или власти.
  • Проявления буллинга Различают травлю прямую, когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, и косвенную: распространение слухов и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней — мы с тобой не друзья»).

Также могут использоваться сексуально окрашенные комментарии и жесты, угрозы, расистские прозвища. Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а пики косвенной травли приходятся на переходы в среднюю и старшую школу. Мальчики больше девочек склонны участвовать в травле в разных ролях, они же чаще становятся жертвами физической травли, у них отбирают деньги и портят вещи, им угрожают и заставляют их что-то делать, в то время как девочки чаще становятся жертвами сплетен, непристойных высказываний и жестов.

С распространением интернета появилась новая форма травли — кибербуллинг, травля с использованием современных технологий: СМС, электронной почты, социальных сетей и так далее. С каждым годом явление буллинга становится все более распространенным. Жертва и преследователь Есть три основные роли участников ситуации буллинга ― это жертва, преследователь, свидетель.

Роли могут меняться от ситуации к ситуации и от группы к группе. Участники буллинга обладают определенными личностными и поведенческими чертами и имеют ряд сопряженных с ролями социальных рисков. Для жертв травли характерна чувствительность, тревожность, склонность к слезам, физическая слабость, низкая самооценка, у них мало социальной поддержки, друзей, такие дети предпочитают проводить время со взрослыми. В качестве образца жертвы травли можно описать замкнутого ребенка с поведенческими нарушениями, отрицательными убеждениями о самом себе и социальными и коммуникативными сложностями.

  • Такие особенности могут формироваться и в качестве последствий травли, но могут выступать ее предпосылками, восприниматься в качестве «сигналов» для других детей о том, что этого ребенка легко сделать жертвой.
  • Многочисленные исследования показывают, что в группу риска по возможности оказаться в роли жертвы попадают дети, имеющие трудности в обучении, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройства аутистического спектра, диабет, эпилепсию, нарушения веса и другие нарушения и хронические заболевания, особенно влияющие на внешность.
Читайте также:  Как понять что ты газлайтер?

Кроме того, с оскорблениями, физическими нападениями и угрозами сталкиваются 82% подростков, воспринимающихся как «слишком фемининные» (мальчики) и «слишком маскулинные» (девочки) или презентирующих себя в качестве лесбиянок, геев, бисексуалов или трансгендеров.

Как называется когда гнобят в школе?

Давайте дадим обобщенное понятие буллинга. Опираясь на официальную литературу: «Буллинг (школьная травля) — это агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части.»

Когда ребёнка травят в школе?

В России, по статистике, с травлей каждый день сталкивается 10% школьников. Около миллиона учеников каждый день идут в школу, где их будут обижать, и знают, что они не найдут поддержки ни у педагогов, ни у родителей. Что же мы можем сделать уже сейчас, чтобы хоть немного повлиять на эту печальную статистику, за которой скрываются не менее печальные истории? Одна из создателей программы для школ «Травли.Нет» — поэтесса Маша Рупасова — в рамках марафона Family3 «Великолепная пятерка» провела вебинар, в котором рассказала, что такое буллинг, как его распознать и как взрослым правильно себя вести, если они обнаружили своего ребенка в подобной ситуации.

  • Мы послушали лекцию Маши и записали главные тезисы.
  • Когда происходит буллинг Пока ребенок учится в начальной школе, мы может не бояться травли.
  • Конечно, пробы пера могут проходить и в 8, и в 9 лет, но, как правило, это единичные случаи.
  • Первый всплеск детского насилия в школе относится к возрасту 10–11 лет.

Это совпадает с переходом детей в среднюю школу, когда исчезает авторитетный взрослый, которым ранее для них был классный руководитель. В это же время у детей продолжается период групповой лояльности, когда им важно быть частью коллектива. Детям хочется сплотиться вокруг какой-то идеи, общего дела, но особенных поводов для этого нет.

В конце концов когда группа обнаруживает в своих рядах какого-то не такого ребенка (выделение происходит по совершенно любому признаку), она сплачивается против него. Это ощущение дает школьникам много радости и азарта, в такие моменты они чувствуют себя единым целым. Дети в 11 лет пока что лишены моральных ориентиров.

Конечно, они знают, что такое хорошо, а что плохо, но это еще не стало частью их личности, поэтому они могут объединиться вокруг дурной цели — гнать не похожего на себя. И чем больше они вкладываются в отторжение другого, тем крепче себя ощущают.4 верных признака травли

  1. Несимметричность конфликта. Группа всегда травит одного или нескольких слабых (неспособных дать отпор) детей.
  2. Систематичность. Если группа детей повздорила с одним учеником и конфликт на этом исчерпан, это не травля. Если группа на протяжении дней и недель задирает, обижает одного и того же ребенка, то мы можем говорить о травле.
  3. Наличие насилия. Если ребенка не принимают в игры, не зовут на дни рождения, но ему при этом не страшно, а просто грустно, то мы говорим о непопулярности этого ребенка в классе.

Если ребенку страшно, некомфортно от того, как с ним обращается группа, если его психическому и физическому здоровью угрожает опасность, то речь о травле. Насилие может быть физическим (ребенка щипают, толкают) и психологическим (подчеркнутое игнорирование, боязнь прикоснуться, отказ разговаривать).

Присвоение ролей. В обычных детских конфликтах роли детей постоянно меняются. То один ребенок выступает агрессором, другой — пострадавшим, то наоборот. В ситуации травли роль насильников намертво «присыхает» к одним детям, роль жертвы — к другим.

К сожалению, в 90% случае родитель узнает о травле от других родителей или от самого ребенка, когда ситуация доходит до критической точки.

Почему жертвы буллинга молчат?

В одном из исследований ученые задали школьникам, подвергшимся буллингу, вопрос: «Как вы считаете, из-за чего вас травили?» — 44 процента считали, что это происходило из-за внешности; 16 процентов думали, что причина — в их расовой принадлежности; 14 процентов полагали, что их дразнят из-за подозрений в гомосексуальности; 12 процентов считали, что причина — их бедность; семь процентов полагали, что их травили из-за инвалидности. Для абсолютного большинства подростков это слишком чувствительные темы, чтобы обсуждать их с кем-либо. Многие не говорят о травле, потому что боятся еще больше ухудшить свое положение. Хулиганы часто крупнее и сильнее своих жертв, кроме того, их может быть больше.

Ребенок предпочитает пережить проблему в одиночестве, а не нарываться на неприятности, рассказывая о травле. Иногда дети говорят о ситуации взрослым, но только просят никому об этом не рассказывать и ничего не предпринимать. Когда родители обнаруживают, что ребенка травят, первое побуждение — немедленно разобраться с этой ситуацией.

Представьте себе, многие дети молчат, потому что боятся, что родители закатят скандал, пойдут по инстанциям, расскажут обо всем в соцсетях, будут ругаться с обидчиками и их родителями, — в общем, привлекут всеобщее внимание к ситуации. А дальше смотри пункт номер один.

  1. Ваш ребенок может попросить вас не вмешиваться — уважайте его желания.
  2. Составьте вместе план: как мы планируем выйти из этой ситуации? Что мы будем делать? Пусть это будет совместно разработанная стратегия.
  3. Если не произошло драки, порчи вещей или какого-либо иного нарушения закона, вполне можно попытаться решить проблему без привлечения к ней излишнего внимания.

Часто булли — популярные и влиятельные личности. Ребенок может терпеть буллинг, чтобы сохранить свое социальное положение. Дети жаждут принятия от тех людей, которые над ними измываются. Школьник годами может терпеть подлости и фальшивую дружбу, лишь бы не лишиться социальных связей совсем.

  1. Половина детей, перенесших буллинг в возрасте от 12 до 18 лет, говорили, что их обидчики обладали социальным влиянием на группу, в которой все происходило.
  2. А 31 процент пострадавших от травли указывали, что у их мучителей было больше денег.
  3. Часто травить сверстников начинают не какие-нибудь маргиналы, а вполне популярные, хорошо учащиеся, занимающие высокое социальное положение дети.
Читайте также:  В каком возрасте ребенок может выбирать с кем из родителей жить?

И они выбирают в качестве цели тех, у кого много проблем, кто плохо занимается, прогуливает или был пойман на чем-то неприглядном.

В чем разница между Абьюзом и Буллингом?

Буллинг, напоминает эксперт, часто путают с абьюзом, но в отличие от абьюза (насилие во взрослой паре или семье, издевательства одного человека над другим), буллинг фиксируют именно в коллективах. Правда, психологи отмечают связь между этими понятиями: часто насилие с члена семьи переносится на коллег.

Какой бывает буллинг?

Чем опасен буллинг в школе В прошлом году маме троих детей Наталье Цимбаленко удалось остановить буллинг в школе, где учился ее сын. Об этом случае подробно писал Wonderzine. Сейчас в издательстве «Питер» вышла книга с историей Натальи и ее советами о том, как остановить травлю ребенка.

  1. The Village публикует отрывки из нее.
  2. В научных исследованиях по теме школьного насилия различают буллинг двух видов — прямой или косвенный.
  3. В младших классах чаще используются прямые виды травли, что выражается в побоях, порче вещей, отбирании денег, оскорблениях.
  4. Родителям в первую очередь надо фиксировать именно прямой буллинг.

Его проще доказать. В средней и старшей школе применяются более сложные методы косвенного воздействия: бойкот, распространение сплетен, манипуляция дружбой, клевета, перекладывание вины за общие проступки, уничижительные прозвища и другие. Косвенную травлю очень сложно вовремя выявить и еще сложнее собрать доказательства.

  1. Однако в чистом виде прямой или косвенный буллинг встречается редко.
  2. Безнаказанность побуждает булли переходить к более изощренным видам издевательств и рано или поздно приводит к физической агрессии.
  3. Статистика говорит, что подавляющее большинство агрессоров — мальчики, они же в большинстве случаев становятся и жертвами.

Но здесь как раз проблема заключается в том, что мальчики активнее применяют физическое насилие. А вот среди девочек чаще используются другие, менее заметные формы травли. На фингал под глазом родители и педагоги реагируют намного оперативнее, чем на заплаканные глаза и общую подавленность.

  • Да и ролики из соцсетей доказывают, что девочки легко превращаются в агрессоров и могут действовать не менее жестоко, чем мальчики.
  • На что следует обратить внимание взрослым при обсуждении буллинга в детском коллективе? Прежде всего, конечно, на физическую агрессию.
  • Истории из соцсетей часто подталкивают к мысли о таком решении проблемы.

«Отдайте мальчика на бокс — и травля прекратится». Вот только это не выход. Если ребенок решится применить силу, это может обернуться против него самого, так как в глазах взрослых именно он будет агрессором. Мария Баркар: «Наташа, ты знаешь моего сына. Как такового буллинга со стороны одноклассников не было, но учителя всегда в драках считали виноватым именно его.

  1. А это потому, что, когда бьют его — никто не видит, а когда он дает сдачи, защищая себя, видят все и все считают, что он хулиган и драчун.
  2. И так много лет.
  3. Одна учительница всю пасту в ручке извела, калякая мне приглашения в школу.
  4. А я верила сыну, что он защищался.
  5. И все э то закончилось однажды так: очередное «Ваш сын избил мальчика».

Я приезжаю вечером с работы, а у сына на полруки сплошной синяк, на предплечье след от зубов, почти кожу кто-то ему прокусил. Он молчал, я увидела, когда мыться пошел. Гематома жуткая. Я стала его спрашивать. Оказалось, что его одноклассник, сидящий сзади, на перемене схватил его за руку и укусил со всей силы.

Какие бывают виды буллинга?

Буллинг – пьеса с плохим концом — Сегодня о буллинге написано множество статей, защищены десятки диссертаций, даны сотни рекомендаций родителям и педагогам, однако, проблема от этого не становится менее острой. В исследовании PISA, проведенном в 2015-ом году, приводятся такие цифры: 27% школьников в России становились жертвами физической, вербальной или социальной агрессии, при этом 9,5% школьников становились объектами травли систематически.

  • К 2018-му году по данным мониторинга PISA этот показатель вырос еще на 10% и составил 37%.
  • Почему в одних школах буллинг – распространённое явление, а в других – исключение из правил? Как уклад школьной жизни влияет на взаимоотношения между учениками? Как взрослым взаимодействовать с каждым участником сложной ситуации? Предлагаем вам вместе поразмышлять и ответить на эти вопросы.

Буллинг — новомодный синоним слова «травля», это намеренное систематическое причинение вреда человеку или группе людей другим человеком или группой людей. Это социальное явление родилось задолго до появления интернета, телевидения, травля существует ровно столько, сколько существует общество.

  1. Выделяют различные виды буллинга: физический (толчки, пинки, избиения), социальный (очный — прямые оскорбления и унижения, игнорирование, заочный – без присутствия жертвы, распространение заведомо ложных сплетен, слухов, включает в себя и кибербуллинг).
  2. Чем отличается буллинг от других проявлений агрессии (унижения, причинение боли, оскорблений и пр.)? Признаками буллинга являются: повторяемость ситуации; способы травли могут включать различные проявления агрессии; неравное положение жертвы и обидчика; буллинг проявляется только в присутствии других людей; переживание жертвой чувства беспомощности.

Таким образом, буллинг – это ситуация, в которую оказывается втянут весь класс и эта ситуация является для всех стрессовой. Как распределяются роли в ситуации буллинга? На что обратить внимание взрослым при взаимодействии с каждым из её участников? Психология жертвы Психологи отмечают, что жертвой буллинга может стать любой, для этого не обязательно принадлежать к другой расе или иметь особенности внешности.

Существует миллион причин, которые могут вызвать ненависть со стороны другого. Чаще всего объектами травли становятся неуверенные дети с повышенным уровнем тревожности, дети, имеющие трудности в обучении, дети с ОВЗ, с хроническими заболеваниями, обучающиеся из семей с низким социально-экономическим статусом, иноязычные дети, дети, не имеющие опыта общения со сверстниками.

Дети и подростки, подвергающиеся буллингу, попадают в психологические ловушки. Первая из них — ребенок начинает переживать свою вину, ему кажется, что, если бы он выглядел по-другому или вел себя иначе, он был не стал объектом нападок. Порой этому способствует даже близкое окружение, дающее советы вроде «Сбрось пару килограмм», «Подкачайся» и пр.