Что делать если у ребенка заниженная самооценка?

Что делать если у ребенка заниженная самооценка
Что делать если у ребенка заниженная самооценка Екатерина Сафонова психолог портала «Я — родитель» Самооценка – это отношение человека к самому себе. Формируется она достаточно рано, ещё в дошкольном возрасте, но с взрослением претерпевает множество изменений. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Несмотря на то, что существует масса методик, выявляющих проблемы с отношением к себе самому, самооценка часто бывает ситуативной – любой человек в каком-то вопросе уверен в себе и своих силах, в каком-то – нет, это нормально и естественно. Как определить, адекватно ли оценивает себя ребенок, и нужно ли как-то вмешиваться в формирование детской самооценки? Давайте разбираться.

Для детей дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, т.к. в этом возрастном периоде детям присущ так называемый детский эгоцентризм. Малыши уверены, что мир крутится вокруг них, а никак не наоборот. Всем знаком яркий пример детского эгоцентризма, когда малыш, наблюдая Луну из окна автомобиля, сообщает, что Луна за ним следит.

Детская психика пока устроена так, что ребенок в силу возрастных особенностей не в состоянии понять физических законов, поэтому вывод прост: Луна всегда видна лишь потому, что следит за ним. Такой эгоцентризм заложен в природе ребенка, поэтому не нужно его пугаться и пытаться исправить: в норме к 7 годам у малыша формируется произвольность, а эгоцентризм остаётся в детстве.

Для подростков же характерна заниженная самооценка, и это тоже объясняется возрастными особенностями. Подростки склонны преувеличивать (а то и вовсе выдумывать) телесные недостатки, размышлять о бренности бытия и о людях-пешках, тинейджеры часто отмечают, что их эмоциональный фон скорее депрессивный, нежели позитивный.

Но есть и интересный механизм: в психологии традиционно завышенная самооценка (не применимо к дошкольникам) воспринимается как заниженная, но отягощённая защитными механизмами. Бравирующий подросток, заявляющий, что он властелин мира, на самом деле может быть глубоко в себе не уверен и, чтобы защитить самого себя от этих фрустрирующих переживаний, изображает из себя самоуверенного мачо.

У тинейджеров обычно это временное явление, и оно проходит с наступлением нового возрастного периода. Что делать если у ребенка заниженная самооценка В любом возрасте на детскую самооценку влияет несколько факторов: семья, отношения со сверстниками, успехи в учебе. Разница лишь в том, что в разные возрастные периоды для ребенка важны разные вещи, а значит и на формирование самооценки будет влиять разное.

  • Например, в подростковом возрасте самым важным для детей является интимно-личностное общение, а значит в первую очередь самооценка будет зависеть от отношений со сверстниками.
  • У младших школьников основное занятие – учеба, соответственно самооценка будет формироваться в зависимости от успехов в школе.

Итак, как понять, что у ребёнка проблемы с самооценкой? Если мы говорим о дошкольном и младшем школьном возрасте, следует обратить внимание на рисунки малыша.

Как помочь ребенку повысить самооценку?

15 обязательных правил —

  1. Право на личное мнение — лучшее, что могут развить родители у детей. Позвольте малышу думать самостоятельно, научите анализу и способности иметь свою точку зрения. Это главный способ, как повысить ребенку самооценку.
  2. Уважайте индивидуальность ребенка. Не нужно сравнивать его с Петей, Васей, Катей и т.д.
  3. Дарите любовь. Чувствуя любовь и заботу родителей, малышу проще справляться с трудностями.
  4. Позволяйте детям делать что-то важное. Ребенок должен сам видеть свою значимость в мире, понимать ценность хороших поступков.
  5. Устраните источник угнетения. Часто неуверенность — последствие давления внешней среды: коллектив, школа, педагоги и прочее. Если ребенок испытывает дискомфорт в школе, лучше сменить место учебы.
  6. Не говорите о детях в третьем лице в их присутствии. Психологи советуют называть недостатки и хвалить малыша, указывая его личность.
  7. Как поднять ребенку самооценку и привить ответственность – дайте право выбора, возможность самостоятельно принимать решения, например позвольте надеть то, что хочет ребенок.
  8. Научите ребенка управлять эмоциями.
  9. Всегда поддерживайте свое чадо, особенно в моменты неудач. Похвала — стимул двигаться дальше.
  10. Не критикуйте выбор ребенка.
  11. Не создавайте тепличных условий: позволяйте малышу преодолевать трудности и принимать поражения. Просто помогайте правильно воспринимать победы и неудачи.
  12. Ругать нужно поступки, а не самого ребенка.
  13. Не требуйте от детей больше, чем они способны сделать. Ставьте реальные выполнимые задачи и хвалите за их выполнение.
  14. Поощряйте инициативу и желание ребенка сделать что-то самостоятельно.
  15. Общайтесь с малышом, на собственном примере рассказывайте о том, что в жизни есть место успеху и неудачам, о том, как преодолевать трудности.

В каком возрасте у ребенка формируется самооценка?

5 ноября 2015 Самооценка столь же выраженная, как и у взрослых, формируется у ребенка к пяти годам, утверждают психологи из Вашингтонского университета (США). Это особенно важно, так как в большинстве случаев самооценка относительно стабильна в течение жизни человека. Провести это исследование стало возможным благодаря созданию специальной методики, позволяющей измерить уровень самооценки у детей, которые еще не умеют читать. Группа из 234 испытуемых, мальчиков и девочек, стала самой юной с точки зрения возраста из участвующих в подобных исследованиях.

В ходе эксперимента детям предложили соотнести то, что относится к ним, с оценкой «хорошо» или «плохо». У взрослых уровень самооценки проверяют подобным образом, однако в случае с детьми тест представлял собой некое подобие компьютерной игры. Детям представили два набора незнакомых флагов, один из которых, по условиям эксперимента, был «их», а другой «не их».

Также им показали, что при нажатии на определенные кнопки будут звучать либо положительные слова (веселый, счастливый, хороший, приятный), либо отрицательные (плохой, чокнутый, жалкий, противный). Сначала младшие дошкольники должны были научиться сортировать флаги на «мои» и «не мои».

Читайте также:  Как мальчика сделать смелым?

А потом их просили с помощью нажатия нужной кнопки соотнести изображение флага с хорошей или плохой характеристикой. В ходе эксперимента дети чаще выбирали положительные характеристики для «своих» флагов. Психологи также неявно проверяли, насколько дети осознают свою половую принадлежность и какую группу (своего пола или противоположного) предпочитают.

Оказалось, что дети с высокой самооценкой и твердым пониманием своей половой принадлежности в большинстве случаев выбирали «свою» группу. При этом девочки по сравнению с мальчиками демонстрировали более высокий уровень осознания своего пола и более сильное предпочтение «своей» группы.

В чем причина низкой самооценки?

Откуда берётся заниженная самооценка — Психологи считают, что причины, по которым люди страдают от заниженной самооценки, коренятся в детстве.

Недостаток внимания или жестокость со стороны родителей. Завышенные ожидания родителей и, как следствие, ощущение, что ребёнок «недостаточно хорош». Постоянные издёвки со стороны других детей. Нахождение во враждебной среде. Например, среди людей, которые заранее негативно настроены против ребёнка из-за его принадлежности к другой социальной группе, национальности или религии.

Что влияет на самооценку ребенка?

6 — 14 лет — В подростковом периоде ребенок учится трудиться, самовыражаться, строить отношения с окружающими. В этом возрасте на самооценку влияют уже не только близкие люди, но и сверстники. Что делать если у ребенка заниженная самооценка На самооценку ребенка влияет его окружение. Photo: Freepik Самооценка ребенка формируется в процессе активной деятельности малыша. В раннем возрасте она зависит от того, любят ли его родители, как они хвалят его за успехи и ругают за проступки, сколько времени они проводят с малышом, слушают ли его, учитывают ли его мнение.

На чем строится самооценка?

Интерес ребенка к своему «я» — к своим особенностям, возможностям, способностям – в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. «Я сам!» — говорит трехлетний малыш. И это значит, что он уже выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей.

  1. Для нас такое отличение самоочевидно, иначе быть не может; но это отнюдь не задано человеку от рождения, а для малыша – это заметный шаг в развитии.
  2. Кто я?», » Каков я?», «Что я могу?» — спрашивает себя подросток; и это – уже совсем иная форма и иной уровень развития самосознания.
  3. Самосознание – сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя.

В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он – и познающий, и познаваемый. Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка. Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой этимологии слова.

  • Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.
  • Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются.

Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности. Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной (а проще говоря – правильной или ложной), относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.

Отличительной чертой зрелой личности является диффериенцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый и т.д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности («Я большой», «Я сильный»), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием факторов, в первую очередь – общения ребенка с окружающими. Широко известно высказывание Маркса: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».

Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Как формируется самооценка у ребенка?

Развитие самооценки у дошкольников и младших школьников — Что делать если у ребенка заниженная самооценка Самооценка формируется на основе восприятия личности другими людьми. Поэтому, для того, чтобы ребенок учился адекватно сопоставлять свои возможности, действия и требования к себе самому, важно с первых дней правильно относится к его появлению, взрослению, становлению.

  1. Основная роль при этом отводится родителям и близкому окружению.
  2. Любовь родных малыш должен ощущать постоянно.
  3. Особенно важно на ночь действиями подтверждать свое отношение, так как темное время суток для ребенка — это нечто неведомое, порождающее страх.
  4. Поддержка родителей (сказка на ночь, ритуал укладывания в постель) дают ощущение любви и защищенности.
Читайте также:  В чем может заключаться моральный вред?

Чем старше становится ребенок, тем сильнее он осознает свою значимость среди других людей. Основанием для суждений о себе становится его оценка взрослыми. Малышей до трех лет чаще всего постоянно хвалят. У большинства трехлеток формируется слегка завышенная самооценка.

Но не следует пока торопиться что-то менять. Критика для баланса сейчас неуместна и даже опасна. Если занизить самооценку теперь, тяжелее будет справиться с этим позже. Дошкольник нуждается в адекватной оценке его действий и поступков. То есть, необходимо справедливо дозировать похвалу и порицание. Для старшего дошкольника и младшего школьника приобретает невероятную важность то место, которое он занимает в социуме.

Общение со сверстниками очень влияет на самооценку, поэтому задача родителей — не забывать о существовании этой стороны воздействия. Тактичные советы родителей, их любовь и понимание — важнейший потенциал для формирования адекватной самооценки. В этом возрасте важно объяснить, что в жизни могут случаться поражения.

Как ведут себя люди с низкой самооценкой?

Людям с низкой самооценкой приходится нелегко – в том числе на работе. Трудно верить в себя, говорить «нет», принимать похвалу на свой счет. Какое уж тут удовольствие от работы? Мы уверены: продуктивность выше у тех, кому на работе комфортно. Низкая самооценка – одна из причин дискомфорта, и над ней нужно работать.

  1. Поэтому мы и написали этот текст.
  2. В нем не только практические советы о том, что делать с низкой самооценкой, но и теория – без нее в этой теме не обойтись.
  3. Как понять, что вы адекватно оцениваете себя? Откуда берется низкая самооценка? Что делать, если ваши подчиненные себя недооценивают? В этом Клеверу помогла разобраться психолог Нелли Якимова,

— Когда я слышу, что у кого-то слишком низкая самооценка или слишком высокая, задумываюсь: а есть ли способ самооценку измерить, или тут всё субъективно? Допустим, я не понимаю, адекватная у меня самооценка или нет, что мне делать? — Не ищите внешнюю шкалу, с которой нужно свериться, а прислушайтесь к себе.

  1. Главный признак адекватной самооценки – это принятие себя в моменте без попытки изменить.
  2. Другие признаки – способность доверять своим чувствам и опираться на них, креативность, независимость, готовность признавать свои ошибки и исправлять их, великодушие, гибкость, способность вести диалог и сотрудничать.

— А неадекватной? — Постоянные сомнения, нереалистичные, часто наивные представления о себе, других и мире в целом, боязнь перемен, стремление всё контролировать, враждебность, обороняющееся поведение или, наоборот, стремление подстраиваться под окружающих, быть удобным для них.

  • Я читала, что самооценка – это не что-то стабильное: она меняется под влиянием внешних факторов.
  • Сегодня человек может думать, что способен на всё, а завтра случается провал, и он не верит в свои силы.
  • Потом проходит время, и снова появляется уверенность.
  • Получается, стабильно заниженной или стабильно завышенной самооценки нет? — «Самооценка здорового человека» в целом стабильна: он знает, что достоин любви и уважения, хорош и ценен сам по себе, вне зависимости от своих достижений и успехов.

Он уверен, что имеет право сказать «нет» и поступить так, как считает нужным. Это не значит, что такой человек пуленепробиваем. Его самооценка может колебаться под воздействием внутренних кризисов и внешних событий – например, развода или сокращения с работы.

  • Но здоровая самооценка восстанавливается, когда кризис пройден, — самостоятельно или с помощью специалиста.
  • Кстати, хорошие навыки самоподдержки и способность принимать помощь — тоже маркеры адекватной самооценки.
  • Заметным колебаниям подвержена самооценка человека с нарциссическими чертами,
  • Такой человек сильно зависит от внешней оценки, крайне болезненно реагирует на критику.

Его самоощущение сильно поляризовано: либо я звезда и король мира, либо ничтожество и последний неудачник. Восстановить самоуважение после крупных неудач ему очень сложно, ведь за помощью обращаться стыдно («не справился»). Самоподдержка сводится к обесцениванию желаемого («не очень-то и хотелось») или других людей («меня окружают идиоты»).

Чем грозит низкая самооценка?

У низкой самооценки далеко идущие последствия. Ненависть к себе не только искажает представления человека о своей натуре, но и, распространяясь, заражает каждого, с кем он общается. Низкая самооценка снижает вашу способность любить и понимать других. Современные психологи пришли к выводу, что человек не может любить другого, если сам не обладает здоровым чувством любви к себе.

Истинность любви, исходящей от нас и обращенной к нам, непосредственно связана с нашим отношением к самим себе. Если я не люблю себя, то других, конечно, тем более. Если я сомневаюсь в собственной сущности, в ее значимости, могу ли я уважать других? Близкие же вам люди — родители, родственники, возлюбленный или возлюбленная, ваши друзья — становятся постоянным «громоотводом» вашей депрессии.

В конце концов, ваша половина, ваши дети становятся невинными жертвами вашего отношения к себе, которое следовало бы изменить еще до брака. Низкая самооценка влияет на выбор партнера для брака. Человек, чье чувство собственного достоинства выражено слабо, обычно и партнера подбирает себе такого, который будет принижать, критиковать и осуждать его.

Почему же так происходит? Чтобы еще и еще раз пережить те чувства, к которым он привык. Низкая самооценка скажется на будущем ваших детей. Да, низкую самооценку родители вполне могут передать детям. Возможно, вам кажется, что вы так хорошо ее скрываете, что ни одна душа об этом не ведает. Но само отношение к собственной жизни выдает ваше неуважение к себе, так что и дети постепенно утратят уважение к вам.

Подсознательно они также будут тяготеть к низкой самооценке. Невозможно, чтобы человек с нездоровым отношением к себе передал своим детям здравое самоуважение, если только случай или чудо не снимут с них это родительское «проклятие». Низкая самооценка скажется и на вашей сексуальной жизни.

Общество приучило нас к мысли, что покорить представителя противоположного пола можно лишь с помощью тщательно ухоженной внешности. Страсть к вылизыванию, к пресловутой ухоженности и совершенной неотразимости снедает оба пола. Поэтому если наше тело хоть в чем-то кажется нам несовершенным, то скорее всего оно не станет удовлетворять нас в целом.

А если вы сами не любите свое тело — за низкий рост, например, за слишком маленькую грудь или тонкие ноги, или даже просто за отсутствие волос на груди — конечно, едва ли вы поверите в то, что ваше тело может показаться привлекательным кому-то. Такое отношение к своему телу может породить страхи в сексуальных отношениях.

Читайте также:  Какие права есть у ребенка 12 лет?

Низкая самооценка может стать причиной вашего недовольства властью. Всякий раз, разочаровываясь в себе или в своих поступках, мы склонны винить за это саму жизнь, само ее несправедливое устройство. Осознанно или нет, но в нас зреет ощущение того, что мир нам что-то должен. Так рождается недовольство родителями, школьной администрацией, полицией, работодателями, всей страной.

Поэтому всякий раз, когда власть вводит ограничения, нам кажется, что уменьшаются наши шансы на счастье, и это нас возмущает. Низкая самооценка — препятствие на пути к истинной дружбе.

Чем опасна заниженная самооценка?

Чем опасна низкая самооценка Карьера таких людей продвигается медленно. Их способности и навыки если и замечают, никогда не оценивают по достоинству. Наконец, низкая самооценка приводит к развитию депрессии, психосоматическим заболеваниям и даже суицидальным попыткам.

В чем проявляется самооценка?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ САМООЦЕНКА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ Мухина Ю.И. Мухина Юлия Игоревна — аспирант, кафедра общей психологии, Международный инновационный университет, практический психолог, клиника доктора Мухиной «Оригитея», г. Москва Аннотация: в статье содержится теоретический анализ зарубежных и отечественных типологий «Я-концепции».

  1. Представлены и раскрыты уровни самооценки.
  2. Самооценка рассматривается как форма проявления самосознания и его отношения к своим способностям, возможностям, качествам, деятельности и т.д.
  3. Самооценка характеризуется как основа процесса совершенствования личности и показатель уровня его развития.
  4. Ключевые слова: самооценка, активность, сознание, деятельность, Я-концепция, адекватность, устойчивость, самоуважение, достижение.

Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Под самооценкой понимают особые представления человека о своей важности, о важности личной деятельности в обществе, а также оценивание себя, своих личных качеств, чувств и эмоций, недостатков и достоинств.

Самооценка занимает в структуре личности центральное образование. Она главным образом определяет, насколько социально адаптирована личность, способна регулировать ее поведение и деятельность, Самооценка является не только оценкой самого себя, собственных достоинств и недостатков, но и оценкой качеств и своего места среди других людей, что, в свою очередь, является одним из важнейших регуляторов поведения личности.

Важно отметить, что самооценка является настолько непостоянной величиной, что может измениться под влиянием преобладающего у человека в настоящий момент настроения, поэтому сниженная самооценка наблюдается при депрессивных состояниях, повышенная — при маниакальных состояниях.

В качестве основного критерия, по которому оценивается система личностных смыслов, выступает именно самооценка. Главные функции самооценки -регуляторная и защитная. На основе регуляторной функции происходит решение задач относительно личностного выбора человека, защитная — обеспечивает относительную независимость и стабильность личности.

От самооценки зависит многое: взаимоотношения личности с окружающими, критичность человека, а также его требовательность к себе. Самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности человека и на дальнейшее развитие его личности, Согласно определению данного понятия в большом психологическом словаре, самооценка является оценкой личности самой себя, своих качеств, возможностей и места среди других людей.

  • По мнению А.И.
  • Липкиной, самооценка — есть отношение человека к своим способностям, возможностям, качествам, а также к внешнему облику.
  • В зарубежных исследованиях совокупность представлений индивида о самом себе обозначается термином «Я-концепция».
  • В данной концепции выделяют описательную составляющую, называемую образом «Я», или самоотношением.

Поведенческие реакции, которые порождаются образом «Я» и самоотношением, формируют поведенческую составляющую концепции «Я».