Буллинг ― сложная и неприятная тема, особенно для тех, кто с ней встречался. По последним данным практически каждый подросток так или иначе встречался с ситуациями травли, в позиции агрессора, жертвы или просто стороннего наблюдателя. С буллингом также связаны переживания таких неприятных эмоций, как страха, вины, стыда, беспомощности, ненависти, отчаяния, и самое печальное, что эти переживания очень мало обсуждаются.
- Итак, что же такое буллинг? Буллинг — систематическое целенаправленное агрессивное поведение при условии неравенства сил или власти участников.
- Ключевые характеристики ― намеренность, регулярность, неравенство силы или власти.
- Проявления буллинга Различают травлю прямую, когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, и косвенную: распространение слухов и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней — мы с тобой не друзья»).
Также могут использоваться сексуально окрашенные комментарии и жесты, угрозы, расистские прозвища. Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а пики косвенной травли приходятся на переходы в среднюю и старшую школу. Мальчики больше девочек склонны участвовать в травле в разных ролях, они же чаще становятся жертвами физической травли, у них отбирают деньги и портят вещи, им угрожают и заставляют их что-то делать, в то время как девочки чаще становятся жертвами сплетен, непристойных высказываний и жестов.
- С распространением интернета появилась новая форма травли — кибербуллинг, травля с использованием современных технологий: СМС, электронной почты, социальных сетей и так далее.
- С каждым годом явление буллинга становится все более распространенным.
- Жертва и преследователь Есть три основные роли участников ситуации буллинга ― это жертва, преследователь, свидетель.
Роли могут меняться от ситуации к ситуации и от группы к группе. Участники буллинга обладают определенными личностными и поведенческими чертами и имеют ряд сопряженных с ролями социальных рисков. Для жертв травли характерна чувствительность, тревожность, склонность к слезам, физическая слабость, низкая самооценка, у них мало социальной поддержки, друзей, такие дети предпочитают проводить время со взрослыми. В качестве образца жертвы травли можно описать замкнутого ребенка с поведенческими нарушениями, отрицательными убеждениями о самом себе и социальными и коммуникативными сложностями.
Такие особенности могут формироваться и в качестве последствий травли, но могут выступать ее предпосылками, восприниматься в качестве «сигналов» для других детей о том, что этого ребенка легко сделать жертвой. Многочисленные исследования показывают, что в группу риска по возможности оказаться в роли жертвы попадают дети, имеющие трудности в обучении, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройства аутистического спектра, диабет, эпилепсию, нарушения веса и другие нарушения и хронические заболевания, особенно влияющие на внешность.
Кроме того, с оскорблениями, физическими нападениями и угрозами сталкиваются 82% подростков, воспринимающихся как «слишком фемининные» (мальчики) и «слишком маскулинные» (девочки) или презентирующих себя в качестве лесбиянок, геев, бисексуалов или трансгендеров.
Какие дети становятся жертвами буллинга?
Кого чаще травят в школе? — На формирование стереотипов поведения «жертвы» влияют такие факторы, как длительная травмирующая ситуация, домашнее и сексуальное насилие, воспитание, направленное на подавление личности, хронические заболевания. Ребенок с выработанным стереотипным поведением «жертвы» принимает насилие по отношению к себе как обыденную ситуацию, в том числе создает своим поведением условия, способствующие «растормаживанию» агрессора.
Жертвами буллинга обычно становятся тревожные, социально незащищенные, молчаливые и сдержанные дети. Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы, не уверены в себе, несчастны, склонны к депрессии и суицидальным мыслям, одиноки, плохо находят общий язык со сверстниками и легче общаются со взрослыми.
Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников и чувствительнее других мальчиков, с пониженной самооценкой и страдающим самоуважением. Такие дети ранимы и не могут за себя постоять. Детям, которые не посещали детские сады, находились на индивидуальном обучении, труднее устанавливать здоровые отношения в школе Чаще всего эти особенности характера формируются на основе признаков, выделяющих их из общей массы сверстников.
Поводом для неприятия могут стать этническая или культурная принадлежность, сексуальная ориентация, принадлежность к той или иной религиозной конфессии, социальный статус или другие отличия. Часто подвергаются буллингу дети с отклонениями в развитии, имеющие видимые анатомические дефекты. Такие проблемы ребенка, как заикание, энурез, слабое зрение и необходимость постоянного ношения очков, могут сделать его уязвимым.
Цвет кожи, слишком высокий или низкий рост, другие особенности внешности также могут быть поводом для травли в школе. Детям, которые не посещали детские сады, редко проводили время со сверстниками в детских коллективах, находились на индивидуальном воспитании, обучении, труднее устанавливать здоровые отношения в школьной среде.
Как понять что ребёнок подвергается Буллингу?
№.2 Ребёнок ни с кем не общается — Дети, подвергаемые буллингу, отказываются общаться со своими друзьями. Поведение ребёнка становится асоциальным, он избегает общения, закрывается в своей комнате, а на вопросы отвечает односложно: «да» и «нет». Может случится и так, что ребёнок начинает со всеми ссориться без причины.
Как проявляется буллинг?
Проявления буллинга Различают травлю прямую, когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, и косвенную: распространение слухов и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней — мы с тобой не друзья»).
Что характерно для буллинг структуры класса?
УДК 37.013.42:159.9.072.43 Норкина Е.Г. студентка группы 51 -ЕЗСП Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им.В.И. Вернадского» г. Евпатория МЕТОДИКА НА ВЫЯВЛЕНИЕ «БУЛЛИНГ-СТРУКТУРЫ» В данной статье рассматривается понятие буллинг, описывается «буллинг-структура», дается характеристика участников буллинга.
Так же в статье приведена авторская методика, целью которой является определение «буллинг-структуры». Ключевые слова: буллинг, «буллинг-структура», методика. В последнее время в психолого-педагогической литературе появился новый термин «буллинг». И хотя термин новый явление, которое он обозначает довольно старое и всем хорошо известное.
В связи с тем, что проблема буллинга малоисследована, до сих пор нет точного научного определения. Как отмечает Е.Н. Ожиева буллинг — довольно новое понятие в жизни современного человека. Из повседневного определения это слово преобразовалось в международный термин и содержит в себе ряд проблем: социальных, психологических, юридических и педагогических,
- По определению Е.С.
- Илларионовой буллинг — это запугивание, психологический или физиологический террор, агрессия, направленная на подчинение себе другого человека или вызывание у него чувства страха,
- По определению А.И.
- Аверьянова буллинг — это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально,
Как отмечает О.Л. Глазман для того, чтобы лучше понять индивидуально -психологические особенности участников буллинга, необходимо понять, какие позиции они занимают и какие роли играют, т.е. определить «буллинг-структуру», «Буллинг-структуру» как социальную систему, предложенную Е.
Роландом, описывает Д. Лейн, включающую обидчиков (преследователей агрессоров, хулиганов), их жертв и свидетелей (наблюдателей), Еще одну классификацию «буллинг-структуры» описывает О.Л. Глазман, которая состоит из: 1. Инициаторов (обидчиков), характеризуются как индивиды, обладающие высоким потенциалом общей агрессивности.
Они «нападают» не только на своих жертв, но и на педагогов и родных.2. Помощников инициатора характеризуются стремлением помогать и подражать «обидчику». Они пользуются прямым буллингом, именно они обзывают и бьют.3. Защитников «жертвы», как правило, защитники обладают наибольшим авторитетом среди одноклассников.
- Они реже всех проявляют буллинг по отношению к сверстникам и реже подвергаются буллингу.4. Жертв.
- Такие дети испытывают психологическое насилие, изолированность и одиночество, ощущение опасности и тревоги.
- «Жертвам» буллинга свойственно проявление симптомов депрессии, высокий уровень тревожности и иные сходные отрицательные эмоциональные проявления.5.
Наблюдателей (свидетелей). В ситуациях буллинга в роли «свидетелей» находится большинство детей во всем своем многообразии и разнородности, На основании предложенной классификации «буллинг-структуры», нами была создана авторская методика, целью которой является определение ролей и позиций, занимаемых подростками в буллинге.
Что является причиной буллинга?
Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в се- мье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; а так же развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда по- падают дети для получения образования.
Как можно заметить по косвенным или прямым признакам что ребенка подвергается травле в школе?
Неравенство сил между жертвой и обидчиком; повторяемость; переживание жертвой чувства беспомощности; активная поддержка, подразумеваемое одобрение или безразличие со стороны других участников ситуации.
Как родитель может распознать что его ребенок стал жертвой?
Как догадаться — Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по некоторым признакам, таким как жалобы на беспричинные боли в животе и груди; нежелание идти в школу; плохая успеваемость; нервный тик; печальный вид, беспокойство, тревожность; нарушенный сон, кошмары; длительное подавленное состояние; участившиеся простуды и другие заболевания; склонность к уединению, нежелание общаться; проблемы с аппетитом; излишняя уступчивость и осторожность.
Почему дети травят друг друга?
Подростковые ссоры затягиваются на несколько недель и даже месяцев, превращаясь в настоящую травлю Редкий человек не ссорился со своими одноклассниками. Порой конфликт решался сразу, многие ребята позже становились лучшими друзьями. Но бывает, что ссора превращается в настоящую травлю.
- Цена успеха Сейчас Алина (имя изменено — прим.
- Ред.) студентка первого курса.
- Глядя на эту жизнерадостную девушку, даже не верится, что несколько лет назад она не хотела жить из-за издевательств одноклассников.
- Я всегда была активисткой.
- Хорошо училась в школе, в младших классах занималась в художественной школе, в старших участвовала в предметных олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, где занимала призовые места, — рассказывает Алина.
Однажды всех старшеклассников школы собрали в актовом зале, и завуч предложила им поучаствовать в конкурсе, по итогам которого победители получали путевки во Всероссийский детский центр. Алина сразу загорелась идеей попробовать свои силы, вместе с ней подали заявки на участие ещё 12 одноклассников.
- Конкурс проходил в несколько этапов.
- В итоге в финал вышли человек шесть из Курганской области, среди которых была и я, — вспоминает девушка.
- Для победы нужно было выполнить последнее задание — снять видеоролик о достижениях своей малой родины.
- Я сразу решила, что хочу рассказать о сельском хозяйстве.
Через несколько недель пришли результаты конкурса. И Алина была в числе победителей. Награждали девушку путевкой во Всероссийский детский центр в актовом зале школы в присутствии всех учеников и учителей. Когда Алина уехала, одноклассницы ей часто писали, спрашивали, как она отдыхает.
- У меня даже мысли не было, что кто-то хочет меня унизить или обидеть.
- Рассказывала всё девчонкам и выставляла фото в социальных сетях.
- Когда вернулась домой, узнала, что мои «подруги» создали группу в социальных сетях, в которой публиковали мои рассказы, гадкие фотожабы и отвратительные демотиваторы, — говорит девушка.
Мои «подруги» создали группу в социальных сетях, в которой публиковали мои рассказы, гадкие фотожабы и отвратительные демотиваторы. Но это было только началом. Ребята в классе объявили Алине бойкот, и никто с ней не общался. Алина стала находить в своей сумке записки с оскорблениями.
Что такое буллинг детей?
Школьный буллинг является актуальной проблемой современного образования. Буллинг представляет собой травлю в отношении кого-то из детей со стороны сверстников. Может проявляться как запугивание, издевательства и другие формы агрессивного поведения. Чаще всего проявляется, когда присутствует какое-либо неравенство, т.е. Причины школьного буллинга – это любые отличия ребенка. Среди наиболее распространенных вариантов причин начала травли следующие:
Новый ученик в сформированном классе; Дети, отличающиеся от большинства по этническому признаку; Внешние особенности (рост, цвет волос, форма носа и т.д.); Ученики с особенностями развития; Школьные неудачи или победы – плохие оценки могут быть поводом для унижений, так же как и отличные результаты, когда ребенок не может постоять за себя; Стигматизированные группы – если ребенок относится к категории, к которой предвзято относятся в данном социуме, то остальные дети это считают.
Буллинг в школьной среде не всегда имеет форму физического насилия, скорее это уже крайние варианты проявления, когда стадии психологического давления не нашли отпора. Среди психологических форм насилия наиболее распространена словесная травля, которая проявляется оскорблениями, унизительными прозвищами, злыми или непристойными шутками в адрес одного ребенка, а также многочисленными формами насмешек и прочего.
Что такое буллинг для детей?
Наблюдать, как ваш ребенок испытывает физическую и эмоциональную боль от буллинга или кибербуллинга процесс душераздирающий. Некоторые родители не уверены, с чего начать, чтобы помочь защитить своих детей от буллинга и насилия. Другие могут не знать, являются ли их дети жертвами, наблюдателями или даже виновниками насильственного поведения.
- Вот несколько советов о том, как начать разговор с детьми: Около 150 миллионов детей в возрасте 13–15, то есть половина учащихся во всем мире, сообщают, что они сталкиваются с насилием со стороны сверстников в школе.
- Каждый десятый ребенок испытывает это насилие ежедневно или еженедельно.
- Буллинг стал частью жизни детей по всему миру.
Сообщества и государства все больше начинают обращать внимание на проблему. Но знаем ли мы что такое буллинг? Буллинг – это целенаправленное нанесение вреда другому ребенку; действие, которое повторяется регулярно, и подразумевает наличие неравенства сил, что не позволяет жертве прекратить насилие по отношению к себе.
Буллинг может быть везде и в любое время: в повседневной жизни, в переписках, или социальных сетях, Он не только мешает ребенку сосредоточиться на учебе, но и может стать причиной длительной психологической травмы. Буллинг не должен восприниматься несерьезно. Сегодня, к сожалению, буллинг в некоторых школах стал частью повседневной жизни, но так не должно быть.
Это нужно прекратить.
Что это такое буллинг?
Что такое буллинг (травля)? — Буллинг — английский аналог слова «травля». В это понятие входит намеренная, постоянная травля, при которой явно прослеживается неравенство сил обидчика и агрессора; террор любого вида: психологический, физический, открытый и незаметный.
Последний — опасней всего, поскольку синяки, ссадины, пропавшие или испорченные вещи, чрезвычайно быстрое исчезновение карманных денег родителю заметить легко, а вот если видимых признаков нет, то узнать, что ребёнка в школе травят одноклассники или старшеклассники, будет гораздо сложнее. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев дети не признаются, что у них в школе есть конфликт.
Ситуации, которые замалчивает ваш ребёнок, могут быть разными: его обижают, дразнят, задирают, оскорбляют или запугивают, заставляют делать что-то неприятное, отбирают или портят его вещи, угрожают или унижают. Для буллинга характерны три признака: намеренность, повторяемость, неравность сил.