Грех — Ной проклинает сына Хама. Гравюра Гюстава Доре Согласно Библии, Хам повёл себя постыдным образом во время опьянения своего отца Ноя. Он увидел и рассказал братьям про наготу отца своего ( Быт.9:22 ). Обычно это место трактуется как насмешка и неуважение к отцу, что в дальнейшем вошло в содержание термина хамство,
- В Талмуде существует две трактовки описанного события.
- Так, персидский раввин Рав (Абба бар Айбу) считает, что Хам кастрировал Ноя в ответ на то, что тот проклял его четвёртого сына, Ханаана.
- Таким образом, Хам якобы предотвратил появление четвёртого сына у самого Ноя.
- В свою очередь Раввин Самуэль полагает, что Хам содомизировал своего отца по аналогии с другим библейским инцидентом, в котором была использована фраза «и увидел»: «И увидел ее Сихем, сын Еммора евея, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие (Бытие 34:2)».
Существует также более поздняя версия, по которой Хам вступил в сексуальную связь не с отцом, а с матерью, так как выражение «открыть наготу» в некоторых частях Библии означает иметь связь с женой данного мужчины: «Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тётка твоя» (Левит 18:14),
- Впрочем, большинство современных исследователей придерживаются традиционной версии, по которой фраза «увидеть наготу» или «открыть наготу» не обязательно связана с сексуальной сферой.
- Ной сам открывает свою наготу (обнажается), а не Хам открывает его наготу.
- Достаточно прочитать это выражение («увидел наготу») в контексте, чтобы понять, что речь идёт просто об обнажённом отце: «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» ( Быт.9:23 ).
В соответствии с представлениями древних, взирая на гениталии обнажённого отца, Хам тем самым перенимал его власть, как бы отбирал его потенцию, Если бы речь шла об инцесте, ему нечем было бы хвастать перед братьями. Необходимо учитывать также, что в ветхозаветном обществе и других древних культурах почитание родителей было обязательным, а нагота считалась постыдной.
За грех Хама расплачиваться пришлось его сыну Ханаану, которого Ной проклял, пророча ему рабское существование: Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих ( Быт.9:25 ) Косвенным подтверждением того, что проклятие Ноя распространялось не на всех потомков Хама, а лишь на Ханаана, является и пророчество пророка Исайи о Египте,
Библия называет египтян потомками Мицраима, сына Хама.
Что такое Хам и почему он так опасен?
Типичные признаки хама — Многое о человеке может сказать его речь. Так вот, хама в первую очередь выдает изобилие хвастливых высказываний. Он постоянно бросает вызов окружающим его людям! В речи хама постоянно присутствует бесцеремонность, даже наглость.
Он презрительно отзывается о своих «соперниках». Часто в разговоре он использует бранные и неприличные выражения, фамильярность, плоские шутки, обращение на «ты». Также для хамов характерно отрицание любых социальных норм, они считают себя выше, презирают любые правила, кроме собственных. И в то же время такая личность демонстративно разглагольствует о правах человека, которые «соперник» якобы нарушил, о достоинстве и чести.
И это при том, что ему самому эти понятия абсолютно чужды. Хам всегда эгоистичен, поэтому способен защищать только свою «честь». Этих людей характеризует демонстративное поведение, они всегда важны и всем своим видом демонстрируют это. Заслышав о появлении нового «соперника», они всегда возбуждаются, проявляют нетерпение и рвутся в драку.
Что такое хам в психологии?
Мотивы и типы хамства — Доктор филологических наук, профессор и заведующий кафедрой русского языка для гуманитарных и естественных факультетов филологического факультета СПбГУ В.В. Химик отмечал, что «хамство — один из отрицательных коммуникативных феноменов речевой культуры». Он выделяет три мотива обращения к этому явлению :
- социальный;
- языковой;
- культурно-речевой.
В первом случае хамство рассматривается как «явление негативной коммуникации», которое обычно очень волнует социум и становится предметом дискуссий, как среди общественности, так и в Интернете,В.Химик обращает внимание на то, что проведённый в 2010 году журналистами газеты « Аргументы и факты » читательский опрос показал, что наиболее раздражающим фактором для большинства (14 %) стало хамство.
Касаясь языкового мотива В.Химик критически оценивает нынешнее состояние толкования слов «хам» и «хамство» в отечественных толковых словарях, которые он считает недостаточно исчерпывающими и отмечает, что несмотря на то, что во всех рассмотренных случаях ставка делается на грубое и наглое поведение, как отличительные черты хама и хамства, тем не менее «хамство возможно и без грубости, без явной наглости, а хам не обязательно грубиян и наглец».
Третий мотив иллюстрируется тем, что «хам» и «хамство» в различных речевых ситуациях могут выступать в различных проявлениях. В одном случае это может быть столкновение с наглым, грубым и несправедливым поведением. В другом важным является не столько грубость и наглость, хотя они тоже возможны, сколько показная невосприимчивость к существованию собеседника (речевого партнёра) или присутствующих.
Исходя из всего этого В.Химик выделяет «третий, нравственный, лексико-семантический вариант значения существительного хам», под которым понимает «выражение пренебрежения, неуважения, превосходства по отношению к речевому партнеру». Кроме того В. Химик в своей типологизации хамства выделяет два вектора — вертикальный и горизонтальный,
Вертикальный вектор охватывает «варианты негативной интерпретации коммуникативного неравенства „сверху вниз», „от сильного к слабому», это варианты столкновения безнаказанности с беспомощностью». Это поведение субъекта свободного от этических запретов по отношению к несвободному (связанному культурой, воспитанием, этическими запретами) адресату.
- Примерами могут служить пренебрежительное отношение начальника к подчиненному («на ты», номенклатурное хамство), а также чиновника — к посетителю и старшего — к младшему.
- В свою очередь горизонтальный вектор «даёт многочисленные социальные разновидности вариации, которые можно назвать пространственными».В.
Химик выделяет следующие социальные интерпретации данного вектора: коммунальное хамство, телефонное хамство, семейное хамство, хамство в поликлинике, хамство в магазине. К актуальным ситуативным разновидностям пространственного вектора нового времени он относит «хамство автомобилистов со своими подвидами: дорожное, парковочное, хамство при обгонах и т.п.».
Что такое хамство в общественном транспорте?
Для чего это надо? — Нормально человеку это может показаться диким, однако с помощью хамства отдельные личности удовлетворяют некоторые свои насущные потребности. Если вы случайно в общественном транспорте наступите на ногу или толкнете другого пассажира, то чаще всего жертва реагирует адекватно – примет извинение либо вообще не обратит на это внимания.
- Это значит, что нормальных людей все-таки много.
- Но если вам попадется хам, то одна такая личность способна испортить настроение всем пассажирам.
- Для чего он это делает? Если проанализировать подобные скандальные случаи, а также их результаты, то станет очевидным, что ни о какой защите интересов речь не ведется.
Истинный хам это делает из любви к процессу. При этом он добивается нескольких целей. Рассмотрим их подробнее.
Что такое хамство в госучреждение?
Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с хамством. От этого не застрахован никто: вам могут нагрубить в очереди за хлебом, в переполненном общественном транспорте или из «подрезавшего» вас автомобиля. Мы возмущаемся: «Надо же, какой хам!» А что обычно люди вкладывают в это слово? Каково его истинное значение? Хам (или хамство) — явление повсеместное.
- Очень часто с этим сталкиваешься, когда приходишь решать какой-либо вопрос в госучреждение.
- Складывается впечатление, что каждый второй чиновник является хамом, и что это одно из главных требований при устройстве на работу в государственный аппарат.
- Большинство порядочных людей теряются перед напором такого человека, порой не зная, как ответить стоящему перед ними неадеквату, чтобы не потерять собственное лицо.
Давайте попробуем разобраться с этим социальным явлением, чтобы быть готовыми дать достойный отпор.