Как помочь ребенку с буллингом?

Как помочь ребенку с буллингом

  1. Успокойтесь и займите конструктивную позицию
  2. Не совершайте типичных ошибок Не пытайтесь поговорить с родителями буллеров;
  3. Не совершайте типичных ошибок
  4. Побеседуйте с ребенком так, чтобы ему это помогло
  5. Используйте практические приемы помощи ребенку
  6. Подготовьтесь к визиту в школу и осуществите его

Какие дети становятся жертвами буллинга?

Что такое буллинг в школе — Под популярным термином «буллинг» кроется простое русское слово — травля. Эта тема весьма сложная и тяжелая. Согласно статистике в современных школах более 10% учеников подвергаются этому неприятному процессу каждый день. Дети сами по себе бывают крайне жестокими по отношению к сверстникам.

  • Особенно ярко это начинает проявляться у подростков — ведь им важно самоутвердиться.
  • И чаще всего это происходит за счет более слабых одноклассников.
  • В первую очередь буллингу подвергаются те, кто не способен дать отпор, кто физически более слабый или по каким-то причинам «не вписывается» в общую систему.

Другими словами, это могут быть дети из более бедных семей, закрытые и необщительные школьники, слишком умные или наоборот — с более низким интеллектом. При этом травля может начаться с психологической агрессии, после чего — перерасти в физический, сексуальный или так называемый «кибер-буллинг».

И такая травля может выражаться в агрессии, оскорблениях, коллективном бойкоте, вымогательстве денег, порче вещей и так далее. И ведь не всегда буллинг происходит исключительно в стенах школы — бывают ситуации, когда травля продолжается за пределами учебного заведения — например, в интернете. Это и есть кибер-буллинг: ребенку могут присылать сообщения с оскорблениями, неприятные изображения.

И чаще всего, подчеркивают специалисты, именно такая форма оскорблений становится причиной суицида. Фото: Rawpixel / Shutterstock.com

Куда обращаться в случае буллинга в школе?

К сожалению, травля в школе (или буллинг) – явление более распространенное, чем кажется. В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за школьную травлю. Однако пока такой статьи нет.

Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя привлечь к ответственности, Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят в школе. Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление на жертву, это могут быть как угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с эмоциональной травлей на уровне закона значительно труднее.

Читайте также:  Что делать если учитель унижает ребенка?

Одно из главных препятствий, мешающих наказать агрессоров, — это их возраст. Согласно законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию.

Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила силу. Зато осталась статья «Клевета», которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют про вашего ребенка лживые слухи. Если вы сможете доказать это в суде, то ответственность за клевету понесет администрация школы или же родители или иные законные представители виновного.

Если же вашему ребенку угрожают, а угрозы могут быть самыми разными, нужно постараться оценить их реальность и незамедлительно поставить в известность классного руководителя или того, кто его заменяет. Привлечь к ответственности несовершеннолетнего за угрозы практически невозможно, но это не повод для бездействия со стороны учителей,

Именно на школу возлагается обязанность не только по обучению, но и по формированию соответствующего климата и атмосферы. Если угрозы носят откровенно жестокий и опасный характер, не лишним будет уведомить школьного психолога (при его наличии), и руководство учебного заведения. Бездействие с их стороны строго наказывается, то есть в случае, если учителя и администрация и школы не устранят конфликт, их можно будет привлечь к ответственности.

Если вы не можете у администрации школы найти поддержку при разрешении подобных ситуаций, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции (департамент или управление образование, региональное министерство образования) и даже в прокуратуру, однако вы должны быть готовыми к тому, что вам придется доказывать свою правоту и предоставлять факты, свидетельствующие о бездействие директора и учителей.

Читайте также:  В чем проявляется нарушение прав ребенка?

Почему происходит травля?

Жертвы травли в школе — Жертвами травли в школе чаще всего становятся :

  • двоечники ;
  • круглые отличники ;
  • любимчики учителей;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • ябеды ;
  • дети учителей;
  • страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
  • не имеющие современных и модных новинок в области электроники и одежды, или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;
  • вундеркинды ;
  • дети с нетривиальным, отличающимся от стандартного, мировоззрением («белые вороны»);
  • дети плохо обеспеченных (бедных) родителей;
  • представители национальных меньшинств;
  • представители сексуальных меньшинств,

Есть случаи, когда жертвами травли становились учителя, Объединяет всех жертв одна черта: чаще всего объектами издевательств становятся дети и подростки, обладающие повышенной чувствительностью, показывающие свою «слабость» (страх, обиду или злость).

Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров, рождая искомое ощущение превосходства, Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьной травли. Методы травли отличаются в зависимости от пола жертвы: мальчиков чаще бьют, а про девочек одноклассницы, как правило, распускают порочащие слухи, По мнению педагога-психолога Людмилы Петрановской, «это иллюзия, что для надо быть каким-то особо ненормальным.

В общем и целом причина травли — не в особенностях жертвы, а в особенностях группы, Один и тот же ребёнок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за короткий срок, скажем, после смены классного руководителя»,

  • Большую роль в школьной травле играет гендерный надзор — действия, направленные на принуждение к следованию предписанным гендерным нормам (для девочек — быть женственными, для мальчиков — быть мужественными).
  • Во многом в связи с тем, такие действия не носят явно выраженного антисоциального характера, а напротив, связаны с доминирующими в обществе установками, «травящие» во многих случаях не получают реального осуждения со стороны взрослых.

Гендерный надзор тесно связан с гетеронормативностью, Травля мальчиков, вне зависимости от их реальной сексуальной ориентации, как правило, активно сопровождается гомофобными оскорблениями. Среди оскорблений девочек преобладают слатшейминговые,

Почему ребенок занимается Буллингом?

Работа над собой — Проблема заключается в том, что дети включаются в травлю неосознанно. Агрессор не осознает, в каком психологическом состоянии он находится. Тому, кто занимается буллингом, нужна эмоция жертвы, он хочет видеть ее слабость, беспомощность, чувствовать свое превосходство.

Читайте также:  Каковы полномочия родителей в системе образования?

А окружающие еще больше «топят» его в этом состоянии, читая лекции, осуждая и наказывая. В результате ребенок потерян. Хорошо, если его отведут к психологу, который полюбит и примет его. У детей большая проблема с эмоциональным интеллектом, им не помогают его развивать, концентрируясь на оценках в дневнике, как необходимом условии успеха в жизни.

В школах необходимы программы, которые бы развивали в первую очередь эмоциональный интеллект и навыки общения, чтобы ребенок мог понимать себя и других, правильно реализовывать свои способности и таланты. Это два архиважных направления, которыми нужно заниматься в школах, чтобы привить детям толерантность.

  • Без этого они живут неосознанно, и процветает буллинг.
  • Мы с коллегами проводим групповые занятия с детьми, которые занимаются травлей, и показываем, что общаться можно спокойно, без давления и унижения.
  • Мы переключаем этих детей на позитивную, созидательную деятельность, поскольку у них на самом деле большой потенциал.

На тренингах мы с детьми делаем упражнение: пишем в двух колонках плюсы и минусы, если ребенок будет делиться своими переживаниями. Колонка с негативными последствиями обычно длинная, дети боятся, что над ними будут смеяться или родители пойдут в школу, станут разбираться, а ребенку будет еще хуже.

Дети боятся, что их не поймут, не примут, накажут. Формулируя это, ребенок понимает, почему он боится делиться своими чувствами. Во второй колонке мы помогаем сформулировать, почему хорошо и полезно говорить о своих переживаниях. Например, у ребенка будет поддержка, его поймут, либо кто-то еще расскажет такую же историю, и это поможет объединиться.

Нужно обязательно стимулировать детей делать этот список длиннее. Главное правило противодействия буллингу – научиться не скрывать эмоции, а проявлять их и говорить о том, что чувствуешь. Так должны вести себя родители, им нужно учить своих детей открывать и делиться.