Как приучить ребенка к самостоятельности?

Как приучить ребенка к самостоятельности
1. Дайте ребенку возможность проявить свою самостоятельность — Годовалый малыш раскидывает игрушки? Не бегите сломя голову подбирать и подавать — пусть ползет к ним сам. С удовольствием размазывает фруктовое пюре по лицу? Не ругайте. Ваша задача — дать маленькому человечку возможность действовать, а значит, чувствовать себя самостоятельным.

  • Позволяйте ему делать то, что он хочет, даже если результаты сначала будут неудачными.
  • Когда вы не уверены, что ребенок что-то умеет (подносить ложку ко рту, пить из чашки, застегивать кнопки на курточке и т.п.), покажите, как делать это правильно.
  • Не получается — не беда.
  • Не мешайте его попыткам самостоятельно справиться с проблемой и помогайте только тогда, когда он сам вас об этом попросит! Конечно, обязательно нужно принимать в расчет возраст и уже накопленный опыт.

Действуйте последовательно: пусть сначала малыш учится снимать штанишки, и только потом — надевать, прежде всего, покажите, как орудовать ложкой, а уже затем — вилкой и т.п. Усложняйте задачи постепенно — успешное освоение новых самостоятельных навыков хорошо стимулирует детский интерес к ним.

В каком возрасте ребенок должен быть самостоятельным?

Детская самостоятельность – это необходимость. Об этом знают практически все родители, при этом частенько пренебрегают этим правилом. Почему? Мы взрослые часто спешим, не хватает времени, а иногда и терпения: «Ну что ты копошишься?! Давай я быстро тебя одену, обую, а то опаздываем!» Знакомо? И вот ребенок растет, возможно, он уже одевается сам, но за него решают родители задачку по математике, потому что давно пора уже ложиться спать.

Готовят портфель на завтра и одежду, потому что обязательно он что-то забудет. В результате такой «помощи» ребенок трудно адаптируется к школе, а еще трудней к изменяющимся ситуациям. Можно застраховаться заранее от таких нежелательных последствий? Конечно, если с раннего детства (1,5 – 3 года) следовать определенным правилам: Даже если ребенок трудно справляется сам в какой-то ситуации, но имеет уже определенные навыки, спокойно даем ему время для решения своей задачи.

Споткнулся и упал, реакция родителей, не — о, ужас! Какой плохой ковер, давай его побьем, а мудрая. — Давай, поднимайся малыш. Ты уже можешь сам. Если вам не нравится, что делает ребенок, вместо поучительного «ну что ты натворил!» стоит вовлекаться в процесс и сменить деятельность ребенка незаметно, играючи.

  1. Самостоятельность развивается, когда пробуждается интерес к окружающему миру методом «посмотри», «потрогай», «пощупай», «погладь».
  2. И самый главный момент, научитесь доверять своему ребенку.
  3. С ранних лет даем установку: «Ты у меня молодец!», «Хорошо справляешься!», «Классно, оригинально у тебя получилось!» Самостоятелен ребенок тот, кто способен сам ставить свои цели и сам их достигать, способный решать свои проблемы за свой счет: понятно, в соответствии со своим возрастом.

Две главные стороны самостоятельности — это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу. В 3 года самостоятельный ребенок сам завязывает себе шнурки, в 7 лет может сам сделать себе завтрак и постирать свои вещи, в 8 лет самостоятельно может качественно делать свои уроки.

Первое и самое простое в воспитании самостоятельности — это не воспитывать несамостоятельность, Да, к сожалению, многие родители, и чаще мамы, делают это весьма настойчиво. Несамостоятельность воспитывается так же, как и любое другое умение и черта характера: в первую очередь с помощью внушений и подкрепления несамостоятельного поведения.

«Не ходи! Не бегай! Да кто тебя спрашивает, бестолочь! Тебе ничего нельзя доверить» — ну и что ждать после такого? Если мама всего боится, ее ребенок самостоятельным не вырастет. И что делать? Признать, что мужское воспитание более продуктивно, перестать ему препятствовать и, напротив, поддерживать воспитательную активность мужа.

Читайте также:  Почему ребенок бьет маму по лицу?

Как воспитать сына самостоятельным?

Идеальная картинка, которую рисуют в своем воображении родители, часто выглядит так: ребенок все делает сам, быстро и аккуратно. За кадром остается одна важная деталь – он выполняет только то, что ему говорят. Вставай, умывайся и чисти зубы, иди завтракать – пожалуйста! Но готовность охотно следовать указаниям, каким бы ценными они ни были, никак не самостоятельность, а всего лишь послушание.

Именно привычка «слушаться» взрослых становится одной из главных причин пассивности, безыдейности и безынициативности – психологических проблем, с которыми так часто сталкиваются родители школьников. «Не может толком сказать, чего хочет, и ничего сам не сделает, пока не напомнишь! И в кого только он такой?» – можно услышать сетования взрослых.

На самом деле самостоятельность начинает формироваться достаточно рано. Главное – вовремя это заметить. Уже в 1-2 года у крохи проявляются первые осознанные желания самостоятельных действий. Как только он понимает, что часть своих потребностей может удовлетворить сам (вылезти из кроватки, попить из бутылочки, включить свет), то старается это сделать.

И сразу же слышит первые родительские запреты: не трогай, иначе разобьешь, поставь на место, а то обольешься! Дальше – больше: стой, не ходи туда, положи на место, отдай. В 3-4 года малыш переживает первый серьезный кризис взросления, когда к нему приходит понимание: не только его поступки, но и желания могут отличаться от того, что требуют взрослые.

В детский сад он хочет надеть желтую футболку, но мама натягивает серую – практичнее. Мелочь? Отнюдь! Неусыпный контроль и постоянное давление взрослых не только губят детскую тягу к познанию мира, но и напрочь отбивают охоту к самостоятельным действиям вообще. 1 Дайте ребенку возможность проявить свою самостоятельность Годовалый малыш раскидывает игрушки? Не бегите сломя голову подбирать и подавать – пусть ползет к ним сам. С удовольствием размазывает фруктовое пюре по лицу? Не ругайте. Ваша задача – дать маленькому человечку возможность действовать, а значит, чувствовать себя самостоятельным.

Когда формируется самостоятельность?

Что такое самостоятельность? — Говоря о самостоятельном ребенке мы чаще всего представляем себе карапуза, завязывающего шнурки без посторонней помощи или увлеченно играющего в своей комнате в гордом одиночестве. Однако, самостоятельность — более широкое понятие, выходящее за пределы самообслуживания и умения развлечь себя. Самостоятельность — это еще и:

  • инициативность — способность действовать по собственному побуждению, а не по принуждению или просьбе взрослого;
  • ответственность — готовность исполнять свои обещания и обязанности, понимание последствий, к которым могут привести поступки, а также осознание того, что личные успехи и достижения зависят только от тебя самого;
  • уверенность в своих силах и адекватная самооценка ;
  • умение ставить цели и достигать их, принимать решения.

Далеко не все взрослые могут похвастаться полным набором этих качеств. И на первый взгляд, может показаться, что ребенок становится самостоятельным не раньше старшего школьного возраста. Это распространенное заблуждение — на самом деле самостоятельность формируется еще в раннем детстве (в 1,5-2 года), когда ребенок начинает активно познавать мир.

Как развить в ребенке самодостаточность?

Чтобы вырастить своего ребенка самодостаточным, необходимо сохранить в нем умение искренне выражать свои чувства и эмоции, не разучить быть собою. Ужимки и запреты, критика, напрасные ожидания от ребенка – все это делает его либо замкнутым, либо лишает индивидуальности.

Читайте также:  На каком основании могут забрать ребенка?

Как развить у ребенка характер?

Теги: Рекомендации специалистов 0-1 год 1-3 года 3-7 лет личность ребенка темперамент

Часто родители, разговаривая со своими знакомыми, говорят, что у их малыша тяжелый или, наоборот, мягкий характер, однако не все знают, как же он складывается, и какие факторы, кроме родительского воспитания, могут на это повлиять. С момента рождения малыш живет в мире, границы которого все больше и больше расширяются, поскольку его физические потребности растут, и в процессе этого изменяется восприятие ребенком окружающего мира и самого себя.

  1. Характер во всей своей полноте раскрывается только через несколько лет, и формируется он постепенно, а не сразу же с первых дней жизни.
  2. Однако в первые годы действительно закладывается так называемый «фундамент», который станет основой для тех особенностей характера человека, которые проявятся с возрастом.

Что заложено природой Новорожденный умеет всего лишь оценивать собственное состояние на уровне «мне хорошо» или «мне плохо», однако его активность во внешнем мире фактически очень мала, поскольку большую часть времени он проводит во сне. Однако во время сна в головном мозге младенца происходят важные процессы.

  • Именно этим объясняется то, что одни младенцы спокойны и невозмутимы, а другие постоянно кричат и устраивают родителям бессонные ночи.
  • Возможно, на первый взгляд кажется, что маленькие детки просто сами не знают, чего они хотят, но на самом деле именно в этот период формируется их темперамент.
  • Это пока еще не характер, а лишь предрасположенность к одному из его типов, то есть программа работы психики, заложенная при рождении.

Под понятием «темперамент» обычно понимают некоторые динамические характеристики человеческой психики: уровень активности, особенности движений и эмоций. Самая известная классификация темпераментов, принятая за основную среди психологов – это разделение их на четыре типа: меланхолик, сангвиник, флегматик и холерик.

  • Многие родители с первых дней жизни их малыша сразу же присваивают ему один из этих типов, и, соответственно, делают выводы о том, каким будет его характер.
  • Однако они ошибаются, поскольку темперамент – это лишь основа, на которую впоследствии надстраиваются все остальное.
  • Родителям стоит понять темперамент малыша лишь для того, чтобы впоследствии не переломить эти особенности его психики и правильно построить процесс воспитания.

Осознание себя как личности Малыш меняется каждый день. Еще вчера он не реагировал ни на что, кроме еды и мокрых пеленок, а сегодня уже кажется, что его действия стали более осмысленными. В возрасте примерно трех месяцев, когда младенец впервые начинает узнавать окружающих и реагировать на их появление улыбкой, веселым агуканьем и движениями, наступает важная фаза развития его психики.

Как правильно наказывать ребенка?

Наказывая ребенка, не кричите, не злитесь: нельзя наказывать, когда вы в приступе гнева, раздражены, когда ребенок попался «под горячую руку». Лучше самому остыть, успокоиться и только тогда наказывать ребенка. На вызывающее, демонстративное поведение ребенка, явное неповиновение нужно отвечать уверенно и решительно.

В каком возрасте нужно начинать воспитывать ребенка?

Воспитание детей лучше всего начинать уже с первых недель его жизни. Начиная с рождения и до года – это время активного физического развития малыша, его адаптации к окружающей среде и приобретения опыта.

Читайте также:  Что можно ответить вместо слова да?

В каком возрасте дети говорят я сам?

Особенности возраста трех лет – это, прежде всего, вызовы для взаимо­отношений личности ребенка и окружающих людей. Этот период протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, сдерживают актив­ность, инициативу ребенка и стремятся во что бы то ни стало сохранить авторитарный тип взаимоотношений.

К концу третьего года жизни ребенок открывает себя как отдельную личность, как источник разнообразных желаний и действий, отделенный от других людей. Ребе­нок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрос­лых.

Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением. Ощущая свое могущество, растущее чувство незави­симости, ребенок начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение.

Как проявляется кризис двух лет?

Кризис 2–3 лет — это серьезное испытание для большинства родителей. Но вы можете с честью его выдержать. Если, конечно, прислушаетесь к нашим советам.13 марта 2021 Караул! Ребенка словно подменили! Он стал упрям, требователен, строптив и капризен, Именно в возрасте двух лет наступает время особенно частых истерик, публичных сцен в общественных местах, катаний по полу, швыряний предметами, неповиновения с криками «Нет!», «Не хочу, не буду!» и «Я сам».

  1. Многие родители недоумевают и ищут причину в собственном воспитании, полагая, что где-то допустили ошибку.
  2. Однако перемены в поведении малыша в возрасте 2–3-х лет связаны с переходом на новый уровень развития.
  3. По сути, это его второе рождение.
  4. Рождение нового себя как части окружающего мира.
  5. Со стороны родителей здесь также необходима определенная перестройка: теперь малыш желает, чтобы удовлетворялись не только его потребности, но и учитывались его права, а также были определены его обязанности как нового члена общества.

Появление обязанностей подразумевает подчинение определенным правилам. И их надо четко обозначить. А вот права — это то, чем маленький гражданин может воспользоваться, а может и не воспользоваться. И отныне юный член общества намерен сам определять это для себя! Теперь перед вами не просто веселый карапуз, пускающий пузыри, которого можно перенести на другое место, помыть, покормить и красиво одеть.

  • Это независимая персона с собственным «я», что подразумевает рождение личного пространства и личного мнения.
  • Настоящий юный подросток в подгузниках! Этап этот сложный, но важный для установления здорового эмоционального общения ребенка с миром.
  • Выделим несколько основных характеристик этого кризисного периода.

Кризис двухлетнего возраста — этап перехода ребенка на новый уровень развития. Теперь малыш желает, чтобы не только удовлетворялись его потребности, но и учитывались его права. Отныне перед вами независимая персона с собственным «я». Но при этом, с одной стороны, ребенок стремится к тому, чтобы стать самостоятельным, а, с другой, в силу небольшого возраста чувствует беспомощность справиться с этим миром.

    Негативизм, Малыш негативно реагирует на ваши просьбы. Главный мотив — сделать наоборот, прямо противоположное тому, что говорят. Это реакция не на содержание вашей фразы, а на тот факт, что она собственно исходит от вас. Единственная цель ребенка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения, которую нужно учитывать.