Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка уверенным, независимым, самодостаточным и успешным. Качества, присущие лидеру, могут быть развиты в каждом человеке: умение убедительно говорить, широкие познания, внутренняя красота, харизматичность — это скорее, приобретаемые свойства личности, нежели врожденные.
- Задатки лидера определяются еще в раннем дошкольном возрасте.
- Развитие лидерских качеств у детей начинается с 1,5–2 лет.
- Фундамент характера закладывается в семье – на основе родительского примера.
- Прививать желание «быть первым» малышу необходимо не в целях воспитания выскочки с завышенной самооценкой, а для укрепления таких качеств, как справедливость, ответственность, преодоление жизненных трудностей, формирование цели и достижение ее, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Ребенка лидера можно определить по следующим признакам:
- Ребенок не стремится добиться собственных целей криками и требованиями, попытками указать на место сверстникам. Ребята — лидеры другими способами с легкостью привлекают внимание окружающих, быстро находят с ними общий язык. Например, они придумывают интересные игры и с готовностью принимают в них других.
- Дети с лидерскими качествами не стремятся вступать в конфликты, всегда готовы ответить за собственные действия. Они предпочитают не демонстрировать таланты, но все равно притягивают взгляды и заставляют обращать на них внимание.
- В большинстве случаев с самого раннего возраста становится видно лидера. Такие дети умеют грамотно планировать собственный день и будущее, просчитывают сразу несколько ходов и развитие событий.
- Малыши не будут ждать, когда родители предоставят им что-то, они самостоятельно придумывают игры и знают, как следует справляться с определенными делами.
- Лидеры всегда проявляют собственную любознательность, стремятся узнать нечто новое и обожают наблюдать за окружающими детьми, анализировать их поведение в разных ситуациях.
Лидерские качества не всегда появляются в детстве, поэтому не стоит паниковать. Мама и папа должны самостоятельно прививать их, развивать в малыше полезные навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Можно ли воспитать лидера и как это сделать? Для начала родителям нужно понять, что значит быть лидером? Кто этот человек, который может воодушевить группу людей и собрать вокруг себя коллектив.
- Почему я хочу это сделать?
- А хочет ли мой ребенок становиться лидером?
- Какие качества я хочу в нем развивать, и как я это буду делать?
Конечно, стоит направлять ребёнка в положительные стороны лидерства, ведь очень легко скатиться к обычному самолюбованию, эгоизму и неоправданному самомнению.
Как ведут себя лидеры?
Настоящий лидер стремится делать что-то свое и по-своему, ему неинтересно следовать стереотипам. Он хочет сам принимать решения и делать выбор без оглядки на правила и нормы, принятые в бизнесе и обществе. Если такого человека загонять в рамки, принуждать соблюдать правила, он начнет разрушать себя.
В чем проявляется лидерство?
Что такое лидерство — Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Словарь социальной психологии В контексте отношений власти лидерство подразумевает продолжительное, а не спорадическое осуществление власти, как правило, сопряженное с личностными характеристиками субъекта-лидера. Новейший философский словарь
Лидерство – это умение одного человека увлечь делом или идеей многих. Лидерство – это готовность нести ответственность не только за себя, но за целую группу людей. Лидерство – это активное устремление к успеху. Лидерство – это умение так организовать взаимодействие с людьми, чтобы каждый из них искренне захотел достичь поставленной лидером цели. Лидерство – это сила характера + воля к победе + прекрасный дар убеждения. Лидерство – это умение равно позитивно взаимодействовать с теми, кто слабее духом, с равными и сильнейшими.
Как появляется лидер?
Видение результата — Курс Н.И. КОЗЛОВА « ЭФФЕКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ » В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >> Не лидер говорит, потому что хочется сказать, потому что есть что сказать. Кому, зачем, с каким результатом — это не обдумывается. Лидер в первую очередь всегда думает, что должно быть в результате, что должны сделать люди, как это поведенчески будет выражено. Он говорит — они должны кивнуть? Что-то крикнуть? Принять следующее решение, о котором я узнаю как?
Какие люди становятся лидерами?
Существует более 60-ти теорий лидерства, которые никак не могут договориться о том, почему одни люди следуют за другими. Несмотря на то, что даже академикам порой сложно в них разобраться, профессор бизнес-школы СКОЛКОВО Андрей Шапенко попробовал это сделать на примере Пети. Photo by Samuel Zeller on Unsplash Представим, что Петя решил стать лидером, чтобы привлечь за собой людей, дабы запустить стартап, который изменит мир. Что ему делать? 1. Поскольку Петя умный и читал много книг, то сначала он обратился к первоистокам — трудам Аристотеля, Платона, Макиавелли, Ницше, Карлайла.
И расстроился, поскольку много веков лидерство считали врожденным навыком, и вести за собой других мог только великий человек, обладающий особым талантом, которого лишены простые смертные. А Петя родился в простой семье и никогда ранее не был замечен в наличии великих задатков. Это Great Man Theory,2.
Петя не поверил Аристотелю и Карлайлу и не сдался, потому что лично видел, как ничем не примечательные люди прыгали «из грязи в князи». Изучив биографии великих, он пришел к выводу, что лидером может стать любой человек, который разовьет в себе определенные качества и свойства характера.
- Например, экстраверсию, открытость, добросовестность, стрессоустойчивость, благожелательность, амбициозность и т.д.
- И решил себя прокачивать.
- Это Trait Theory, или теория, основанная на личностных качествах человека.3.
- Петя стал читать книги экспертов по лидерству, и выписывать нужные качества на листочек, чтобы их целенаправленно развивать.
Но чем больше он читал, тем длиннее становился список. Когда число строк в списке увеличилось до 200, а взгляд вокруг показал, что реальные лидеры не соответствуют и половине этих качеств, Петя сначала расстроился. Но потом догадался, что дело не в качествах лидера, а в навыках, которыми он обладает.
- Важно не то, какой ты, а что ты умеешь.
- Это Skills Theory,4.
- Пройдя десяток тренингов и программ, развив в себе hard skills, soft skills и cognitive skills, научившись блестяще выступать на публике и брать в уме интегралы, Петя все еще не видел за собой толпы последователей и не мог назвать себя лидером.
Тогда он стал наблюдать за тем, что другие великие люди делают в разных ситуациях. И заметил, что, вне зависимости от качеств и навыков, делают они совершенно разные вещи — кто-то аторитарен, кто-то демократичен, один избегает конфликта, другой сознательно ищет его и т.д.
Так он пришел к мысли, что лидера определяет стиль поведения. Это Behavioral Theory,5. Петя стал искать собственный стиль лидерства, и внезапно обнаружил, что в разных ситуациях его эффективность сильно отличается. Собрать друзей на пьянку получалось очень хорошо, а вот организовать их на то, чтобы запустить стартап — не очень.
Петя осознал, что хороший лидер должен в первую очередь хорошо понимать внешний контекст проекта, ситуацию, в которой находятся люди, их уровень подготовки и мотивации, и только в связи с этим выбирать адекватный этой ситуации лидерский стиль.
Что делает лидера лидером?
Лидерство — термин, который мы понимаем очень по разному. Ученые исследовали тему лидерства на протяжении последних 70+ лет и на сегодняшний день существует три основных мнения, что же такое лидерство, откуда оно и как быть лидером. Данная статья подводит теоретическую базу под термин лидерство и дает очередную пищу для размышлений, почему же у нас иногда не ладятся отношения с руководством, почему возникают проблемы с пониманием, а также почему не каждый руководитель воспринимается нами как правильный и достойный.
Первая теория называется « Теория личных качеств ». Это когда вам предлагают 7 супер-важных качеств лидера.25 необходимых навыков, чтобы быть лидером.10 неотъемлемых черт характера лидеров. Знакомые названия статей на известных ресурсах? Правда? Суть этой теории в том, что есть некий список качеств, которые являются общими для всех успешных лидеров,
И если воспитывать и развивать в себе именно эти качества, то вы станете эффективным и успешным лидером. Мои студенты на тренингах генерируют примерно такие списки качеств настоящего лидера: коммуникабельность, харизма, авторитет, инициативность, амбициозность, энергичность, вдохновлять, умение вести за собой и мотивация, ответственность, быть примером и эталоном, помогать окружающим/коллегам, верить в успех.
- Есть только одна маленькая проблема — огромное количество научных исследований на протяжении десятилетий не смогли выявить универсальный набор качеств, гарантирующий успех человека, как лидера.
- Переходим ко второй теории под названием « Поведенческий подход ».
- В 1939 году психолог Курт Левин и его коллеги обосновали, что стиль лидерства является одномерным и может быть авторитарным, демократическим или попустительским (т.е.
либеральным). Суть теории следующая — существует оптимальный стиль лидерства и этот стиль единственный, Данная модель/классификация по трем типам (авторитарному, демократическому и попустительскому) остается самой популярной на сегодняшний день. На базе этой модели вот уже 70+ лет ищут оптимальный стиль лидерства, который бы приводил к сочетанию высокой производительности труда группы людей наряду с высокой мотивацией и удовлетворенностью членов этой группы.
- Вся власть и ответственность в руках лидера
- Личное установление целей и выбор средств их достижения
- Плюсы: быстрота, предсказуемость результата
- Минусы: «зажимает» инициативу людей, повышает равнодушие, растет риск принятия неверного решения, значительно растет риск потери лидером чувства реальности и формирования вокруг лидера кольца подхалимов.
- Наиболее эффективен в ситуации «опытный лидер — неопытная/нерешительная команда», а также в критических ситуациях (кризис, война), когда не принятие или откладывание решения дает намного худший результат, чем быстрое принятие возможно неверного решения
Попустительский стиль
- Лидер оставляет за собой определение целей, группа может выбирать средства их достижения
- Плюсы: наиболее полно используется потенциал членов команды
- Минусы: повышается риск потери цели (можно эффективно заблудиться в трех соснах), гарантированный провал в условиях недостаточной зрелости сотрудников, «смыкается» с авторитаризмом, разрушая команды, бизнес и государства.
Как действует лидер?
Вы, возможно, сталкивались с тем, что в социологии и социальной психологии лидерство делят на разные типы. Но в реальном управленческом контексте оно обычно сегментируется на такие виды: 1. Лидер-организатор. Встречается чаще всего. Это человек, который умеет собирать нужную команду, понимать ее нужды и воспринимать их как собственные.
Действует активно, всегда сохраняя позитивный настрой и веру в успех. Он знает, как убедить каждого, как найти подход к тому или иному последователю, как указать на его промах, не обидев при этом человека. Под руководством такого лидера компания расцветает, а сотрудники работают эффективно и охотно.2.
Лидер-дипломат. Это человек, который умеет договориться с каждым. Он идеально знает ситуацию, дотошно изучает каждую деталь и момент, поэтому обладает рычагами влияния на всех последователей. Его настоящие планы остаются не афишированными, в то время когда у всех на слуху держатся и так известные вещи.3.
- Лидер-борец.
- Смелый, отчасти самонадеянный и сильный духом человек.
- У такого лидера обычно мало времени на тщательный анализ ситуаций и возможных последствий, поэтому он действует сразу, но борется за идею до конца.
- Это здорово мотивирует группу и учит отстаивать «свое» в любой ситуации.4.
- Лидер-творец.
Это именно тот человек, который может придумать безумный на первый взгляд стартап, а через год подписывать договор о сотрудничестве с мировой компанией. Он смелый и чуткий, видит то, что большинство не замечает. Этими качествами лидер-творец и привлекает своих последователей.
- С ними же он работает на равных и постоянно призывает к командному обсуждению и решению задач.5.
- Лидер-утешитель.
- Такой человек обладает огромной харизмой.
- Когда он говорит, что все будет хорошо, ты действительно в это веришь.
- Такой лидер умеет поддержать в трудную минуту, помогает переживать неудачи и находить мотивацию на восстановление после них.
Он уважителен и вежлив по отношению к людям. Бывает, что некоторые виды лидерства объединяются в одном человеке. В значительной мере все зависит именно от группы и ее потребностей. По каким конкретным признакам можно идентифицировать непосредственно лидера в той или иной группе? Специалисты в большинстве случаев говорят, что такой человек:
- активный, инициативный и энергичный в решении задач всей группы; обладает трудолюбием и всегда готов решать трудные ситуации; имеет хорошую обознанность в ситуации, возможностях группы и поставленных условиях; умеет оказывать правильное влияние на соучастников группы; обладает авторитетом и уважением среди остальных; обладает эталонными личностными качествами; имеет социально адекватное и правильное поведение, соответствующее мировоззрению и ценностным ориентирам группы; умеет безопасно и креативно выходить за рамки различных норм и правил.
То есть, лидер — человек, который играет в группе ключевую роль, является для ее членов авторитетом и вектором движения. При этом он возникает именно по запросу группы, на основе создаваемых ею ожиданий. Лидер не может быть чем-то внешним или чужим по отношению к своей группе.
Как привить ребенку смелость?
Какие черты вы считаете важными в человеке? Наверняка каждый скажет о доброте, отзывчивости и честности. Когда речь идет о детях, мы с самых ранних лет стараемся привить им важные качества, которые помогут им в жизни и общении с другими людьми. А что делать, если ребенок трусит и не уверен в своих силах ?
Ребенок может испытывать трудности в общении, если он не верит в свои силы. Подчеркивайте его хорошие черты, поощряйте начинания и поддерживайте. Это поможет ему повысить собственную самооценку. Не критикуйте, а помогайте решить проблему. Постоянные замечания только ударят по самооценке и не позволят ребенку быть смелым. Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не нравится, Разрешите ему стать смелым и заняться тем, что по душе. Чтобы ребенок стал смелым, дайте ему больше самостоятельности, В зависимости от возраста приучайте его к домашним делам, отпускайте погулять с друзьями, объяснив правила безопасности. Если ребенок не смелый в общении с друзьями, родители тоже могут помочь. Предложите ребенку поиграть, например, в школу. Через его действия и слова вы сможете выяснить, как он общается и что любит делать. Затем можно ненавязчиво обсудить с ребенком разные ситуации и дать пару советов о том, как вести себя с другими людьми.
Смелость — это качество, которое помогает и детям, и взрослым жить по велению сердца. Помогите вашему ребенку стать смелее!