Воспитать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребенку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам, – тут он должен иметь право выбора.
В каком возрасте у ребенка появляется чувство ответственности?
Возраст ответственности — Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции.
Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание — основа ответственного поведения в будущем. Родители часто склонны думать, что ребенок — это просто маленький взрослый, который «все понимает», но не делает то ли из вредности, то ли от лени, то ли из упрямства.
И требуют от ребенка того, что он дать не в состоянии, исходя из особенностей своего возраста. До 2 лет — возраст, когда ребенок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Для него всякое последствие наступает «вдруг». От 2 до 3,5 лет — это период, в который у большинства детей наступает так называемый «кризис трех лет». Как правило, он начинается около 2,5 лет. Поведение ребенка часто похоже на провокацию: он, зная запреты, «проверяет», действительно ли нельзя то, что «нельзя».
В этот период очерчиваются границы желательного и порицаемого поведения, и чем четче они будут обозначены, тем больше будет у ребенка «опор», чтобы понять, какое поведение считается ответственным, а какое — нет. Пока ребенок находится в кризисе, может казаться, что он стал полностью безответственным.
Не стоит пугаться и думать, что ребенок окончательно «испортился» и будет расти безответственным человеком. Этот период пройдет, и личностный рост малыша станет очевидным. ДЕТИ И ДЕНЬГИ 3,5−5 лет, Это время хорошо подходит для начала развития ответственного поведения.
Конечно, остается много областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребенка и подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько областей, за которые ребенок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи»), простые домашние обязанности (перед семейным обедом положить на стол ложки для всех).
В этом возрасте большинство детей уже посещают детские сады, и там им прививается определенная ответственность: за сохранность своих вещей, за обращение с общими игрушками, за соблюдение правил группы. Если малыш не посещает сад, то родители обязательно должны признавать его личную ответственность в некоторых делах.
Как привить ребенку самостоятельность?
Идеальная картинка, которую рисуют в своем воображении родители, часто выглядит так: ребенок все делает сам, быстро и аккуратно. За кадром остается одна важная деталь – он выполняет только то, что ему говорят. Вставай, умывайся и чисти зубы, иди завтракать – пожалуйста! Но готовность охотно следовать указаниям, каким бы ценными они ни были, никак не самостоятельность, а всего лишь послушание.
Именно привычка «слушаться» взрослых становится одной из главных причин пассивности, безыдейности и безынициативности – психологических проблем, с которыми так часто сталкиваются родители школьников. «Не может толком сказать, чего хочет, и ничего сам не сделает, пока не напомнишь! И в кого только он такой?» – можно услышать сетования взрослых.
На самом деле самостоятельность начинает формироваться достаточно рано. Главное – вовремя это заметить. Уже в 1-2 года у крохи проявляются первые осознанные желания самостоятельных действий. Как только он понимает, что часть своих потребностей может удовлетворить сам (вылезти из кроватки, попить из бутылочки, включить свет), то старается это сделать.
- И сразу же слышит первые родительские запреты: не трогай, иначе разобьешь, поставь на место, а то обольешься! Дальше – больше: стой, не ходи туда, положи на место, отдай.
- В 3-4 года малыш переживает первый серьезный кризис взросления, когда к нему приходит понимание: не только его поступки, но и желания могут отличаться от того, что требуют взрослые.
В детский сад он хочет надеть желтую футболку, но мама натягивает серую – практичнее. Мелочь? Отнюдь! Неусыпный контроль и постоянное давление взрослых не только губят детскую тягу к познанию мира, но и напрочь отбивают охоту к самостоятельным действиям вообще. 1 Дайте ребенку возможность проявить свою самостоятельность Годовалый малыш раскидывает игрушки? Не бегите сломя голову подбирать и подавать – пусть ползет к ним сам. С удовольствием размазывает фруктовое пюре по лицу? Не ругайте. Ваша задача – дать маленькому человечку возможность действовать, а значит, чувствовать себя самостоятельным.
Почему ребенка называют зеркалом семьи?
« Ребенок — зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери», — писал известный педагог Василий Сухомлинский. По мнению А.С. Макаренко, Семья — это первая общественная ступень в жизни человека.
Как привить ребенку смелость?
Какие черты вы считаете важными в человеке? Наверняка каждый скажет о доброте, отзывчивости и честности. Когда речь идет о детях, мы с самых ранних лет стараемся привить им важные качества, которые помогут им в жизни и общении с другими людьми. А что делать, если ребенок трусит и не уверен в своих силах ?
Ребенок может испытывать трудности в общении, если он не верит в свои силы. Подчеркивайте его хорошие черты, поощряйте начинания и поддерживайте. Это поможет ему повысить собственную самооценку. Не критикуйте, а помогайте решить проблему. Постоянные замечания только ударят по самооценке и не позволят ребенку быть смелым. Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не нравится, Разрешите ему стать смелым и заняться тем, что по душе. Чтобы ребенок стал смелым, дайте ему больше самостоятельности, В зависимости от возраста приучайте его к домашним делам, отпускайте погулять с друзьями, объяснив правила безопасности. Если ребенок не смелый в общении с друзьями, родители тоже могут помочь. Предложите ребенку поиграть, например, в школу. Через его действия и слова вы сможете выяснить, как он общается и что любит делать. Затем можно ненавязчиво обсудить с ребенком разные ситуации и дать пару советов о том, как вести себя с другими людьми.
Смелость — это качество, которое помогает и детям, и взрослым жить по велению сердца. Помогите вашему ребенку стать смелее!
В каком возрасте дети становятся более самостоятельными?
Дети в России становятся самостоятельными в 7-9 лет. В этом возрасте почти половина родителей готовы оставлять их дома в одиночестве. Об этом говорят результаты исследования MAXIMUM Education, СК «Росгосстрах» и Банк «Открытие». В возрасте 7-9 лет дети в России уже умеют пользоваться бытовыми приборами и гулять без взрослых.46% родителей оставляют ребят без присмотра.1% считает, что оставлять ребенка одного можно только после совершеннолетия.12% родителей готовы оставить ребенка одного только, чтобы выкинуть мусор или сходить в магазин, поехать по делам могут позволить себе только 17% взрослых, 16% — готовы уехать на целый день на работу, 13,5% — на маникюр и т.д.
- Половина родителей считают, что ребенок уже в 7-9 лет должен уметь пользоваться бытовыми приборами, 28% — в 5-7 лет, 19% — 10-13 лет, 2% — 14 лет и старше.
- Более половины детей в 7-9 лет могут сами погреть себе еду, треть умеет пользоваться плитой и готовить себе несложные блюда.
- Чаще всего родителей бояться, что ребенок может забыть выключить плиту (29%) или в дом попадут неизвестные (17%).
Автор: Первый Тульский Подписывайтесь на канал «Первый Тульский» в Яндекс.Дзен
Что главное в воспитании мальчика?
Воспитание мальчиков – общее Самое главное, чтобы родители понимали, что к мальчикам нужен другой подход. И путь к успеху – это сформировать доверительные и уважительные отношения. А начинать важно с самого рождения. При этом, хотя задачи у мамы и папы абсолютно разные, очень важно «смотреть в одном направлении».
Что такое ответственность для ребенка?
Большинство современных родителей понимают, как важно развивать чувство ответственности в подростках. Они постоянно спрашивают: «Как мне внушить ребенку, что у него есть определенные обязанности — убирать свою комнату, выполнять домашние задания, выносить мусор, не опаздывать на занятия, ухаживать за домашним животным, упражняться в игре на пианино и т.д.?» Этот перечень обязанностей можно продолжать и продолжать.
Прежде чем мы рассмотрим вопрос о том, как развивать в подростках чувство ответственности, надо разобраться, что это чувство представляет и каковы возможности у детей разного возраста. Все родители едины в том, что хотели бы видеть своих детей людьми ответственными, однако каждый родитель трактует понятие «ответственность» по-своему.
Проще всего выявить различие между ответственностью и послушанием, ответив на два вопроса: кто решает, что нужно сделать ребенку и почему это нужно сделать (какова мотивация выполнения того или иного задания). Когда речь идет о послушании, то от ребенка просто требуют выполнения порученного.
- Здесь не идет речи о том, согласен он с этим или нет.
- Решение и мотивировка поступают к ребенку извне.
- Ответственность же предполагает, что ребенок согласен выполнять предлагаемое задание, и понимает, почему это нужно сделать.
- Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.
Когда дети выполняют то, что говорят им родители, друзья или учитель, вне зависимости от того, согласны они с этим или нет, — это повиновение. Обычно человек повинуется потому, что хочет избежать наказания или действовать в соответствии с общепринятыми нормами.
Ответственность же люди проявляют тогда, когда сами решают, что делать, и осознают необходимость этих действий. Детей нужно учить и послушанию, и ответственности. Послушание бывает уместно во многих ситуациях. Для нормального существования общества необходимо, чтобы были какие-то обязательные для всех правила.
Представляете, что может случиться, если каждый из нас будет самостоятельно решать, как и по какой стороне дороги ехать. С другой стороны, бездумное послушание может быть столь же опасно, как и безоглядная независимость. Существуют вопросы, касающиеся, например, сексуальной ориентации, политических взглядов, употребления наркотиков — решение по которым человек должен принимать сам.
- Личная ответственность необходима, иначе люди потеряют свою индивидуальность.
- В самом худшем варианте слепого подчинения дети оказываются втянутыми в банду или религиозную секту, а в стране господствует режим, когда люди «делают только то, что им приказывают» (как это было во время господства Гитлера в Германии).
Составляющие ответственности Можно выделить три компонента ответственности: понимание поставленной задачи, согласие выполнить эту задачу и самостоятельная мотивировка своих действий. Без этих трех составляющих ребенок не будет знать, что делать, или же будет послушно выполнять требования родителей.
- Понимание задачи подразумевает знание того, что нужно сделать и как это сделать.
- Следить за порядком в доме, своей комнате без напоминаний.
- Самостоятельно заботиться о своём внешнем виде, соблюдать гигиену.
- Помогать взрослым (домашние дела, уход за младшими детьми в семье).
- Обращаться с деньгами.
- Готовить простые блюда.
- Культурно общаться с ровесниками и старшими.
- Правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
- Ориентироваться на местности в своём городе (районе).
Какие обязанности у ребенка в 12 лет?
Обязанности ребенка по дому: 13-17 лет —
- приготовить обед для всей семьи; помогать старшим; последовательно выполнять поставленные задачи; иметь четкое представление о своих возможностях.
P.S. Узнайте больше про осознанное воспитание из моей книги » Мама 3.0: Хочу и буду «, где я рассказываю о периоде в жизни женщины от планирования беременности до момента, когда ребенок идет в школу. Вы можете забронировать себе печатную версию книги, заполнив форму ниже 🙂 Share the post «Обязанности ребенка по дому: какие и с какого возраста»
Что делают дети в 13 лет?
Что должен знать и уметь делать тринадцатилетний ребёнок? — Prostock-studio/Shutterstock.com В 13 лет подросток умеет: