vitbichi.by Поделиться Оказывается, в этом житейском вопросе даже у специалистов мнения разделяются. Одни психологи и педагоги считают, что этого делать нельзя ни в коем случае, это травмирует психику ребенка. Другие эксперты с не меньшей убежденностью заверяют, что без физических наказаний обойтись невозможно, и если проводить их разумно, то они пойдут только на пользу.
Кто из них прав? «На что он руку поднимал!» Мы принадлежим к миру живой природы, и хотя далеко от нее ушли, многие инстинкты у нас остались. Бьют ли животные своих детенышей? Они делают это только в том случае, если что-то угрожает безопасности их чада, или детеныш слишком уж довел уставшую мать, не дает ей отдохнуть.
Да и то не бьют, а лишь слегка шлепают лапой: отстань, мол, а то рассержусь. При этом могут оскалиться, показать зубы. Этого бывает достаточно. Но они не избивают своих чад, не лупят их в приступе злости и раздражения. На это, к сожалению, способны только люди.
- Да, мы нередко переносим на детей свои проблемы и стрессы.
- Ведь если на душе у отца или матери все хорошо, они спокойны и счастливы, то и не поднимут на ребенка руку, а объяснят ему, в чем он неправ, или используют другие воспитательные методы.
- Но если родитель переживает стрессы (неприятности на работе, нехватку денег, проблемы в личной жизни), то ребенок оказывается козлом отпущения.
Он рядом, под рукой, на нем можно легко сорвать злость. Достаточно какого-то его каприза или непослушания, чтобы родитель потерял контроль над собой. Как дети воспринимают шлепки и удары? «Когда-то это просто боль, к которой ребенок относится так же, как к удару во время падения, — говорит психолог и писатель Николай Козлов.
- В другой ситуации это воспринимается как унижение, особенно если это происходит на виду у значимых для ребенка людей.
- В некоторых случаях физическое наказание — типовая борьба за власть между родителями и ребенком, а когда-то — мелкая месть родителей за собственные личные неприятности».
- Расписаться в собственном бессилии Родителю проще дать отпрыску пинка, чем что-то объяснить, проявить терпение, найти иные пути решения проблемы.
Ведь на это нужно время, а его у родителей частенько нет. На их плечах лежит множество других забот, а современная жизнь несет в себе сплошные стрессы. Раньше, в патриархальном обществе уклад был другим. В семье было много детей, и все они общались в детском коллективе.
- Там была иерархия старшинства: воспитательную роль брали на себя старшие братья и сестры, они учили младших всему, что нужно.
- А сейчас во многих семьях всего один ребенок (реже два или больше).
- Чадо требует неустанного внимания.
- Проверить уроки и спросить об оценках — этого мало.
- С ним надо поиграть, почитать, ответить на многочисленные вопросы.
Да и повседневные обязанности тоже никто не отменял. Естественно, родители устают.
Как физическое наказание влияет на поведение ребенка?
Как физическое наказание влияет на ребёнка? — У взрослых всегда существует множество возможностей воздействовать на ребенка, не прибегая к физическим наказаниям. Пролонгированные последствия жестокого обращения в детстве в основном выражаются в задержке психофизического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита, повышенной тревожности.
Ребенок быстро учится бояться не того, что он совершает дурной поступок, а именно наказания за него со стороны родителей. То есть, взрослые получают возможность контролировать поведение ребенка лишь сейчас, сиюминутно, но только ценой страха, который в той или иной форме будет преследовать его потом всю жизнь. Ребенок привыкает к «мягким» наказаниям, например, шлепкам, особенно, когда они входят в повседневную практику. Наказания перестают корректировать его поведение, что приводит к необходимости постоянно увеличивать силу физических воздействий. Наказания всегда имеют более широкий диапазон воздействия, чем представляется родителям. Например, угроза применения ремня из-за полученной двойки может привести к кратковременным позитивным результатам (ребенок выучит урок), но наверняка вызовет негативное отношение к учебе в целом, склонность скрывать свои проблемы в школе, а так же может способствовать повышению агрессивности. Физические наказания не позволяют добиться устойчивых положительных изменений в поведении ребенка, более того, в перспективе приводят к более значимым нарушениям, например, нарушению эмоциональных отношений с родителями, искажению самооценки ребенка. Подростки склонны давать отчетливые протестные реакции на наказания родителей, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, иногда суицидальное поведение. Довольно часто «обычные» наказания приводят к физическим травмам у ребенка в связи с тем, что родители могут потерять контроль над собой и в этом состоянии не соизмеряют силу наказания, не могут остановиться, иногда нанося ребенку серьезные травмы. Многие дети, которых в детстве били родители, вырастая, сами начинают применять физическую силу по отношению к родителям. Для детей прямыми психологическими последствиями физического насилия в семье являются выраженные негативные эмоции: страх, тревога, растерянность, беспокойство.
У взрослых всегда существует множество возможностей воздействовать на ребенка, не прибегая к физическим наказаниям. Пролонгированные последствия жестокого обращения в детстве в основном выражаются в задержке психофизического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита, повышенной тревожности.
Почему нельзя применять физические наказания к детям?
Последствия физических наказаний — 1. Настороженное и недоверчивое отношение как к взрослым людям, так и к сверстникам. Ребенок, которого бьют дома за провинности, в скором времени перестает доверять окружающему миру, ведь болезненные ощущения он получает от самых близких людей.2.
Подавленность, безразличие к окружающему миру. Часто родители подростков восклицают: «Ему же ничего не интересно!», даже не догадываясь, что инертность – следствие того, что в раннем детстве ребенка били по попе за любую провинность.3. Депрессивные состояния в подростковом возрасте. В целом для тинейджеров характерна хандра вследствие возрастных особенностей, но дети, подвергающиеся насилию в семье, более склонны к депрессивным состояниям, которые в тяжелой форме могут привести и к суицидальным попыткам.4.
Жесткость по отношению к младшим детям и/или животным. Все чаще в СМИ появляются заголовки о жестоких детях, мучающих животных. Такое поведение характерно для жертв насилия, которые не могут выплеснуть свою агрессию на насильника, поэтому ведут себя жестоко по отношению к тем, кто заведомо слабее и не может дать отпор.5.
- Раннее увлечение психоактивными веществами, алкоголем, никотином.
- Детям, которых родители били в детстве, необходимо как-то справляться со своим эмоциональным состоянием, поэтому они нередко прибегают к химической зависимости.6.
- Зависимое поведение в целом.
- Интернет-зависимость, зависимые отношения, игровая зависимость – все это может стать следствием того, что ребенка наказывали физически.
Уход в зависимое поведение всегда связан с попыткой как-то изменить реальность. Жертвам насилия зависимость дарит иллюзию того, что насилия нет и не было в их жизни.7. Уступчивость, угодливость, заискивание перед взрослыми людьми. Дети, которых воспитывают жесткими тоталитарными методами с использованием физического насилия, стараются максимально угодить взрослым, чтобы избежать наказания.8.
Низкая самооценка. Естественно, ребенок, который подвергается физическому насилию дома, менее уверен в себе, не верит в собственные силы.9. Суицидальное, аутоагрессивное поведение – нанесение себе порезов и других повреждений.10. Низкие социальные навыки, закрытость, невозможность установления коммуникации.11.
Преобладающие чувства – гнев и вина.
Где запрещено бить детей?
Например, в США телесные наказания не трактуются как побои, избиение и насилие и приравниваются к мерам, применяемыми к преступникам при задержании, и не всегда приравниваются к понятию ‘насилие над детьми ‘(англ. Запрещено
Страна | Год |
---|---|
Кипр | 1994 |
Колумбия | 2021 |
Республика Корея | 2021 |
Республика Косово | 2019 |
Как наказывать ребенка?
Наказывая ребенка, не кричите, не злитесь: нельзя наказывать, когда вы в приступе гнева, раздражены, когда ребенок попался «под горячую руку». Лучше самому остыть, успокоиться и только тогда наказывать ребенка. На вызывающее, демонстративное поведение ребенка, явное неповиновение нужно отвечать уверенно и решительно.
Можно ли наказать ребенка?
vitbichi.by Поделиться Оказывается, в этом житейском вопросе даже у специалистов мнения разделяются. Одни психологи и педагоги считают, что этого делать нельзя ни в коем случае, это травмирует психику ребенка. Другие эксперты с не меньшей убежденностью заверяют, что без физических наказаний обойтись невозможно, и если проводить их разумно, то они пойдут только на пользу.
Кто из них прав? «На что он руку поднимал!» Мы принадлежим к миру живой природы, и хотя далеко от нее ушли, многие инстинкты у нас остались. Бьют ли животные своих детенышей? Они делают это только в том случае, если что-то угрожает безопасности их чада, или детеныш слишком уж довел уставшую мать, не дает ей отдохнуть.
Да и то не бьют, а лишь слегка шлепают лапой: отстань, мол, а то рассержусь. При этом могут оскалиться, показать зубы. Этого бывает достаточно. Но они не избивают своих чад, не лупят их в приступе злости и раздражения. На это, к сожалению, способны только люди.
- Да, мы нередко переносим на детей свои проблемы и стрессы.
- Ведь если на душе у отца или матери все хорошо, они спокойны и счастливы, то и не поднимут на ребенка руку, а объяснят ему, в чем он неправ, или используют другие воспитательные методы.
- Но если родитель переживает стрессы (неприятности на работе, нехватку денег, проблемы в личной жизни), то ребенок оказывается козлом отпущения.
Он рядом, под рукой, на нем можно легко сорвать злость. Достаточно какого-то его каприза или непослушания, чтобы родитель потерял контроль над собой. Как дети воспринимают шлепки и удары? «Когда-то это просто боль, к которой ребенок относится так же, как к удару во время падения, — говорит психолог и писатель Николай Козлов.
- В другой ситуации это воспринимается как унижение, особенно если это происходит на виду у значимых для ребенка людей.
- В некоторых случаях физическое наказание — типовая борьба за власть между родителями и ребенком, а когда-то — мелкая месть родителей за собственные личные неприятности».
- Расписаться в собственном бессилии Родителю проще дать отпрыску пинка, чем что-то объяснить, проявить терпение, найти иные пути решения проблемы.
Ведь на это нужно время, а его у родителей частенько нет. На их плечах лежит множество других забот, а современная жизнь несет в себе сплошные стрессы. Раньше, в патриархальном обществе уклад был другим. В семье было много детей, и все они общались в детском коллективе.
Там была иерархия старшинства: воспитательную роль брали на себя старшие братья и сестры, они учили младших всему, что нужно. А сейчас во многих семьях всего один ребенок (реже два или больше). Чадо требует неустанного внимания. Проверить уроки и спросить об оценках — этого мало. С ним надо поиграть, почитать, ответить на многочисленные вопросы.
Да и повседневные обязанности тоже никто не отменял. Естественно, родители устают.
Можно ли наказывать детей молчанием?
«Я с тобой не разговариваю», или чем чревато родительское молчание? — Дети совершают абсолютно разные поступки. Некоторые из которых сильно расстраивают и даже задевают родителей. И так как наше общество психологически растет, в него пришло осознание, что наказывать физически детей — не гуманно и уже не каждый родитель готов отбирать игрушки, потому что не хочется чувствовать себя «злодеем» для своего ребенка, а вот обидеться и не разговаривать — неплохой такой выход из ситуации.
Ну а что такого? Ребенка никто не бьет, игрушки не отнимает, да и у него предостаточно времени подумать над своим поведением, не так ли? НЕТ, не так. Это глубокое заблуждение, что игнорирование ребенка — безопасный метод наказания. Молчание родителей для ребенка пассивно-агрессивный метод НАСИЛИЯ. Ребёнок, родители которого «молчат на него» чувствует себя уязвимо (ни о какой безопасности в семье и речи не может идти).
Тревога, сомнения и неуверенность — вот верные друзья малыша. В момент игнора ребенок не чувствует родительской любви и своей нужности, он реально начинает думать, что его больше не любят. А ведь именно любовь родителей и есть самый необходимый и важный ресурс для ребенка, поэтому потеря этой любви (молчание родителей = потеря) является болезненной и труднопереносимой ситуацией для него.
- Установление и поддержание контакта с близким взрослым для ребенка является важной ПОТРЕБНОСТЬЮ.
- Ребенок учится взаимодействовать с миром, в первую очередь взаимодействуя с мамой и папой, то есть через них.
- Когда родители реагируют на ребенка, разговаривают с ним, смотрят в глаза, прикасаются, он чувствует, что он живой, что он значим для взрослых точно так же, как и они значимы для него.
Создается своего рода ощущение безопасности и желания развиваться и познавать мир, ведь если взрослые такие классные, реагируют на меня, общаются, то и мир, наверное, тоже интересный (помним, что о «мире» ребенок судит бессознательно через родителей (взаимодействие с ними)). Источник: Burda Media
Что будет если наказывать ребенка?
Стоит ли наказывать ребенка? Поступаем правильно. Перед каждым родителем рано или поздно встает вопрос: стоит ли наказывать ребенка? В данной статье мы разберем все тонкости этого вопроса, чтобы поступить правильно в такой ситуации. Наказание детей — это один из элементов воспитания, поэтому оно должно присутствовать в том или ином объеме в жизни ребенка обязательно.
Суть наказания заключается в разъяснении ребенку какого-либо понятия, передаче важной информации, попытке разграничить сферы интересов. В отличие от объяснения, наказание всегда выражается в дисциплинарной форме — именно за счет строгости достигается нужный эффект. Основа воздействия Наказание не должно быть физическим — ребенок, которого бьют, замыкается в себе, теряет потенциал для дальнейшего развития.
Ломая психику малыша с ранних лет, родители лишают своего ребенка возможности полноценно развиваться, строить отношения со сверстниками, взрослыми людьми, родственниками. Приобретенный в детстве страх может перерасти в комплекс, который помешает человеку реализовать свои амбиции в личной и профессиональной сфере.
- Метод наказания подбирается в каждой семье индивидуально, исходя из особенностей характера ребенка, его пристрастий, кодекса отношений, принятых между поколениями.
- Объясняйте детям.
- Постарайтесь понять логику рассуждений малыша — ребенок в возрасте до двух лет еще не в состоянии соотнести действие и последствия.
Он не понимает, чем может закончиться игра со спичками, почему кошке может быть больно, когда ее тянут за хвост и т.д. Наказывать ребенка за то, что он не понимает, бессмысленно — объясняйте, чем могут закончиться шутки с опасными предметами, но не надейтесь на то, что ваши слова будут услышаны и поняты.
Исследовательский интерес превалирует, и малыш будет стараться по-прежнему приблизиться к запретному предмету или совершить запрещенное действие. В этом возрасте нужно ограждать ребенка, лишать его возможности совершить эти действия, останавливать в нужный момент. С подросшими детьми нужно научиться договариваться — так вы избежите многих проблем, решение которых видится многим лишь в наказаниях за проступки.
Разговаривайте с ребенком на равных, аргументируйте свои действия, приводите примеры. Рамки наказаний. Вопрос о том, за что нужно наказывать, а за что нельзя, является одним из самых сложных. Родители, придерживающиеся авторитарного стиля воспитания, рискуют вырастить безвольного и неуверенного в себе человека.
- В семьях, где детям позволяется все, чаще всего вырастают избалованные, капризные и абсолютно несамостоятельные люди.
- Придерживаться «золотой середины» непросто — определите для себя рамки дозволенного.
- Ребенка следует наказывать за то, что он совершает преднамеренно, заранее зная, что за этим последует осуждение его поступков и действий — чаще всего, это то, что он уже один раз сделал и за что получил наказание.
Нельзя ругать ребенка в том случае, если он осознает тяжесть поступка, искренне раскаивается и предпринимает попытки для исправления ситуации. Когда дети проявляют любознательность и ломают технику, бытовые приборы случайно, то следует рассматривать это как изучение мира — ведь вы заранее не предупреждали малыша о том, что он может что-то испортить.
Почему родители бьют своих детей?
Ремень, который на всякий случай висит на шкафу, шлепок по голове или линейка по рукам — уже являются родительской агрессией. Свыше тысячи двухсот случаев воспитания криками, пинками и издевательства над детьми — только за этот год зафиксировали полицейские.
- И все это — от рук родственников и родителей.
- Откуда берется такая агрессия, почему родители до сих пор считают нормой поднимать руку на своих детей и как вовремя разглядеть — где домашнее насилие, а где просто такое воспитание — 9 сентября говорится в сюжете ТСН.19: 30.
- Бьет, а значит любит — метод воспитания, который, уверены специалисты знают много детей в Украине.
Потому что ремень, который на всякий случай висит на шкафу, шлепок по голове или линейка по рукам — уже являются родительской агрессией. «Любое применение физической силы, любое оскорбление — это уже унижение — это уже насилие», — говорит координатор Национальной горячей линии для детей и молодежи ОО «Ла Страда-Украина» Алена Кривуляк.
И самое страшное, говорят специалисты, часть такого, на первый взгляд — ненасилия — вроде дерганья или в угол на колени — есть и до сих пор общепринятыми методами воспитания. «Нас не научили родители. И возникает проблема, что наш ребенок не такой — я ему объясняю, а он не понимает, поэтому гораздо легче его дернуть и отбросить», — отмечает специалист.
«Ребенок всегда — это как симптом. Любые отношения с ребенком — это то, что долгое время разворачивается в семье», — отмечает психолог Юлия Николишена. Психологи объясняют, любой маленький мальчик или девочка, как и любой взрослый, если его дергают — начнет нервничать.
И слушать дальше не сможет. Только вот, если взрослый на оскорбление — даст сдачи — ребенок замкнется, будет плакать или убежит. Он (ребенок — ред.) хочет, чтобы его успокоили, чтобы в этот момент с ним кто-то побыл и кто-то признал его чувства, что он сейчас чувствует «, — объясняет специалист. А вот если ребенка уже бьют да и просто — делают что-то, что кажется вам оскорбительным — сразу вызвать полицию.
«Если действия обидчика имеют признаки уголовного преступления — телесные и еще какие-то — вызывают службу по делам детей, которая и принимает решение, куда ребенка отдавать», — объясняют правоохранители. А еще не бояться влезть не в свое дело. Поскольку в историях с детьми, говорят специалисты, лучше пере-, нежели не досмотреть.
- Очень хочется, чтобы красивая фраза» чужих детей не бывает» — начала действовать и к ней прислушивался каждый украинец», — отмечает уполномоченная президента по правам ребенка Дарья Герасимчук.
- Так случилось и с историей в Одессе.
- После огласки в соцсетях — семья отныне под контролем соцслужб.
- И по крайней мере, задумалась — как в дальнейшем воспитывать собственного ребенка.
Читайте также:
«Это глупое стечение обстоятельств»: как оправдываются родители, которые избили своего ребенка под Одессой Сбежал, потому что мама накричала за невыученную домашку: под Борисполем всю ночь искали 8-летнего мальчика (фото) «Ребенок в отключке»: обнародовали разговор бабушки погибшего 7-летнего мальчика из Черкасс с диспетчером скорой
В каком возрасте можно бить детей?
Возраст ребёнка. Здесь чётких рамок нет, но большинство психологов сходятся в том, что нельзя применять физические наказания до двух лет, а к девяти годам их следует полностью исключить.
В каком возрасте можно наказывать ребенка?
До двух-трех лет штрафовать детей вообще бесполезно, потому что они не понимают связь между случившимся и его последствиями. А вот с трех лет мама с папой сталкиваются с первыми скандалами и недопониманием со стороны малыша. Поэтому с этого возраста можно начинать вводить дисциплинарные меры.
Можно ли воспитывать не наказывая?
Фильм «Республика ШКИД» Как вам перспектива повоспитывать таких бодрых детей? Может быть, револьвер все-таки пригодится? скачать видео Фильм «Шоколад» Перестаньте! Анук, у нас драться нельзя, понятно? скачать видео Можно ли воспитывать детей, не прибегая к наказаниям? Конечно, можно, но этот путь трудный, требующий опыта, силы и выдержки.
- На одну безусловную любовь здесь полагаться определенно нельзя.
- По наблюдениям, хорошие родители наказывают ребенка всерьез только раз или два в жизни, где-то в возрасте трех-четырех лет, когда ребенок пробует родителей на прочность.
- Если эта битва выиграна, далее снова налаживается хорошая жизнь и взаимопонимание, только изредка чередуемая скорее символическими наказаниями.
Когда-то родители используют предупреждение «Раз! Два! Три! «, когда-то тайм-аут без предупреждения, иногда приходится на время ребенка чего-то лишать за баловство — но все эти воспитательные меры живут где-то на периферии взаимотношения родителей и детей, а в центре находится другое: живое и теплое общение, обсуждение общих тем, помощь в учебе, совместный досуг, спорт.
Меньше всего приходится наказывать тем, кто наказывать не боится, кто может сделать это легко и эффективно, но — но кто при этом с детьми дружит, детей любит, детей воспитывает в большей степени своим примером и с удовольствием рассказывает детям, что им нужно делать, чтобы ими только гордились и никто их не наказывал.
Если к детям в школу приходит молодая учительница, которая добрым голосом обращается к детям и говорит, что она им доверяет, хочет с ними дружить и считает, что детей наказывать нельзя, с самой высокой вероятностью это закончится для нее (да и для детей) плохо.
- Дети с удовольствием сядут ей на шею, она попробует это потерпеть, но через месяц-другой ее терпение кончится, и она на детей сорвется.
- Более опытная учительница начинает просто с установления нормального порядка и дисциплины, если кто-то захочет проверить ее на прочность — с урока выгонит, но когда класс начнет ее уважать, она детям улыбнется — и скоро все поймут, что на самом деле она удивительно теплый и любящий человек.
Воспитать ребенка, не прибегая к наказаниям вообще и никогда, нереально: ни один грамотный педагог не пойдет к трудным детям, не имея возможности когда-то кого-то наказать. Возможность наказать — это проявление силы, а люди силу уважают. И чем ниже люди по уровню развития, тем больше они уважают в первую очередь силу.
- Возможность наказания для педагога — такая же обязательная вещь, как оружие у полицейского.
- Не будет оружия — не будет и полицейского.
- Другой вопрос, что наказания должны быть адекватны и эффективны,
- Будем разбираться? В обыденном сознании наказания — обязательная и эффективная мера для наведения порядка и один из способов воспитания,
В реальности все сложнее: как метод влияния, наказание — упрощенный и менее эффективный вариант отрицательного подкрепления, и обычные наказания более злят, чем воспитывают. Возможности наказания невелики: наказание может остановить плохое поведение, но оно не воспитывает добрых чувств.
Почему нельзя игнорировать ребенка?
Метод наказания ребенка путем игнорирования довольно распространен среди родителей: он кажется менее жестоким, чем порка, но при этом демонстрирует поразительную эффективность. Однако эксперты утверждают, что ничего безобидного в этом нет — когда родители начинают вести себя так, как будто ребенка не существует, в ответ на его шалости и провинности, они наносят мощный удар по его ментальному здоровью.
- Давайте разбираться, как это работает.
- Когда родители решают наказать ребенка молчанием, они начинают демонстративно его игнорировать: не отвечают на обращенную к ним речь, не поддерживают зрительный контакт, не касаются ребенка, не инициируют разговор с ним и не реагируют на его вопросы или просьбы.
В отдельных случаях родители вообще могут начать вести себя так, как будто ребенка не существует — не ставят для него тарелку на стол, выключают свет в комнате, несмотря на то, что в ней остался ребенок, закрывают входную дверь перед его носом. Такие дисциплинарные меры могут длиться от нескольких часов до нескольких дней и иногда даже недель.
Причин такого поведения может быть несколько. Вот основные из них: Это, наверное, единственный наиболее безвредный способ игнорирования — когда родитель просто ненадолго «отключается» от ребенка, в разгар конфликта, чтобы перевести дух, успокоиться и вернуться к нему. Такие «перерывы» длятся совсем недолго и иногда могут быть даже незаметны для самого ребенка, а потому не наносят его психике никакого вреда.
Еще одна причина игр «в молчанку» кроется в родительской некомпетентности. Они просто не понимают, как лучше вести себя в конфликтной ситуации, и предпочитают игнорировать ее до того, как проблема решится сама собой. Такое больше свойственно родителям маленьких детей, с которыми не так просто договориться.
- Родители, которые знают о своем взрывном характере, нередко предпочитают использовать игнор как альтернативу крикам и другим наказаниям.
- Ну и, пожалуй, самый худший вариант из всех возможных.
- Когда родители регулярно и осознанно используют игнорирование как метод воздействия на ребенка, чтобы заставить его чувствовать себя виноватым, сделать ему больно и заставить его скорректировать свое поведение в пользу того, что выгодно именно им, это уже считается проявлением эмоционального и психологического насилия.
Родители, которые прибегают к молчанию, как к средству манипуляции ребенком, не склонны к рефлексии или объяснению своего поведения — они просто используют его как действенный способ обрести контроль над ребенком. Если родители втайне надеются, что оказавшись в коммуникационном вакууме, ребенок тут же поймет все свои ошибки, возьмется за ум и начнет «нормально себя вести», то они ошибаются.
Почему нельзя унижать ребенка?
В воспитании детей не может быть четких правил, ведь каждый ребенок уникален и требует к себе филигранного педагогического подхода. Однако существует ряд распространенных воспитательных тактик, которые не могут принести ребенку ничего, кроме вреда. О них и пойдет речь.
- Все мамы и папы иногда совершают ошибки в воспитании собственных детей, но одно дело, когда это происходит иногда, в исключительных случаях, а другое – когда ошибки становятся тенденцией или – еще хуже – излюбленными методами воспитания.
- Все это неизбежно ведет к падению родительского авторитета в глазах детей, подрывает их доверие к родителям, а значит, выбивает из-под детских ног почву психологического благополучия.
Тревожность, агрессия, отсутствие мотивации к учебе – вот только несколько последствий подобных ошибок, которые без преувеличения можно назвать фатальными. Итак, есть вещи, которые родителям делать нельзя, и будет лучше, если каждый из нас отнесет их для себя в разряд недопустимых, «запрещенных» воспитательных приемов следующие.
- Унижение ребенка К сожалению, унижение тех, кто слабее и не может дать сдачи, – явление достаточно распространенное и даже находящее понимание среди окружающих.
- Отсюда – привычные глазу картины, когда мать тащит через всю улицу сына, держа его за ухо, или когда отец при всем честном народе отчитывает дочь за непослушание.
«Воспитывает», – думают соседи, прохожие и случайные свидетели подобных сцен. А что думает ребенок? В его душе в этот момент рушится мир. Но еще хуже, когда все «обрушения» уже позади, а унижение со стороны родителей стало обыкновенным фоном жизни. Почему это плохо.
Психика подрастающей личности формируется исключительно в условиях взаимодействия с другими людьми, прежде всего, близкими. В зависимости от того, как относятся к ребенку мама, папа и другие дорогие ему люди, он либо чувствует себя защищенным, либо нет. Во втором случае тревожность и потребность в защите закрепляются в его характере, частично уходя в область бессознательного, а затем почти наверняка становятся скрытыми, глубинными мотивами поведения уже взрослого человека.
Делаем выводы. Нельзя унижать ребенка жестокими наказаниями, в том числе физическими, грубой демонстрацией своей силы и превосходства над ним. Нельзя унижать словом – называть ребенка обидными словами, в том числе, подчеркивающими его несостоятельность в интеллектуальном или каком-то другом плане («тупицей», «идиотом», «паразитом» и т.п.), бесцеремонно обрывать его на полуслове, упрекать, обвинять и так далее.
Категорически ни при каких условиях нельзя унижать ребенка публично – это оставляет еще более глубокие раны в детской душе. Ответ агрессией на агрессию Бывает, что дети проявляют признаки агрессивности – щиплются, кусаются, дерутся, бросаются предметами или как-то иначе выплескивают свой гнев на окружающих.
И когда подобные вспышки враждебности напрямую касаются родителей, те нередко «дают сдачу» юным агрессорам, чтобы «неповадно было», а между тем, делать это крайне нежелательно. Почему это плохо. Не всегда видимые проявления агрессивности собственно ею являются.
Можно ли наказывать детей православие?
Патриаршая комиссия по вопросам семьи выступила с заявлением по поводу поправки в уголовную статью о побоях. Среди прочего в тексте говорится, что Священное писание «рассматривает возможность разумного и любовного использования физических наказаний в качестве неотъемлемой части установленных Самим Богом прав родителей».
- «Медуза» спросила у священника Федора Людоговского, разрешает ли православие физически наказывать детей.
- «Патриаршая комиссия по вопросам семьи — официальный орган Московской патриархии и стоит в одном ряду с богословской, богослужебной и всеми прочими комиссиями.
- Эта комиссия подотчетна Синоду, председателем которого является патриарх.
Ее решения не имеют самостоятельной силы, но это совещательный орган, который может предлагать проекты документов и выступать в различными заявлениями. Отождествлять позицию этой комиссии с позицией Московской патриархии не вполне корректно. Ведь мы не считаем высказывание, например, председателя Государственной Думы позицией государства в целом.
Здесь ситуация аналогичная. И уж тем более нельзя ставить знак равенства между позицией одной из комиссий РПЦ и православием в целом. Нельзя после этого выступления говорить, что „православие разрешает бить детей». Православие — это сообщество церквей. И Русская православная церковь, какой бы большой и значимой она ни была, лишь одна из многих других.
Так что речь здесь идет только о позиции РПЦ и то — только в том случае, если высказывание комиссии не подвергнет критике какой-то более высокий орган. „Позволяет ли священное писание бить детей» — вопрос двойственный. Патриаршая комиссия приводит ссылки на общеизвестные места из Книги притчей Соломоновых и Послания к евреям (при этом автор послания просто цитирует притчи).
- Эти цитаты отражают практику, принятую во времена, когда эти книги писали — то есть две-три тысячи лет назад.
- Авторами Ветхого и Нового заветов эта практика принимается как норма.
- Но если мы полистаем Книгу притчей Соломоновых, можно найти цитаты и про правильное отношение к рабам — например, о том, что если воспитывать раба в неге, он захочет стать сыном.
Но вряд ли мы теперь можем, ссылаясь на эти цитаты, говорить что рабство — это нормально и соответствует традициям православной церкви. Хотя я не удивлюсь, если окажется, что в XVIII-XIX веках были православные святители, которые пытались оправдать крепостное право ссылками на эти фразы.
Сейчас, в начале XXI века, рабство осуждается почти во всех странах и запрещено. Невозможно себе представить, чтобы современные архиереи или какие-то комиссии призывали к возвращению крепостного права. Из этого можно сделать вывод, что все меняется, и отношение к тем или иным явлениям церковных людей тоже меняется.
Если бы Соломон или автор Послания к евреям писали бы сейчас, наверное, они бы к таким аналогиям уже не прибегали. Если интересно мое мнение, несильно шлепнуть ребенка по попе — само по себе небольшая беда. Подвергать за это родителей уголовному наказанию чрезмерно.
Когда были отменены телесные наказания в России?
Телесные наказания в России — Воинский устав Петра I предусматривал самые разнообразные наказания: принудительное хождение по деревянным кольям, клеймение железом, обрезание ушей, отсечение руки или пальцев, отрезание языка, вырывание ноздрей, битьё батогами, шпицрутенами, порка кнутом, плетьми, розгами.
- Постепенно от телесных наказаний были освобождены дворяне, христианское и исламское духовенство, почётные граждане, купцы первой и второй гильдий, некоторые должностные лица, а также их жёны и дети.
- Указом от 11 апреля 1766 года были отменены телесные наказания для духовенства,
- Вырезание ноздрей применялось до 1817 года, клеймение — до 1863 года.
Самым суровым видом телесного наказания было битье кнутом, которое применялось до 1845 года. После этого осталось лишь наказание плетьми, шпицрутенами и розгами. Наказание плетьми выполнялось с той же торжественностью, как и наказание кнутом. По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
высший предел наказания плетьми был установлен в 100 ударов. Наказание шпицрутенами (прогон сквозь строй) предназначалось для солдат, но иногда распространялось и на лиц, не принадлежавших к армии. Наказание розгами как вид уголовного наказания до XIX века назначалось только несовершеннолетним и рассматривалось как крупное смягчение наказания, которое, как выражался Воинский Устав 1716 года, в таких случаях «умаляется или весьма оставляется».
Уложение 1845 г. поставило розги на второе место вслед за плетьми, в размере 50—100 ударов. При существовании крепостного права розги также были обычным наказанием, налагаемым помещиками на крепостных; розги употреблялись и при всевозможных усмирениях волнений, наконец, составляли обычное педагогическое средство воздействия на воспитанников средних учебных заведений, особенно в духовных семинариях,
Художественно яркое и исторически достоверное описание семинарских нравов дал в «Очерках бурсы» Н.Г. Помяловский, который во время обучения в семинарии сам был наказан 400 раз и даже задавал себе вопрос: «Пересечен я или ещё недосечен?» Законом 17 (29) апреля 1863 года были отменены телесные наказания как мера уголовного наказания (за исключением приговоров рецидивистам-каторжникам),
В тот же день приказом по Военному министерству № 120 были отменены любые телесные наказания в российской армии, Однако сначала волостные суды, а после указа Александра III 1889 года — участковые земские начальники, как правило, назначавшиеся местным дворянством, продолжали назначать телесные наказания крестьянам до полной их отмены в 1904 году.