Работа над собой — Проблема заключается в том, что дети включаются в травлю неосознанно. Агрессор не осознает, в каком психологическом состоянии он находится. Тому, кто занимается буллингом, нужна эмоция жертвы, он хочет видеть ее слабость, беспомощность, чувствовать свое превосходство.
- А окружающие еще больше «топят» его в этом состоянии, читая лекции, осуждая и наказывая.
- В результате ребенок потерян.
- Хорошо, если его отведут к психологу, который полюбит и примет его.
- У детей большая проблема с эмоциональным интеллектом, им не помогают его развивать, концентрируясь на оценках в дневнике, как необходимом условии успеха в жизни.
В школах необходимы программы, которые бы развивали в первую очередь эмоциональный интеллект и навыки общения, чтобы ребенок мог понимать себя и других, правильно реализовывать свои способности и таланты. Это два архиважных направления, которыми нужно заниматься в школах, чтобы привить детям толерантность.
Без этого они живут неосознанно, и процветает буллинг. Мы с коллегами проводим групповые занятия с детьми, которые занимаются травлей, и показываем, что общаться можно спокойно, без давления и унижения. Мы переключаем этих детей на позитивную, созидательную деятельность, поскольку у них на самом деле большой потенциал.
На тренингах мы с детьми делаем упражнение: пишем в двух колонках плюсы и минусы, если ребенок будет делиться своими переживаниями. Колонка с негативными последствиями обычно длинная, дети боятся, что над ними будут смеяться или родители пойдут в школу, станут разбираться, а ребенку будет еще хуже.
- Дети боятся, что их не поймут, не примут, накажут.
- Формулируя это, ребенок понимает, почему он боится делиться своими чувствами.
- Во второй колонке мы помогаем сформулировать, почему хорошо и полезно говорить о своих переживаниях.
- Например, у ребенка будет поддержка, его поймут, либо кто-то еще расскажет такую же историю, и это поможет объединиться.
Нужно обязательно стимулировать детей делать этот список длиннее. Главное правило противодействия буллингу – научиться не скрывать эмоции, а проявлять их и говорить о том, что чувствуешь. Так должны вести себя родители, им нужно учить своих детей открывать и делиться.
Какие дети становятся жертвами буллинга?
Что такое буллинг в школе — Под популярным термином «буллинг» кроется простое русское слово — травля. Эта тема весьма сложная и тяжелая. Согласно статистике в современных школах более 10% учеников подвергаются этому неприятному процессу каждый день. Дети сами по себе бывают крайне жестокими по отношению к сверстникам.
- Особенно ярко это начинает проявляться у подростков — ведь им важно самоутвердиться.
- И чаще всего это происходит за счет более слабых одноклассников.
- В первую очередь буллингу подвергаются те, кто не способен дать отпор, кто физически более слабый или по каким-то причинам «не вписывается» в общую систему.
Другими словами, это могут быть дети из более бедных семей, закрытые и необщительные школьники, слишком умные или наоборот — с более низким интеллектом. При этом травля может начаться с психологической агрессии, после чего — перерасти в физический, сексуальный или так называемый «кибер-буллинг».
И такая травля может выражаться в агрессии, оскорблениях, коллективном бойкоте, вымогательстве денег, порче вещей и так далее. И ведь не всегда буллинг происходит исключительно в стенах школы — бывают ситуации, когда травля продолжается за пределами учебного заведения — например, в интернете. Это и есть кибер-буллинг: ребенку могут присылать сообщения с оскорблениями, неприятные изображения.
И чаще всего, подчеркивают специалисты, именно такая форма оскорблений становится причиной суицида. Фото: Rawpixel / Shutterstock.com
Почему происходит травля?
Жертвы травли в школе — Жертвами травли в школе чаще всего становятся :
- двоечники ;
- круглые отличники ;
- любимчики учителей;
- физически слабые дети;
- дети, гиперопекаемые родителями;
- ябеды ;
- дети учителей;
- страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
- не имеющие современных и модных новинок в области электроники и одежды, или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;
- вундеркинды ;
- дети с нетривиальным, отличающимся от стандартного, мировоззрением («белые вороны»);
- дети плохо обеспеченных (бедных) родителей;
- представители национальных меньшинств;
- представители сексуальных меньшинств,
Есть случаи, когда жертвами травли становились учителя, Объединяет всех жертв одна черта: чаще всего объектами издевательств становятся дети и подростки, обладающие повышенной чувствительностью, показывающие свою «слабость» (страх, обиду или злость).
- Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров, рождая искомое ощущение превосходства,
- Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьной травли.
- Методы травли отличаются в зависимости от пола жертвы: мальчиков чаще бьют, а про девочек одноклассницы, как правило, распускают порочащие слухи,
- По мнению педагога-психолога Людмилы Петрановской, «это иллюзия, что для надо быть каким-то особо ненормальным.
В общем и целом причина травли — не в особенностях жертвы, а в особенностях группы, Один и тот же ребёнок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за короткий срок, скажем, после смены классного руководителя»,
- Большую роль в школьной травле играет гендерный надзор — действия, направленные на принуждение к следованию предписанным гендерным нормам (для девочек — быть женственными, для мальчиков — быть мужественными).
- Во многом в связи с тем, такие действия не носят явно выраженного антисоциального характера, а напротив, связаны с доминирующими в обществе установками, «травящие» во многих случаях не получают реального осуждения со стороны взрослых.
Гендерный надзор тесно связан с гетеронормативностью, Травля мальчиков, вне зависимости от их реальной сексуальной ориентации, как правило, активно сопровождается гомофобными оскорблениями. Среди оскорблений девочек преобладают слатшейминговые,
Что делать если ребенок участвует в травле?
Что можно, а чего нельзя делать родителям ребенка-буллера — Не срывайтесь на того, кто вам это рассказал Когда классный руководитель сообщает неприятную новость, одни родители злятся: «Да вы с ума сошли, мой ребенок никогда так не сделает, вообще-то он воспитанный и добрый!» Другие обвиняют жертву: «Да, мы знаем, что в классе есть ребенок, который никому не нравится: он ведь плохо учится / невоспитан / нездоров / не знает русского языка / и поэтому всем мешает»,
- Получается, учителю отвечают либо агрессией и недоверием, либо оправдывают и рационализируют действия своего ребенка.
- Речь может идти про систематические обзывания, унижения, оскорбительные картинки в интернете, физическое насилие и так далее.
- Если в классе сложилась небезопасная обстановка, важно узнать, что происходит, давно ли, насколько это частые ситуации или речь идет об отдельном эпизоде, кто из детей в какой роли участвует в сложившейся ситуации.
Не наказывайте ребенка, а спокойно обсудите случившееся Травля не гасится травлей. Дополнительные обвинения, унижения и наказания не помогают. Они лишь научат ребенка тщательнее скрывать свое поведение, но не избавят его от агрессии, злости, гнева и других негативных эмоций.
Дайте ребенку понять, что вы в курсе ситуации, говорите спокойно и взвешенно. Отделяйте в своей голове ребенка от его поведения и не называйте его самого «плохим». В зависимости от возраста ребенка этот разговор может быть построен по-разному, но в любом случае важно показать и обосновать вашу позицию о том, что те формы поведения, о которых идет речь, приносят только вред всем участникам.
Травля вредит всему классу целиком, потому что трудно и тревожно учиться, когда в классе небезопасно, и в любой момент кто-то может столкнуться с оскорблениями, порчей и отбиранием вещей, обидными картинками, унижением, битьем и так далее. Она вредит детям, которые это видят, в том числе, друзьям обидчика, потому что они чувствуют свою беспомощность, стыд, не знают, как прекратить происходящее, боятся оказаться на месте обиженного, злятся и привыкают к своей бессловесной роли.
- Травля вредит и тому, кто стал ее зачинщиком, она делает его образ среди одноклассников непредсказуемым и небезопасным.
- Кто-то может ему подражать, но остальные его побаиваются и избегают, его репутация страдает, и новые знакомые могут не хотеть завязывать с ним отношения, будучи наслышаны о его поступках.
Репутация влияет и на отношения с учителями, и на его оценки, и так далее. В целом агрессивно ведущий себя ребенок может в краткой перспективе приобрести высокий статус среди сверстников, но в длительной перспективе он теряет их доверие и уважение, приобретает риск оказаться жертвой, в случае если найдется кто-то сильнее.
Как наказать ребенка за буллинг?
Так, в силу ч.1 ст.5.35 КоАП РФ нерадивый родитель может понести наказание в виде штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Как ребенку отвечать на буллинг?
2. Побеседуйте с ребёнком так, чтобы ему это помогло — Поддержите ребёнка и скажите, что вы на его стороне. Обязательно расскажите ему, что такое буллинг, и объясните, что он ни в чём не виноват, что жертвой может стать кто угодно. Вместе спланируйте, что делать, ведь ребенок знает ситуацию в школе гораздо лучше.