Конфликт «Ребёнок – класс» — Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.
Новенький
Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль. Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением.
- Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.
- Такое встречается в первом классе школы, когда его ядро составляет группа детского сада.
- Эти дети с самых малых лет вместе, они прекрасно знают друг друга.
- Появление новичка кажется чем-то разрушающим их внутренний, устоявшийся мирок.
Здесь огромную роль играет правильное поведение преподавателя. Ему тоже нелегко: он и сам в этом коллективе новичок. Поэтому к первым школьным учителям предъявляют столь высокие требования: им сразу, с самого начала надо разобраться в отношениях в коллективе, понять детей, стать для них хорошим наставником и советчиком, вовремя выявить возможные конфликтные вопросы. Особенно ярко разногласия между учениками проявляются в подростковом возрасте. Преподавателям средней школы надо внимательно наблюдать за своим классом, когда в него вливается новый ученик. Здесь, в отличие от начальных классов, роли распределены более определённо, личные симпатии и антипатии проявляются строже.
Новенькому приходится постараться, чтобы влиться в подростковый коллектив, который может встретить его довольно сурово. Для подростков нет полутонов, они рассматривают мир в чёрно-белом варианте, с позиции «нравится – не нравится». Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений.
Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей.
«Неправильное» поведение
Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива. Пример конфликта между детьми: мальчик Ваня пришёл в первый класс вместе со своими сверстниками, которых он знает по группе детского сада.
Какие причины могут привести к конфликту?
1.Существует множество причин возникновения конфликтов между людьми. Это может быть оскорбительное слово, несовпадение точек зрения, любовный треугольник, недостойное поведение человека И если люди не нашли компромисс, конфликт развивается.2.Причиной конфликта может быть человек.
Так в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» одной из тем является любовный конфликт. Дочь капитана Миронова – коменданта Белогорской крепости – оказалась причиной столкновений между молодыми людьми – Алексеем Швабриным и Петром Гриневым. Швабрин делал предложение Маше, но был отвергнут. Конфликт между мужчинами нарастал постепенно.
Петру Гриневу не нравились колкие замечания Швабрина о Маше. Причиной серьезной ссоры и последующей дуэли между молодыми людьми стало недостойное поведение Швабрина, который оговорил честную девушку, сказав, что по личному опыту знает, что Маша Миронова за «пару серег» может встречаться с молодыми людьми.
- Петр назвал его лжецом и не отказался от дуэли, когда Швабрин предложил поединок.
- В ситуацию «любовного треугольника» вторглись военные события – Пугачевское восстание, и конфликт усугубился.
- Конфликт стал серьезнее и глубже, потому что жизненная позиция молодых людей разная.
- Отец воспитывал Петра Гринева по принципу «береги честь смолоду».
О воспитании Швабрина ничего неизвестно. Причиной же неприязненного отношения Гринева к нему было не столько недоразумения «любовного треугольника», сколько коварство Швабрина по отношению к Маше и его предательство. Петр Гринев – по натуре добрый человек, поэтому он не мстил Швабрину и не радовался его неудачам.
А когда он увидел его на следствии, даже пожалел его. Таким образом, А.С. Пушкин показал отношения между молодыми мужчинами, которые вначале были похожи на дружеские, а потом переросли в конфликтные. А военные события усугубили конфликт.3.Традиционный, ярко выраженный семейный конфликт между свекровью и снохой показал драматург А.Н.
Островский в пьесе «Гроза», Этот конфликт писатель связал с появлением людей, мыслящих по-другому, стремящихся к свободному проявлению личности, выступающих против закабаления, тирании, жестокости вообще в жизни и в частности в семейной. Купчиха Марфа Кабанова стремится сохранить патриархальный быт.
- Она считает, что все в семье должны подчиняться старшим.
- Она не намерена выслушивать сына и сноху.
- По ее мнению, жена должна беспрекословно слушаться во всем мужа, повиноваться ему.
- Драматург изобразил Марфу Игнатьевну Кабанову не только как представителя купцов-самодуров, но и как семейного тирана.
- С появлением Катерины в семье купчихи Кабановой назрел между ними конфликт, который разрешился трагически – смертью снохи.
Драматург А.Н. Островский представил читателям ситуацию не только семейного конфликта. Он хотел показать конфликт между устаревшими традициями и желаниями свободолюбивой личности, пытавшейся жить в «темном царстве» по своим сложившимся принципам – быть искренней, быть по-настоящему любимой, не хитрить и не лицемерить.
Что такое конфликт и почему он возникает?
Общее определение — Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
Что такое конфликт в школе?
Чем конфликт отличается от травли — Травля, или буллинг, — это глубокая и систематическая проблема, она проявляется в виде агрессии одних детей против других. В буллинге всегда неравенство сил. Однако травля не всегда выражается в физических нападениях — насилие может быть и психологическим.
- Конфликт — это противостояние, в котором нет систематического насилия, но зато присутствуют разногласия и противоречия между сторонами.
- Конфликты в школе случаются не только между учениками — бывают задействованы и родители, и учителя.
- Причины конфликтов в школе могут варьироваться от банальной детской обиды до разногласий по поводу образовательной программы.
Мы рассмотрим примеры развития событий и дадим подсказки, как действовать родителю и как помочь ребёнку в случае столкновения интересов.
Что может стать причиной конфликта 6 класс?
Зарождается повод для взаимного спора, разногласий, и раздражения. В основе конфликта чаще всего лежат противоположные интересы или предпочтения. Причинами конфликтов являются смысловые барьеры в общении, основанные на том, что одно и то же событие при абсолютно одинаковом значении имеет разный смысл.
Что можно считать началом конфликта?
Стороны конфликта — Главные участники конфликта — противодействующие стороны, которых в конфликте минимум две. Зачастую в литературе именуются «противостоящими сторонами», изредка «конкурентами», «соперниками» или «противниками». Последнее относится к конфликтам, которые протекают в острой форме: взаимодействие сторон напоминает борьбу.
- Сторонами конфликта могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы, организации, в том числе более масштабные социальные общности (государства, коалиции государств).
- Для возникновения конфликта важными являются интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их индивидуальные особенности.
Конфликтное взаимодействие берет свое начало с действия одного из участников, он на начальном этапе считается инициатором. Сторона, которая проявляет инициативу на всех этапах конфликта, называется активной, а другая пассивной. Для успешного разрешения конфликта необходим учет интересов всех участников конфликта, в том числе и тех, кто не принимал участие в конфликте, но чьи интересы так же могут быть затронуты.
Когда возникает конфликт?
Классификация конфликтов —
Признак классификации | Виды конфликтов |
---|---|
По действию на функционирование группы/организации |
|
По содержанию |
|
По характеру участников |
|
Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений, Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:
- Проблема решается таким путём, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к её решению.
- Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
- Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
- Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчинёнными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать своё мнение, отличающееся от мнения старших по должности.
- Улучшаются отношения между людьми.
- Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:
- Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
- Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
- Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
- Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
- Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
- Чувство обиды, неудовлетворённость, плохое настроение.
Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Что является основой любого конфликта?
Конфликт это всегда противодействие нескольких индивидов или групп, происходящий при взаимодействии, причины которого несовпадение интересов, желание овладеть одним и тем же материальным благом или властью, взаимная неприязнь. Основание любого конфликта – противоречие.
Почему возникают конфликты с одноклассниками?
Конфликт «Ребёнок – класс» — Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.
Новенький
Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль. Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением.
- Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.
- Такое встречается в первом классе школы, когда его ядро составляет группа детского сада.
- Эти дети с самых малых лет вместе, они прекрасно знают друг друга.
- Появление новичка кажется чем-то разрушающим их внутренний, устоявшийся мирок.
Здесь огромную роль играет правильное поведение преподавателя. Ему тоже нелегко: он и сам в этом коллективе новичок. Поэтому к первым школьным учителям предъявляют столь высокие требования: им сразу, с самого начала надо разобраться в отношениях в коллективе, понять детей, стать для них хорошим наставником и советчиком, вовремя выявить возможные конфликтные вопросы. Особенно ярко разногласия между учениками проявляются в подростковом возрасте. Преподавателям средней школы надо внимательно наблюдать за своим классом, когда в него вливается новый ученик. Здесь, в отличие от начальных классов, роли распределены более определённо, личные симпатии и антипатии проявляются строже.
Новенькому приходится постараться, чтобы влиться в подростковый коллектив, который может встретить его довольно сурово. Для подростков нет полутонов, они рассматривают мир в чёрно-белом варианте, с позиции «нравится – не нравится». Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений.
Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей.
«Неправильное» поведение
Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива. Пример конфликта между детьми: мальчик Ваня пришёл в первый класс вместе со своими сверстниками, которых он знает по группе детского сада.
Какие бывают конфликты 6 класс?
Урок обществознания в 6 классе Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях» Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения. Задачи урока:
- предметные : сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения;
- метапредметные : на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
- личностные : сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Планируемые результаты: Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные : участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Методы и формы обучения: Методы : технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Формы: фронтальная, групповая. Тип урока: усвоение новых знаний Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция. Дата: Оборудование: Учебник Обществознание 6 кл., под ред.Л.Н. Боголюбова.М., Просвещение, 2015. – 111 с.
План:
- Понятие «конфликт»
- Основные стадии (этапы) конфликта
- Виды конфликтов
- Способы поведения в конфликтной ситуации.
Ход урока.I. Организационный момент. Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на уроке обществознания. Один ни кому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми средствами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление.
Что является причиной межличностных конфликтов?
Во всяком межличностном конфликте существуют, как минимум, два участника и определенная конкретная ситуация их взаимодействия, в которой происходит начальный инцидент и развиваются его последствия. Для выявления причин конфликтов нужен всесторонний и глубокий анализ как действий, позиций и психологических особенностей его участников, так и обстоятельств, возникающих в ситуации их взаимодействия.
Увидеть непосредственные причины и источники межличностных конфликтов можно, обратившись к базовым потребностям человека. Здесь имеются в виду потребности в пище, сексе, привязанности, безопасности, самоуважении, справедливости, доброте и др. Когда они подавляются или появляется угроза их удовлетворению, тогда продуцируется напряжение и возникают конфликты между людьми.
В этом случае человек усматривает в поведении тех, кто, по его мнению, наносит ему ущерб, проявление агрессивности, эгоизма, категоричности или превосходства над собой. В разговоре двух сотрудниц по служебному вопросу одна из них употребила неудачные слова, которые были расценены другой как стремление к превосходству.
Обиженная написала жалобу на свою обидчицу. Начальник разбирается с конфликтом. Конфликтологи, обращаясь к движущим силам и мотивации межличностных конфликтов, различают ресурсные и ценностные конфликты. Ресурсные конфликты связаны с распределением средств жизнедеятельности (материальных средств, территории, времени и т.д.).
В организациях, например, нередко возникают межличностные конфликты по поводу распределения премиального фонда между сотрудниками. Ценностные конфликты разворачиваются в области взаимоисключающих культурных стереотипов, верований и убеждений, оценок и отношений.
Примером могут служить встречающиеся в современных условиях конфликты в семьях из-за различных ценностных ориентации у родителей и детей. Конфликты между супругами в семьях часто основаны на половом диморфизме (различиях в восприятии и реагировании) мужчин и женщин. Немалую роль в межличностных конфликтах играет иррациональная мотивация, которая особенно усиливается в условиях современного кризисного развития общества.
Иллюстрацией сложности человеческих взаимоотношений, порождающих конфликты, причины которых трудно объяснить на основе обычной логики, являются «игры», описанные в книгах Эрика Берна. Играми Берн называет такие формы общения людей, в которых кто-то из участников руководствуется скрытым и даже неосознаваемым мотивом получить какой-то психологический или социальный «выигрыш».
Пример: Игра « Фригидная женщина ». Муж приближается к жене с вполне определенными намерениями, но она его отталкивает. После нескольких его попыток жена выговаривает ему: «Все мужчины — скоты». А потом начинает упрекать его в том, что он ее нисколько не любит, что его интересует только секс. На некоторое время муж отступает, после чего делает новую попытку, но с тем же результатом.
Наконец он совершенно покоряется судьбе и больше не проявляет к жене сексуальных намерений. Проходят недели, даже месяцы, и жена становится все более рассеянной и менее церемонной.
Что может стать причиной конфликта в организации?
9 главных причин из-за которых возникают конфликты в организации В любой организации наступает момент, когда в коллективе возникают конфликты. Однако учеными было признано, что полное или частичное отсутствие конфликтов внутри организации – условие не только невыполнимое и невозможное, но и крайне нежелательное.
- Ограниченность ресурсов, которые подлежат распределению, а именно финансовые, материальные и человеческие ресурсы;
- Недостаток или искажение информации: неполная информация или же неточные факты приводят к появлению слухов, что в свою очередь приводит к неправильному восприятию ситуации, а затем и к конфликтам;
- Недостаточная сплоченность трудового коллектива, несовместимость сотрудников;
- Низкая заработная плата;
- Неточное описание руководителем своему подчиненному должностных обязанностей;
- Навязывание взглядов, советов и рекомендаций человеку, когда он в них не нуждается;
- Расхождение целей компании и с ценностями и целями сотрудников. Возникновение противоречий и различий в целях.
- Поведенческие причины, а именно уровень образования, стиль поведения, круг общения, жизненный опыт.
- Причина, по которой происходит «давление» авторитета или лидера. Чаще всего такой фактор зацепляет чувство собственного достоинства человека, создает комплекс неполноценности и ведет к конфликтам.
Перечислены самые основные причины, по которым может вспыхнуть конфликт в рабочей атмосфере. Однако поводов для появления конфликтной ситуации может быть масса. На практике случается так, что предпосылок для конфликта более чем достаточно, но конфликт не происходит.
- В данном случае люди не идут на конфликт, так как понимают, что потенциальная выгода от сложившейся ситуации будет незначительная.
- Как показывает опыт, чаще всего конфликт ассоциируется с агрессией, враждебностью, угрозами и спорами.
- Именно поэтому нужно не только избегать конфликтных ситуаций, а крайне необходимо научиться управлять конфликтами и немедленно решать, как только он возникнет.
Также смотрите статьи по темам: — Конфликт в коллективе — действия руководителя
В чем причины возникновения конфликтов общество?
Объективные причины конфликтов — Объективными факторами возникновения конфликтов выступают те обстоятельства социального взаимодействия, которые приводят к столкновению их установок, мнений, интересов и т.д. Объективные причины становятся исходной точкой в создании предконфликтной ситуации.
- образ жизни, который связан с радикальными масштабными, быстрыми переменами и материальной неустроенностью;
- естественный конфликт интересов личностей в процессе их жизнедеятельности;
- слабая разработанность правовых и иных нормативных процедур разрешения социальных противоречий, которые возникают в ходе личностного взаимодействия;
- стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий;
- недостаток важных духовных и материальных благ для нормальной жизнедеятельности людей.