Почему возникают конфликты в школе?

Почему возникают конфликты в школе
Конфликт «Ребёнок – класс» — Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.

Новенький

Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль. Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением.

  • Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.
  • Такое встречается в первом классе школы, когда его ядро составляет группа детского сада.
  • Эти дети с самых малых лет вместе, они прекрасно знают друг друга.
  • Появление новичка кажется чем-то разрушающим их внутренний, устоявшийся мирок.

Здесь огромную роль играет правильное поведение преподавателя. Ему тоже нелегко: он и сам в этом коллективе новичок. Поэтому к первым школьным учителям предъявляют столь высокие требования: им сразу, с самого начала надо разобраться в отношениях в коллективе, понять детей, стать для них хорошим наставником и советчиком, вовремя выявить возможные конфликтные вопросы. Особенно ярко разногласия между учениками проявляются в подростковом возрасте. Преподавателям средней школы надо внимательно наблюдать за своим классом, когда в него вливается новый ученик. Здесь, в отличие от начальных классов, роли распределены более определённо, личные симпатии и антипатии проявляются строже.

Новенькому приходится постараться, чтобы влиться в подростковый коллектив, который может встретить его довольно сурово. Для подростков нет полутонов, они рассматривают мир в чёрно-белом варианте, с позиции «нравится – не нравится». Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений.

Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей.

«Неправильное» поведение

Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива. Пример конфликта между детьми: мальчик Ваня пришёл в первый класс вместе со своими сверстниками, которых он знает по группе детского сада.

Какие причины могут привести к конфликту?

1.Существует множество причин возникновения конфликтов между людьми. Это может быть оскорбительное слово, несовпадение точек зрения, любовный треугольник, недостойное поведение человека И если люди не нашли компромисс, конфликт развивается.2.Причиной конфликта может быть человек.

Так в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» одной из тем является любовный конфликт. Дочь капитана Миронова – коменданта Белогорской крепости – оказалась причиной столкновений между молодыми людьми – Алексеем Швабриным и Петром Гриневым. Швабрин делал предложение Маше, но был отвергнут. Конфликт между мужчинами нарастал постепенно.

Петру Гриневу не нравились колкие замечания Швабрина о Маше. Причиной серьезной ссоры и последующей дуэли между молодыми людьми стало недостойное поведение Швабрина, который оговорил честную девушку, сказав, что по личному опыту знает, что Маша Миронова за «пару серег» может встречаться с молодыми людьми.

  • Петр назвал его лжецом и не отказался от дуэли, когда Швабрин предложил поединок.
  • В ситуацию «любовного треугольника» вторглись военные события – Пугачевское восстание, и конфликт усугубился.
  • Конфликт стал серьезнее и глубже, потому что жизненная позиция молодых людей разная.
  • Отец воспитывал Петра Гринева по принципу «береги честь смолоду».

О воспитании Швабрина ничего неизвестно. Причиной же неприязненного отношения Гринева к нему было не столько недоразумения «любовного треугольника», сколько коварство Швабрина по отношению к Маше и его предательство. Петр Гринев – по натуре добрый человек, поэтому он не мстил Швабрину и не радовался его неудачам.

А когда он увидел его на следствии, даже пожалел его. Таким образом, А.С. Пушкин показал отношения между молодыми мужчинами, которые вначале были похожи на дружеские, а потом переросли в конфликтные. А военные события усугубили конфликт.3.Традиционный, ярко выраженный семейный конфликт между свекровью и снохой показал драматург А.Н.

Островский в пьесе «Гроза», Этот конфликт писатель связал с появлением людей, мыслящих по-другому, стремящихся к свободному проявлению личности, выступающих против закабаления, тирании, жестокости вообще в жизни и в частности в семейной. Купчиха Марфа Кабанова стремится сохранить патриархальный быт.

  1. Она считает, что все в семье должны подчиняться старшим.
  2. Она не намерена выслушивать сына и сноху.
  3. По ее мнению, жена должна беспрекословно слушаться во всем мужа, повиноваться ему.
  4. Драматург изобразил Марфу Игнатьевну Кабанову не только как представителя купцов-самодуров, но и как семейного тирана.
  5. С появлением Катерины в семье купчихи Кабановой назрел между ними конфликт, который разрешился трагически – смертью снохи.
Читайте также:  Что такое проработка травмы?

Драматург А.Н. Островский представил читателям ситуацию не только семейного конфликта. Он хотел показать конфликт между устаревшими традициями и желаниями свободолюбивой личности, пытавшейся жить в «темном царстве» по своим сложившимся принципам – быть искренней, быть по-настоящему любимой, не хитрить и не лицемерить.

Что такое конфликт и почему он возникает?

Общее определение — Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.

Что такое конфликт в школе?

Чем конфликт отличается от травли — Травля, или буллинг, — это глубокая и систематическая проблема, она проявляется в виде агрессии одних детей против других. В буллинге всегда неравенство сил. Однако травля не всегда выражается в физических нападениях — насилие может быть и психологическим.

  1. ‍ Конфликт — это противостояние, в котором нет систематического насилия, но зато присутствуют разногласия и противоречия между сторонами.
  2. Конфликты в школе случаются не только между учениками — бывают задействованы и родители, и учителя.
  3. Причины конфликтов в школе могут варьироваться от банальной детской обиды до разногласий по поводу образовательной программы.

Мы рассмотрим примеры развития событий и дадим подсказки, как действовать родителю и как помочь ребёнку в случае столкновения интересов.

Что может стать причиной конфликта 6 класс?

Зарождается повод для взаимного спора, разногласий, и раздражения. В основе конфликта чаще всего лежат противоположные интересы или предпочтения. Причинами конфликтов являются смысловые барьеры в общении, основанные на том, что одно и то же событие при абсолютно одинаковом значении имеет разный смысл.

Что можно считать началом конфликта?

Стороны конфликта — Главные участники конфликта — противодействующие стороны, которых в конфликте минимум две. Зачастую в литературе именуются «противостоящими сторонами», изредка «конкурентами», «соперниками» или «противниками». Последнее относится к конфликтам, которые протекают в острой форме: взаимодействие сторон напоминает борьбу.

  • Сторонами конфликта могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы, организации, в том числе более масштабные социальные общности (государства, коалиции государств).
  • Для возникновения конфликта важными являются интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их индивидуальные особенности.

Конфликтное взаимодействие берет свое начало с действия одного из участников, он на начальном этапе считается инициатором. Сторона, которая проявляет инициативу на всех этапах конфликта, называется активной, а другая пассивной. Для успешного разрешения конфликта необходим учет интересов всех участников конфликта, в том числе и тех, кто не принимал участие в конфликте, но чьи интересы так же могут быть затронуты.

Когда возникает конфликт?

Классификация конфликтов —

Признак классификации Виды конфликтов
По действию на функционирование группы/организации
  • Конструктивные (функциональные)
  • Деструктивные (дисфункциональные)
По содержанию
  • Реалистические (предметные)
  • Ценностные конфликты, когда участники имеют несовместимые ценности
  • Нереалистические (беспредметные)
По характеру участников
  • Внутриличностные
  • Межличностные
  • Между личностью и группой
  • Межгрупповые
  • Социальные

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений, Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

  1. Проблема решается таким путём, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к её решению.
  2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
  3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
  4. Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчинёнными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать своё мнение, отличающееся от мнения старших по должности.
  5. Улучшаются отношения между людьми.
  6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:

  1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
  2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
  3. Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
  4. Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
  5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
  6. Чувство обиды, неудовлетворённость, плохое настроение.

Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Что является основой любого конфликта?

Конфликт это всегда противодействие нескольких индивидов или групп, происходящий при взаимодействии, причины которого несовпадение интересов, желание овладеть одним и тем же материальным благом или властью, взаимная неприязнь. Основание любого конфликта – противоречие.

Почему возникают конфликты с одноклассниками?

Конфликт «Ребёнок – класс» — Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.

Читайте также:  Как подать заявление в суд за оскорбления?

Новенький

Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль. Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением.

  1. Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.
  2. Такое встречается в первом классе школы, когда его ядро составляет группа детского сада.
  3. Эти дети с самых малых лет вместе, они прекрасно знают друг друга.
  4. Появление новичка кажется чем-то разрушающим их внутренний, устоявшийся мирок.

Здесь огромную роль играет правильное поведение преподавателя. Ему тоже нелегко: он и сам в этом коллективе новичок. Поэтому к первым школьным учителям предъявляют столь высокие требования: им сразу, с самого начала надо разобраться в отношениях в коллективе, понять детей, стать для них хорошим наставником и советчиком, вовремя выявить возможные конфликтные вопросы. Особенно ярко разногласия между учениками проявляются в подростковом возрасте. Преподавателям средней школы надо внимательно наблюдать за своим классом, когда в него вливается новый ученик. Здесь, в отличие от начальных классов, роли распределены более определённо, личные симпатии и антипатии проявляются строже.

Новенькому приходится постараться, чтобы влиться в подростковый коллектив, который может встретить его довольно сурово. Для подростков нет полутонов, они рассматривают мир в чёрно-белом варианте, с позиции «нравится – не нравится». Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений.

Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей.

«Неправильное» поведение

Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива. Пример конфликта между детьми: мальчик Ваня пришёл в первый класс вместе со своими сверстниками, которых он знает по группе детского сада.

Какие бывают конфликты 6 класс?

Урок обществознания в 6 классе Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях» Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения. Задачи урока:

  • предметные : сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения;
  • метапредметные : на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
  • личностные : сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Планируемые результаты: Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные : участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Методы и формы обучения: Методы : технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая. Тип урока: усвоение новых знаний Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция. Дата: Оборудование: Учебник Обществознание 6 кл., под ред.Л.Н. Боголюбова.М., Просвещение, 2015. – 111 с.

План:

  1. Понятие «конфликт»
  2. Основные стадии (этапы) конфликта
  3. Виды конфликтов
  4. Способы поведения в конфликтной ситуации.

Ход урока.I. Организационный момент. Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на уроке обществознания. Один ни кому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми средствами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление.

Что является причиной межличностных конфликтов?

Во всяком межличностном конфликте существуют, как минимум, два участника и определенная конкретная ситуация их взаимодействия, в которой происходит начальный инцидент и развиваются его последствия. Для выявления причин конфликтов нужен всесторонний и глубокий анализ как действий, позиций и психологических особенностей его участников, так и обстоятельств, возникающих в ситуации их взаимодействия.

Увидеть непосредственные причины и источники межличностных конфликтов можно, обратившись к базовым потребностям человека. Здесь имеются в виду потребности в пище, сексе, привязанности, безопасности, самоуважении, справедливости, доброте и др. Когда они подавляются или появляется угроза их удовлетворению, тогда продуцируется напряжение и возникают конфликты между людьми.

В этом случае человек усматривает в поведении тех, кто, по его мнению, наносит ему ущерб, проявление агрессивности, эгоизма, категоричности или превосходства над собой. В разговоре двух сотрудниц по служебному вопросу одна из них употребила неудачные слова, которые были расценены другой как стремление к превосходству.

Обиженная написала жалобу на свою обидчицу. Начальник разбирается с конфликтом. Конфликтологи, обращаясь к движущим силам и мотивации межличностных конфликтов, различают ресурсные и ценностные конфликты. Ресурсные конфликты связаны с распределением средств жизнедеятельности (материальных средств, территории, времени и т.д.).

В организациях, например, нередко возникают межличностные конфликты по поводу распределения премиального фонда между сотрудниками. Ценностные конфликты разворачиваются в области взаимоисключающих культурных стереотипов, верований и убеждений, оценок и отношений.

Примером могут служить встречающиеся в современных условиях конфликты в семьях из-за различных ценностных ориентации у родителей и детей. Конфликты между супругами в семьях часто основаны на половом диморфизме (различиях в восприятии и реагировании) мужчин и женщин. Немалую роль в межличностных конфликтах играет иррациональная мотивация, которая особенно усиливается в условиях современного кризисного развития общества.

Иллюстрацией сложности человеческих взаимоотношений, порождающих конфликты, причины которых трудно объяснить на основе обычной логики, являются «игры», описанные в книгах Эрика Берна. Играми Берн называет такие формы общения людей, в которых кто-то из участников руководствуется скрытым и даже неосознаваемым мотивом получить какой-то психологический или социальный «выигрыш».

Читайте также:  Какие дети становятся жертвами буллинга?

Пример: Игра « Фригидная женщина ». Муж приближается к жене с вполне определенными намерениями, но она его отталкивает. После нескольких его попыток жена выговаривает ему: «Все мужчины — скоты». А потом начинает упрекать его в том, что он ее нисколько не любит, что его интересует только секс. На некоторое время муж отступает, после чего делает новую попытку, но с тем же результатом.

Наконец он совершенно покоряется судьбе и больше не проявляет к жене сексуальных намерений. Проходят недели, даже месяцы, и жена становится все более рассеянной и менее церемонной.

Что может стать причиной конфликта в организации?

9 главных причин из-за которых возникают конфликты в организации В любой организации наступает момент, когда в коллективе возникают конфликты. Однако учеными было признано, что полное или частичное отсутствие конфликтов внутри организации – условие не только невыполнимое и невозможное, но и крайне нежелательное.

  • Ограниченность ресурсов, которые подлежат распределению, а именно финансовые, материальные и человеческие ресурсы;
  • Недостаток или искажение информации: неполная информация или же неточные факты приводят к появлению слухов, что в свою очередь приводит к неправильному восприятию ситуации, а затем и к конфликтам;
  • Недостаточная сплоченность трудового коллектива, несовместимость сотрудников;
  • Низкая заработная плата;
  • Неточное описание руководителем своему подчиненному должностных обязанностей;
  • Навязывание взглядов, советов и рекомендаций человеку, когда он в них не нуждается;
  • Расхождение целей компании и с ценностями и целями сотрудников. Возникновение противоречий и различий в целях.
  • Поведенческие причины, а именно уровень образования, стиль поведения, круг общения, жизненный опыт.
  • Причина, по которой происходит «давление» авторитета или лидера. Чаще всего такой фактор зацепляет чувство собственного достоинства человека, создает комплекс неполноценности и ведет к конфликтам.

Перечислены самые основные причины, по которым может вспыхнуть конфликт в рабочей атмосфере. Однако поводов для появления конфликтной ситуации может быть масса. На практике случается так, что предпосылок для конфликта более чем достаточно, но конфликт не происходит.

  1. В данном случае люди не идут на конфликт, так как понимают, что потенциальная выгода от сложившейся ситуации будет незначительная.
  2. Как показывает опыт, чаще всего конфликт ассоциируется с агрессией, враждебностью, угрозами и спорами.
  3. Именно поэтому нужно не только избегать конфликтных ситуаций, а крайне необходимо научиться управлять конфликтами и немедленно решать, как только он возникнет.

Также смотрите статьи по темам: — Конфликт в коллективе — действия руководителя

В чем причины возникновения конфликтов общество?

Объективные причины конфликтов — Объективными факторами возникновения конфликтов выступают те обстоятельства социального взаимодействия, которые приводят к столкновению их установок, мнений, интересов и т.д. Объективные причины становятся исходной точкой в создании предконфликтной ситуации.

  • образ жизни, который связан с радикальными масштабными, быстрыми переменами и материальной неустроенностью;
  • естественный конфликт интересов личностей в процессе их жизнедеятельности;
  • слабая разработанность правовых и иных нормативных процедур разрешения социальных противоречий, которые возникают в ходе личностного взаимодействия;
  • стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий;
  • недостаток важных духовных и материальных благ для нормальной жизнедеятельности людей.