Что влияет на речь ребенка?

Что влияет на речь ребенка
Поэтому заниматься развитием речи можно и нужно уже с пеленок. Речь каждого ребенка должна проходить через такие этапы, как гуление (с 2 месяцев), лепет (около 6 месяцев), так называемая экспрессивная речь ребёнка. Вялость или отсутствие этих этапов должны насторожить и послужить поводом обратиться к педиатру.

  1. Если вышеуказанные этапы были своевременными, то формирование речи постепенно переходит к слогам, словам и предложениям.
  2. Когда малыш пробует свои силы в слогах, стоит начать обучение с простых, односложных слов, привязанных к ситуациям и интонациям: «бах!» (если что-то упало), «ах!» (выражение удивления) и прочих.

Наравне с этим можно переходить к звукоподражанию, озвучивать животных. К году ребенок вполне может освоить, что кошка говорит «мяу», корова — «му-у», поезд — «ту-ту», а машина — «би-би».

Что отвечает за речь у ребенка?

Речь – это высшая психическая функция, которую обеспечивают два центра, находящиеся в разных отделах головного мозга: Центр Вернике. Место расположения – слуховая кора височной доли. Отвечает за восприятие звуков речи.

Что влияет на задержку речи у детей?

Причины возникновения ЗРР — Задержку развития речи вызывают десятки факторов, врачи делят их на три группы по времени воздействия неблагоприятных факторов. Таблица № 3. Причины ЗРР по времени воздействия

Период Когда возникает Значимые факторы
Пренатальный В период внутриутробного развития. Гипоксия плода, гидроцефалия, нарушение формирования головного мозга, врождённая патология органов слуха, речи.
Натальный Во время родов. Родовая травма, обвитие пуповиной, длительный безводный период.
Постнатальный После рождения. Нервно-психические расстройства, нейроинфекции, заболевания среднего и внутреннего уха, травма речеслухового или речедвигательного аппарата, черепно-мозговая травма, отставание развития костно-мышечных структур лица.

Задержка речевого развития в раннем возрасте возникает у:

  1. 80% детей, родившихся в результате беременности, протекавшей с осложнениями;
  2. 50% с перинатальным повреждением нервной системы;
  3. 55% испытавших проблемы во время рождения:
  • при использовании стимуляции в родах – отставание речи выявлено в 79% случаев;
  • после кесарева сечения – в 70%.

Определить, когда именно возникло нарушение в многих случаях не удаётся, поэтому чаще используют другую классификацию, в которой причины делят на биологические и социальные. Таблица № 4. Виды задержки речевого развития

Виды Причины Примеры
Биологические Перинатальное поражение головного мозга. Асфиксия или гипоксия в родах, внутриутробные инфекции, рождение раньше или позже срока.
Болезни в раннем детстве. Черепно-мозговые травмы, гипотрофия, нейроинфекции, частые ОРВИ и другие болезни.
Тугоухость Любые нарушения слуха, в том числе тубоотиты, вызванные аденоидитами.
Наследственность Медленное созревание речевых центров может быть обусловлено генетическими факторами.
Социальные причины задержки речевого развития у детей Невостребованность речевого общения. Ребёнок растёт в семье «молчунов», близкие практически не общаются друг с другом. Либо, напротив, родители предугадывают все желания малыша, поэтому ему незачем говорить.
Педагогическая запущенность. Никто не уделяет внимания младенцу: не играет с ним, не разговаривает в достаточной мере. Сюда же относится госпитализм, когда ребёнок много времени проводит один в больнице или другом социальном учреждении.
Психологическая травма. Сильный испуг, неблагоприятный климат в семье, другие стрессовые факторы.
Дисгармоничное воспитание. Доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность.

Что давать ребенку для развития речи?

Каждая мама должна быть знакома с принципами нейродиетологии, а мама ребенка с проблемами развития – тем более. Дети с нарушениями развития и задержками речи обязательно должны правильно питаться. Что влияет на речь ребенка Как же маме составить рацион питания ребенку, и какие продукты будут полезны такому малышу? Вот наши советы, которые пригодятся маме ребенка с ЗРР: 1. Необходимо насытить рацион продуктами, содержащими достаточное количество кальция (молоко, творог и другие кисломолочные продукты, рыба, зеленые овощи, орехи, семена).

  • Чтобы кальций усваивался лучше, необходимо достаточное поступление в организм витамина Д.2.
  • Обязательно вводите в рацион продукты, богатые калием: мясо, крупы, картофель «в мундире», пшеничные отруби, представители бобовых (фасоль, горох, чечевица, нут), морковь, тыква, свекла, огурцы, помидоры, капуста, зелень, яблоки, вишня, черная смородина, ежевика, виноград, сухофрукты, орехи.3.

Вводите в рацион продукты, богатые фосфором. Источником фосфора являются: некоторые виды круп (гречневая, овсяная, пшено), рыба, молоко и кисломолочные продукты, яйца.4. Чтобы ребенок был спокоен, и состояние нервной системы способствовало развитию речи, важен спокойный сон, а для этого в организме малыша не должно быть дефицита магния.

  • Его содержат: мясо, молоко, гречка, отруби, пшено, бобовые, картофель, морковь, бананы, абрикосы, персики, клубника, ежевика, малина, орехи, кунжут.
  • Препятствует усвоению магния повышенное употребление сахара.5.
  • Не позволяйте ребенку есть пищу с искусственными ароматизаторами, красителями, консервантами, повышенным содержанием сахара и кофеина! Эти продукты будут возбуждать нервную систему, а это вредно для правильного развития речевой функции.6.

Обязательно соблюдайте правильное соотношение белков, жиров и углеводов.7. Не забудьте про витамины группы В. Именно эта группа витаминов отвечает за состояние нервной системы. Витамины группы В обязательно назначают детям с нарушением речевой функции. В каких же продуктах «водятся» эти витамины?

    Витамин В1: гречневая и овсяная крупы.Витамин В3 (ниацин, витамин PP): мясо, молоко, семена подсолнечника, арахис, фасоль, горох, грибы, неочищенные зерновые культуры и каши из недробленых круп.Витамин В6: шпинат, проросшая пшеница.Виамин В9 (фолиевая кислота): печень, шпинат, грецкие орехи, ржаная мука.Витамин В12: кисломолочные продукты, яйца, зеленые части растений, салаты, зеленый лук, говяжья печень.Витамины группы В являются главными витаминами для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии. Они участвуют в синтезе миелина, недостаток которого вызывает эти нарушения.Витамины группы В участвуют в синтезе нейромедиаторов, улучшают состояние клеток печени, нервных волокон.

    Как понять задержку речи?

    О задержке говорят, если в 2 года малыш почти не произносит слов, а в 3 года у него не сформирована связная речь. Задержку речевого развития у детей лечат детский невролог, логопед, дефектолог, медицинский психолог. Задержка речевого развития – термин и понятие, находящееся на стыке детской неврологии и логопедии.

    В каком возрасте ставят задержку речевого развития?

    Симптомы ЗРР у детей — Наиболее яркие клинические проявления задержек развития речи помогут родителям задуматься о возможном наличии проблем у крохи и вовремя обратиться за консультацией. Симптомы ЗРР у детей заключаются в следующем:

      малыш в возрасте до 8-9 месяцев не реагирует на речь мамы, не поворачивается, не замечает смену интонации, у него отсутствует лепетание; в 9 месяцев малыш не откликается на своё имя, не пытается имитировать речь взрослых, привлекает внимание только плачем; ребёнок с ЗРР от 1 до 2 лет может испытывать проблемы с глотанием и жеванием, не показывает предметы на картинке, не понимает простые слова, не выполняет команды, не отвечает на несложные вопросы; в возрасте 2-3-х лет ребёнок не может выполнить подряд несколько действий, не называет предметы по заданию. ЗРР в 3 года характеризуется неумением составлять предложения или составлять фразы из нескольких слов; задержка развития речи в возрасте 3 года и старше отмечается следующими симптомами: ребёнок произносит только фразы, предложения составлять не может, большую часть звуков произносит неправильно. ЗРР у ребенка в 4 года проявляется всё ещё плохой реакцией на речь взрослых, на вопросы также пока не отвечает.

    В чем причина задержки речи у ребенка?

    Для цитирования. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение // РМЖ.2016. № 6.С.362–366. Под задержками речевого развития обычно понимают отставание в формировании речи от возрастных нормативов у детей в возрасте до 3–4-х лет.

    1. Между тем данная формулировка подразумевает широкий круг расстройств развития речи, имеющих разные причины.
    2. Определяющим для формирования речи является период от первого года жизни до 3–5-х лет.
    3. В это время интенсивно развиваются мозг и его функции.
    4. Любые нарушения в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам – врачу (педиатру, детскому неврологу, ЛОР-врачу, детскому психиатру), логопеду, психологу.

    Это тем более важно, что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в т.ч. речи, лучше всего поддаются коррекции. Речь и ее функции. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и взаимодействуют друг с другом.

    • Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром.
    • Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет неоценимое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

    Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Регулирующая функция речи формируется уже на ранних этапах развития ребенка. Однако истинным регулятором деятельности и поведения ребенка слово взрослого становится только к 4–5-м годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи.

    Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленным поведением, способностью к программированной интеллектуальной деятельности. Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальном росте и поведении, затрудняют обучение и общение с окружающими,

    Формы нарушений развития речи. Специфические расстройства развития речи включают такие нарушения, при которых нормальное речевое развитие страдает на ранних этапах. По классификации МКБ-10 к ним относятся расстройства развития экспрессивной речи (F80.1) и рецептивной речи (F80.2).

    Как понять что у ребенка задержка речи?

    Симптомы — Существуют определённые симптомы и признаки задержки детского речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте: малый словарный запас, отсутствие простейших фраз из 2 слов («мама дай», «я бай-бай», «ляля спит») к 2 годам, отсутствие связной речи к 3 годам, недоговаривание частей слов, скудный активный словарный запас, когда ребенок не может внятно выразить с помощью речи свое желание или просьбу. В 4-летнем возрасте существенно проявляется речевое отставание от нормы. При обнаружении отклонений от возрастных нормативов необходимо обязательно обратиться к ряду специалистов: логопеду, нейропсихологу, отоларингологу, неврологу, психиатру, которые проведут комплексную диагностику, проконсультируют по программе коррекции речи ребенка, и смогут построить план максимально эффективной работы по развитию речи в соответствии с результатами, полученными при диагностике.

    В большинстве случаев при устранении причин (если это возможно) и грамотно организованной коррекционной работе дети с ЗРР догоняют своих сверстников к старшему дошкольному возрасту. Здесь очень важным является включение в коррекционную работу не только специалистов, но и членов семьи. Несвоевременная или неправильная коррекция при ЗРР может послужить причиной отставания от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии и увеличения этой разницы с годами, привести ко множественным трудностям при обучении в школе.

    Для того, чтобы предупредить данное нарушение, помимо посещения специальных занятий родителям следует больше общаться с ребенком, слушать его, относиться с уважением и интересом к его внутреннему миру, расширять кругозор малыша. Записаться на прием Адреса и телефоны отделений в Москве Задать вопрос Отзывы

    Чем лечат задержку речевого развития?

    Лечение ЗРР — задержки развития речи у детей. — Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку при лечении задержки речевого развития речи (зрр)?

    1. Дефектологи — занятия можно начинать не раньше чем с 2-х летнего возраста, они помогают развивать у ребенка не только внимание, память, но и мышление и моторику.
    2. Логопеды — помогают «поставить» звуки, (не путайте с лечением), учат правильно составлять предложения или грамотный рассказ. Большое количество логопедов работают с детьми с 4-х лет, проводят логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции.
    3. Неврологи – выявляют и лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития в основном с использованием ноотропных препаратов.
    4. Рефлексотерапевты – используя метод МИКРОТОКОВОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ, активизируют речевые зоны головного мозга, что приводит к постепенному восстановлению речевого развития ребенка.

    Самые распространенные ошибки: К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды — это фактически учителя. Они лишь учат ребенка — как правильно говорить различные звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4 — 5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком у которого зрр.

    • Но к 5 годам из задержки речевого развития или проще ЗРР, к сожалению, может сформироваться задержка психо-речевого развития (ЗПРР),
    • А ожидание, без лечения задержки речевого развития в 5-ти летнем возрасте (ЗРР), часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе или коррекционном классе.

    Получить консультацию и узнать понадобиться ли в дальнейшем лечение зрр у детей нужно в 3 года. Под воздействием различной нагрузки (даже не большой: прививки, детские инфекции умственная нагрузка, высокая температура) гидроцефалия обостряется и приводит к появлению новых симптомов: таких как, головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость, агрессия и т.д.

    Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психоречевого развития (ЗПРР) в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.

    Какие существуют методы лечения ЗРР (задержки речевого и психоречевого развития)? Лекарственная терапия — среди препаратов, которые применяются для лечения ЗПРР есть препараты, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум).

    Что вредит развитию речи?

    Умерьте красноречие — Когда ребенок начинает осваивать речь, родителю или тому взрослому, который проводит с ним больше всего времени, стоит использовать правило: обращаясь к ребёнку, говорить на одно слово больше, чем говорит ребенок, чтобы не перегрузить его избыточным красноречием.

    • Например: «мама спит», «пойдём гулять», «брат отдыхает», «ужин готов».
    • Соответственно, если ребёнок уже научился складывать слова в словосочетания, то родитель в своём обращении использует уже предложения из трёх слов.
    • Разговаривая с ребёнком таким образом, мы доступным ему способом помогаем быстрее освоить речь и начать говорить.

    Конечно, маме в декрете порой очень хочется пообщаться, и она часто изливает свой поток красноречия именно на ребенка, описывая ему окружающий мир. Это не плохо. Однако с длинными и красочными описаниями, сложными словами и выражениями в этот период времени лучше быть осторожнее.

    1. Избыточная, перенасыщенная материнская речь, обращенная к ребенку, может затормаживать развитие речи, поскольку детская психика не справляется с таким объемом информации.
    2. Поэтому упрощение речи необходимо для того, чтобы ребенок мог понять и повторить.
    3. При этом взрослые в присутствии ребенка могут говорить, как они хотят, но обращение к ребенку лучше подстраивать под язык, понятный и доступный ему.

    Например, если ребенок подходит к сидящей маме, чтобы она пошла за ним, ему достаточно потянуть ее за руку, чтобы мама встала и послушно пошла вслед. Лучше в такой ситуации побудить ребенка сначала озвучить свое желание, сказать «иди!» или «пойдем!», а только потом уже сразу же встать и пойти за ним.

    Что способствует развитию речи?

    Правила развития речи — Безусловно, каждый ребенок уникален. Поэтому не стоит сравнивать его с соседским малышом, который и ходить начал раньше, и первое слово произнес еще до года. Однако также не стоит забывать, что речевые навыки формируются, в том числе, и под влиянием окружающей среды.

    Чтобы вырастить всесторонне развитого ребенка, родителям нужно уделять внимание развитию речи. При этом необходимо помнить следующие правила: 1. Начинать никогда не рано, Разговаривать с ребенком нужно с самого раннего возраста. Ведь его речевые навыки начинают формироваться задолго до того, как он начинает осмысленного говорить.

    На них влияют прикосновения, улыбка, интонация и жестикуляция. Поддерживая невербальное общение, родители запускают развитие вербальной речи.2. Избавьтесь от красноречия, В раннем детстве, когда дети только осваивают речь, родители не должны перегружать их словесным потоком.

    Достаточно произносить на одно слово больше, чем произносит сам малыш. Можно строить простые фразы и предложения из 2-3 слов. Чем более доступна речь, тем быстрее она осваивается. Не стоит вываливать на малыша поток красноречий, которыми изобилует материнская речь. Ее нужно упростить настолько, чтобы ребенок смог не только понять ее, но и повторить.3.

    Демонстрируйте практическое применение речи, Ребенок должен освоить, что речь упрощает повседневную жизнь. Нужно показывать ребенку, что за словом должно идти действие. Например, если его заинтересовал какой-то предмет, он должен попросить его, а мама в ответ дает ему этот предмет.

    Это продемонстрирует связь между речью и действиями.4. Развивайте мелкую и крупную моторику, Каждый логопед уверяет, что речь развивается параллельно с развитием мелкой моторики. На самом деле, важно всестороннее развитие. Ребенку нужна не только лепка, мозаика или шнуровка. Речевые навыки можно осваивать с помощью танца, музыки, спорта или даже прогулок на свежем воздухе.

    Кроме того, крупная моторика способствует психическому и физическому развитию.5. Пойте, Ребенку легче осваивать мелодичную речь. Поэтому обращаясь к нему, напейвайте слова. Развивать речь ребенка помогают частушки, потешки, игры в ладушки. И здесь совсем неважно наличие слуха или музыкального образования – важнее плавный и певучий мотив.6.

    Слушайте, Важно не только говорить с малышом, но и реагировать на его речь. Мама может проводить с ребенком всего один час в день, развлекая его играми, сказками, совместными чтением. При этом ее действия будут намного продуктивнее, чем, если бы она проводила с ним весь день, не выпуская из рук смартфона.7.

    Фантазируйте, Поощряйте желание ребенка сочинять сказки и рассказывать истории. Пусть их героями будут игрушки, друзья из детского сада или домашние питомцы. Можно задавать ему наводящие вопросы. Например: «а что будет, если наша кошка научится летать?», «а что бы сказала твоя зубная щетка, если бы умела разговаривать?».

    Какой витамин отвечает за развитие речи?

    Витамин В 12 – один из основных для профилактики и коррекции задержки речевого развития, алалии, т.к. участвует в синтезе миелина (именно его недостаток является одной из важных причин указанных нарушений).

    Когда нужно бить тревогу Если ребенок не говорит?

    Многие родители не замечают, что их ребенок плохо говорит, так как просто не знают, как должна развиваться речь у детей определенного возраста. Ребенок разговаривает, общается, задает вопросы, но о том, КАК он произносит слова (переставляет слоги, заменяет звуки), родители часто не задумываются.

    • Часто родители считают, что эти проблемы пройдут сами собой и их ребенок со временем догонит сверстников.
    • Как правило, они ошибаются.
    • Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу.
    • В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения.

    Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме. В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П.

    1. Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба.
    2. Несколько позднее усваиваются другие звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й.
    3. Этими звуками ребенок овладевает в период от года до трех лет.
    4. Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет.

    До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми звуками. Самые сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет. Становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков.

    Что способствует развитию речи?

    Поэтому заниматься развитием речи можно и нужно уже с пеленок. Речь каждого ребенка должна проходить через такие этапы, как гуление (с 2 месяцев), лепет (около 6 месяцев), так называемая экспрессивная речь ребёнка. Вялость или отсутствие этих этапов должны насторожить и послужить поводом обратиться к педиатру.

    • Если вышеуказанные этапы были своевременными, то формирование речи постепенно переходит к слогам, словам и предложениям.
    • Когда малыш пробует свои силы в слогах, стоит начать обучение с простых, односложных слов, привязанных к ситуациям и интонациям: «бах!» (если что-то упало), «ах!» (выражение удивления) и прочих.

    Наравне с этим можно переходить к звукоподражанию, озвучивать животных. К году ребенок вполне может освоить, что кошка говорит «мяу», корова — «му-у», поезд — «ту-ту», а машина — «би-би».

    Почему у ребенка проблемы с речью?

    Еще 30 лет назад речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, а сегодня трудно найти ребенка без нарушений речи. Почему это происходит и что с этим делать — рассказывают логопеды и дефектологи.5 августа 2021 В детстве своей картавости я не придавала значения, так как звук «р» произносила, хотя и раскатисто, грассированно. Да и с какой стати я стала бы задумываться об этом, если ежедневно слышала маму (она совсем не произносит «р»), которая из своего дефекта речи не делала проблемы.

    Однако во втором классе в школе появился логопед. Звали его то ли Игорь Владимирович, то ли Виктор Владимирович, я забыла, но на следующей встрече окрестила его новым именем — без «р». Логопед оказался с чувством юмора, рассмеялся и заявил, что исправлять мое грассирование — только портить. В любом случае, больше я его не видела и мой дефект остался при нас.

    В пору моего детства логопед в провинциальном городе, в котором мне пришлось жить, был экзотикой. Сегодня же у родителей, особенно в больших городах, больше возможностей найти специалиста Моя проблема, оставшись нерешенной, превратилась в «пикантную особенность». – Количество детей с речевыми проблемами увеличилось за последние годы? – Да, растет в геометрической прогрессии, и это связано с ухудшением экологии, с низким качеством медицинского обслуживания, недостаточным уровнем дошкольного образования, зачастую с некачественной диагностикой речевого развития.

    Дети с нарушенной речью рискуют попасть в школы для умственно отсталых, а потом их оттуда нипочем не вывести. Согласно нормам развития речи, первые слова ребенок произносит до года (5–10 слов), фраза формируется к 1,5 года, умение говорить — к 2–2,5 года. В настоящее время эти показатели сдвинуты: хорошо, если первые слова малыш произносит в 1,5 года, простое предложение — к 2 годам, а к 3 годам формируется более-менее понятная фразовая речь.

    Почему так происходит? Речь — явление социальное, появляется по подражанию. С ребенком нужно постоянно разговорить, «оречевляя» все свои и его действия. Единицы мам разговаривают с детьми, когда у тех нет собственной речи. Вот у этих единиц речь и появляется.

    • Если малыш слышит неправильную речь, с ним сюсюкают или у взрослых у самих проблемы со звукопроизносительной стороной речи, это скажется на том, как дети будут произносить звуки.
    • Родовые травмы, кесарево сечение, сложная беременность, травмы головного мозга на первом году жизни — все это ведет к нарушениям речи.

    Специалисты утверждают: если в 1970–1980-е речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без нарушений.