Как насилие в детстве влияет на психику?

Как насилие в детстве влияет на психику
8 июня 2020 Несомненно, сильное влияние на развитие ребенка оказывают его родители — именно они являются образцами поведения, и те поступки, которые совершают мама и папа, являются для детей примерами правильных и неправильных действий. Каждый из нас имеет пример родительских взаимоотношений, но не всегда он несет в себе любовь и взаимоуважение. В условиях эпидемиологической ситуации, люди стали больше времени проводить дома. Во многих странах возросло количество пострадавших от насилия в семье. Более 70 процентов потерпевших от насилия в семье – женщины и девочки. В 2019 году около 25 тысяч женщин в Беларуси являлись потерпевшими от различных видов преступлений, в том числе от сексуального насилия.

  • Насилие в семье – это любые действия, в результате которых наносится вред физическому и психическому здоровью человека, создаются условия, мешающие оптимальной жизнедеятельности всех членов семьи и создающие риск для нормального развития ребенка, нарушая права любого из членов семьи.
  • Самыми уязвимыми в ситуации насилия в семье становятся дети.

Почему?

  • Ребенок, который становится свидетелем насилия в семье, а зачастую и жертвой, часто даже не представляет, что все может быть по-другому.
  • Ребенок, особенно маленький, зависит от родителей, он не может просто взять и уйти из дома. Дети не в состоянии понять, почему папа бьет маму и, как правило, обвиняют в происходящем себя.
  • Дети часто не знают, что могут рассказать о своих проблемах взрослым. Доступ к помощи возможен лишь при участии родителей.

Насилие в семье оказывает множественное негативное воздействие на ребенка даже в том случае, когда он не является объектом насилия. Действия агрессора могут быть направлены только против одного человека, как правило женщины (мамы). Дети, которые являются свидетелями насилия в родительских взаимоотношениях, подвержены высокому риску приобретения таких эмоциональных и поведенческих проблем как тревожность, депрессия, плохая успеваемость в школе, низкая самооценка, страхи и ночные кошмары, нарушения в пищевом поведении (переедание или отказ от пищи). Психологические особенности детей, ставших свидетелями насилия в родительских отношениях:

  • низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности;
  • часто испытывают гнев, который могут проявлять в отношении более слабых, младших по возрасту детей. Порой вспышки гнева не имеют видимой причины;
  • бывают чрезмерно пассивны, не могут себя защитить;
  • привлекают к себе внимание, зачастую вызывающим, демонстративным поведением;
  • испытывают чувства тревоги, беспокойства, тоски, одиночества.

    Как насилие в детстве влияет?

    Признаками и последствиями сексуального насилия в детстве являются, в частности, депрессия, тревожность, расстройства пищевого поведения, низкая самооценка, психосоматические заболевания, нарушения сна, диссоциативные и тревожные расстройства, в том числе посттравматическое стрессовое расстройство.

    Какие могут быть последствия жестокого обращения с ребенком?

    «Методические рекомендации по противодействию жестокого обращения с детьми и популяризации здорового образа жизни» Жестокое обращение с детьми: что это такое? Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако, факты ставят это утверждение под сомнение.

    По данным статистики, около двух с половиной миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс. ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, более 50% преступлений в быту совершаются в присутствии детей, 30-40% всех тяжких преступлений в быту совершается в семье.

    Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

    Четыре основные формы жестокого обращения с детьми: 1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.2. Сексуальное насилие (или развращение) — вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.3.

    Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся: -открытое неприятие и постоянная критика ребёнка; -угрозы в адрес ребёнка в словесной форме; -замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка; -преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка; -ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; -однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.4.

    1. Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
    2. К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся: -отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; -отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

    Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

    Как насилие в семье влияет на детей?

    8 июня 2020 Несомненно, сильное влияние на развитие ребенка оказывают его родители — именно они являются образцами поведения, и те поступки, которые совершают мама и папа, являются для детей примерами правильных и неправильных действий. Каждый из нас имеет пример родительских взаимоотношений, но не всегда он несет в себе любовь и взаимоуважение. В условиях эпидемиологической ситуации, люди стали больше времени проводить дома. Во многих странах возросло количество пострадавших от насилия в семье. Более 70 процентов потерпевших от насилия в семье – женщины и девочки. В 2019 году около 25 тысяч женщин в Беларуси являлись потерпевшими от различных видов преступлений, в том числе от сексуального насилия.

    • Насилие в семье – это любые действия, в результате которых наносится вред физическому и психическому здоровью человека, создаются условия, мешающие оптимальной жизнедеятельности всех членов семьи и создающие риск для нормального развития ребенка, нарушая права любого из членов семьи.
    • Самыми уязвимыми в ситуации насилия в семье становятся дети.

    Почему?

    • Ребенок, который становится свидетелем насилия в семье, а зачастую и жертвой, часто даже не представляет, что все может быть по-другому.
    • Ребенок, особенно маленький, зависит от родителей, он не может просто взять и уйти из дома. Дети не в состоянии понять, почему папа бьет маму и, как правило, обвиняют в происходящем себя.
    • Дети часто не знают, что могут рассказать о своих проблемах взрослым. Доступ к помощи возможен лишь при участии родителей.

    Насилие в семье оказывает множественное негативное воздействие на ребенка даже в том случае, когда он не является объектом насилия. Действия агрессора могут быть направлены только против одного человека, как правило женщины (мамы). Дети, которые являются свидетелями насилия в родительских взаимоотношениях, подвержены высокому риску приобретения таких эмоциональных и поведенческих проблем как тревожность, депрессия, плохая успеваемость в школе, низкая самооценка, страхи и ночные кошмары, нарушения в пищевом поведении (переедание или отказ от пищи). Психологические особенности детей, ставших свидетелями насилия в родительских отношениях:

    • низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности;
    • часто испытывают гнев, который могут проявлять в отношении более слабых, младших по возрасту детей. Порой вспышки гнева не имеют видимой причины;
    • бывают чрезмерно пассивны, не могут себя защитить;
    • привлекают к себе внимание, зачастую вызывающим, демонстративным поведением;
    • испытывают чувства тревоги, беспокойства, тоски, одиночества.

      Что относится к жестокому обращению с детьми и насилию?

      Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика.

      Куда обращаться если родители плохо обращаются с ребенком?

      Я попробовал «по-хорошему», но это не помогло. Кажется, ребенку и правда грозит опасность. Как поступить? — Согласно 56-й статье Семейного кодекса РФ, став свидетелем жестокого обращения с ребенком, вы обязаны сообщить об этом в органы опеки. Думаете, что жизни и здоровью ребенка угрожает опасность прямо сейчас? Звоните в полицию. В отличие от социальных служб она работает круглосуточно.

      Что может травмировать психику?

      В эфире RTVI Марианна Минскер и психолог Людмила Петрановская поговорили о том, как возникают психологические травмы Все травмы из детства? Психологическая травма – это состояние психики. В него можно попасть в любом возрасте, не только в детском. Психотравмирующие ситуации – это ситуации, напрямую угрожающие жизни и здоровью, такие как: теракты, катастрофы, физическое и сексуальное насилие.

      Например, потеря работы – это серьезное и сложное событие, но это не будет травмой, а вот военные действия – да. Но бывает такое, что некоторые люди даже в ситуации чрезвычайного происшествия не травмируются, у них достаточное количество внутренних ресурсов, чтобы выдержать негативное событие без серьезных последствий.

      Почему именно детские травмы опасны? Дети отличаются тем, что они очень зависимы и не могут сами обеспечить свою безопасность, поэтому в них действует инстинктивная программа – эмоционально поведенческий комплекс, Он заставляет стремиться быть рядом со своим взрослым, иметь с ним контакт и быть уверенным в том, что если что-то произойдет, то взрослый рядом.

      1. Так заложено природой.
      2. Этот взрослый не обязательно всегда должен быть мамой, это весь близкий круг людей, который находится рядом.
      3. Например, это может быть няня.
      4. В каких случаях происходит детская травма? · Если важные взрослые по каким-то причинам не откликаются на призыв ребенка о помощи или дают понять, что они не собираются о нем заботиться, отвергают и отталкивают его.

      · Если родители страдают от депрессии, алкоголизма или другого заболевания. · Если родители были утрачены. То есть смерть хотя бы одного родителя. · Тяжелая и долгая болезнь родителя, в результате которой была долгая разлука с ним. · Ситуации, когда вместо заботы, по отношению к ребенку проявляется жестокость.

      • В этих случаях, программа привязанности не может работать нормально.
      • И тогда ребенок испытывает состояние, которое называется «паника привязанности»,
      • Она может иметь травматичный след, даже если нет прямой угрозы жизни и здоровью.
      • Например, когда маленького ребенка забирают на лечение в больницу без матери (что было нормой до недавнего времени).

      Со стороны в этом нет ничего страшного – его там будут лечить. Но для ребенка это стресс, сопоставимый для взрослого со стрессом от концлагеря. Чем младше, тем ребенок более уязвим. Особенно уязвимы дети младенческого возраста, дети до трех лет, дошкольники и так далее.

      • Ребенок, который был разлучен с семьей в 10 лет имеет больше ресурсов, чтобы пережить это не разрушившись, чем годовалый ребенок.
      • Чуть позже с ребенком могут случиться социальные травмы.
      • Это значит отвержение сверстников, грубое отношение со стороны учителя – это опыт детей постарше.
      • Их мозг ориентирован на контакты с другими, им важно быть принятыми группой.

      О том, что делать в таких ситуациях, можно узнать в программе «Нам надо поговорить»

      Как понять что у тебя есть детские травмы?

      Что на самом деле можно считать детской травмой? Как реагировать родителям в тех ситуациях, когда ребенок на их глазах переживает серьезный стресс или приступ панического страха? Семейный психолог Алена Прихидько в новом выпуске «Психологии» рассказала о четырех признаках детской травмы и объяснила, как ее распознать.

      • Здравствуйте.
      • Меня зовут Алена Прихидько, я семейный психолог.
      • Живу в США, в штате Флорида.
      • И сегодня я расскажу вам о том, что такое детская травма и почему неправильно у нас толкуют это понятие вообще, и почему то, что травмой часто называют и чего родители боятся, на самом деле травмой может и не являться.

      Сейчас я слышу часто от мам, особенно от тех, кто занимается детьми в русле теории привязанности: «Ах, я не могу не уложить ребенка спать вечером сама. Если я этого не сделаю, то я могу нарушить привязанность» и так далее. И мамы часто боятся, что они любым своим чихом могут детей своих травмировать.

      1. Вот я хочу всех мам сейчас успокоить, сказать, что травмировать ребенка на самом деле не так легко, как нам кажется.
      2. Одним каким-то окриком ребенка вы, скорее всего, не травмируете и даже, может быть, шлепком вы его не травмируете.
      3. Поэтому я хочу рассказать сегодня о том, что такое травма, и когда она возникает.

      У детской травмы есть четыре ключевых признака. Это онемение, такое оцепенение, гипервозбуждение, сжатие и диссоциация. Я вот поясню, что это такое, чтобы было понятно, когда с ребенком что-то происходит, что потенциально может вызвать травму, чтобы вы обращали внимание на то, есть это или нет, и могли понять, травмирован он или нет, и что дальше с этим делать.

      • Когда ребенок травмирован, он, как правило, невербально, то есть на уровне тела, очень меняется.
      • Предположим, ребенок очень сильно оказался испуган — на него бросилась собака.
      • Вдруг ни с того, ни с сего, вы шли с ребенком по улице, гуляли — и откуда ни возьмись большая собака бросилась на вашего ребенка.

      И вы видите, что ребенок замер, то есть он оцепенел, он замер. Вы видите, что он смотрит непонятно куда, он как будто в прострации, после этого он может начать вести себя гипервозбужденно, как-то хаотично. И при этом бывает так, что у него может возникнуть вот эта диссоциация, это когда он говорит вам потом: «Я как будто видел себя со стороны».

      1. Самая главная реакция, которая потенциально ведет к травме, — это оцепенение, замирание.
      2. И эта реакция — замирание — на самом деле, мы ее унаследовали от животных.
      3. Потому что животные в ситуации опасности, в ситуации угрозы могу что делать — они могут убегать, какая-нибудь косуля убегает, какое-нибудь другое животное, не косуля, может нападать на того, кто потенциальную угрозу представляет, также животные могут замирать.

      И часто они замирают, притворяются мертвыми, чтобы потом, когда хищник отвлекся, убежать куда-то. Так вот человек от животных отличается тем, что он часто замирает в травмирующей ситуации, но потом никак не размораживается. И вот как говорит Питер Левин, исследователь травмы, эта замороженная энергия как бы застывает где-то и потом, не будучи размороженной, дает последствия негативные.

      Как детские проблемы влияют на взрослую жизнь?

      Каким бы ужасным и травмирующим не был ваш пережитый опыт в детстве, справиться с ним всегда можно во взрослой жизни. Обращаясь к психологу, многие недоумевают «Почему вы спрашиваете о моей маме, если я пришел с проблемой того, что семья разваливается?» или «При чем тут мое детство, если я в 36 лет не могу выйти замуж?» Люди не догадываются, что психика человека работает как точный компьютер, и раз за разом на протяжении всей жизни четко воссоздает программы, заложенные в нем изначально.

      И большинство этих программ формируется в детстве. Потому для того, чтобы внести изменения во взрослую жизнь сейчас (настоящие изменения — глубокие, постоянные) необходимо вернуться и перезаписать программы заново. Чем, собственно, и занимается психотерапия. Каким же образом прошлый детский опыт влияет на последующую жизнь? Мало кто рос в счастливой и благополучной семье, и, наверное, многие себе обещали — «Я точно не буду как мать! Я никогда не стану себя вести как отец! Я не буду так обращаться с собственными детьми!».

      Проходит время и человек ловит себя на таком же поведении — женщина становится точной копией матери, мужчина, выросший в неполной семье, разводится и оставляет жену с ребенком, молодая мама начинает шлепать своего сына-первоклассника. Почему же так происходит? Ведь сознательно люди не желали такого поведения.

      Все решает первоначальный опыт, первые отношения в жизни — это отношения с родителями, братьями-сестрами и другими значимыми близкими людьми. По ним мозг складывает модель поведения на всю последующую жизнь и по принципу переноса воспроизводит ее раз за разом. Это может быть любая стратегия отношений — бояться отношений, держать людей на расстоянии, игнорировать свои или чужие эмоции и чувства, подавлять их, любым способом избегать конфликтов, держать свои мысли при себе, бояться настоять на своем или, наоборот, истерически требовать свое — эти и много других паттернов поведения мы выносим из нашего детского опыта во взрослую жизнь.

      Когда мы, повзрослевшие дети, приходим в отношения, то приносим с собой весь багаж нашего прошлого. И чаще всего перекладываем всю ответственность на партнера — обвиняя, требуя, жалуясь и обижаясь. Но ведь это не партнер виноват, что в детстве вы чувствовали себя одиноким и брошенным, или что не сложился предыдущий брак, или что родитель пил и не смог дать многого.

      Не нужно «лечиться» за счет другого — на это уходит много сил и это всегда неэффективно. Все решает первоначальный опыт, первые отношения в жизни — это отношения с родителями, братьями-сестрами и другими значимыми близкими людьми Только вы сами в силах помочь себе. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам-психологам.

      Это поможет сделать процесс исцеления максимально эффективным. Но также не забывайте, что не все детские травмы излечиваются до конца, но минимизировать их влияние на повседневную жизнь и на важные сферы можно всегда. Детская боль и чувства, связанные с травмой, не дают человеку повзрослеть и пользоваться по максимуму теми ресурсами, что дает взрослая жизнь.

      Как детские травмы влияют на человека?

      Когда родитель ограничивает ребенка в контакте с другими и контролирует его круг общения, то ребенок может чувствовать себя одиноким, изолированным от внешнего мира. В таких условиях невозможны социализация и развитие самостоятельности. При вербальной агрессии и угрозах (например, «я откажусь от тебя»), ребенок перестанет доверять миру и начнет воспринимать все враждебно.

      Если родители сами росли в насилии, то эти деструктивные паттерны могут автоматически переходить на их отношение к детям. Поэтому в первую очередь важно признавать и корректировать собственный опыт. Мы состоим из паттернов поведения наших родителей. «Сексуальное насилие — это не только действия сексуального характера, но и пренебрежительное отношение родителей к сексуальности ребенка», — объясняет Вероника.

      Это может привести к неприятию своего тела, стать причиной повторного насилия (человек может как совершить его сам, так и снова оказаться в роли жертвы). «Если нарушаются физические и психологические границы ребенка, это влияет на всю его взрослую жизнь, а негативный опыт будет повторяться снова и снова», — рассказывает Ирина.

      Почему некоторые травматичные события из детства мы не помним? «Когда человек получает травму в детстве, в более позднем возрасте он ее вытесняет. Таким образом психика защищается, блокирует болезненную информацию», — объясняет Ирина Мансурова. Но даже не помня причин травмы, взрослый человек все равно будет ощущать ее последствия — депрессию, чувство вины и т.д.

      «Ребенку тоже необходимо каким-то образом адаптироваться, а один из способов это сделать — диссоциировать ситуацию. Например, ребенок живет с родителями, у которых есть алкогольная зависимость. Ему больше негде жить — что он будет делать? Диссоциировать и анастезировать пораженный участок души.

      1. Он будет блокировать какие-то воспоминания, мысли и образы, так как это снижает болевую чувствительность.
      2. Впоследствии таким людям не бывает больно: они вообще ничего не чувствуют.
      3. Ребенок привыкает не слышать, не чувствовать и не видеть: диссоциация позволяет ему выжить, а психика будет использовать различные способы, чтобы не разрушиться», — рассказывает Вероника Дорингер.

      Вытеснение Часто человек, получивший сильную травму, вытесняет свое прошлое, частично или полностью. Попросту не может вспомнить события из детства, иногда в памяти всплывают только какие-то сильно эмоционально окрашенные события. Потеря доверия к миру Избегание любых доверительных отношений.

      1. Логика такого выбора проста: «Если не будет отношений, то я смогу избежать боли».
      2. Такой человек сторонится даже дружбы из-за тревоги, что его предадут, поэтому сознательно избегает близости, что со временем может привести к одиночеству и депрессии.
      3. Любой предвестник эмоциональной близости, который сможет причинить психическую боль, будет блокироваться.

      Склонность к токсичным отношениям Люди, которые в детстве получили серьезные травмы, во взрослом возрасте часто вступают в деструктивные отношения. Их партнеры могут быть эмоционально недоступны, находиться в браке, быть склонны к насилию или иметь нарциссическое расстройство личности.

      Чем отличается психическая травма от психологической?

      Фильм «Аббатство Даунтон» Это не нарушение взаимоотношений, это нарушение психики. A это психическая травма. скачать видео Психическая травма — местное повреждения психики от ударов жизни. Проявления: мышление спутанное, в памяти пробелы, внимание плавает, речь со странностями, нарушается адекватность, ориентировка в ситуации и адаптация к происходящему, нередко возникают длительные и устойчивые страхи,

      1. В отличии от обычной психиатрии, эти проявления возникают сразу после травмирующего события (переживания катастрофы, неожиданной потери близких людей или других важнейших жизненных ценностей).
      2. Разрушительная сила психической травмы зависит от индивидуальной значимости травмирующего события для человека, степени его психологической защищенности (силы духа) и устойчивости к ударам судьбы.

      Важно: психическая и психологическая травма — это не одно и то же. Травма психическая — это повреждения (кем-то или чем-то) психики, приводящие к заметному нарушению ее нормального функционирования. При психологической травме нарушений функций психики — нет, у человека остаются возможности быть адекватным и успешно адаптироваться к среде.

      Говорить о том, есть психическая травма или нет, можно только в случае наличия критериев. Пока такие критерии неизвестны либо слишком размыты. Физическую травму признают травмой, когда есть местные повреждения тела, приводящие к заметному нарушению нормального функционирования организма или его частей.

      Чаще всего это связано с временным или постоянным ограничением или потерей трудоспособности. Аналогично, психическая травма — это местные повреждения (кем-то или чем-то) психики, приводящие к заметному нарушению ее нормального функционирования. Чаще всего это связано с временным или постоянным ограничением или потерей трудоспособности, хотя в силу наших культурных традиций редко кто в связи с этим обращается к специалисту.

      Если речь идет о возникновении страхов, то смотри Работа со страхом Если внимание плавает, речь со странностями, иногда помогает ДПДГ

      Что такое психологическое насилие в семье?

      Зюзькина Анастасия Андреевна, психолог учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер» Зачастую домашнее насилие в отношении женщин и детей не воспринимается как акт насилия. Тема психологического насилия носит широкий характер, этот вопрос актуален не только в области семейной системы, но и в сфере труда.

      • Например, в научной литературе психологическое насилие называется моббингом – неуважительное отношение работодателя к работникам в условиях трудовых отношений.
      • Ситуации, где периодически (не реже одного раза в неделю) происходит унижение и притеснение работника со стороны коллектива или руководителя целью которой являются увольнение работника в период трудовой деятельности.

      Моббинг проявляется в притеснении длительного периода времени и включающие негативные высказывания, необоснованной критике, социальной изоляции работника, распространение о человеке заведомо ложной информации и другое. Психологические последствия для объекта моббинга настолько серьезные, что по социальной значимости воспринимается настолько травматично и сравнивается с убийством, изнасилованием и ограблением.

      1. Некоторые люди задумываются даже о самоубийстве.
      2. Чаще всего психологическое насилие встречается в семье.
      3. Главными жертвами насилия в семье являются женщины и дети.
      4. К последствиям психологического насилия относится нарушение сна и аппетита, алкоголизм, необдуманное совершение травматичных действий, изменение характера личности.

      Психологическое насилие – форма воздействия на эмоции или психику партнера с помощью угроз, запугивания, оскорблений, критики, осуждений и т.п. То есть, постоянное вербальное негативное воздействие на другого человека. Чаще такому виду насилия подвергаются жены от своих мужей, намного реже наоборот.

      Психологическое насилие может перерасти в физическое. Домашнее насилие распространяется и в условиях совместного проживания как сожительство. Чаще всего это форма психологического насилия. Психологическое насилие стоит наравне с физическим, поскольку нарушается личность путем подавления самооценки. В таких условиях личность, на которую направлено негативное воздействие не оценивает ситуацию как опасную и порой приходится убеждать, что они стали именно жертвами.

      Формируются убеждения как сама виновата, недопоняла, не дотерпела, не доказала, спровоцировала. В следствии образуются личностные особенности: самоограничение, отчуждение, негативизм, отказ от выражения собственной позиции. Оскорбления, насилие, плохое обращение в психологии называется абьюз.

      Что такое жестокое обращение с детьми?

      Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика.