Правило пятое. Не надо бояться просить о помощи. — У вашего ребенка не получается сделать поделку из пластилина, и, устав бороться с неподатливым материалом, он оставляет затею и больше к ней не возвращается. Просить о помощи взрослых – стыдно, ведь он и сам уже большой, а сверстники могут застыдить, потому что у них все получилось.
- Научите вашего ребенка не стыдиться того, что он чего-то не умеет, и просить о помощи,
- Но просить о помощи — не значит переваливать все на других.
- Пусть ему покажут, как правильно держать пластилин в ладонях или вылепят одну из деталей, ну а с остальным он уже справится сам.
- Таким образом, ребенок почувствует, что он тоже может и умеет и не будет комплексовать из-за неудач.
И если сегодня вы научите его правильно просить о помощи в таких мелочах, то завтра это поможет ему справляться с гораздо более сложными жизненными задачами.
Почему дети обзывают друг друга?
Некоторые взрослые верят, что нужно позволять детям обзывать друг друга. Вроде как если будет все очень серьезно, то они обязательно вмешаются, а пока дело ограничивается парой слов, то никакого вреда нет. По их мнению, это даже полезно, потому что «закаливает характер», «учит быть сдержанным и терпеливым» (что надо не обращать внимания), что «дети есть дети, они так играются». Когда дети дразнятся, родителям это НЕЛЬЗЯ игнорировать. Повторяющиеся обзывательства, которые сильно ранят ребенка – это уже ничто иное, как травля. Пример — история героини фильма «Чучело», которую блестяще сыграла Кристина Орбакайте. Этот фильм – яркий пример того, как навязывание ярлыков может испортить жизнь детям, и что очень важно вовремя оказывать помощь.
Проявляют агрессию. Осознанно желают сделать неприятно, разозлить, обидеть. Стремятся обратить на себя внимание сверстников, взрослых или того, кого дразнят. Считают обзывания развлечением, способом повеселить окружающих. Утверждаются за счет другого, завоевывают в глазах сверстников лидерские позиции. Хотят отомстить за что-то, завидуют, пытаются манипулировать или «поставить на место». Не осознают, что другому человеку может быть неприятно от произнесенных слов. Например, в семье или кругу общения агрессора принято давать друг другу клички.
Избежать дразнилок в детском коллективе трудно, но правильно реагировать на их появление необходимо. Опасно оставлять ребенка наедине со своей проблемой. Детские переживания могут плохо сказаться на обучении, формировании самооценки и даже на здоровье. С точки зрения психотерапии, ребенок, которого постоянно дразнят сверстники, в запущенной ситуации подвержен крайностям:
замыкание в себе, внутренние переживания, развитие комплексов;
развитие серьезной депрессии (и обострения вплоть до суицидальных мыслей); поиск нестандартных методов успокоиться (например, членовредительство – когда физическая боль заглушает психологическую); чрезмерная агрессия (ребенок начнет защищаться от всех подряд).
Особенно опасно, когда объектом обзывательств выступает ребенок с расстройством – аутист, эпилептик, ребенок с биполярным расстройством, депрессией, посттравматическим синдромом, ОКР и пр. Нападки со стороны сверстника могут только спровоцировать обострение и привести к очень плачевным последствиям.
Задача родителей ребенка, который подвергается нападкам сверстников – попытаться объяснить, как не обижаться на обидчиков, предложить варианты поведения в той или иной ситуации. Вмешаться тоже будет порой полезным – конечно, устраивать разборки с детьми не стоит, но вот поговорить с учителями и родителями обидчиков может быть весьма полезным.
Слушайте своего ребенка! Если же вы заметили, что ребенок подавлен, его состояние ухудшается, все советы не обращать внимания на обзывательства не помогают – значит, пора обратиться за помощью к специалисту.
Как помочь ребенку полюбить себя?
«Мама, я некрасивая!», «Папа, я ничего не умею», «У девочек из класса все получается лучше, чем у меня», Каждый родитель пугается, когда слышит такие заявления от своих детей. Хочется помочь, но иногда на ум не приходят даже слова поддержки. Кажется, что любое слово может еще сильнее ранить или задеть ребенка.
С заниженной самооценкой ребенка нужно и можно работать, чтобы он в дальнейшем не стал заложником собственных комплексов. Давайте рассмотрим несколько вариантов, при которых вы можете помочь своим детям. Если ребенок не доволен своей внешностью, стоит разобраться в причинах появления такого комплекса.
Например, его могут дразнить в школе, он может стесняться подростковых изменений внешности, иногда смущают лишь некоторые детали — нос, глаза, губы, цвет волос. Вы можете помочь ребенку, подбадривая и подчеркивая его достоинства. Покажите, что мир не идеален — самые успешные актрисы, ведущие, шоумены не всегда обладают шикарными данными, но они умеют преподносить себя.
Иногда можно пойти навстречу и дать ребенку изменить что-то в своей внешности: сделать челку, дать ему самостоятельно выбрать одежду, поставить брекеты. Дайте понять, что лишний вес, прыщи, нелепая прическа — это все, над чем можно работать. Пусть борьба с недостатками станет стимулом, а не причиной депрессии.
Бывает ребенок считает себя недостаточно умным и сообразительным, Скорее всего, на это повлияло его окружение. Поинтересуйтесь, как к нему относятся учителя, одноклассники, друзья. Если эмоциональный террор идет с их стороны, то вашему ребенку придется научиться противостоять общественному мнению.
- Поговорите с ним о его сильных сторонах, увлечениях, докажите, что принижение собственных достоинств безосновательны.
- Ребенок может чувствовать напряженность и из-за отношения к учебе его родителей,
- Не ругайте за плохие оценки, лучше помогите ему подтянуть «хвосты».
- Дети могут думать, что их любят за хорошие оценки и примерное поведение, но ведь это не так.
Важно донести эту истину до них. Некоторые дети слишком требовательны к себе, они переживают из-за малейших неудач, расстраиваются и даже могут впасть в депрессию. Если вы заметили такое за своим ребенком, стоит обратиться к специалисту. Но помните, психолог не решит всех проблем, поэтому про родительское внимание также не стоит забывать.
Почему ребенок говорит что он плохой?
Отрицательное или положительное отношение к самому себе создаётся у ребенка постепенно, по кирпичику, которые он строит при помощи своего окружения. Это «хорошие» или «плохие» оценки поступков родителями, ближайшими родственниками, учителями и воспитателями, сверстниками.
Слова, сказанные «между делом» об ошибках, талантах, успехах, внешности, могут принести как неоценимую пользу, так и вред самооценке ребенка. Ребенок говорит, что он плохой, глупый, некрасивый: всё это — появления низкой самооценки ребенка, что в дальнейшем, во взрослой жизни, может препятствовать его достижениям, притязаниям.
«Я плохой», «у меня ничего не получится» — ребенок заранее программирует свои ошибки, которых вполне может и не быть. Если «ошибки» не случились, то вместо ожидаемой реакции «ура!», может быть «мне просто повезло», «это ты помог, вот и получилось», и постепенно ребенок начинает проявлять безынициативность, «отдавать» свои удачи другим.
Почему так получается? Почему у ребенка появляется установка «я плохой»? Самооценка человека строится на личном восприятии своего опыта, ошибок, побед. Чем больше побед, тем больше уверенности в своих силах и самом себе. Для этого окружающие используют универсальное оружие – похвалу и критику. Они должны быть заслужены, необходимо объяснять ребёнку, за что он получает положительную или отрицательную оценку.
Если не за что хвалить, лучше промолчать. Слова «неуклюжий», «бестолковый», «безрукий», не должны звучать, т.к. таким образом желая осудить поступок, дается оценка ребенку в целом. Вторым фактором является пример, который показывают ребенку окружающие. Как его родители реагируют на неудачи и победы? Обвиняют ли они окружающих или наоборот считают себя основным виновником всех проблем? Именно взрослые показывают ребенку стратегии поведения в различных ситуациях, поэтому «я плохой ребенок» не редко стоит рядом с оценкой «я плохой взрослый».
- В данных ситуациях решить проблему выработки адекватной самооценки может педагог-психолог, который выявит особенности развития ребенка, а также предложит пути эффективного преодоления эмоциональных и коммуникативных проблем.
- Записаться на консультацию к педагогу-психологу в наш Центр можно по ссылке,
#гппц #гппцдогм #гппцблог