Как поддержать маму особенного ребенка?

Как поддержать маму особенного ребенка
«Ты не виновата» — Чувство вины – то, с чем очень часто сталкиваются родители при рождении особенного ребёнка. Мамы и папы начинают винить себя в проблемах со здоровьем младенца, искать причины этого и стыдиться своего малыша. От рождения ребёнка с инвалидностью не застрахован никто, но, увы, находятся недоброжелатели, которые подливают масло в огонь и обвиняют родителей в произошедшем. На фото: Елена Садыкова с сыновьями Робертом и Искандером «Мамы детей с особенностями часто винят себя за то, что уже не исправить: за упущенное время, за (как им кажется) недостаточную работу с ребёнком, за то, что их тело не смогло произвести на свет здорового человека.

  • Вина – одно из самых токсичных чувств.
  • Это попытка самонаказания на психологическом уровне.
  • И часто нам необходимо разрешение извне, чтобы его не испытывать», – комментирует психолог Елена Садыкова,
  • Более того, иногда на фоне сильного стресса внутри семьи происходят недопонимания и, например, отец может перенести всю ответственность за рождение ребёнка с особыми потребностями на маму.

В этой ситуации лучшее, что могут сделать окружающие – это не задавать вопросов типа «а почему так?» и «что случилось?». Оставьте своё любопытство при себе. Поверьте, родителям и так очень непросто и зачастую они сами не понимают, «почему так» и «почему именно они».

Как понять что ребёнок особенный?

Особые дети Таким термином принято называть детей, чье развитие сильно отличается от нормы. И от появления в семье особого ребенка не застрахована ни одна семья. Сейчас масс-медиа все чаще привлекают внимание общества к жизни людей с ограниченными возможностями.

Раньше семьи с детьми, страдающими разного рода нарушениями, были во многом предоставлены сами себе, жили замкнутой жизнью, общаясь в основном с врачами. Во многом и сейчас происходит также, но ситуация все же сдвинулась с мертвой точки. Появились инклюзивные детские сады и школы, о проблемах семей, имеющих особенных детей, снимают телепередачи и художественные фильмы.

Появляются волонтеры и фонды, работающие с такими семьями. Да и общество постепенно пересматривает свое ханжески-стыдливое отношение к ним. О том, как распознать одно из самых распространенных нарушений развития — аутизм, и как бороться с этой проблемой, «Мир 24» рассказал психолог инклюзивного детского сада Михаил Игнатов.

  1. Вот как говорят о нем коллеги: «Михаил удивительно умеет наполнить всех позитивом и уверенностью в успехе: родителей, которые не знают, что им делать, и даже педагогов.
  2. Он неутомим, очень заинтересован в результатах своей работы и, образно говоря, этой своей убежденностью сдвигает такие скалы, которые, кажется, никому не под силу сдвинуть».

— Михаил, как давно ли вы работаете с детьми с расстройством аутистического спектра? — Я окончил факультет психологии Высшей Школы Экономики по специальности психолог, преподаватель психологии, специализация — консультирование и психотерапия личности. На последнем месте работы, в инклюзивном детском саду я работаю 6 лет. Это такой детский сад, в котором в группу детей условно-возрастной нормы включены несколько детей с ограниченными возможностями здоровья. В младших группах их немного, 1-2 ребенка на группу, в старших бывает по 5-6, но не больше 30% особенных детей в группе.

  • Это не только дети с РАС, но и дети с церебральным параличом, с синдромом Дауна, слабослышащие и дети с другими особенностями в развитии.
  • Что такое аутизм и откуда он берется? — Аутизм — это нарушение в развитии нервной системы.
  • Под этим термином собрано огромное множество смежных нарушений развития ребенка со схожими внешне чертами.

Это нарушение речи: ее либо нет, либо она сильно отстает от положенного по возрасту уровня. Это избегание контактов — нарушение социального взаимодействия, когда ребенок не заинтересован во взаимодействии. Он находится не с вами, и вытащить его из его занятия в общение очень трудно. Это тот специфический набор признаков, который дает повод подозревать аутистический тип развития.

Для чего рождаются больные дети?

Как показывает статистика в большинстве случаев рождаются здоровые дети. Но как всегда во всех правилах есть исключения и иногда могут родиться дети с самыми разными патологиями, что конечно же вызывает сильное волнение у родителей. Патологий на сегодняшний день есть очень много и перечислить их все просто нереально, но стоит вспомнить о тех, которые встречаются чаще всего.

  1. Различия между родовыми травмами и патологиями.
  2. Родовыми травмами называют проблемы со здоровьем у ребенка, которые произошли из-за тяжелых родов, ошибок медицинского персонала или самой мамы.
  3. Повреждения могут быть любыми и разной тяжести, от гематом до вывиха плеча.
  4. Патологией новорожденных считаются более глубокие повреждения, которые диагностируются не сразу.

Причинами таковых могут быть совершенно разные факторы. Одними из таких можно отметить проблемы с центральной нервной системой, с развитием органов и систем, хромосомные мутации. Если рассматривать классификацию подобных патологий, то можно выделить те, которые произошли из-за генетических нарушений, и те, которые были приобретены.

Хромосомная патология плода. Одним из самых распространенных патологий считается синдром Дауна. Случаев рождения больных детей в последнее время становится все больше и больше. К сожалению, профилактических мер от этой болезни нет. Нередко у здоровых родителей рождаются больные дети, и ученые до сих пор не могут точно сказать, почему такое происходит.

Однако узнать об этой патологии новорожденных детей можно еще в первой половине беременности. Для этого делается скрининг. После того как женщина узнает об этом, она может сделать выбор: оставить ребенка или же избавиться от него. Это личное решение каждой девушки, поэтому осуждать за это не стоит.

  • Обязательно, если есть такие-то предпосылки к проблемам, изучается материн анамнез.
  • Патологии новорожденных иногда передаются по наследственному фактору.
  • У девочек может развиваться болезнь Шерешевского-Тернера.
  • Это заболевание присуще только девочкам.
  • Нередко находят его в 10 лет.
  • Сопровождается тем, что развивается легкая степень отсталости, а также бесплодие.

Болезнь характеризуется отсутствием одной хромосомы типа X. Патология новорожденных мальчиков — болезнь Клейнфелтера. Проявляется высоким ростом и отсутствием возможности иметь детей. Характеризуется наличием 47-й хромосомы. Кроме этих болезней, есть еще целый ряд заболеваний, которые развиваются из-за проблем с хромосомами, однако описанные встречаются чаще всего.

Профилактика от хромосомных проблем. Есть два варианта, которые позволят вам не иметь больных детей. Первый из них — консультация специализированного врача до беременности. Второй вариант — это скрининг в определенный срок беременности. Затягивать нельзя, так как, после того как время закончится, ответы будут неверными.

Поэтому исследование надо делать строго тогда, когда скажет врач. После этого вы можете решить, что делать с ребенком, если окажется, что он больной. «Приобретенные» патологии. Врачи уже устали каждой женщине повторять, что они должны готовиться к своей беременности.

Читайте также:  Как грамотно составить жалобу на учителя?

Как называют особенных детей?

Аутисты – это особенные дети или люди, которые ограждают себя от воздействия общества и им абсолютно все равно на мнение окружающих. Как и откуда начинается данное нарушение в мозге точно пока никому не известно.

Кого называют особенными?

Мы редко видим на улицах людей с инвалидностью. Если это происходит, чаще всего не знаем, как вести себя. Кто-то бесцеремонно смотрит во все глаза, кто-то, наоборот, старается не обращать внимание и проходит мимо. На дворе 21 век, мы живём в информационную эпоху.

В то же время представления о людях с особенностями у большой части общества застряли где-то между древним временем и средневековьем. Одна собеседница автора этого интервью на днях в разговоре серьёзно заявила, что надо разрешить умерщвлять тяжело больных детей. Своё мнение эта взрослая дееспособная дама объяснила соображениями гуманности.

О том, с какими проблемами сталкиваются люди с особенностями развития и как они меняют общество, мы беседуем с руководителем областного отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ), многодетной мамой Лилией Щеглачёвой. – Сначала предлагаю определиться с терминами.

По вашему мнению, как нужно правильно называть людей с инвалидностью? Какие слова мы можем использовать, чтобы название было корректным? – Даже в официальной переписке я считаю неуместным использовать слова «инвалид» или «ребёнок-инвалид», которыми часто пользуются. Более корректно говорить о человеке с инвалидностью или ребёнке с инвалидностью.

В первую очередь мы называем человека, а уже потом его особенность. Сейчас готовятся изменения в законодательство, по которым должно уйти из обихода понятие «ограниченные возможности здоровья». Предполагается новая формулировка – «особые образовательные потребности», если говорить о человеке в образовательном поле.

Что понимается под особыми потребностями детей?

Е.Л. Гончарова Ленинградский государственный университет им.А.С. Пушкина, Санкт-Петербург О.С. Никольская ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва О.И. Кукушкина Ленинградский государственный университет им.А.С. Пушкина, Санкт-Петербург «Ребенок с особыми образовательными потребностями» – относительно новый, но уже достаточно устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.

Лексема вытеснила из широкого употребления ранее используемые термины «аномальный ребенок», «ребенок с нарушениями в развитии», «ребенок с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их специальные термины («аутист», «даун», «спастик», «алалик», «дизартрик» и пр.), которые с конца ХХ века воспринимаются обществом как слова с отрицательной коннотацией.

В современном понимании ребенок с особыми образовательными потребностями – это ребенок, нуждающийся в специальных условиях обучения и воспитания для его максимально возможного развития, образования, введения в культуру сообщества и семьи. Фиксируя отказ законодателя и общества разделять людей на полноправное большинство и ограниченное в правах меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике названных детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы к фиксации их особых социальных и образовательных потребностей.

  1. Новое определение подчеркивает ответственность законодателя и общества за выявление и реализацию этих потребностей.
  2. Термин «ребенок с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в профессиональном и научном контекстах.
  3. В профессиональном контексте данный термин важен потому, что ориентирует специалистов на выявление особых образовательных потребностей и определение путей их удовлетворения по отношению ко всем категориям и группам детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом диапазона вариантов их развития.

В научном контексте данный термин важен и потому, что указывает на «проницаемость» границ между науками о детях с нормативным и отклоняющимся развитием, так как особые образовательные потребности могут быть обусловлены не только ограничениями здоровья, но и социокультурными факторами.

  1. Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в США и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»).
  2. Осваивая новый термин, российская научная школа определила его содержание, основываясь на классическом заложенном Л.С.

Выготским понимании «аномального» ребенка как ребенка с вторичными нарушениями развития, нуждающегося в «обходных путях» культурного развития, обучения и воспитания, специальных условиях образования. Российская научная школа выделяет особые образовательные потребности:

  • общие для всех детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • специфичные для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • индивидуальные образовательные потребности, определяемые уникальной историей жизни, воспитания и образования конкретного ребенка;

К общим для всех детей с ограниченными возможностями здоровья можно отнести следующие особые образовательные потребности:

  • Время начала обучения – потребность в максимально раннем (на первых годах жизни ребенка) выявлении трудностей развития и немедленном развертывании психолого-педагогической помощи, учитывающей особые потребности ребенка.

    Что такое аутист?

    ВАЖНО! Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

    • Определение Аутизм, а точнее — расстройства аутистического спектра (РАС), – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям.
    • При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение.

    У разных пациентов нарушения выражены в разной степени, при этом они могут как сопровождаться, так и не сопровождаться нарушениями речевого и интеллектуального развития. Первые признаки заболевания отмечаются уже в младенчестве или раннем детском возрасте, аномалии социального функционирования и особенностей поведения сохраняются на протяжении всей жизни. Причины появления аутизма Причины расстройств аутистического спектра изучены не до конца, но считается, что ведущее значение имеют генетические факторы. Известно, что риск рождения ребенка с РАС повышается с возрастом родителей. Возможна связь между возникновением РАС у ребенка и особенностями течения беременности: недоношенность плода, использование матерью во время беременности препаратов вальпроевой кислоты для лечения эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, мигрени, а также гестационный диабет у матери (сахарный диабет, развивающийся во время беременности).

    Вряд ли какой-либо из этих факторов имеет решающее значение в развитии РАС, но может реализоваться во взаимодействии с генетической предрасположенностью. Аутизм чаще диагностируются у мальчиков, соотношение по полу примерно 3:1. С середины 90-х годов существовали опасения по поводу возможной связи вакцинации с возникновением РАС.

    Современные эпидемиологические данные указывают на отсутствие такой связи. Более того, не существует и подтверждения связи между применением вакцин и риском возникновения РАС даже при вакцинации детей из группы риска — братьев и сестер детей с РАС. Доказано, что содержащиеся в инактивированных вакцинах консервант тиомерсал и адъювант алюминий не повышают вероятность РАС у привитых детей.

    По данным множества международных исследований, изменения прививочного календаря, изъятие каких-либо вакцин и их компонентов не влияло на частоту встречаемости РАС. Классификация заболевания В зависимости от количества симптомов и их выраженности выделяют три основных вида РАС: детский аутизм, атипичный аутизм и синдром Аспергера.

    Синдром Аспергера является наиболее мягкой формой РАС – интеллект не страдает, изменения могут расцениваться как особенности личности и не мешать профессиональному развитию и социальной адаптации человека. Существует деление РАС в зависимости от наличия или отсутствия расстройств интеллекта и способности человека использовать устную или письменную речь в качестве средства для выражения потребностей или желаний.

    Что такое аутизм у ребенка?

    При слове «аутизм» большинство из нас представляет себе героя фильма «Человек дождя» в исполнении Дастина Хоффмана. Между тем, такие люди живут рядом с нами, хотя точное их число в России, где диагноз «аутизм» начали ставить всего-то чуть более тридцати лет назад, до сих пор неизвестно, т.к.

    Официальной статистики людей с расстройством аутистического спектра в нашей стране нет. По данным «Всероссийского семинара-совещания по вопросам помощи детям с расстройством аутистического спектра и воспитывающих их семьям» в Воронеже, на апрель 2015 года распространение детского аутизма 1 на 60 родившихся детей.

    Только задумайтесь над этими цифрами. Давайте разберемся с понятием «аутизм». Аутизм — психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Для таких детей характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков.

    1. Если в младенчестве ребенок не идет на контакт глазами, не улыбается знакомым лицам, не может и не хочет поиграть с взрослым в игры типа «ку-ку», «ладушки».
    2. Если ребенок, достигнув двух лет, не говорит, не показывает пальцем на то, что хочет, а использует для этого руку мамы, если у ребенка истерики, которые вы не можете объяснить.
    3. Если ребенок плохо взаимодействует с окружающими, не идет на контакт, не откликается на имя, не может играть в ролевые игры сам или с окружающими. Если основные игры – манипулирование предметами, например, выстраивание их в ряды по размеру и цвету, построение башен из кастрюлек.
    4. Если у ребенка повышенная тревожность, и он придерживается ритуалов, не может от них уйти. Например, ходит по одному и тому же маршруту, привязчив к одному и тому же продукту питания, и всякая замена привычного приводит к истерикам.
    5. Если у ребенка есть стимулы – он все время раскачивается, крутится на одном месте, постоянно делает пальцами непонятные движения и т.д.

    Все это не указывает на то, что ваш ребенок аутист, но должно заставить вас внимательнее отнестись и понаблюдать. А лучше повести ребенка к специалисту – логопеду, психологу, психиатру. Несомненно, быть родителем ребенка с диагнозом «аутизм» — это сложно.

    Тем более, родители испытывают трудности в получении государственной поддержки, а также в поиске специализированных коррекционных центров. В своем блоге мама ребенка с аутизмом пишет: «Ребёнок — аутист дома – это катастрофа. Это очень весело и трудно, это Альф –инопланетянин. Например, здорово бывает открыть окно и задумчиво выбрасывать из него вещи по одной.

    Наблюдать, как они падают, а мама потом бегает и собирает. Причем, иногда кажется, что он это делает специально, а иногда оно действительно так и есть». Сегодня довольно распространена благостная идея о том, что аутизм – не болезнь.

    Что сказать в поддержку?

    Бывает, что в жизни случается трудный момент и выйти из сложной ситуации самостоятельно практически невозможно. Часто у людей опускаются руки, начинается отчаяние, наступает депрессия. Как подобрать слова, которые убедят, что вс е будет хорошо? Специалист семейного центра «Западное Дегунино» Татьяна Мороз подготовила пять советов, которые помогут выстроить разговор.

    1. Опасные слова Воздержитесь от упоминания таких слов, как «терпи», «смирись», «не плачь», «прекрати» и другие похожие по значению.
    2. Не советуйте человеку «взять себя в руки» и не обещайте ему, что «это никогда больше не случится».
    3. « Большой ошибкой будет рассказать и без того удрученному человеку обо всех своих проблемах или представить еще более осложненную ситуацию, которая могла бы с ним произойти.

    Такой разговор может так или иначе обесценить переживания собеседника. Вы даете понять, что он не может рассчитывать на вашу поддержку, а сам должен преодолевать все трудности и не жаловаться », — делится специалист. Приемы

    Ему станет спокойнее, если немного помолчать. Иногда это лучше, чем заводить пустой и ненужный разговор. Ведите себя искренне. Порой достаточно сесть рядом, взять за руку или обнять. Прекрасный прием — дать человеку выговориться и поплакать, когда ему это нужно. Окажите реальную помощь. Спросите, чем вы можете ему помочь. Разделите с родным человеком его домашние обязанности, окажите финансовую помощь, помогите в решении части его проблем. Предложите сходить в кафе или кино, погулять по городу, взять отпуск и отправиться путешествовать. Так человек сможет отвлечься от гнетущих мыслей и сфокусироваться на хорошем, получить новые положительные эмоции.

    Поддержка в трудную минуту Слова благодарности Поблагодарите собеседника за то, что он смог рассказать о своих переживаниях. Дайте ему понять, что его чувства, а также успехи и ошибки важны для вас. Вы с готовностью разделите с ним пополам каждый случай, будь он радостным или печальным.

    Я понимаю, как тебе больно Если вы сталкивались с похожей ситуацией, то можете рассказать об этом. Скажите, что оказывались в подобной ситуации и знаете, насколько сложно переносить такие невзгоды. Расскажите о том, как можно справиться с подобными проблемами. Вы можете поделиться своими воспоминаниями о пережитых неприятностях и дать понять человеку, что он не останется один со своей бедой.

    Трудно представить, что ты сейчас чувствуешь Если с вами не случалось похожих ситуаций, то не бойтесь рассказать об этом собеседнику. Скажите, что не можете даже представить, что он сейчас чувствует, но готовы разделить с ним все неприятности. Обязательно сообщите, что восторгаетесь его твердостью и силой воли.

    Я тебе очень сочувствую Вам помогут фразы, способные выразить сочувствие и сопереживание. Скажите: « Мне искренне жаль, что ты попал в такую ситуацию», «Это несправедливо» или «Ты заслуживаешь лучшего ». Эти слова помогут успокоить человека. Он поймет, что вы на самом деле переживаете и сочувствуете ему.

    Давай вместе найдем что-то хорошее Можно предложить найти альтернативное решение его проблемы.

    Как правильно поддерживать ребенка?

    Не допускайте того, чтобы малыш замыкался в себе — Если вы видите, что ребенок пришел со школы грустный, расстроенный, бледный, с плохим аппетитом – не ждите, пока он сам решится вам все рассказать. Аккуратно спросите его, почему он в таком состоянии, скажите, что всегда готовы помочь и выслушать, что вы его очень любите и всегда будете на его стороне.

    1. Прежде всего, помогите ребенку выразить его чувства: боль, разочарование, обиду, грусть.
    2. Плохие эмоции нельзя подавлять в себе, ибо они будут накапливаться, мучить малыша, расшатывать его психологическое состояние, и в один момент весь поток все равно вырвется наружу, только с еще большими последствиями.

    Если ребенку нужно поплакать – пусть, возможно ему станет легче. Слезы – это прекрасный способ выплеснуть эмоции. Просто сидите рядом с ним, обнимайте, шепчите утешительные слова. Не оставляйте ребенка наедине с его проблемами. Предлагайте свою помощь, даже если малыш в ней особо не нуждается – так он будет видеть в вас опору и поддержку.

    Как общаться с детьми с особенностями?

    Как общаться с детьми с аутизмом и синдромом Дауна — Часто, встречая ребенка с инвалидностью, мы говорим о нем в третьем лице и обращаемся к сопровождающему взрослому: «Можно дать ему яблоко?», «А она у вас умеет читать?» Поступая так, мы отказываем маленькому человеку в субъектности, игнорируем его или подчеркиваем, что он — не такой, как другие.

    Поэтому всегда лучше говорить с самим ребенком и дать ему возможность ответить. Некоторым детям для коммуникации может понадобиться чуть больше времени — например, детям с синдромом Дауна и расстройством аутистического спектра (РАС). Так что в общении с ними тоже нужно терпение и некоторый навык. Главное правило для успешной коммуникации — говорить простыми и короткими предложениями.

    Не нужно пытаться дать слишком много информации сразу или обсуждать несколько тем одновременно. Лучше сначала закончить одну тему и только потом переходить к другой. Это касается и письменного общения. Получить представление о препятствиях, которые приходится преодолевать ребенку во время общения, можно с помощью простого упражнения. «У людей с синдромом Дауна, например, осложнена работа голосовых связок, поэтому им трудно говорить. Попробуйте сделать это, положив в рот несколько кусочков маршмеллоу, — уже через 10 секунд общаться становится тяжело.

    Приблизительно такие ощущения испытывает человек с синдромом Дауна, когда разговаривает, — приводит пример Мария Назукина. — Поэтому его нельзя перебивать, вставлять собственные слова и фразы. Лучше подождать, пока собеседник закончит мысль, даже если это дается ему с трудом». Еще дети с синдромом Дауна очень любят обниматься — причем иногда даже с незнакомыми людьми.

    Так что при общении с таким ребенком нужно быть готовыми к тому, что он может неожиданно подойти и обнять вас посреди беседы. А вот для большинства детей с аутизмом тактильный контакт, наоборот, неприятен — порой настолько, что прикосновение может причинять физическую боль.

    Также люди с РАС часто не переносят сильных запахов, поэтому перед встречей лучше не увлекаться парфюмом и избегать острой пищи. Далеко не все дети с аутизмом во время общения смотрят собеседнику в глаза — зрительный контакт также вызывает у них физический дискомфорт, так что не нужно на нем настаивать.

    Если вы говорите с ребенком, а он смотрит на стену, на потолок или в окно, это значит, что он вас сейчас слушает. И наоборот: если ребенок с РАС смотрит вам в глаза, вполне вероятно, что он вас не слышит, и продолжать разговор сейчас не стоит. Общаясь с ребенком с аутизмом, позвольте ему совершать стереотипные действия — от этого зависит его психологический комфорт.

    Как часто стоит общаться с родителями?

    «Средняя температура по больнице» — Общая статистика такова: для большинства ответивших родителей созвониться два-три раза в неделю — самый удобный формат. Дети также отметили эту частоту как наиболее комфортную. Многим из них было бы достаточно звонка раз в 7-10 дней. Главное — взаимное желание общаться и наличие общих тем. Родители:

    «Смущает слово «нужно». Оно подразумевает какой-то контроль. Мне кажется, со взрослыми детьми созваниваются, когда соскучились и хотят услышать. С другой стороны, для некоторых родителей «когда соскучился» — это каждый день. Напрягает».«Раз в три-четыре дня созваниваемся, обмениваемся аудиосообщениями и списываемся. Сейчас каждый день — в условиях форс-мажора (пандемии)».«Мы с сыном созваниваемся раз в неделю. Это если все идет ровно. Он занят своими делами, я не мешаю ему работать. Если есть необходимость что-то обсудить, то чаще».

    Дети:

    «Вообще зависит от продвинутости родителей. Мое общение с мамой — ежедневный созвон. Как дела, все ли в порядке — максимум пара минут. С папой говорим раз в неделю-две. Оба не очень разговорчивые».«Я часто созваниваюсь, потому что мы друзья. Каждый день. С мамой общаюсь, когда с собакой гуляю. Обсуждаем сериалы, книги, шмотки, лекции или книги. Думаю, что не у всех людей такие родители, на одной волне с детьми».«Точно не каждый день. Это воспринимается как некое давление и попытка удаленного контроля. Но и не слишком редко, чтобы не возникло ощущения полной потери связи и формальных контактов».«У меня вообще нет созвонов типа: «Привет, как дела?» Только если по очень срочному делу. Или если кто-то умер. Ну 3 раза в год».

    Как правильно общаться с детьми с дцп?

    Говорите внятно, не сюсюкайте. Не требуйте много – это лишь подтвердит его отличие от других. У самих детей и подростков с ДЦП часты приступы агрессии – это их естественный защитный механизм. Не допускайте проявление агрессии с вашей стороны.