По закону об образовании поступать в первый класс российским детям положено в возрасте от шести с половиной до восьми лет. Но дельта в полтора года для маленького ребенка — слишком неопределенный параметр. Дети, у которых дни рождения осенью, и вовсе могут оказаться младше одноклассников почти на год.
Для кого-то такая разница бывает критичной. Когда же действительно наступает подходящее время для начала учебы — разбиралась Ева Резван. Первый раз в первый класс — один из самых важных и захватывающих сюжетов в жизни каждого школьника. Большинство из нас до сих пор помнят тот день, когда зевающим от волнения с огромным букетом стоял на праздничной линейке в ожидании главного события своей детской жизни.
События, к которому надо готовиться заранее. Некоторые родители понимают слово «заранее» довольно своеобразно. Чуть ли не с пеленок они придумывают для ребенка всевозможные активности самой разной направленности. Выискивают новые методики раннего развития, забывая о том, что оно должно идти равномерно.
- Сплошь и рядом встречаются дети, умеющие в три года читать и считать, но серьезно отстающие в двигательном и эмоциональном плане.
- Дело в том, что высшие психические функции, к которым относится интеллект, значительно обширней.
- Они включают в себя и воображение, и мышление, которое тоже, кстати, бывает разных видов.
Например, предметное. Его недоразвитость напрямую отражается на тех же интеллектуальных способностях и учебных успехах. К примеру, ребенок, который не получил достаточной двигательной активности в раннем возрасте: не лазил на горку или под стол, не вытаскивал содержимое шкафов и не перекладывал формочку одну в другую, — то есть не имел опыта «общения» с предметами, в старшем возрасте плохо усваивает предлоги.
- В речи и на письме предлоги «над», «под», «внутри» исчезают и путаются.
- В дальнейшем у такого ребенка тяжело идет геометрия.
- Дети развиваются, если у них есть материал для развития.
- Невозможно «отыграть» пространственное и предметное мышление, если сидеть часами перед телевизором или играть на планшете Тактильные ощущения нельзя увидеть в кино, их можно только почувствовать.
Вот и приходится психологам учить шестилеток строить домики из деревянных, а не виртуальных кубиков. Есть три основных параметра, которые указывают на степень готовности ребенка к школе:
Как определить психологическую готовность ребенка к школе?
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 — летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет»), на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.
- В результате чего у детей не сформированы важные компоненты школьной готовности.
- Хотелось бы остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е.
- Рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
- Раскрывая содержание каждого компонента готовности к школе, вы, уважаемые родители, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.1.
Социально-психологическая готовность к школе:
Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний. Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).
В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника. В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.2.
Интеллектуальная готовность:
Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями. Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут. Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Как проверить физиологическую готовность к школе?
1) Физиологические изменения в организме: — 1.1) Существенное удлинение рук и ног (так называемый «скачок роста», который проходит в возрасте 5-7 лет). Его можно легко проверить с помощью Филиппинского теста : попросите ребенка поднять правую руку над головой и прикоснуться ею к левому уху.
Если ваш ребенок может так делать, это означает, что костная ткань у него развита, и будущий первоклассник сможет выдерживать письменные нагрузки.
Что должен уметь ребенок к школе?
Родителям будущего первоклассника — Уважаемые родители! Когда наш ребенок идет в школу, мы испытываем закономерное волнение. Хотим заверить вас, что у нас в школе работают знающие и опытные преподаватели, готовые оказать всяческую профессиональную помощь и поддержку детям и их родителям. В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ваш ребёнок при записи в 1 класс должен:
Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи. Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета. Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10. Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов. Уметь сравнивать группы предметов — больше, меньше или равно. Уметь объединять предметы в группы (мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д). Уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок. Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение. Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах. Иметь пространственные представления (право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо). Уметь культурно общаться с другими детьми. Слушать старших и выполнять их распоряжения.
Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка 1. Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.2. Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.3. Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.4. Умение отвечать на вопросы и задавать их.5.
- Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).6.
- Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.7.
- Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях ( в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).8.
- Иметь представление о сезонных явлениях природы.9.
Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам ( посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др,).10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
- Уважаемые родители! Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.
- МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК: 1.
- Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок ? 2.
- Изъясняться связно, например: « Покажи мне »? 3.
- Понимать смысл того, о чём ему читают? 4.
Чётко выговаривать своё имя? 5. Запомнить свой адрес и номер телефона? 6. Писать карандашами или мелком на бумаге? 7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено? 8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения? 9.
Чем определяется у дошкольника готовность к школе?
Умственная готовность детей к школе – определяется познаниями ребенка об окружающем мире: о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях и систематизированностью этих представлений. Проверяется также уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Что является основным показателем готовности ребенка к обучению в школе?
Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Сколько видов готовности детей к школе?
Виды готовности к обучению в школе и их характеристика Речевая готовность, В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь – это форма мышления. И глухие, и слепые, и немые мыслят при помощи слов, но это или письменная речь, или мимика, знаки.
- Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития.
- Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.
- Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
В этой связи родителям очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника. В первую очередь следует обратить внимание на: 1) правильность произношения звуков; 2) умение различать звуки речи на слух; 3) владение элементарными навыками звукового анализа слов; 4) словарный запас; 5) связную речь.
Родителям необходимо помнить, что словарный запас старшего дошкольного возраста должен быть не менее 2000 слов. В нем должны присутствовать все основные части речи, обобщающие слова (типа одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи.). Математическая готовность, Одна из важнейших задач родителей и педагогов – выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению математики.
Дошкольники должны: 1) считать в пределах 10; 2) правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; 3) сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов; 4) сравнивать по длине, высоте, ширине; 5) размещать предметы в порядке возрастания, убывания; 6) различать форму предметов; 7) ориентироваться на листе бумаги; 8) различать геометрические фигуры.
Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является распознавание его индивидуальных особенностей, а также продолжение их дезадаптации. Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие мелких движений руки, сенсомоторная координация.
Эмоциональная зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания. К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.
В каком возрасте лучше отдавать мальчика в школу?
Самый старший, самый младший – это страшно? — «А вдруг мой ребёнок будет в классе самым старшим или самым младшим?» – беспокоятся родители. В этом случае стоит обратить внимание на готовность ребёнка к обучению в школе. А этот показатель складывается не из возраста или, допустим, пола, а совсем из других параметров: состояния здоровья, адаптационных способностей, умения находить общий язык с новыми друзьями и многих других.
- Считается, что именно дети, достигшие возраста 6,5 лет, обладают достаточным для обучения уровнем зрелости.
- Они готовы к новому жизненному этапу физиологически и интеллектуально, созрели психологически к обучению, обладают нужными начальными знаниями и навыками.
- Но каждый ребёнок – уникален: у кого-то школьная зрелость наступает чуть раньше, чем у сверстников, а кто-то задерживается на старте.
И всё это – вариант нормы. Лишь 10 процентов 6-летних первоклассников действительно готовы к учёбе. С «весенними» и «летними» детьми всё проще: им к моменту поступления в школу больше 7 лет, и именно на этот идеальный возраст ориентируются родители. «Осенние» дети к 1 сентября также близки к возрасту первоклассника.
Что входит в понятие готовность к школе?
Подходы к пониманию — Существуют различные подходы в понимании психологической готовности к школе.1. Педагогический
Сформированность умений и навыков, необходимых для обучения в школе
Подход опирается на идею о том, что дети 5—6 лет имеют достаточно высокие интеллектуальные, физические и психические возможности для того, чтобы освоить часть программы первого класса(математика, грамота), что позволяет перенести её в подготовительную группу дошкольного учреждения. Это позволяет улучшить их подготовку к школьному обучению.2. Психологический
Наличие необходимых для обучения новообразований, соответствующих предъявляемым требованиям современной школы
К ним относятся: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к принятию новой социальной позиции, самооценка, наличие опосредованной школьной мотивации (желание учиться), а также достаточное развитие интеллектуальной сферы, уровня общения и произвольного поведения.
- Особенно важным в данном подходе отмечается развитие мотивационной сферы.
- В результате соединения познавательной потребности ребёнка и его желания занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений, в которых общение со взрослым протекает на новом уровне, возникает особенное личностное новообразование — «внутренняя позиция школьника».
Она представляет собой новое отношение ребёнка к себе, социуму и окружающему миру и позволяет ему более успешно включиться в учебный процесс. Это выражается в реализации произвольного поведения ученика, сознательном формировании и достижении целей.
Наличие необходимых предпосылок учебной деятельности
К ним относятся: умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу; сформированность «учебно-значимых качеств» (мотивы учения, образное мышление, обучаемость и т.д.)
Что включает в себя личностная готовность ребенка к школе?
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
Нужно ли уметь писать и читать до школы?
Нужно ли уметь читать и писать? — Очень многих родителей волнует этот вопрос. Безусловно, умение читать и писать являются плюсом при поступлении. Несмотря на то, что официально уметь читать не требуется, об этом обязательно спросят на собеседовании. Всё зависит от мотивации ребёнка.
- Если буквы запоминаются легко и вот они уже складываются в слога, почему бы не дать ребёнку хороший бонус в дальнейшем школьном обучении? Это прибавит ему уверенности в себе.
- Если «не идёт», не стоит зубрить буквы с утра до вечера, наверняка есть какое-то занятие, которое именно сейчас ребёнку нужнее.
А пока читайте малышу сами, прививайте любовь к книгам, и в один прекрасный день он захочет прочитать книгу самостоятельно. А вам слабо?
Что должен знать и уметь ребенок в 7 лет?
Ребенок в возрасте 6 — 7 лет должен уметь : Различать и называть части суток, дни недели, месяцы, времена года по порядку. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, овал, шар, куб, цилиндр и др.)
Что такое речевая готовность к школе?
Речевая готовность включает в себя целый комплекс речевых компонентов – это правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать.
Что является критерием готовности к школьному обучению?
- Готовящих своих детей к поступлению в то или иное учебное заведение.
- ДОО можно назвать связующим звеном.
- Если учесть, что большинство детей посещают детский сад.
- Поэтому во многом подготовка к обучению в школе ложи.
- Излишняя интеллектуализация и рационализация детей при их внутренней незрелости и инфантилизме во многом является причиной появления у ребенка проблем в личностном развитии (внутренняя позиция, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, самооценка),
Дети могут полноценно развиваться в особых условиях дошкольного режима с использованием игровых методов обучения, а не в условиях жесткой. Формализованной системы интеллектуальных нагрузок. Критерии готовности ребенка к школьному обучению следующие: — личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания; — интеллектуальная готовность — наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям.
Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец; — социально-психологическая готовность — умение общаться со взрослыми, сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы; — физиологическая готовность — уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.
Некоторые специалисты ещё отдельно выделяют следующие критерии психологической готовности ребёнка к школе: Социально-психологическая готовность к школе: — учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний) ;
- умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признаёт авторитет взрослых), Школьно-значимые психофизические функции:
- развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами) ; — пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше — ниже, больше — меньше, вперёд — назад, справа — слева)
- координация в системе глаз — рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книги)
- логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам)
- произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут)
- составлять из нескольких треугольников, четырёхугольников фигуры большего размера
- делить круг, квадрат на 2 и 4 части.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?
Самый старший, самый младший – это страшно? — «А вдруг мой ребёнок будет в классе самым старшим или самым младшим?» – беспокоятся родители. В этом случае стоит обратить внимание на готовность ребёнка к обучению в школе. А этот показатель складывается не из возраста или, допустим, пола, а совсем из других параметров: состояния здоровья, адаптационных способностей, умения находить общий язык с новыми друзьями и многих других.
- Считается, что именно дети, достигшие возраста 6,5 лет, обладают достаточным для обучения уровнем зрелости.
- Они готовы к новому жизненному этапу физиологически и интеллектуально, созрели психологически к обучению, обладают нужными начальными знаниями и навыками.
- Но каждый ребёнок – уникален: у кого-то школьная зрелость наступает чуть раньше, чем у сверстников, а кто-то задерживается на старте.
И всё это – вариант нормы. Лишь 10 процентов 6-летних первоклассников действительно готовы к учёбе. С «весенними» и «летними» детьми всё проще: им к моменту поступления в школу больше 7 лет, и именно на этот идеальный возраст ориентируются родители. «Осенние» дети к 1 сентября также близки к возрасту первоклассника.
В чем заключается интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе?
1597 Для многих родителей остается важным вопрос, готов ли ребенок к школе, если ему еще нет полных 7 лет. Это вопрос, конечно, очень индивидуальный и ответ на него зависит от многих факторов. Мы уже писали, что выделяют физическую (физиологическую), психологическую и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень развития высших психических процессов ребенка: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения и речи, а также наличие необходимого запаса знаний об окружающем. К моменту поступления в школу ребенок должен знать свой адрес, название страны и населенного пункта, где он живет; знать имена и отчества своих близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать дни недели, месяцы; различать основные виды деревьев, цветов, животных.
Кроме того, ребенок должен уметь высказывать собственные суждения, делать выводы. Необходимый уровень речевого развития предполагает, что у ребенка не нарушено звукопроизношение, он может выделить первый и последний звуки в словах, способен ясно выражать свои мысли, связно передать то, что видел или слышал, умеет выделить в рассказе главное, пересказать его содержание.
Восприятие к моменту поступления в школу должно быть достаточно дифференцированным, ребенку необходимо овладеть не только сенсорными эталонами цвета, формы, размера, но и способами обследования предметов. В противном случае первоклассник может писать буквы и цифры не в ту сторону, отсчитывать предметы и читать справа налево, с трудом ориентироваться в тетради и т.д.
Ребенок к 6-7 годам должен владеть основными логическими операциями (обобщение, классификация, анализ, сравнение и др.), смысловым запоминанием. Важный признак интеллектуальной готовности к школе — не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, а умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что, отчего и почему.
Однако в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Исследования, проведенные в последние годы, убеждают, что наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления таят в себе не менее мощные резервы, чем логическое мышление.
Что значит условно готов к школе?
Ребенок, набравший 18 баллов и больше, к обучению школе готов ; ребенок, набравший 16 или 17 баллов, к школе ‘ готов условно ‘, в этом случае требуются дополнительные занятия с психологом; ребенок, набравший 15 баллов и менее, к школе не готов.