Как учителя должны относиться к своим ученикам?

Как учителя должны относиться к своим ученикам
Samenvatting van internet — *«Идеальный» учитель должен 1) быть справедлив (самое главное качество), 2) быть коммуникабелен, рассудителен, честен, 3) ко всем его(её) ученикам внимателен, идти на помощь, если об этом его просят ученики, *Знаток своего дела. Умение рассказывать, вызывая интерес к предмету.

Как должен вести себя учитель с учениками?

Все мы люди, и дети тоже. Конфликты – неизбежность, но в педагогическом процессе это возможность для развития ученика. Бывает, что в взаимоотношениях учителя и ученика возникают проблемы. Конфликт, возникающий между учителем и учеником, называется педагогическим конфликтом.

  • Эта статья из серии о работе с конфликтами расскажет о том как реагировать на проблемы между учителем и учеником, и как действовать учителю, чтобы разрешить конфликт.
  • Почему возникают конфликты Школа – место, где ребенок или подросток сталкивается со множеством требований и правил, а также и проблем.

Ученику может быть непривычно, скажем, выполнять требования в определенный срок, долго сидеть на одном месте, запоминать много новой информации. Работа учителя состоит как раз в том, чтобы научить ученика жить в этой новой для него реальности. И эта работа не может идти всегда ровно и гладко.

  • Часто конфликтные взаимоотношения учителя и ученика – это индикатор педагогической проблемы.
  • Например, учитель недостаточно объясняет задачи, но не осознает этого и раздражается из-за плохих результатов.
  • Или, например, учитель ругается без очевидного повода.
  • Или объясняет слишком сложно, не учитывая уровень учащихся.

Или вольно обходится с правилами, «под настроение» наказывает и прощает, заводит любимчиков. Или наказывает, не делая скидку на эмоции младшего школьника. Или не знает как и о чем говорить с подростками так, чтобы выстраивать гармоничные взаимоотношения учителя и ученика.

Особенно часто конфликты возникают у авторитарных учителей, которые смотрят на ученика сверху вниз, не знают, как говорить, чтобы подросток слушал, не готовы смотреть на ситуацию его глазами, принимать в расчет его внутренний мир, пытаются управлять поведением ученика механически, с помощью «кнута» и «пряника».

То же можно сказать и про учителей, которые выстраивают отношения с детьми стихийно, без системного подхода. Такой подход может действительно стать проблемой для ученика. Педагогический конфликт, проблема учителя и ученика чаще возникает в средней и старшей школе, когда дети входят в подростковый период.

Один из популярных сценариев – школьник постоянно пытается спровоцировать учителя и срывает уроки. Учитель в ответ выгоняет его из класса, ставит двойки, проводит беседы с родителями. Проблема учителя и ученика в итоге мешает всем. Причин для такого поведения ученика может быть много: желание самоутвердиться перед одноклассниками, непонимание предмета, уверенность в том, что знания никогда не пригодятся в жизни.

Разобраться помогут несколько простых шагов. Как снять напряжение и агрессию Излучайте спокойствие и уверенность. Помните, что конфликтом управляете вы – в том числе тем, как на него реагировать. Авторитет учителя проявляется в том, что именно он задает правила игры.

Что учитель должен делать?

Права и обязанности учителя – это одна из наиболее острых проблем современной школы. Ученики все чаще заявляют о своих правах, но далеко не каждый педагог четко знает, в чем заключаются его обязанности. Итак, на что же имеет право учитель? • Тактично выражать в устной или письменной форме, не нарушая правовое пространство, критические замечания по поводу деятельности любого из сотрудников школы или системы образования, деликатно высказывать учащемуся претензии.

Защищать профессиональную честь, а также человеческое достоинство, если его нарушает администрация, ученик или родители учащегося. Защищаться от необоснованного вмешательства родителей в профессиональные обязанности педагога. • Обращаться в любые вышестоящие инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами.

• Повышать свою квалификацию, по своему усмотрению определять методы и формы учебной деятельности в рамках образовательной школьной концепции. • Иметь оборудованное в соответствии со всеми нормами рабочее место, а также все необходимые учебные материалы.

  • Принимать участие в управлении школой, предлагать свою кандидатуру на любую должность.
  • Проявлять творчество и инициативу в изучении образовательных и развивающих программ.
  • Заблаговременно знать о замене уроков.
  • Отказываться от административных поручений, не имеющих отношения к выполнению своих должностных обязанностей.

• Получать отгулы за работу в праздничные и выходные дни. • Требовать от родителей создания благоприятных условий для учебы школьника, а также посещения родительских собраний. • Требовать от ученика соблюдать правила школы, уважать ее традиции. • Приобщать школьников к здоровому образу жизни.

  • Учитель обязан: • Ценить достоинство всех участников учебного процесса, уважать право ребенка иметь собственную точку зрения.
  • Являться примером для учеников.
  • Повышать профессионализм.
  • Применять современные обучающие методики, нести ответственность за качество обучения.
  • Поддерживать дисциплину и порядок в классе, не прибегая к физическому и психологическому насилию, оскорблению и унижению ученика.
Читайте также:  Что делать когда ребенок обзывается?

За нанесение ущерба здоровью ребенка учитель обязан понести наказание. • Предупреждать детский травматизм. Нести ответственность за учеников на своем уроке. • В соответствии с графиком осуществлять дежурство по школе. Не менее одного раза в неделю выставлять оценки в дневник.

• При ответе ученика оценивать не его личность и поведение, а знания. При этом даже если работа учащегося оказалась неудовлетворительной, в ней необходимо найти какие-то положительные моменты. • Вовремя приходить на урок. Следить за порядком на своем рабочем месте, а также за сохранностью имущества школы.

• Создавать условия для развития способностей ребенка. • Взаимодействовать с родителями на родительских собраниях. Это, конечно, не полный список. Более подробно права и обязанности учителя описаны в Уставе образовательного учреждения, который составлен в соответствии с законом «Об образовании».

Что не имеет права делать ученик?

Неотъемлемой составляющей образования является воспитание — педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит подтверждение в практике работы образовательных учреждений Российской Федерации.

Современная школа строит свою деятельность, опираясь на права и свободу человека и гражданина, которые закреплены в международных и правовых документах. В Корпусе сложилась самобытная воспитательная система. В ее основе лежит комплекс педагогических идей, системообразующей деятельности, своеобразной структуры.

Ядром, этой системы стал спаянный коллектив детей, родителей и педагогов, использующий в своей работе демократические формы управления. В их основе лежит изучение прав и основных свобод человека. Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание личной свободы и ответственности, способность разрешать споры и конфликты правовыми способами — вот что в настоящее время составляет основу правовой культуры граждан.

    Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям). Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, определяются Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей. Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. Право быть выслушанным. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Право на свободу мысли, совести и религии. Право на уважение человеческого достоинства. Право на помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы. Право на получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с Уставом школы. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями. Право на заблаговременное уведомление в проведении контрольных работ в соответствии с графиком. Право знать о количестве контрольных работ в течении дня и в неделю в соответствии с санитарными нормами. Право знать о поставленных ему оценках за устные ответы и письменные работы. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу. Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами. Право на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время. Право на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

    Что делать если учитель придирается к ребенку?

    Предвзятое отношение первой школьной учительницы к третьекласснице Даше родители заметили не сразу. Просто как-то мама обратила внимание на то, что дочка перестала рисовать, хотя раньше это занятие было любимым. Оказалось, что учительница постоянно высмеивала дочкины работы, называла их «каляками-маляками», подтрунивала над девочкой при классе, вот, мол, и пишет как курица лапой, и рисует отвратительно.

    Просматривая Дашины тетради, родители заметили, что свои замечания учительница пишет с каждым разом все более саркастично, а одну из работ перечеркнула крест-накрест так, что лист прорвался. Она постоянно переводила тему на то, что деньги в классный фонд родители сдали не вовремя, и Даша пишет хуже всех в классе, потому что «заниматься с ребенком надо было еще с садика», и вообще в их «лучшем в параллели классе» девочка не прижилась.

    Ошарашенные родители пошли к завучу, показав ей записи в тетрадях, попросили объективно оценить ребенка. Та провела тестирование девочки и попросила у родителей паузу в один день. Позже она предложила перевести ребенка в другой класс, где Даша за несколько месяцев «преобразилась».

    1. Девочка стала намного лучше писать, с удовольствием рассказывала о новых друзьях и учителе, а к концу года ее рисунок занял первое место на школьной выставке.
    2. Вывод Антипатии между учителем и учениками встречаются так же часто, как и симпатии.
    3. Непрофессионализм педагога не позволял ей побороть это чувство, она допустила множество ошибок, и ее руководство сделало определенные выводы.

    Через полтора года контракт в этой школе данному педагогу не продлили. Применив «рычаги влияния» в лице завуча, родители помогли выйти своему ребенку из «эмоционального тупика», куда ее загоняла горе-учительница. Если в ходе разбирательства придирок педагог не ищет компромисс, а идет на открытый конфликт, то стоит поставить в известность о ее поведении руководство школы.

    Если это не помогает, можно звонить в вышестоящие инстанции. Это когда на все оскорбления и обидные замечания они искали два варианта ответа: хамский и очень вежливый. Проговаривали их вслух. А потом пытались озвучивать только вежливый. Мама даже мастер-класс провела для сына, найдя возможность поговорить с учителем информатики в присутствии ребенка.

    Она попросила педагога помочь им разобраться в ситуации, спросила ее рекомендаций и на все едкие замечания спокойно повторяла, что они работают дома над проблемой. Систематические занятия с коллегой дали свои плоды. Победа в онлайн-олимпиаде для школьников, в которой Вася принял участие без ведома учителя информатики помогла вернуть веру в свои силы.

    Можно ли учителю общаться с учениками?

    Максим Крупский, адвокат: — Действующее российское законодательство не содержит прямого запрета на внеклассное общение учителей с учениками, например в таких формах, как поход в гости или общение в социальных сетях. Закон также не содержит никаких четких требований относительно обращения к ученику на «ты» или на «вы».

    Вместе с тем, например, пункт 2 части 1 статьи 48 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» возлагает на педагогических работников обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, а пункт 3 той же части требует уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

    Понятие этических норм для педагогических работников отчасти раскрывается в Письме Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 N ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников».

    уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность».

    Получается, несмотря на отсутствие в законе прямого запрета на указанные выше внеклассные формы общения с учеником, учитель должен иметь в виду, что такое общение при желании довольно легко можно подвести под определение «действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей».

    Что делать если учитель унижает при всем классе?

    Учитель унижает учеников. — Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с хамством учителя? В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования.

    Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами. Право на уважение человеческого достоинства Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья ( статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» ).

    Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений ( статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ» ).

    Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

    Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика? В соответствии со ст.45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения.

    Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда. Вы как родитель имеете право требовать прекращения таких действий со стороны учителя. Конкретные шаги зависят от личных особенностей данного учителя, директора и общей ситуации в школе.

    Шаг первый. Если учитель в целом адекватный, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми. Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства и просить привлечь к дисциплинарной ответственности.

    Какая статья когда учитель оскорбляет ученика?

    В соответствии с п.4 ч.1 ст.43 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся всех образовательных организаций обязаны уважать честь и достоинство других обучающихся и работников этих организаций. В соответствии со ст.150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна относятся к нематериальным благам, принадлежащим человеку от рождения или в силу закона.

    1. Если в результате правонарушения гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации данного вреда ( ст.151 ГК РФ ).
    2. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, является административным правонарушением и влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей ( части 1, 2 ст.5.61.

    КоАП РФ ). Обучающийся, оскорбивший педагогического работника, может быть привлечен к административной ответственности, но только если на момент правонарушения он достиг возраста 16 лет. (в более раннем возрасте лица не подлежат административной ответственности.). Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства ( ч.3 ст.4.7.

    КоАП РФ ). Если оскорбление педагога допущено обучающимся в возрасте от 14 до 16 лет, он по иску педагога может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности за унижение чести и достоинства как за причинение морального вреда по правилам ст.1074 ГК РФ,

    Несколько сложнее ситуация, если оскорбление допущено малолетним учеником (не достигшим 14 лет). За вред, причиненный малолетним, находившимся под надзором, отвечать должен тот, кто осуществлял надзор, в данном случае – образовательная организация ( п.3 ст.1073 ГК РФ ). Если образовательная организация сможет доказать отсутствие своей вины в причинении вреда педагогическому работнику, то отвечать за правонарушение и возмещать моральный вред будут родители (законные представители) малолетнего.

    О фактах оскорбления педагогический работник может проинформировать администрацию образовательной организации с целью привлечения виновного учащегося к дисциплинарной ответственности по правилам ст.43 Федерального закона № 273-ФЗ. Кроме того, педагогический работник вправе обращаться в комиссию образовательной организации по урегулированию споров между участниками образовательных отношений ( п.12 ч.3 ст.47 данного Федерального закона).