Кто такие особенные дети?

Кто такие особенные дети
Особые дети Таким термином принято называть детей, чье развитие сильно отличается от нормы. И от появления в семье особого ребенка не застрахована ни одна семья. Сейчас масс-медиа все чаще привлекают внимание общества к жизни людей с ограниченными возможностями.

  • Раньше семьи с детьми, страдающими разного рода нарушениями, были во многом предоставлены сами себе, жили замкнутой жизнью, общаясь в основном с врачами.
  • Во многом и сейчас происходит также, но ситуация все же сдвинулась с мертвой точки.
  • Появились инклюзивные детские сады и школы, о проблемах семей, имеющих особенных детей, снимают телепередачи и художественные фильмы.

Появляются волонтеры и фонды, работающие с такими семьями. Да и общество постепенно пересматривает свое ханжески-стыдливое отношение к ним. О том, как распознать одно из самых распространенных нарушений развития — аутизм, и как бороться с этой проблемой, «Мир 24» рассказал психолог инклюзивного детского сада Михаил Игнатов.

Вот как говорят о нем коллеги: «Михаил удивительно умеет наполнить всех позитивом и уверенностью в успехе: родителей, которые не знают, что им делать, и даже педагогов. Он неутомим, очень заинтересован в результатах своей работы и, образно говоря, этой своей убежденностью сдвигает такие скалы, которые, кажется, никому не под силу сдвинуть».

— Михаил, как давно ли вы работаете с детьми с расстройством аутистического спектра? — Я окончил факультет психологии Высшей Школы Экономики по специальности психолог, преподаватель психологии, специализация — консультирование и психотерапия личности. На последнем месте работы, в инклюзивном детском саду я работаю 6 лет. Это такой детский сад, в котором в группу детей условно-возрастной нормы включены несколько детей с ограниченными возможностями здоровья. В младших группах их немного, 1-2 ребенка на группу, в старших бывает по 5-6, но не больше 30% особенных детей в группе.

Это не только дети с РАС, но и дети с церебральным параличом, с синдромом Дауна, слабослышащие и дети с другими особенностями в развитии. — Что такое аутизм и откуда он берется? — Аутизм — это нарушение в развитии нервной системы. Под этим термином собрано огромное множество смежных нарушений развития ребенка со схожими внешне чертами.

Это нарушение речи: ее либо нет, либо она сильно отстает от положенного по возрасту уровня. Это избегание контактов — нарушение социального взаимодействия, когда ребенок не заинтересован во взаимодействии. Он находится не с вами, и вытащить его из его занятия в общение очень трудно. Это тот специфический набор признаков, который дает повод подозревать аутистический тип развития.

Кого называют особенными?

Мы редко видим на улицах людей с инвалидностью. Если это происходит, чаще всего не знаем, как вести себя. Кто-то бесцеремонно смотрит во все глаза, кто-то, наоборот, старается не обращать внимание и проходит мимо. На дворе 21 век, мы живём в информационную эпоху.

  1. В то же время представления о людях с особенностями у большой части общества застряли где-то между древним временем и средневековьем.
  2. Одна собеседница автора этого интервью на днях в разговоре серьёзно заявила, что надо разрешить умерщвлять тяжело больных детей.
  3. Своё мнение эта взрослая дееспособная дама объяснила соображениями гуманности.

О том, с какими проблемами сталкиваются люди с особенностями развития и как они меняют общество, мы беседуем с руководителем областного отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ), многодетной мамой Лилией Щеглачёвой. – Сначала предлагаю определиться с терминами.

  • По вашему мнению, как нужно правильно называть людей с инвалидностью? Какие слова мы можем использовать, чтобы название было корректным? – Даже в официальной переписке я считаю неуместным использовать слова «инвалид» или «ребёнок-инвалид», которыми часто пользуются.
  • Более корректно говорить о человеке с инвалидностью или ребёнке с инвалидностью.

В первую очередь мы называем человека, а уже потом его особенность. Сейчас готовятся изменения в законодательство, по которым должно уйти из обихода понятие «ограниченные возможности здоровья». Предполагается новая формулировка – «особые образовательные потребности», если говорить о человеке в образовательном поле.

Как вести себя с детьми с синдромом Дауна?

21 марта отмечается Международный день человека с синдромом Дауна. Статистика показывает, что процент отказов от детей, рожденных с синдромом Дауна в роддомах стал меньше. А общество наконец-то научилось принимать детей с особенностями развития. В наши дни люди с синдромом Дауна учатся, работают, снимаются в рекламе и кино, даже строят семьи.

Еще совсем недавно все было иначе «За 10 лет просветительской работы фонда «Гольфстрим» и всех наших усилий в социализации и реабилитации детей с особенностями развития, мы наблюдаем положительный общественный эффект – процент отказов от детей, рожденных с синдромом Дауна в роддомах стал меньше. Родители просвещены, меньше боятся и больше знают.

Надеемся, что в будущем эта практика, предлагать матери новорожденного подписать отказ от ребенка после постановки диагноза, и вовсе уйдет в прошлое. А общество научится понимать и принимать детей с особенностями развития», — Марина Зубова, президент и основатель Благотворительного фонда помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим.

Заболевание названо в честь английского доктора Джона Лэнгдона Дауна, который первым описал его симптомы и течение. Жизнь доктора перевернула случайная встреча с девушкой с особенностями развития. Тогда юный врач впервые задумался, а как можно сделать жизнь особенных людей лучше. В то время людей с синдромом Дауна не лечили, не обучали и считали безнадежными.

Джон Лэнгдон Даун захотел изменить принятый в обществе подход. Он начал заниматься с детьми с синдромом, который спустя сто лет назовут в его честь, логопедической гимнастикой, чтобы развить у них речь. Детишек в приюте, в котором начал работать Джон Даун учили читать и писать, обучали профессиям — плотничеству, типографскому ремеслу, музыке. У детей с синдромом Дауна очень развиты эмоции и эмпатия.

Как называют особенных детей?

Аутисты – это особенные дети или люди, которые ограждают себя от воздействия общества и им абсолютно все равно на мнение окружающих. Как и откуда начинается данное нарушение в мозге точно пока никому не известно.

Можно ли по внешности определить аутизм?

Каковы причины развития заболевания? В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы.

Читайте также:  Какие есть комплексы в психологии?

Кто работает с особенными детьми?

Тьюторы в детском саду появились недавно. Эти специалисты занимаются с детьми -аутистами в ресурсных группах.

Почему ребенок все время ноет?

Нытье — это черта характера или приобретенная вредная привычка? — Важно понимать, что нытье — это не осознанная стратегия поведения ребенка, а именно усвоенное поведение, в формировании которого родитель играет основную роль. Если ребенок вежливо просит о чем-то, а родитель не отвечает, ребенок усилит громкость. Маленький ребенок может закричать или даже устроить истерику.

  1. Ему нужна ваша помощь. Одна из основных причин нытья заключается в том, что они устали и нуждаются в вашей помощи, и через нытье пытаются донести родителю: «Я больше не могу вести себя как взрослый, пожалуйста, позаботься обо мне, как о младенце».
  2. Ему нужно выразить свои чувства. Иногда, плач — это просто способ для маленьких детей выразить печаль или разочарование. В этом случае родителям важно принимать, поддерживать малыша и его чувства, а не исправлять, ругать или контролировать.
  3. Ваш ребенок очень чуткий. И в этом случае мы говорим именно о черте характера, ведь все дети различаются по темпераменту! Возможно, в вашем случае дело просто в том, что ребенок чувствует простую ситуацию намного ярче, чем все остальные.

Когда у ребенка появляется сознание?

1. Ранний возраст —

  • Осознание границ своего тела — 1 год.
  • Формирование у ребёнка способности к самостоятельным действиям с предметами.
  • От года до трёх лет зарождается самосознание. Примерно в 2 года ребёнок начинает себя узнавать в зеркале, что является простейшей формой самосознания.
  • Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребёнок называет себя по имени в третьем лице.
  • К трём годам появляется местоимение «Я», появляется первичная самооценка — осознание не только своего «Я», но и того, что «Я — хороший», «Я очень хороший». Подобное завышение самооценки связано с потребностью в безопасности и носит эмоциональный характер, а также сильно зависит от близких взрослых.

Для чего рождаются больные дети?

Как показывает статистика в большинстве случаев рождаются здоровые дети. Но как всегда во всех правилах есть исключения и иногда могут родиться дети с самыми разными патологиями, что конечно же вызывает сильное волнение у родителей. Патологий на сегодняшний день есть очень много и перечислить их все просто нереально, но стоит вспомнить о тех, которые встречаются чаще всего.

  • Различия между родовыми травмами и патологиями.
  • Родовыми травмами называют проблемы со здоровьем у ребенка, которые произошли из-за тяжелых родов, ошибок медицинского персонала или самой мамы.
  • Повреждения могут быть любыми и разной тяжести, от гематом до вывиха плеча.
  • Патологией новорожденных считаются более глубокие повреждения, которые диагностируются не сразу.

Причинами таковых могут быть совершенно разные факторы. Одними из таких можно отметить проблемы с центральной нервной системой, с развитием органов и систем, хромосомные мутации. Если рассматривать классификацию подобных патологий, то можно выделить те, которые произошли из-за генетических нарушений, и те, которые были приобретены.

Хромосомная патология плода. Одним из самых распространенных патологий считается синдром Дауна. Случаев рождения больных детей в последнее время становится все больше и больше. К сожалению, профилактических мер от этой болезни нет. Нередко у здоровых родителей рождаются больные дети, и ученые до сих пор не могут точно сказать, почему такое происходит.

Однако узнать об этой патологии новорожденных детей можно еще в первой половине беременности. Для этого делается скрининг. После того как женщина узнает об этом, она может сделать выбор: оставить ребенка или же избавиться от него. Это личное решение каждой девушки, поэтому осуждать за это не стоит.

Обязательно, если есть такие-то предпосылки к проблемам, изучается материн анамнез. Патологии новорожденных иногда передаются по наследственному фактору. У девочек может развиваться болезнь Шерешевского-Тернера. Это заболевание присуще только девочкам. Нередко находят его в 10 лет. Сопровождается тем, что развивается легкая степень отсталости, а также бесплодие.

Болезнь характеризуется отсутствием одной хромосомы типа X. Патология новорожденных мальчиков — болезнь Клейнфелтера. Проявляется высоким ростом и отсутствием возможности иметь детей. Характеризуется наличием 47-й хромосомы. Кроме этих болезней, есть еще целый ряд заболеваний, которые развиваются из-за проблем с хромосомами, однако описанные встречаются чаще всего.

Профилактика от хромосомных проблем. Есть два варианта, которые позволят вам не иметь больных детей. Первый из них — консультация специализированного врача до беременности. Второй вариант — это скрининг в определенный срок беременности. Затягивать нельзя, так как, после того как время закончится, ответы будут неверными.

Поэтому исследование надо делать строго тогда, когда скажет врач. После этого вы можете решить, что делать с ребенком, если окажется, что он больной. «Приобретенные» патологии. Врачи уже устали каждой женщине повторять, что они должны готовиться к своей беременности.

Как общаться с детьми с особенностями?

Как общаться с детьми с аутизмом и синдромом Дауна — Часто, встречая ребенка с инвалидностью, мы говорим о нем в третьем лице и обращаемся к сопровождающему взрослому: «Можно дать ему яблоко?», «А она у вас умеет читать?» Поступая так, мы отказываем маленькому человеку в субъектности, игнорируем его или подчеркиваем, что он — не такой, как другие.

Поэтому всегда лучше говорить с самим ребенком и дать ему возможность ответить. Некоторым детям для коммуникации может понадобиться чуть больше времени — например, детям с синдромом Дауна и расстройством аутистического спектра (РАС). Так что в общении с ними тоже нужно терпение и некоторый навык. Главное правило для успешной коммуникации — говорить простыми и короткими предложениями.

Не нужно пытаться дать слишком много информации сразу или обсуждать несколько тем одновременно. Лучше сначала закончить одну тему и только потом переходить к другой. Это касается и письменного общения. Получить представление о препятствиях, которые приходится преодолевать ребенку во время общения, можно с помощью простого упражнения. «У людей с синдромом Дауна, например, осложнена работа голосовых связок, поэтому им трудно говорить. Попробуйте сделать это, положив в рот несколько кусочков маршмеллоу, — уже через 10 секунд общаться становится тяжело.

Читайте также:  В каком случае опекуны могут быть отстранены от своих обязанностей?

Приблизительно такие ощущения испытывает человек с синдромом Дауна, когда разговаривает, — приводит пример Мария Назукина. — Поэтому его нельзя перебивать, вставлять собственные слова и фразы. Лучше подождать, пока собеседник закончит мысль, даже если это дается ему с трудом». Еще дети с синдромом Дауна очень любят обниматься — причем иногда даже с незнакомыми людьми.

Так что при общении с таким ребенком нужно быть готовыми к тому, что он может неожиданно подойти и обнять вас посреди беседы. А вот для большинства детей с аутизмом тактильный контакт, наоборот, неприятен — порой настолько, что прикосновение может причинять физическую боль.

  1. Также люди с РАС часто не переносят сильных запахов, поэтому перед встречей лучше не увлекаться парфюмом и избегать острой пищи.
  2. Далеко не все дети с аутизмом во время общения смотрят собеседнику в глаза — зрительный контакт также вызывает у них физический дискомфорт, так что не нужно на нем настаивать.

Если вы говорите с ребенком, а он смотрит на стену, на потолок или в окно, это значит, что он вас сейчас слушает. И наоборот: если ребенок с РАС смотрит вам в глаза, вполне вероятно, что он вас не слышит, и продолжать разговор сейчас не стоит. Общаясь с ребенком с аутизмом, позвольте ему совершать стереотипные действия — от этого зависит его психологический комфорт.

Что понимается под особыми потребностями детей?

Е.Л. Гончарова Ленинградский государственный университет им.А.С. Пушкина, Санкт-Петербург О.С. Никольская ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва О.И. Кукушкина Ленинградский государственный университет им.А.С. Пушкина, Санкт-Петербург «Ребенок с особыми образовательными потребностями» – относительно новый, но уже достаточно устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.

Лексема вытеснила из широкого употребления ранее используемые термины «аномальный ребенок», «ребенок с нарушениями в развитии», «ребенок с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их специальные термины («аутист», «даун», «спастик», «алалик», «дизартрик» и пр.), которые с конца ХХ века воспринимаются обществом как слова с отрицательной коннотацией.

В современном понимании ребенок с особыми образовательными потребностями – это ребенок, нуждающийся в специальных условиях обучения и воспитания для его максимально возможного развития, образования, введения в культуру сообщества и семьи. Фиксируя отказ законодателя и общества разделять людей на полноправное большинство и ограниченное в правах меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике названных детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы к фиксации их особых социальных и образовательных потребностей.

Новое определение подчеркивает ответственность законодателя и общества за выявление и реализацию этих потребностей. Термин «ребенок с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в профессиональном и научном контекстах. В профессиональном контексте данный термин важен потому, что ориентирует специалистов на выявление особых образовательных потребностей и определение путей их удовлетворения по отношению ко всем категориям и группам детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом диапазона вариантов их развития.

В научном контексте данный термин важен и потому, что указывает на «проницаемость» границ между науками о детях с нормативным и отклоняющимся развитием, так как особые образовательные потребности могут быть обусловлены не только ограничениями здоровья, но и социокультурными факторами.

  1. Несмотря на то, что данный термин появляется в России позже, чем в США и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»).
  2. Осваивая новый термин, российская научная школа определила его содержание, основываясь на классическом заложенном Л.С.

Выготским понимании «аномального» ребенка как ребенка с вторичными нарушениями развития, нуждающегося в «обходных путях» культурного развития, обучения и воспитания, специальных условиях образования. Российская научная школа выделяет особые образовательные потребности:

  • общие для всех детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • специфичные для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • индивидуальные образовательные потребности, определяемые уникальной историей жизни, воспитания и образования конкретного ребенка;

К общим для всех детей с ограниченными возможностями здоровья можно отнести следующие особые образовательные потребности:

  • Время начала обучения – потребность в максимально раннем (на первых годах жизни ребенка) выявлении трудностей развития и немедленном развертывании психолого-педагогической помощи, учитывающей особые потребности ребенка.

    Сколько в среднем живут люди с синдромом Дауна?

    Прогноз для пациентов — Сегодня средняя продолжительность жизни с генетической патологией приближается к 55-60 лет, тогда как еще несколько десятков лет назад они доживали только до 25 лет из-за неблагоприятных условий жизни. Вероятность рождения ребенка с генетической аномалией у человека с синдромом Дауна составляет около 35-50%.

    Почему дети с синдромом Дауна все на одно лицо?

    Александр Журавлёв 11 марта 2016 · 175,2 K Потому что это одно из проявлений их генетических особенностей. И проявляется чаще и сильнее, чем интелектуально-мнестический компонент. Но помним мы только об уме.37,8 K Комментировать ответ Комментировать Наличие одной лишней хромосомы в геноме человека обуславливает появление характерных для данной патологии внешних признаков: плоское лицо; укороченный череп; особая кожная складка на шее у новорожденных детей; особый разрез глаз; гиперподвижность суставов; плоская форма затылка; недоразвитие средних фаланг пальцев; открытый рот; различные зубные аномалии; плоская перенос.

    Читать далее 20,4 K Индийский сказал, что у всех русских лишняя хромосома и поэтому они великие. Комментировать ответ Комментировать Студентишка медицинского университета,футбольный фанат · 11 мар 2016 Немного утрирую,но все же.У человека есть хромосомы,которые размещены по парам.Всего 23 пары.В каждой хромосоме есть определенное количество генов,которые отвечают за различные характеристики организма.В гомологичной ей хромосоме (хромосоме из той же пары) есть такое же количество генов,которые отвечают ровно за такие же характеристики организма (цвет глаз,цвет волос и.

    Читать далее 39,4 K Странно не замечал у себя монголойдного типа расы, короткой шеи и так далее. Имею 2 высших образования. Веду. Читать дальше Комментировать ответ Комментировать Характерная внешность встречается у пациентов с очень многими генетическими синдромами, не только у пациентов с синдромом Дауна.

    Все дело в так называемых стигмах дизэмбриогенеза — различных анатомических аномалиях, которые возникают еще внутриутробно. Для синдрома Дауна характерную внешность создают следующие стигмы: антимонголоидный разрез глаз, эпикантус (т.н. Читать далее 27,3 K Комментировать ответ Комментировать Это характерно для многих генетических синдромов, не только для синдрома Дауна.

    Например характерное лицо у пациентов с синдромом Сильвера-Рассела, черепно-лицевым дизостозом Крузона, синдромом Корнелии де Ланге и т.д. их очень много. Характерный вид им придают т.н. стигмы дизэмбриогенеза т.е. отклонения в анатомическом строении тех или иных органов.

    Для синдрома Дауна. Читать далее 22,1 K Комментировать ответ Комментировать Предположу, в разрез официальному научному мнению, что внешнее сходство людей с синдромом Дауна (независимо от внешности родителей) обусловлено доменированием одного типа бактерий (присутствующие в каждом человеке, но в разных активных фазах) в матке (в дальнейшим околоплодных вод) принимающие активное участие в формирование (создании) клеток плода и в дальнейшим его.

    Читать далее 18,7 K У вас есть учёная степень? Скорее всего нет. Даже с ошибками пишете. У людей с синдромом Дауна 47 хромосом, в то. Читать дальше Комментировать ответ Комментировать Насколько я понимаю, из за присутствия у них лишней хромосомы. А также из за изменения 21.

    Почему у здоровых родителей рождаются дети с синдромом Дауна?

    Почему рождаются дети с синдромом Дауна? Факты и вымослы — Подробности Опубликовано 24.10.2016 11:23 Просмотров: 4968 Известие о желанной беременности настоящий праздник. В первое время, увидев две долгожданные полоски на тесте, будущие мамочки буквально «летают» на крыльях счастья.

    Однако со временем начинают появляться и страхи. И основным из них являются переживания о том, здоров ли малыш. Так, будущих родителей нередко волнует вопрос, почему рождаются дети с синдромом Дауна? Можно ли предотвратить развитие этой патологии? Что такое врожденный синдром? Прежде всего, стоит уяснить, что любой врожденный синдром, в том числе и синдром Дауна – это не болезнь, поэтому вылечить его невозможно.

    Синдром – это совокупность определенных симптомов, вызванных патологиями развития организма. Многие врожденные синдромы являются наследственными, однако синдром Дауна является исключением. Данный синдром вызван утроением 21 хромосомы. В норме у человека 23 пары хромосомы, но иногда случается сбой, и на месте 21 пары оказывается три хромосомы.

    Вот эта лишняя, 47 хромосома и вызывает данную патологию. Синдром получил такое название в честь человека, который впервые дал подробное описание патологии. Звали этого ученого Джон Даун, поэтому и синдром назвали в честь исследователя. Почему развивается патология? Конечно, родителей интересует, почему может родиться ребенок с синдромом Дауна? К сожалению, данная патология – это всего лишь случайность, от которой не застрахована ни одна семья в мире.

    Дополнительная хромосома в паре может появиться вследствие: нерасхождения парной хромосомы при делении клеток сперматозоида и яйцеклетки; нарушения деления клеток уже после совершения оплодотворения; передачей мутации от одного из родителей. В 94% случаев патология обусловлена простой трисомией, когда копии тройной 21 хромосомы присутствуют в каждой клетке.

    1. Факторы риска Причины, провоцирующие генетический сбой и приводящие к развитию данного синдрома, ученые до сих пор найти не могут, считается, что это абсолютная случайность.
    2. Вероятность рождения ребенка с таким синдромом не зависит от образа жизни родителей, хотя обыватели часто уверены в том, что к данной патологии приводит неправильного поведения матери во время беременности.

    На самом деле это не так. В семье, в которой ведут исключительно здоровый образ жизни, вероятность рождения ребенка с данной патологией не становится меньше. Поэтому вопрос, почему у здоровых родителей рождаются дети с синдромом Дауна, имеет только один ответ: произошла случайность, генетический сбой.

    Никакой «вины» матери или отца в болезни ребенка нет. Единственная закономерность, которую ученым удалось выявить, это связь возраста родителей и повышением риска рождения больного ребенка.Особенно рискуют женщины, которые решают стать мамами в возрасте после 45 лет. Влияет на вероятность рождения больного ребенка и возраст отца, хотя и в меньшей степени.

    Нужно сказать, что риск рождения нездорового ребенка велик не только у матерей в возрасте, но и у слишком юных, не достигших 16 лет рожениц.

    Как часто стоит общаться с родителями?

    «Средняя температура по больнице» — Общая статистика такова: для большинства ответивших родителей созвониться два-три раза в неделю — самый удобный формат. Дети также отметили эту частоту как наиболее комфортную. Многим из них было бы достаточно звонка раз в 7-10 дней. Главное — взаимное желание общаться и наличие общих тем. Родители:

      «Смущает слово «нужно». Оно подразумевает какой-то контроль. Мне кажется, со взрослыми детьми созваниваются, когда соскучились и хотят услышать. С другой стороны, для некоторых родителей «когда соскучился» — это каждый день. Напрягает».«Раз в три-четыре дня созваниваемся, обмениваемся аудиосообщениями и списываемся. Сейчас каждый день — в условиях форс-мажора (пандемии)».«Мы с сыном созваниваемся раз в неделю. Это если все идет ровно. Он занят своими делами, я не мешаю ему работать. Если есть необходимость что-то обсудить, то чаще».

    Дети:

    «Вообще зависит от продвинутости родителей. Мое общение с мамой — ежедневный созвон. Как дела, все ли в порядке — максимум пара минут. С папой говорим раз в неделю-две. Оба не очень разговорчивые».«Я часто созваниваюсь, потому что мы друзья. Каждый день. С мамой общаюсь, когда с собакой гуляю. Обсуждаем сериалы, книги, шмотки, лекции или книги. Думаю, что не у всех людей такие родители, на одной волне с детьми».«Точно не каждый день. Это воспринимается как некое давление и попытка удаленного контроля. Но и не слишком редко, чтобы не возникло ощущения полной потери связи и формальных контактов».«У меня вообще нет созвонов типа: «Привет, как дела?» Только если по очень срочному делу. Или если кто-то умер. Ну 3 раза в год».

    Как правильно общаться с детьми с дцп?

    Говорите внятно, не сюсюкайте. Не требуйте много – это лишь подтвердит его отличие от других. У самих детей и подростков с ДЦП часты приступы агрессии – это их естественный защитный механизм. Не допускайте проявление агрессии с вашей стороны.