В каком возрасте дети начинают бояться чужих?

В каком возрасте дети начинают бояться чужих
Еще вчера он шел на руки ко всем подряд и радостно улыбался каждому встречному. А сегодня ударяется в громкий рев при виде соседки по подъезду.17 сентября 2021 Такому страху ребенка не стоит удивляться. Вполне естественное явление для детей в возрасте от восьми месяцев до полутора лет. Эта разновидность страха возникает гораздо раньше боязни Бабы-яги или грома. Страх чужого — один из первых страхов, которые испытывает ребенок.

  • К возрасту 8–9 месяцев малыш начинает осознавать, что мама — совершенно отдельный от него человек.
  • Когда мама уходит, малыш боится потерять ее навсегда.
  • Одновременно с этим он начинает понимать разницу между чужими и знакомыми лицами, и с каждой неделей делает это все лучше и лучше.
  • У некоторых детей чувство тревоги может вызвать не только незнакомое лицо, но даже мамино, если она радикально изменит прическу или цвет волос.

А уж если вместо знакомого и любимого лица возникнет незнакомое, да еще мужское, да еще бородатое, чему удивляться, если ребенок внезапно огласит окрестности громким плачем.

Когда ребенок боится чужих?

Обычные проявления взросления малыша часто могут показаться родителям серьезными проблемами. Наш эксперт уверяет, что в этом нет ничего страшного.25 декабря 2020 Моему сыну 1,5 года, он боится чужих взрослых и детей, может даже заплакать, просится на ручки. Пытались как-то сводить его с другими детьми, все безрезультатно: он сам играет, а к другим детям не стремится подходить. В следующем году в садик, опасаемся, что не сможем его там одного оставить. Подскажите, пожалуйста, как решить эту проблему. Ксения, г. Тула Вы обеспокоены тем, что ваш годовалый малыш боится чужих людей. Хочу вас успокоить — это обычный страх, соответствующий возрасту. Дети в 7–9 месяцев в норме начинают отличать своих родных и близких от чужих незнакомых людей. Это показатель того, что ребенок развивается успешно.

Данный период длится примерно до 2 лет. Сейчас особенно важна роль значимых взрослых (тех людей, которые больше всего времени проводят с ребенком, занимаются им, ухаживают, кормят). Их слова, действия, защита и поддержка закладывают установки и учат кроху способам реагирования на ту или иную ситуацию, в том числе, как взаимодействовать и чего ожидать от малознакомых людей.

Годовалые малыши еще не стремятся к совместным играм с другими детьми. Интерес к сверстникам появляется к 3 годам. До этого возраста дети могут играть рядом, друг с другом, в самостоятельную игру. Все это является нормой, В следующем году вы планируете отдать малыша в садик, но опасаетесь, что не сможете оставить там его одного.

  • Год — огромный период в жизни ребенка.
  • Он стремительно растет и меняется, но готовиться к поступлению в детский садик все же стоит.
  • Прежде всего, обратите внимание на вашу внутреннюю решимость позволить кому-то другому заботиться о вашем малыше.
  • Можете ли вы доверить ребенка воспитателю? Это ведь малознакомый человек для вас.

Если ответ отрицательный, то вам стоит обратиться за помощью к семейному психологу. Родители, опасающиеся оставлять малыша в детском саду, испытывающие недоверие к воспитателям (ведь они незнакомые люди для них) — как правило, люди с нарушенным базовым доверием к миру.

    Убедитесь, что вы способны сами мыслить позитивно и доверять миру и людям. Обеспечьте ребенку комфортные условия, защиту, дающую уверенность, что он нужен и любим вами. Малышу важно понимать, что вы никогда не дадите его в обиду. Сейчас, на данном этапе, когда мальчик видит незнакомых и просится к вам на ручки, надо обнимать его, либо брать на ручки и ласково с ним говорить о том, что он под вашей защитой и вы его никому не отдадите, что вы его очень любите и бережете.

    В каком возрасте дети перестают бояться людей?

    Почему дети боятся чужих людей — Многие годовалые малыши боятся чужих. В семь-десять месяцев ребенок начинает различать «своих», а к остальным проявляет настороженность. С близкими уж точно безопасно и комфортно, а с остальными — неизвестно. Поэтому малыши при виде незнакомца жмутся к матери, ловят ее реакцию.

    1. Если новый взрослый ведет себя доброжелательно, не настаивает на быстром отклике малыша, ребенок постепенно привыкает и начинает общаться.
    2. А если взрослый (как свекровь героини) — обижается, требует немедленного ответа, ребенок может закрыться.
    3. Более того, будет бояться и других «чужих».
    4. По статистике больше всего этот страх беспокоит в возрасте год-полтора, а к двум-трем годам постепенно проходит.

    Малыш понимает, что общаться с другими взрослыми может быть интересно и полезно. Нормальный страх может перерасти в «ненормальный», если взрослые ведут себя неправильно. Советы соседки по очереди вредны для малыша. Вполне возможно, что проблема не видна сейчас, но даст о себе знать в будущем.

    • Как давно ребенок боится незнакомых людей?
    • Когда это началось? После какого-то события, в определенный период времени? Или страх был всегда?
    • Поведение малыша при встрече с чужими всегда одно и тоже, или страх то усиливается, то ослабевает периодами?
    • Ребенок одинаково относится ко всем чужим? Или кого-то боится больше? Мужчин или женщин? Старых или молодых?
    • Как вы ведете себя, когда встречаете малознакомого человека? Какие истории, связанные с чужими, хранит ваша память?

    Перечислим самые распространенные причины страха:

    • Прошлый опыт ребенка.
    • Особенности ребенка, данные от природы.
    • Ситуация в семье.

    Прошлый опыт ребенка. Этот страх появляется после конкретной ситуации. Может быть, ребенка напугал незнакомый человек, и теперь он боится повторения. В таком случае причина на поверхности, о ней легко догадаться. Важно объяснить ребенку, что произошло и что делать, если подобное вдруг повторится.

    • Например, малыша напугал клоун на дне рождения, и теперь он боится мужчин.
    • Можно сочинить небольшую историю, как мальчик встретился с ярко одетым шумным клоуном.
    • Мальчик испугался, спрятался на руках у мамы.
    • Но потом увидел, что артист раздает мороженое, пускает мыльные пузыри, всем весело, а вовсе не страшно, и пошел играть к ребятам.

    Пусть ребенок нарисует картинки к вашей истории или устроит настоящее театральное представление, используя любимые игрушки. Особенности ребенка, данные от природы. Еще одна причина, почему ребенок боится чужих людей, — особенности ребенка. В этом случае ребенок всегда ведет себя с чужими одинаково.

    В каком возрасте ребенок начинает бояться?

    Как образуются страхи и что делать родителям — ЮНИСЕФ Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, а человек, которому страх неведом, по сути дела, больной, и, соответственно, полное отсутствие страха — один из симптомов, относящихся к сфере психопатологии.

    С первым появлением страха у младенцев мы сталкиваемся, когда им уже исполнилось несколько месяцев. Он проявляется в виде боязни неизвестного. Ребенок может испугаться, даже увидев незнакомое лицо. Позднее появляется переживаемый в отсутствии родителей «сепарационный» страх, и в течение двух последующих лет репертуар детских страхов становится все богаче.

    Можно говорить о конкретных страхах. Страх вызывают конкретные предметы, существа или ситуации, которые дети и в самом деле считают опасными. В 2-3 года нет никаких проявлений абстрактного страха. Существует зависимость: чем выше интеллект ребенка, тем больше конкретных страхов он испытывает.

    Почему ребенок боится других детей?

    Главная → Новости → Почему ребенок боится других детей?

    Случаи, когда ребенок боится других детей, не так уж редки. Иногда малыш даже отказывается выходить на улицу, поскольку помнит о травмирующей ситуации и лишь дома чувствует себя в безопасности. Родители недоумевают, почему ребенок боится других детей,

    На самом деле, причина довольно проста, и она заключается в том, что родители не смогли научить свое чадо общению со сверстниками и способам выхода из конфликтных ситуаций. Учить ребенка общаться следует начинать как можно раньше. Когда вы приходите с ним в песочницу, необходимо обратить его внимание на знакомых детей, поздороваться с ними и назвать их по именам.

    Старайтесь привлечь внимание малыша к его будущим друзьям. Родители должны внимательно наблюдать за тем, как их ребенок играет со сверстниками, при этом помогая ему обменяться игрушками с другими детьми, отстоять их в случае необходимости. Покажите ребенку способы мирного разрешения конфликта.

    Ни в коем случае не допускайте, чтобы другие дети обижали вашего малыша. Напротив, он должен получать как можно больше позитивных эмоций от совместных игр, Ребенка нужно научить таким вещам, как умение делиться, меняться и ждать своей очереди. Также очень важно как можно чаще ходить в гости к друзьям, у которых есть дети, а также приглашать их к себе домой.

    При этом не забывайте подчеркивать, как весело играть вместе. Очень полезно записать ребенка в студию раннего развития. Это еще одна возможность с самого раннего возраста научить его совместным играм и взаимодействию в группе. Существуют случаи, когда дети не имеют возможности учиться общению и налаживанию отношений, к примеру, когда родители долго возят малышей на прогулку в коляске.

    Иногда, несмотря на все ухищрения родителей, ребенок все равно наотрез отказывается общаться с другими детьми. В таком случае бесполезно заставлять малыша играть со сверстниками, ведь если страх уже сформировался, действовать нужно постепенно. Чтобы у вашего ребенка исчез страх перед другими детьми, начните с малого.

    Первое, что можно сделать – увлечь малыша новой игрушкой, с которой он может играть на улице. Но не стоит сразу же вести ребенка на площадку к сверстникам. Если они отнимут эту игрушку, страх только усилится. Сначала играйте в стороне от других детей и будьте всегда рядом.

    Когда ребенок будет спокойно общаться с хорошо знакомыми ему детьми, но по-прежнему боится незнакомых сверстников, запишите малыша в группу кратковременного пребывания. Постепенно при участии опытных педагогов малыш научится взаимодействию со сверстниками и вопрос, почему ребенок боится других детей, отпадет сам собой.

    Лучшие цены на образовательные товары. На сайте дешевле, чем в магазинах. Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с Условиями использования, Горячая линия 8 (800) 100-52-31

    Почему у ребенка много страхов?

    Причины детских страхов Страх у детей формируется из-за чрезмерной впечатлительности, доверчивости, яркой фантазии, неумения отделять реальность от сказки. По сути он – ответ на внешние обстоятельства, где ведущую роль играют воспитание и взаимоотношения ребенка с членами семьи.

    Как помочь ребенку избавиться от страха?

    14 мая 2021 Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха. Обеспокоенность, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Детские страхи — это распространенное явление в возрасте от года до семи лет.

    Существуют возрастные страхи, то есть страхи, характерные для определенного возрастного периода. Сначала ребенок боится остаться один, без поддержки близких, сторонится неизвестных людей. В период с 2 до 3 лет ребенок проявляются страхи боли, высоты, гигантских животных. После 3 лет — страх темноты, воображаемых существ, сказочных персонажей.

    Страх темноты совпадает по времени с развитием воображения ребенка. Иногда он не может отделить реальность от вымысла и Баба-яга с Кощеем для него символы зла и жестокости. С 6-7 лет дети могут бояться огня, пожара, катастроф. Самым распространенным страхом после 7 лет исследователи считают страх смерти: дети начинают осознавать смысл смерти, боятся умереть или потерять родителей.

    • При переходе на новую возрастную ступеньку одни страхи изживают себя, появляются другие, свойственные следующему возрастному этапу.
    • Также источником возникновения дополнительных страхов у детей могут выступать взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом, слишком настойчиво, эмоционально указывая на опасность.

    Для профилактики возникновения детских страхов необходимо придерживаться следующих рекомендаций: — Детей ни в коем случае нельзя пугать — ни дядей, ни волком, — стремясь воспитать его послушными. Ребенку, согласно его возрасту, следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными персонажами.

    — Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. — Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности. — Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется. — Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

    — Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей. — Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать — позову волка» и тому подобное. — Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

    • Если вы видите, что ребенок не может справиться со своими страхами, что их острота не снижается при переходе в следующий возрастной период, происходят изменения в физиологическом самочувствии ребенка в виде ночных кошмаров, повышенной тревожности, трудностями засыпания и т.д.
    • Необходимо обратиться за помощью к специалисту.

    Алена Чайковская, педагог-психолог регионального центра «Семья»

    Откуда берутся детские страхи?

    Детские страхи порождает и чрезмерная родительская опека. Ребенку, растущему в тепличных условиях, очень трудно потом приспособиться к жизни без «защитного скафандра», и ему везде начинают мерещиться опасности, а на этой основе возникают страхи.

    Чего боятся дети?

    Чего боятся дети — В большинстве своем того же, чего боялись и мы их возрасте, а именно: одиночества, чужих людей, врачей, крови, фантастических существ вроде Бабы-Яги, Серого Волка или злобной Буки. Кроме того, во все времена и у всех народов отмечались характерные страхи, обусловленные общими закономерностями развития психики: страх потерять маму, боязнь темноты, ужас перед животными.

    • РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ Многие современные дети всерьез боятся апокалипсиса (спасибо блокбастерам), маньяков (отдельная благодарность СМИ) и даже экономического кризиса (пугает малышей в основном то, что у родителей нет денег и они постоянно злятся).
    • К приметам времени можно отнести и чрезмерное обособление детей.

    Городские ребятишки, как правило, испытывают недостаток общения, и в результате у живущих под неусыпным родительским контролем крох формируются слишком интенсивные страхи одиночества, темноты и сказочных чудовищ. Этому способствует и слишком ранняя интеллектуализация современных малышей, особенно если в жертву ей приносятся коллективные подвижные игры, развивающие эмоциональную сферу.

    Чего боятся дети в 2 года?

    Семенова Анна Александровна Педагог-психолог высшей квалификационной категории

    ЧТО КРОЕТСЯ ЗА ДЕТСКИМ «БОЮСЬ»? Все дети периодически испытывают страх, и это нормально. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого, непонятного и реализующегося через страх чего-либо или кого-либо.

    Большинство страхов обусловлено возрастными особенностями детей и носят временный характер, если к ним правильно относиться. Существует определенная норма страхов для каждого возраста, совместимая с нормальным развитием психики ребенка. Эта норма несколько различна для девочек и мальчиков. Информацию о среднем количестве страхов в зависимости от возраста можно найти в публикациях известного санкт-петербургского психиатра, специалиста по детским страхам А.И.

    Захарова. Например, в возрасте 3-х лет нормой для мальчиков будет 9 страхов, для девочек – 7, в 4 года для мальчиков 7, для девочек 9 страхов, в 5 лет для мальчиков 8 страхов, для девочек 11 страхов, в 6 лет для мальчиков 9 страхов, для девочек 10. Определенные страхи являются нормальным явлением для конкретного возраста и связаны они с познанием ребенком окружающего мира и себя в этом мире: 8 месяцев – боязнь незнакомых людей, 1,5 года – боязнь незнакомых детей (проходит к 2 – 2,5 годам), грозы, темноты, больших водных поверхностей, врачей, уколов.

    1. До 2-х лет, ребенок задает вопросы взрослым: «что это?», «кто это?», он хочет знать: опасны для него эти «кто» и «что».
    2. В 2 года дети боятся неожиданных (непонятных) звуков, наказания со стороны родителей, поездов, транспорта, животных.
    3. Дети боятся засыпать в одиночестве.
    4. С 2-х до 3-х лет дети задают вопросы: «где?», «куда?», «откуда?», «когда?».

    Возникают страхи, связанные с пространством. Дети боятся темного времени суток, одиночества, высоты. Дети боятся унитаза, ванной, бытовых приборов, теней на стене. К 5-ти – 6-ти годам дети начинают испытывать страх за последствия своих поступков, задают вопросы: «Что будет?».

    • К этому возрасту дети начинают понимать сложность окружающего мира и осознавать свою беспомощность в нем.
    • Формируются категории времени и пространства.
    • Возникает страх смерти, дети могут задавать вопросы родителям: «А ты не состаришься?», «А я не умру?».
    • От 5-ти до 7-ми лет — страх смерти, страх смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, страх страшных снов, глубины, огня, пожаров, войны, страх нападения, заболеть, страх перед засыпанием, страх наказания.

    Младший школьный возраст (7 – 11 лет) страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья. Большинство детских страхов исчезает по мере взросления ребенка, повышения уровня осведомленности, накопления жизненного опыта, дети как бы «перерастают» их.

    Чего боятся дети в 3 года?

    Страхи у детей в 1-3 года — После года причины возникновения детских страхов меняются. В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества и особенно – темноты. Эти страхи типичны и нормальны для ребёнка этого возраста. При этом тревогу вызывают конкретные ситуации, которые дети и в самом деле считают опасными – например, высота, темнота, боль.

    Чего боятся дети до года?

    Соотношение возраста и доминирующего детского страха Дети до 1 года — страх перед громким и неожиданным шумом, перед незнакомыми людьми, раздеванием, одеванием и сменой обстановки; Дети в возрасте 1 — 3 лет боятся разлуки с родителями, травм, засыпания и сна (здесь боязнь ночного кошмара).

    В каком возрасте ребенку нужно общение со сверстниками?

    Вас консультирует педагог — психолог Злотницкая Людмила Владимировна. Общение детей раннего возраста со сверстниками В возрасте до 1 года малышу достаточно общения с взрослыми, но когда он подрастает, ему необходимо общаться с другими детьми. В первый год жизни ребенка все его окружение — это родители, бабушки и дедушки, если есть братья и сестры.

    1. Ребенку достаточно этого.
    2. С ним играют, его окружают вниманием и заботой.
    3. Но примерно с 1,5 лет ребенок тянется к другим детям.
    4. И чем старше он становится, тем больше потребность в общении с ровесниками.
    5. Как общаются малыши? Общение детей раннего возраста со сверстниками происходит с помощью различных действий, анализ которых позволил выделить 4 основные категории: 1.

    Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и к взрослому, и даже к неодушевленным предметам.2. Действия со сверстником как с игрушкой.

    Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, похлопать по лицу. Эта форма уже не встречается в общении с взрослыми.3. Наблюдение за другими и подражание им. Здесь дети смотрят глаза в глаза, дарят улыбки, вербальные формы общения (характерна для общения как с детьми, так и с взрослыми).4.

    Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом. Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.

    • Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы.
    • Очень часто конфликты возникают из-за игрушки.
    • К концу второго года жизни дети уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие.

    На третьем году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения – «яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность и непосредственность». Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу.Т.е. если для детей 1, 5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику как к объекту действий, то ближе к 3 годам все чаще можно наблюдать субъектный подход во взаимоотношениях с ровесником.

    Как помочь ребенку научиться общаться со сверстниками?

    Консультация для родителей — Известно, что полноценное развитие ребёнка во всех его проявлениях очень сильно зависит от отношения малыша со своими друзьями. И, конечно, мама с папой могут научить ребёнка знакомиться и дружить, помочь ребенку разобраться в этом замечательном и сложном чувстве, понять с кем ему интересно и весело общаться и играть.

    Чем в более раннем возрасте начать учить ребенка дружбе, тем легче и быстрее он сможет в дальнейшем общаться с другими детьми и заводить друзей. Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством, следует неустанно внушать ему общеизвестный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

    Объясните ему, что общение должно сводиться к диалогу. Как часто мы, взрослые, заменяем его монологом. Беседуя, мы вроде бы слушаем друг друга, но слышим ли? Так вот, давайте прежде всего учить свое дитя именно слышать другого, быть внимательным к настроению, желаниям, чувствам собеседника.

    Помогите ребенку усвоить следующие правила, необходимые ему для общения со сверстниками: — Играй честно. — Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего. — Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы. — Если у тебя попросят что-нибудь — дай, если попытаются отнять — защищайся.

    — Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя. — Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего постыдного. — Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты. — Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить. — Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься.

    1. «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется», — почаще напоминайте ребенку слова этой известной песенки. Объясните ребёнку, что знакомиться нужно с улыбкой и дружелюбием, если подойти с хмурым и сердитым видом с ним вряд ли захотят общаться. В самом деле, стоит вашему чаду сменить настороженность на доброжелательность, застенчивость на заинтересованность, и сверстники в ответ станут гораздо отзывчивее.
    2. Приучите ребенка смотреть в глаза собеседнику — по мнению психологов, люди с «бегающим» взглядом не вызывают у окружающих доверия.
    3. Посоветуйте ребенку интересоваться другими детьми. Специалисты утверждают, что именно невнимательность к окружающим, зацикленность на собственных ощущениях нередко приводят ребенка к изоляции. Порой дети так сосредотачиваются на своей персоне, что не могут даже описать внешность постоянного партнера по играм! Чтобы отучить ребенка от забывчивости, предложите ему время от времени рисовать своих приятелей (пусть и схематично) — это сделает его более наблюдательным к окружающим.
    4. Делиться своим имуществом — еще один шаг навстречу другим.

      В каком возрасте ребенок может сказать мама?

      С какого возраста дети могут разговаривать — В современных исследованиях существует следующая классификация этапов развития детской речи:

        С 9 до 18 месяца. В этот период ребенок пытается подражать звуки, которые слышит ежедневно: лай собаки как «гав-гав», тиканье стрелок часов как «тик-так», бэкание козы как «бэ-бээ» и другие. Также малыш может пытаться формировать простые звуки в слова: «мама», «баба».18 — 20 месяц. В этовремя ребенок выражает свои мысли и пожелания в повелительной форме, как, например «дай!», «иди!» и т.п. Также заметными становятся попытки чада сочетать уже знакомые простые слова в небольшие предложения.20 — 22 месяц. В этот период ребенок учится использовать слова во множественном числе, тем самым привлекая к коммуникации больше одного человека.22 — 24 месяц. Словарный запас малыша увеличивается до 300 слов, большую часть которых составляют существительные.

      Со стороны родителей очень важно поддерживать ребенка в течение каждого из перечисленных этапов. Безусловно положительный эффект на детское умение выражать свои мысли будет чтение книг вместе, слушание музыки, просмотр мультфильмов и тому подобное. Так ассортимент звуков для малыша постепенно будет становиться шире.

      В каком возрасте дети говорят первое слово?

      Когда дети начинают говорить — Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё дело в том, что детская речь возникает гораздо раньше, чем звучит осознанное «мама» или «дай». Первая форма общения — это плач. Родители знают, что он различается в зависимости от того, что хочет донести ребёнок.

      Например, пронзительный вопль, скорее всего, означает, что младенцу требуется пища, а кряхтящее хныканье — что пора сменить подгузник. Звуки, похожие на настоящие слова, появляются в возрасте 4–6 месяцев. К этому времени совершенствуется речевой аппарат и ребёнок начинает экспериментировать, открывая и закрывая рот, вдыхая и выдыхая, двигая языком, меняя форму губ.

      Так появляется младенческий лепет: «а-ба-ба», «агу» или даже «мама». Но относиться серьёзно к таким первым словам не стоит: это случайность. Ребёнок ещё не связывает своё «мама», «баба» или «дай» с конкретными людьми или действиями. Если человек уверяет, что его ребёнок заговорил в 7–9 месяцев, он либо заблуждается, либо выдаёт желаемое за действительное.

      Первое осмысленное слово появляется в возрасте между 11 и 12 месяцам. И далее процесс идёт лавинообразно. Уже к году ребёнок обычно знает и произносит не одно, а от 2 до 20 слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и порой исковерканные, но тем не менее понятные «ту-ту» (поезд), «бух» (падать) или «ам» (есть).

      Собственно, год можно считать той самой границей, после которой возникает уверенная речь. Конечно, дети разные: кто-то начинает болтать в 11 месяцев, а кто-то помалкивает до года с хвостиком (лепет не в счёт). Но есть важная временная точка. Если ребёнок не произносит ни одного осознанного слова к 15 месяцам, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром.

      Когда нужно бить тревогу Если ребенок не сидит?

      Что делать, если ребенок не сидит? — Разница в темпераменте заметна с первых дней жизни новорожденного. Один младенец быстро наедается и засыпает, другой сосет медленно, часто отвлекается. Скорее всего, энергичный малыш чуть раньше начнет ползать, садиться, ходить, но разница в сроке приобретения навыков будет невелика.

      Однако бывают ситуации, когда необходима помощь специалиста. Если в возрасте 8 месяцев ребенок не садится самостоятельно и даже не делает попыток сесть – нужно обратиться к врачу-педиатру. Как правило, проблемы выявляются достаточно рано – при условии, что родители регулярно показывают малыша врачам и проходят профилактические осмотры.

      В Российской Федерации ребенка каждый месяц осматривает участковый педиатр. Он всегда спрашивает, как развивается малыш, какие новые навыки освоил. Если что-то идет не так, педиатр направляет к профильному специалисту – неврологу, хирургу/ортопеду. Если врач заметит какие-то тревожные симптомы, он назначит обследование (УЗИ головного мозга, суставов и т.д.). Важно! Возраст до года — время быстрого роста, наиболее благоприятное для коррекции возможных проблем в развитии. Далеко не всегда небольшая задержка в развитии сигнализирует о проблемах. Иногда это просто особенность вашего ребенка. И логично предположить, что если малыш поздно освоил другие навыки – умение держать голову, переворачиваться, то и сидеть он будет несколько позже сверстников.

      В каком возрасте мальчики начинают говорить?

      В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу? Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах.

      Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи. К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

      К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает? У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи.

      Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

      Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью? Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку.

      1. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.
      2. Мелкая моторика тесно связана с речью.
      3. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор.
      4. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам.

      Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко. Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша.

      Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис.

      Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д. Какие еще упражнения полезны? Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха.